Почему так важно быть “здесь и сейчас”?
Когда об этом заходит речь, многие спрашивают – а как это, жить настоящим и быть в здесь и сейчас? Давайте и начнем с этого.
Проведите простой эксперимент. Вот прямо сейчас, читая эту статью, вы чувствуете свое тело? Или вспомнили о нем, когда я предложил над этим задуматься?
Или, например, встаньте и попытайтесь достать с полки какой-нибудь предмет. Найдите высокую полку, чтобы за предметом пришлось тянуться. Где вы находитесь? Где находится ваше сознание, пока вы пытаетесь достать предмет? У большинства – уже на полке. Или даже уже делает что-то с этим предметом. А на самом деле, в вашем настоящем, в здесь и сейчас, вы пока еще тянетесь — и всё!
Когда вы идете в магазин или к машине, чтобы ехать на работу, где находится ваше сознание? Чаще всего – в магазине, на работе, а бывает так, что и в совершенно постороннем месте – у врача, на романтическом свидании, которое возможно (а возможно, и нет) будет только вечером, или вообще на курорте, куда вы поедете месяца через два, но только не на той улице, по которой вы идете.
Попробуйте посчитать, как часто вы заняты именно тем, что делаете сейчас? Сколько процентов времени вы живете настоящим?
Обычная картина – человек идет по улице и думает о партнере, работе, детях, родителях, обидчиках, будущем, прошлом, о чем угодно, только не о том, что он делает сейчас. Человек моет посуду, занимается спортом, отдыхает на диване, и находится при этом где угодно, только не в настоящем моменте.
Все просто: если ваше сознание сосредоточено на том, что вы делаете именно в этот момент – вы находитесь в здесь и сейчас целиком. Если оно занято чем-то другим – вы не находитесь в настоящем.
В лучшем случае здесь находится ваше тело. Оторванное от сознания, которое, в свою очередь, находится в другом месте. Как телу не очень уютно без сознания, так и сознание ничего не может сделать без тела, без энергии его ощущений.
Поэтому и работа тела выполняется в таком случае впустую, и работа сознания далеко не всегда приносит удовлетворение.
Чаще все заканчивается постоянным вращением сознания по неким привычным кругам, но в этом вращении редко находится адекватное решение надоевшей проблемы, а тело, брошенное в режиме «автопилота» не в состоянии полноценно отдохнуть, как, впрочем, не в состоянии полноценно поработать в отрыве от сознания.
Не спорю, есть моменты, когда нам не хочется делать некое дело, а надо. Не кому-то еще надо, а именно нам.
Допустим, нужно сделать уборку, хочется чистоты, но мыть полы вы не любите. Могу сказать, конечно, что если начать прислушиваться к ощущениям тела, осознавать, какие группы мышц работают – и мытье пола может стать интересным занятием. Но если вы уж совсем никак не любите это – что ж, может быть, самое время именно в вашем случае подумать о постороннем. И ваш выбор относительно этого занятия будет таким.
Но осознанный выбор относительно нескольких не очень любимых занятий – одно дело, а вот практически постоянное и непрерывное пребывание где-то еще, без всякого осознания этого факта – совсем иной случай.
Почему это так, и чем чреват отрыв от жизни в настоящем?
У человека, в отличие от животных, есть способность к абстрактному мышлению. Само по себе это не хорошо и не плохо. В каких-то моментах это может помогать человеку решать его задачи, а в каких-то может и мешать.
Но сейчас мы говорим о тех ситуациях, и даже больше – о таком способе жизни, когда избыточный акцент на абстрактное мышление мешает человеку жить настоящим, решать текущие задачи максимально эффективно.
Подкладывая ветки в костёр, я обратил внимание на одно из действий готовившего «стол» Шамана. Он вынул из пакета варёное куриное яйцо, превратившееся на сорокаградусном морозе в ледышку, и, почти не глядя, одним ударом ножа расколол его на две равные части.
Усевшись, я попытался расколоть пару яиц своим более тяжелым ножом, потом еще тройку ножом Шамана. Ни одно яйцо мне не удалось расколоть ровно и без крошки. Это навело на мысли о какой-то особой сноровке Шамана.
— Ты часто раскалывал так яйца?
— Не припомню. Да и не часто ты их приносишь.
— А как научился так ровно раскалывать?
— Не учился. Придёт же такое в голову.
— Но как ты их колешь?
— Смотри. (Шаман небрежно ударил моим ножом уже не поперек, а вдоль по последнему целому яйцу, которое раскололось на две равные половинки.)
— В чём секрет?
— У нас разные действия.
— В чем разница?
— Когда действую я, я действую целиком. А ты — частями.
— Какими частями?
— Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья — вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц.
— Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.
— Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.
— Что мне делать, чтобы научиться действовать, как ты?
— Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное, когда колешь яйца – коли яйца, а не лови ворон.
Серкин «Хохот Шамана»
Исчерпывающе, не правда ли?
Способность к абстрактному мышлению порой играет с человеком дурную шутку: мешает ему жить настоящим, отрывает его от той реальности, которой он занят непосредственно сейчас, и превращает его действия в неэффективные.
Я приведу несколько типичных жалоб клиентов, в которых многие, думаю, узнают и себя:
«Когда я занимаюсь сексом, я порой думаю о том, как я выгляжу, что думает обо мне партнер, нравится ли ему/ей мое тело, достаточно ли партнер доволен тем, что происходит, не будет ли чрезмерным предложить то или другое, вспоминаю прежних партнеров, всплывают старые обиды/сравнения/вопросы, думаю о том, что будет, если вдруг не получится….»
Итог – нарушение эрекции, оргазма, неудовлетворенность, страхи, напряжение, и в целом некачественный секс.
«Когда я собираюсь высказать свою идею начальству/прохожу собеседование, я думаю о том, что подумает начальник обо мне, уместно ли говорить о том и об этом, всплывают прошлые неудачи, посещают мысли о том, что будет, если идея не понравится/не пройду собеседование, что делать дальше…»
Итог – не пройденное собеседование, не рассмотренная идея, отсутствие интереса к вашей личности и обесценивание ваших предложений, общее разочарование в себе и падение самооценки, что еще больше углубляет страхи на следующем собеседовании или при разговоре с начальством.
«Когда я попадаю в новую компанию, я пытаюсь представить себе, что мне нужно сделать и сказать, чтобы понравиться людям, я продумываю свои реплики, представляю себе, каким я могу быть, переживаю о том, что будет, если повториться та ситуация, когда на прошлый новый год я чувствовал себя в компании лишним, пытаюсь анализировать, что я сделал не так….»
Итог – отчуждение людей, холод, ощущение себя снова лишним, печальные мысли, урон самооценке, отчаяние и разочарование вместо положительных эмоций.
Чем характерны все эти ситуации? Человек находится где угодно, только не в настоящем – в прошлых ситуациях, в мечтах и планах на будущее, в фантазиях (то есть вообще в абстрактно существующей реальности), в различных предположениях «а вдруг»….
Беда в том, что акцент на такой способ восприятия мира в большинстве из нас воспитывают наши родители и наша культура. Скольким из вас в детстве и юности говорили: «думай головой, пытайся предвидеть последствия, может быть то или другое!» – и приводят примеры собственного или чужого, чаще негативного, опыта.
Сама по себе мысль не так уж плоха. Там, где можно подумать над имеющейся информацией, прикинуть шансы, оценить разумно свои возможности и реакции других участников ситуации – это можно сделать.
Но вся проблема в том, что это имеет предел. Ни один, даже самый совершенный аналитический инструмент не может учесть все переменные этого мира. Ни один человек не в состоянии предсказать все последствия. Ни одно действие с учетом всех возможных включений реальности не поддается стопроцентному прогнозированию.
Реальность меняется. Жить настоящим – постоянно открывать для себя что-то новое. Если ваш прошлый опыт говорит «у меня есть пример неудачи» — это означает, что у вас просто есть такой опыт. Это означает, что вы можете сделать какие-то выводы из этого опыта, возможно – осознать, как не стоит больше поступать.
Но этот опыт совсем не означает, что ситуация повторится. Более того – если вы открыты изменениям реальности, то вы можете себе гарантировать, что все будет как-то иначе. По-старому будет только тогда, когда вы сами ожидаете привычного, пусть и неприятного, разворота событий.
Многих вводят в заблуждение бытовые и отлаженные действия: дорога по привычным маршрутам, где, казалось бы, ничего не меняется, схемы жизни, кажущиеся некоторым безопасными – «выучись на того-то, и у тебя всегда будет кусок хлеба», схемы жизни вообще – «вырастить сына, посадить дерево и построить дом» и т.д. В некоторых случаях они действительно работают. Но безопасно они работают не так уж часто.
Вспомните, сколько ваших планов оказалось разрушено какими-либо «форсмажорными обстоятельствами»?
Начиная с глобальных – смерти близких, тяжелых болезней, внезапных потерь денег, крахов бизнеса или политико-экономических кризисов, до банальной простуды, случившейся «как раз» в самый ответственный день, не менее банального опоздания на электричку или вообще внезапно упавшей сосульки на крышу машины.
Иллюзия контроля – именно то, что мешает нам жить настоящим, то, что заставляет порой «загоняться» в различных умопостроениях, которые, призваны, казалось бы, защитить нас от капризов непредсказуемой реальности.
На деле же попытка контролировать события отвлекает нас от непосредственной реакции на реальный мир и делает саму реакцию порой совершенно неэффективной.
Ведь, как мы уже говорили, предсказать все на 100%, тем более на основе чужого опыта, да и своего тоже — не получится. Куда более надежной выглядит попытка полагаться на свою спонтанную реакцию. Которая возможна только тогда, когда вы находитесь в настоящем.
Не хочу сказать, что думать не нужно вообще.
Разница между осознанным, подлинным мышлением и переливанием из пустого в порожнее очевидна: когда вы действительно думаете, вы стараетесь выстроить всю цепочку проблемы, задачи — с чего началась, как развивалась, как обоснованы те или иные аргументы, которыми вы пользуетесь в своих суждениях, есть ли у вопроса история (ваша личная или вообще в истории людей или культуры, философии, науки, религии), как это связано с вашими чувствами, какие выводы вы можете сделать из своего опыта.
Это — рефлексия, и к ней стоит относиться уважительно.
Совсем другое дело — фрагментарное и бессистемное мышление. Которое не склонно углубляться в исследования, логику, историю и анализ ваших переживаний. Бессистемное мышление — это просто прыжки ума с предмета на предмет и невозможность сосредоточиться ни на чем более минуты, двух, трех, и увы, как практика показывает — именно это принято называть глаголом «думать»….
Осознанному процессу мышления стоит отводить свое место и время. Если вам, например, нужно подумать над личной проблемой – найдите комфортную позу для тела, создайте необходимый уровень тишины (или поставьте нужную вам музыку), подготовьте бумагу и ручку, чтобы записать важное, попросите вас не беспокоить или уйдите от людей куда-то на природу, в уединенное место.
И не забудьте договориться с собой о том, сколько времени вы будете думать. Если прошел, к примеру, отведенный час, а вы ни к чему не пришли – нет смысла дальше «гонять» в голове проблему по кругу. Значит, вы пока не готовы ее решить.
И если вы погрузитесь в настоящее, в реальность, которая происходит с вами здесь и сейчас, вероятнее всего, ответ придет быстрее, чем если продолжать прокручивать в голове «заезженную пластинку».
Если вы занимаетесь интеллектуальным трудом или периодически нуждаетесь в аналитической обработке той или иной важной для вас информации, обязательно ли полностью отключаться от ощущений тела? Возможно, они тоже смогут подсказать вам какие-то шаги в решении ваших задач? Ведь вы — целое. Куда продуктивнее работать всем собой, нежели частью.
Зачем проживать больше половины своей жизни в разных «а может быть» и «а вдруг», если можно пойти и выяснить, как оно будет на самом деле, а если еще не время выяснять – просто заняться тем, что актуально именно сейчас, или отдохнуть полноценно?
Так и живём: мысли – там, руки – здесь, сердце – неизвестно где. Надо сосредоточиваться на текущей задаче. Но, если ты не обдумаешь заранее свои будущие поступки, как тогда действовать. Я уже давно пришла к выводу, что человек живёт, условно говоря, в трёх временах – прошлом, настоящем и будущем. Астрал никто не отменял, мы все существуем еще и в астрале, за гранью видимой реальности (во снах или наяву), а там совсем другие законы времени. Поэтому можно только на краткое время сосредоточиться на текущей задаче, но потом всё равно размажешься во времени.
Сумбурненько вышло. Напишите кто-нибудь лучше.
Зачем вы это читаете? Больше похоже на информационный мусор(личное мнение).
Прошлое мнимо, будущее формирует здесь и сейчас, ВЫ центр мира и от вас как от камня по воде идут волны, чем сильнее тем больше от вас идут ВОЛны.
” ВЫ центр мира ” конечно самолюбию льстит, но это модель крайне неустойчивая – попробуй устоять на одной точке, как циркач. Ниже изложила про вектор, как я это понимаю. Про волны – согласна, идут. Волны разных людей взаимодействуют, меняют их вектора.
Не скажите, что мусор, я об этом много рассуждала, анализируя события своей жизни.
Причем здесь самолюбие?
Ну, приятнее воображать себя центром собственного мира. Так поняла.
Нет, не так. Я вам про красное, вы мне про горячее.
Пишите подробнее, и Вас поймут лучше. У Каждого достаточно своих загадок, чужие разгадывать неохота.
“Свои”,”чужие”, это не мои загадки.
Слишком много писать бы пришлось и даже в большую статью не уместилось бы, да и не каждый поймет. Так что если вы с чем-то не согласны или не понимаете, ЭТО ВАШЕ ПРАВО. А ссылку я вам давал.
Удачи.
Какую ссылку? не помню. Я думала, сюда ходят для неспешных подробных бесед… А Вам некогда. В добрый путь!
Лучше не могу, но что-нибудь попытаюсь. Одна из привязок к настоящему – ощущения тела, в теле. Удержание в фокусе внимания онлайн-ощущений можно пытаться сделать фоновой, постоянной задачей. Например, иду по улице, обдумываю очередную текущую задачу и – как обычно – сканирую ощущения мышц (одновременно оценивая самочувствие, положение позвоночника, походку, внешний вид, ход мыслей, причины их появления-изменения), ощущения органов, сигналы всех анализаторов, интуиции… При переходе улицы – долой текущую задачу! – всё внимание – дороге, но ощущения продолжают регистрироваться автоматически… сижу за компом, читаю-осмысляю-прочувствываю или пишу-чувствую-обдумываю, но при этом всегда ощущаю давление стула, степень температурного комфорта, удобность позы, звуки улицы, комнаты, утомлённость глаз и т.д.
Разумеется, это идеал, но стремиться можно, если это интересно. Начинать можно с систематических отслеживаний ощущений, например, большого пальца правой ноги… или положения уголков губ… или движений грудной клетки… Вариантов практик множество…
Как интересно, Вы так сильно сосредоточиваетесь на телесных ощущениях. Я вообще о них не вспоминаю, если сильно не болит. Кстати, игнорирование болячек до такой степени их оскорбляет, что они уходят, не прощаясь.
Зато, почти всегда не здесь и не сейчас – делаю одно, а обдумываю другое. Редкие дела требуют полного сосредоточения именно на них (речь о домашней рутине). Хотя, приготовление пищи – это да, отдаюсь всей душой, и чтоб никто не мешал.
Лучшая практика – с книжкой завалиться.
Что касается пребывания в разных временах одновременно, так это вообще условие нормальной жизнедеятельности. Прямая строится минимум на двух точках (прошлом и будущем). Мы – вектор на этой прямой, наше настоящее – направленный отрезок этой прямой. “Оторви” одну точку – вся система рухнет.
Рухнет – и что? Что будет-то?
Неосознанность ощущений может сковывать – постепенно возникает хроническая “зажатость”, “мышечный панцирь”, являющиеся причиной болей и болезней (поскольку нарушается свободное функционирование организма), причиной неестественности поведения… Зажатость мускулатуры (и гладкой) прямо связана с зажатостью психологической: вместо соответствующих стимулам ответов цельного, гармоничного организма-сущности – поведение идёт по результирующей внутреннего конфликта программ (идей, установок и т.д.);
неосознанность ощущений связана с неосознанностью чувств (т.н. алекситимия – пример: “Успокойтесь!” – “Я спокоен, чёрт возьми!!!”… или, например, человек не замечает неприятных ощущений под ложечкой, когда обижается, потому что когда-то ему внушили, что обижаться нехорошо, нельзя – постепенно он сам себе внушил, что не обижается никогда и ни на что – у него возникает запрет и на осознание связанных с обидой ощущений… окружающие же видят у него все признаки обиды… обнаружив-осознав локальный дискомфорт в теле можно исследовать его и связать с неприятным чувством, ситуацией – анализировать-избавляться от них…);
с неосознанностью мотивов – тотальной неосознанностью… человек “спит”… если ему и мне при этом хорошо – пущай себе спит…
Расслабленность же (не тотальная, а только незадействованных в настоящий момент мышц) позволяет всю энергию направлять на текущее действие, что резко повышает его эффективность… такой человек ничего специально не обдумывает – это происходит автоматически… он находится в особом состоянии, описать которое невозможно (хотя попыток и названий много… например, алертность), но каждый его испытывал, особенно в детстве… при приготовлении пищи, чтении – остаётся только охватить им всё остальное… Насколько нормально “нормальное” состояние?
Если рухнет – смерть. Ну, пробежит ещё немного, как курица без головы. И, главное, человек сам чувствует свой скорый уход, только может не понимать, куда он уйдёт. И родственники потом, анализируя произошедшее, тоже увидят несомненные признаки скорого ухода. А просто точка будущего уже тогда не существовала, а человек последние свои недели и дни шёл на инерции прошлого движения. О, это только малая часть моих рассуждений.
Что касается неосознанности, то это так и есть. Кому я должна непременно осознать всё происходящее? Может, я не выдержу этого груза осознания? Неосознающий кротче и безобиднее. Просто всё принимаешь, как так и надо.
Что касается расслабленности, то напрягают только внешние факторы, но их невозможно исключить, надо только терпеть и пытаться творить добро.
Что касается особого состояния, в котором можно сделать гораздо больше, чем обычно, так это с дорогой душой, включается само по мере надобности. Но здесь есть одна сложность: энергию на эти напряги берёшь из будущего, поэтому потом очень тяжело приходишь в себя.
Нормальное состояние для всех разное: для ребёнка – это радость, для воина – мобилизация всего организма, для монаха – покой.
“Должна” только радости, комфорту во всех смыслах, счастью – ЕСЛИ ИХ НЕТ и если, повторюсь, есть интерес (и возможности) к самонаблюдению. Если же есть ощущение, что всё нормально, можно терпеть и не только – говорить не о чём (в том числе и о неразрывности внешнего-внутреннего), но есть отчаявшиеся, готовые “умереть”, “уйти”, лишиться головы” – обрести иное самочувствие, избавившись от невыносимого старого, обусловленного, например, представлением-ощущением разорванности времени на прошлое, где жизни уже нет, будущее, где жизни ещё нет, и неуловимое настоящее, которое он часто “пролетал”, переключаясь с прошлого на будущее и наоборот… В новом состоянии “воспоминания” о прошлом и предвосхищения будущего осознаются ощущениями настоящего – единственной реальности… исчезает ощущение конечности времени и связанного с ним страха смерти, страха что-то не успеть – появляется вдруг возможность наслаждаться БЕСКОНЕЧНЫМ моментом, естественно переходя от одного увлечения-занятия-дела к другому… “точка будущего” ставится произвольно, с сознанием условности будущего, планов, результатов – главным становится ПРОЦЕСС как непрерывная смена усилий-результатов…
Написанное выше – не рассуждения, не истина, не учение – чистая спонтанность, реакция (благодарю за стимул!)… может и пригодится что кому-нибудь…
Класс! Я тоже пишу про это на спинном мозге. Что-то знаю давно, а что-то узнаю, только написавши. Поток сознания. Не совсем моего.
Точку будущего ставит (или стирает) судьба. Человек не знает своего часа и не властен над своим будущим. Как говорится, хочешь насмешить Бога – поведай ему о своих планах. Это важно. Чтоб не обольщались.
все мы живём бессознательно,а вот когда поймём это и осознаем и будем жить сознательно,вот тогда и фраза – ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС – отпадёт сама собой.
правда есть моменты,когда инстинкты должны опережать осознание,за рулём машины….
Ну, до высшего сознания нам всем ещё как до Китая в неудобной позе. И, чтоб не наворотили ерунды, большая часть движений сознания скрыта и недоступна коррекции. Вон, добрались по чьему-то недосмотру до атомной бомбы – столько уже нагадили, самовредители. Человек, в его нынешнем состоянии, не может жить сознательно, он для этого должен очень сильно измениться, это дело далёкого будущего.
Вьеха, есть система тай цзи,цигун,философия дзен.Там вы найдете все ответы!
Была бы дядей – занялась бы какой-нибудь системой. А так, я себе не принадлежу. Принадлежу семье. Я – для удобства родных. Эти несистемные заметочки пишу в редкие периоды покоя, побуждаемая лёгким и приятным графоманским зудом.
У меня нет основательного подхода к проблемам, нет желания их решить раз и навсегда, как обычно свойственно мужчинам. Просто срываю яблочки с древа познания и грызу их в силу оставшихся зубов. А мужчина, посетив мой милый садик, уже продумывал бы, как сконструировать яблокоуборочный комбайн, и где построить склады под урожай, и, главное, искал бы перекупщиков продукта.
Спасибо за совет, почитаю, что найду. Насколько понимаю, двигаюсь как раз в этом направлении.
Вы думаете,что мужчины не принадлежат семье?В нынешнее время не вылазишь с работы.Но там все просто я думаю человек всегда может найти минут сорок.Если не получается,то просто увидеть в повседневных обязанностях.Главное захотеть.Да,посмотрите фильм “Мирный воин”,конечно никак в книге,но задуматься заставляет.
Простите, конечно принадлежат. Но им этого мало. А мне – достаточно. Кино посмотрю. Спасибо.
Лучше книжку почитаю, нашла. Дэн Миллмен «Путь Мирного Воина» .
Могу посоветовать толковые книги http://padabum.com/d.php?id=154353автор автор: Чжоу Цзунхуа.Он хоть и китаец начал тренироваться почти в 50 летнем возрасте и как математик обьясняет все.Еще есть вторая книга Дао тай цзи цюань.И еще автор Вон кью кит у него три книги.Книги писал для европейцев,чтобы не запутаться в китайской терминологии.Хотя даже китайцы не понимают о чем они пишут.И еще для здоровья, если очень быстро не заморачиваясь http://booksonline.com.ua/view.php?book=108962.Все работает,испробовано на себе.
Миллмена скушала, такое ощущение, что рассказаны все мои мысли и достижения на этом пути, за исключением физкультуры. Путь – один. Молодым её читать бесполезно, старым – поздно. Хорошая книжка.
Мечтала сдуру стать ещё умнее. (из одностиший Вишневского)