Главная » Образование

Нас услышали: предмет «Астрономия» возвращается в школы

09:45. 23 сентября 2016 Просмотров - 1,120 10 коммент. Опубликовал:

Чему вы будете учить детей — такими они и вырастут. Если не будете преподавать предметы, расширяющие кругозор, будоражащие фантазию, вызывающие мечтания и желание творить, в вашем государстве будет снижаться процент конструкторов и изобретателей новых технологий. Одним из предметов, которые дают толчок для развития конструкторской мысли, безусловно, является астрономия. Именно взгляд вверх даёт возможность человеческому сознанию, а следом и самому человечеству, выйти на новый уровень познания реальности.  Поэтому учебник астрономии, который читают ученики, есть не столько школьный предмет, сколько средство развития государства в будущем. Именно об этом в своём материале «Школьный предмет «Астрономия». Последствия ликвидации. Что делать?» несколько месяцев назад написал один из постоянных авторов ресурса nstarikov.ru Юрий Максимов. И вот одна из первых инициатив нового министра образования — возвращение астрономии в школьную программы…

Нас услышали!

Предмет «Астрономия» возвращается в школы

9 апреля 2016 года на сайте Н.В.Старикова nstarikov.ru была опубликована моя статья «Школьный предмет «Астрономия». Последствия ликвидации. Что делать?».

Конечно, это было не единственное открытое обращение к заинтересованной общественности и чиновникам от образования и науки. Но я имел личный опыт попытки возвращения астрономии в школы на региональном уровне, поэтому с проблемой был знаком в буквальном смысле изнутри. На момент написания статьи у «руля» отечественного образования находился министр-«реформатор» Ливанов, в связи с чем питать надежды на решение вопроса «сверху» было бессмысленно. Именно поэтому единственным выходом мне виделось инициативное движение «снизу», то есть – из регионов. 

Схема была достаточно простая, хотя и требовала вовлечения в процесс регионального руководства (лучше всего — на уровне губернатора) и некоторого времени на реализацию. Нужно было возродить в одном из значимых субъектов России преподавание астрономии в школах (пускай в отдельно выбранных школах и на экспериментальной основе), решить вопрос с материально-технической базой (строительство стационарных и приобретение мобильных планетариев). Два-три года отводилось на получение положительного опыта, после чего нужно было «подтянуть» к теме авторитетных учёных и неравнодушных общественных деятелей, при помощи СМИ хотя бы на минимальном уровне сформировать необходимое общественное мнение и, наконец, выбрать удачный формат (и момент!) для обращения к Президенту для инициирования соответствующего поручения министерству образования.

Не получилось бы так, пошли бы другим путём: предполагалась максимальная «раскрутка» темы на региональном уровне, создание т.н. действующей модели с последующей передачей полученного опыта в другие регионы. Хорошее и успешное обычно воспринимается и принимается положительно, а с учётом специфики регионов подхваченная идея всегда имеет немалые шансы на всестороннее развитие, что в итоге может дать неожиданный мультипликативный эффект. То есть, «продавливать» возвращение «Астрономии» в наши школы можно и нужно было любыми разумными способами. Будучи знакомым с властной «кухней», я прекрасно отдавал себе отчёт, что решающим фактором во всей этой непростой и длительной эпопее будет главный фактор -  человеческий. Проще говоря, речь идёт о кадровом вопросе. «Кадры решают всё!», как справедливо подметил И.Сталин. Будут во власти люди с целостным мировоззрением и государственным складом ума – будет меньше бардака и больше здравых, популярных (!) решений. 

21 сентября 2016 года новый министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева заявила о своей личной инициативе — о гарантированном возврате предмета «Астрономия» в курс школьной программы. Нас услышали! Теперь министру в своём начинании нужно преодолеть массу барьеров при движении инициативы «вниз». А как показывает практика, этот путь зачастую не менее сложный – у региональных чиновников на любой счёт имеется своё «мнение» (в качестве примера можно вспомнить темпы и качество реализации майских указов В.В.Путина). 

Время всё расставит на свои места. Уже через полгода мы получим возможность оценить деятельность нового министра образования. Пожелаем ей терпения и удачи в руководстве важнейшей отраслью страны. Но очень хотелось бы надеяться на то, что здравый смысл и наши призывы прекратить разрушение отечественной системы народного образования в итоге обернутся реальными действиями, направленными не только на исправление последствий «реформ», но и бережную адаптацию российской педагогики и науки к вызовам современных реалий.    

Юрий Максимов

P.S.   Другие материалы этого автора:

Метки: блог

10 Комментариев » Оставить комментарий


  • 11000 5961

    Если астрономию будут давать так же однобоко, как прежде-толку от неё не будет…а цель ,видимо именно такая – отвлечь “научными ” терминами от изучения Космоса,как среды РАЗВИТИЯ людей и превращения их в ЧЕЛОВЕКОВ…Вот так,под благовидным предлогом опять будут заводить молодёжь в дебри ” науки”,отвлекая от желания познавать ЖИЗНЬ и себя в этой жизни…

  • 18902 12762

    Да, интересно, что должно быть предметом изучения школьной астрономии? Если будет, как у нас, так это скука смертная, и лучше так не надо. Никто ничего не учил, никто не знает никаких созвездий, кроме Б. и М. Медведицы. Все знания астрономии я почерпнула в детской популярной книжке, где всё было изложено доступно и увлекательно, с картинками, которую прочла в пятом классе. А в 10-м – чисто фигня была.

  • 24227 8485

    По крайней мере услышат что такое космос и какие планеты в нашей солнечной системе,ведь даже этого не знают сегодня,а то,что раньше скукота была на этих уроках,так и на других не лучше,всё зависело от директора по крупному,а конкретно от учителя.Троечников было подавляющее большинство,не учились,а дурака валяли на школьной парте и в советское время.От родителей зависело как ребёнок относится к школьному труду,к познанию истин о мире,сформировано ли в нём желание учиться,учиться и учиться всю жизнь,совершенствуя свои профессиональные качества и человеческие.

  • 3813 2763

    Люди задаются вопросом: если Земля мчится в космическом пространстве вместе с Солнечной системой с огромной скоростью, то почему звёздное небо не меняется? Или живём в планетарии?

  • 350 162

    Ура! мы ломим; гнутся ******.

  • 2531 1438

    Кого это “НАС” услышали? Как же некоторые любят прикручивать на свою грудь чужие заслуги…
    “Нас услышали, НАСА вернули 13-й знак зодиака…”
    “Нас услышали, вернули знак качества…”
    “Нас услышали, да пофиг что и где произошло…”

    Никто не отменял в школах астрономию. Просто учебники не утвердили, а РЕКОМЕНДОВАЛИ Приказом Министерства образования и науки от 13 декабря 2007 №349: http://nvobrazovanie.ru/data/File/MMC/VMO/FIZ/Prikaz_Minobrnauki_RF_ob_utverzdenin_federalnih_perechney_uchebnikov.doc
    И так далее, вопреки истерики Максимова.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)