Санта Клаус против капитализма: Сравнительный анализ фильмов «Чудо на 34-ой улице» 1947 и 1994 годов
Фильм «Чудо на 34-ой улице», вышедший в 1947-ом году и получивший три премии «Оскар», в свое время стал общепризнанной классикой кинематографа, но сегодня, увы, — практически забыт. Современная адаптация истории 1994 года хотя и имеет тот же сюжет, но, к сожалению, сильно отличается от оригинального шедевра, причем не в лучшую сторону. Посему мы сначала поговорим о положительных смыслах обоих фильмов, а после сравним, что было внесено в идеологическую начинку ремейка, а что убрано.
Сюжет
Крис Кингл, он же – Санта Клаус, прогуливаясь по Нью-Йорку, замечает рождественский ежегодный парад, организованный огромным супермаркетом игрушек. Крис крайне недоволен пьяным актером, играющим его самого. Прежнего «Санту» из супермаркета увольняют, и ответственная за парад сотрудница магазина Дорис Уолкер в отчаянии приглашает Криса срочно сыграть Санту на параде. Естественно, у Криса это получается великолепно, и ему тут же предлагают работу магазинного Санты Клауса.
Попав внутрь капиталистической системы, настоящий Санта крайне недоволен тем, что происходит с человечеством, и во что люди постепенно превратили Рождество. Вступив в конфликт с местными чиновниками и торгашами, он пытается защитить свое честное имя и саму идею праздника. А также помочь поверить в чудеса и добро Доре Уолкер и её юной дочери Сьюзан, которую мать уже учит «правильному» материалистическому восприятию мира.
Чудо против торговли
Основная тема, которая сохранилась в обоих фильмах, — это Добро против торгашества, духовность против материализма.
Фильм 1947-го года:
— Именно с этим я и борюсь! С их стремлением коммерциализировать Рождество!
— Есть много слов, что оканчиваются на «-ция», но хуже всех – коммерциализация. «Делай-деньги, Делай-деньги», и зачем нам Праздник Рождества?! «Делай деньги»…
Проявляя искреннюю доброту, Санта в роли самого себя становится звездой Нью-Йорка, и каждый день к нему в очередь выстраиваются сотни детей. Хотя Санта и отказывается предлагать детям залежавшиеся игрушки, как о том его просил менеджер магазина, его доброта и щедрость приносят баснословную прибыль супермаркету.
К примеру, выслушав пожелания детей, Санта даёт советы их родителям, где эту же игрушку можно купить дешевле. Такое поведение поражает менеджеров, но настолько восхищает родителей, что они пишут письма и звонят в магазин с благодарностями, признаниями в любви и вечной покупательской верности, — ведь такую честность у торгашей сыскать сложно!
http://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2016/09/santa-klaus-protiv-kapitalizma-1.jpg
В фильме 1947-го года Санта Клаус обращается к покупательнице:
— Какая разница кто продаст игрушку, магазин «Мейси» или кто-то другой. Главное – чтобы дети были счастливы! Вы со мной согласны?
— Я – конечно! Но не уверена насчет «Мейси»…
Позиция Санты становится новым маркетинговым ходом магазина, которому начинают завидовать конкуренты, но главному герою абсолютно безразлична борьба маркетологов, менеджеров и прочих неизвестных ему зверей. Для него нет ничего более важного, чем осчастливить другого человека, в первую очередь, — ребенка, поэтому он выступает вообще против коммерциализации Рождества и против того, во что люди превратили и праздник, и самих себя, прекратив верить во что-то большее, чем деньги.
Отдельно, стоит добавить, что хотя Рождество и привносит в сюжет особую праздничную атмосферу, всё же фильм нельзя назвать исключительно «рождественским», поскольку он обращает внимание зрителя на то, что происходит с человечеством круглый год.
Из фильма 1947-го года:
— Рождество — это не дата, это мировоззрение. Поэтому я как-то и пытаюсь исправить положение.
В фильме 1947-го года также сделана попытка объяснить причину того, почему люди хотят играть Санта Клауса:
— Тебе нравится играть меня?
— Это здорово, я обожаю дарить детям подарки и видеть, как у них на лицах отображается Рождество. Я начинаю чувствовать себя таким важным…
В фильме 1994-го года этот эпизод, к сожалению, уже отсутствует.
http://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2016/09/santa-klaus-protiv-kapitalizma-2.jpg
Духовность против материализма
Более тонко эту тему раскрывает линия семьи Уолкер – Дорис, её дочери Сьюзан и Фреда, ухаживающего за Дорис и старающегося стать отцом для девочки. В одной из первых сцен фильма 1994-ого года (где имя Фреда заменено на Брайана) он в шутку называет Сьюзан 60-летней, поскольку она рассуждает, как ей кажется, здраво и правильно, то есть так, как тому научила мать.
Фильм 1994-го года:
— Я сказала ей, что Санта Клауса не бывает, а ты привел её сюда, где она увидела тысячу доверчивых детей и хорошего, действительно очень хорошего актера с настоящей бородой в роли Санты. И кому же она поверит – сказке или маме?!
В старой версии сделан акцент на том, что Сьюзан лишена не только детства как веры в чудеса, но и элементарного воображения: ребенок не знает ни одной сказки, ни одной детской игры, не в состоянии представить себя в ином месте или в иной роли. Короче говоря, – готовится в шестилетнем возрасте к тяжелой жизни в «каменных джунглях».
http://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2016/09/santa-klaus-protiv-kapitalizma-3.jpg
Показателен в этом смысле диалог Сьюзан и Дорис о параде из фильма 1947-го года:
Сьюзан: — Этот парад лучше прошлогоднего…
Дорис: — Надеюсь, начальство думает также.
Сьюзан: — Акробаты были хорошие…
Дорис: — Еще бы! За такую-то зарплату!
Такое воспитание детей совершенно не нравится Санте, и он решает, что если ему удастся снова вернуть ребенку веру в чудеса и сказки, то человечество, будет иметь шанс на исправление. Фред (Брайан в новой версии) хотя и сам не до конца верит в Санта-Криса, но свято верит в те ценности, что несёт в мир Крис Кингл, и поэтому выступает на его стороне.
Из фильма 1947-го года:
Фред: — Доверять человеку надо вне здравого смысла. Здесь дело не в самом Крисе, дело в тех ценностях, в которых он живет: добро, любовь и прочие нематериальные ценности…
Дорис: — Фред, ты говоришь словно ребенок! Мы живем в реальном мире. Эти ненормальные вещи отныне не ценятся как раньше, и с ними далеко не уйдешь!
Фред: — Все зависит от того, куда ты идешь… Когда-нибудь ты поймешь, что твой материалистический взгляд на этот мир не работает, тогда ты вспомнишь об этих нематериальных вещах и поймешь, что только они чего-то стоят.
Вера и отчаяние
В обоих фильмах присутствует сюжетная линия о том, что Сьюзан попросила у Криса нереальное желание и теперь считает, что Санта Клауса не существует, коль он её желание не исполнил. Санта и сам отчаивается и позволяет упечь себя в сумасшедший дом, но обоих от подобных глупостей спасают Фред и Дорис, говоря похожие вещи:
Фильм 1947-го года:
— Если не получается что-то с первого раза, это не значит, что нужно терять веру. Это значит, что нужно пробовать, раз за разом, пока не получится!
Отличия в идеологической начинке фильмов
Теперь стоит поговорить о том, насколько разные эти два фильма, хотя и c одним и тем же сюжетом.
http://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2016/09/santa-klaus-protiv-kapitalizma-5.jpg
Отношение к коммерциализации и корпорациям | ||
1947-й год, классическая версияhttp://whatisgood.ru/img/plus.jpgНет «плохой» или «доброй» корпорации, Санта выступает против коммерциализации Рождества в целом. И многие его поддерживают. Благодаря ему между давними конкурентами наступает мир. | 1994-й год, ремейкhttp://whatisgood.ru/img/p-m.jpgСлова «коммерциализация» в новой версии нет. Санта выступает против высоких цен на игрушки, но наивно восторгается менеджерами обеих корпораций и вообще является пешкой в конкурентной борьбе владельцев двух больших магазинов. |
Образ актеров, играющих Санту. Мотивация актеров в роли Санты | ||
1947-й год, классическая версияhttp://whatisgood.ru/img/plus.jpgАктеры, играющие Санту, показаны милыми и добрыми людьми (кроме первого, которого пришлось уволить за пьянство). Им нравится творить добро и дарить счастье детям. В основном их символизирует добрый парень – уборщик Альфред.Посыл: Актеры, исполняющие подобные роли, действуют по душе и с добрыми намерениями. | 1994-й год, ремейкhttp://whatisgood.ru/img/p-m.jpgАктеры, играющие Санту, показаны поголовно алкоголиками. Одна из сцен даже демонстрирует прокуренный бар, где сидят с десяток «Сант». Альфреда не существует в данной версии, зато алкоголик, изгнанный в начале фильма, становится врагом реального Санты.Посыл: Актеры, исполняющие подобные роли — неудачники и алкоголики, более ни на что не способные. |
Характер Санты, причины его попадания в суд | ||
1947-й год, классическая версияhttp://whatisgood.ru/img/plus.jpgСанта Клаус попадает под суд, когда специально проваливает экзамен на адекватность, поддавшись отчаянию.Посыл: Здесь Санта выступает против системы и, терпя поражение, разочаровываясь в современном мире, поддается отчаянию, но его вразумляет верящий в чудеса и добро Фред. Санта решает защитить свое имя и вернуть Рождество детям. | 1994-й год, ремейкhttp://whatisgood.ru/img/p-m.jpgСанта Клаус попадает под суд после того, как ударил обидчика тростью за обвинение в ужасных вещах (намек на педофилию), что было подстроено его врагами из соседней корпорации.Посыл: Здесь Санта защищается от мерзких нападок, проявив несдержанность, за что попадает под суд. |
Враги. Отрицательные персонажи | ||
1947-й год, классическая версияhttp://whatisgood.ru/img/plus.jpgВраги или отрицательные персонажи практически отсутствуют, есть корпоративные магнаты – не очень миловидные бизнесмены, постоянно считающие деньги, а также психолог с нервным тиком, сильно невзлюбивший гордого Санту Клауса.Посыл: Зла как такового нет, есть неприятные люди, пытающиеся скрыть свои слабости и немощи за счет других. | 1994-й год, ремейкhttp://whatisgood.ru/img/p-m.jpgВрагом Санты и его друзей оказывается соседний магазин игрушек, его начальник и все основные менеджеры оного. Также врагом Санты стал уволенный Санта-пьяница.Посыл: Зло как таковое присутствует, и это, преимущественно, конкуренты по бизнесу, ведущие войну за покупателей и деньги. |
Шарлатаны от психологии. Диагноз добру | ||
1947-й год, классическая версияhttp://whatisgood.ru/img/plus.jpgПервоначальный конфликт Санты происходит с психоаналитиком, имеющим нервные расстройства. Тот сначала плохо справляется со своими обязанности, а потом и вовсе убеждает добряка Альфреда, что его доброта – не что иное, как попытка загладить вину за какое-то ужасное преступление, внушает ему несуществующие семейные проблемы, ненависть к родителям и прочее.Посыл: Шарлатаны от психологии, увы, существуют и в наше время, также ставящие диагнозы доброте, стремлению отстаивать традиционные ценности и т.п. Психология, к сожалению, в наше время стала слишком субъективным набором различных теорий, и именно от специалиста, его моральных, духовных ценностей, образования и САМОобразования зависит, будет ли работа с ним полезна или, напротив, даже вредна. | 1994-й год, ремейкhttp://whatisgood.ru/img/minus.jpgТемы с шарлатанами от психологии в фильме нет. Первоначальный конфликт разгорается между корпорациями, которые пытаются перекупить Санту. Посыл: Интересная идея фильма заменена на банальную вражду корпораций. |
Употребление табака, алкоголя, наркотиков | ||
1947-й год, классическая версияhttp://whatisgood.ru/img/minus.jpgФред много курит, одна из первых шуток фильма завязана на том, что в руках Дорис её начальник обнаруживает бутыль с алкоголем. Также есть комедийный эпизод с абсолютно пьяной женщиной.Посыл: Алкоголь показан в качестве нормы. | 1994-й год, ремейкhttp://whatisgood.ru/img/plus.jpgНикто из героев не курит, алкоголь в кадре употребляют мало, и делают это в основном злодеи.Посыл: Фильм отражает вошедшую в это время моду на отказ от табакокурения, — курить в семейных фильмах могут только злодеи. К сожалению, эта мода распространилась только на табак и не коснулась алкоголя и других наркотиков. |
Воля героев, стиль исполнения Сантой желаний героев фильма | ||
1947-й год, классическая версияhttp://whatisgood.ru/img/plus.jpgСьюзан мечтает о доме, и Санта выполняет её желание, подстроив всё так, что герои натыкаются на продающийся идеальный для себя дом.Посыл: Для исполнения мечты героев нужно было их только подтолкнуть (найти именно такой дом, о котором мечтал ребенок), далее они все сделали и решили сами. | 1994-й год, ремейкhttp://whatisgood.ru/img/minus.jpgСьюзан мечтает о доме, отце и брате. Санта подстраивает венчание Дорис, история с Сантой приносит деньги Дорис и всему магазину. Её начальство под убедительным наставлением от Санты покупает для Дорис, Брайана и Сьюзан нужный дом.Посыл: Инфантильные герои, которые не смогли даже пожениться без вмешательства и хитрости Санты, – Дорис отказала Брайану, а после Санта хитростью отправил их в церковь и уже договорился со священником. Дом также был куплен и преподнесен новоиспечённой семье на блюдечке, причем, в отличие от классической картины, сам дом ни в мечтах Сьюзан, ни в реальности не имел каких-либо особенностей, которые позволили бы сказать, что это тот самый дом. Радует хотя бы то, что с мечтой Сьюзан о братике герои сумели справиться без помощи Санта Клауса. |
Национализм | ||
1947-й год, классическая версияhttp://whatisgood.ru/img/plus.jpgСьюзан начинает верить в Санта Клауса, когда тот общается с девочкой из Дании на её языке, поет вместе с ней народную песню и узнает, что подарка ей не нужно, так как её главным подарком является её новоиспеченная приемная матушка.Посыл: Санта не является исключительно американским персонажем, он всенароден, часто называет многие свои имена и даже его песня с девочкой из Дании рассказывает про Святого Николая. | 1994-й год, ремейкhttp://whatisgood.ru/img/p-m.jpgСьюзан начинает верить в Санту, когда тот общается с немой девочкой и пытается петь с ней «Jingle Bells». В фильме несколько раз появляется тема исключительности и особой духовности именно американской нации.Посыл: Фильм, кроме всего, имеет и ярко выраженный политический подтекст. Развязка истории заключается в исключительности американской нации, в которой якобы духовность всегда преобладала над материализмом. О том, что Святой Николай не является гражданином США, становится понятно лишь в финале, когда Санта уезжает в другие страны. |
Религиозный аспект и образ народа | ||
1947-й год, классическая версияhttp://whatisgood.ru/img/p-m.jpgДля простого народа, жителей Нью-Йорка, в фильме не имеет особого значения, действительно ли Крис Кингл является настоящим Санта Клаусом, но при этом народ поддерживает его за доброту. Поэтому за суд над Сантой судью прямо называют Понтием Пилатом.Кстати, параллель между историей Санты против торговцев Рождеством и историей Иисуса Христа против торговцев в церквях, являющаяся этаким скрытым смыслом, «пасхалкой» классического фильма, в оригинальном рассказе выражена более ярко. | 1994-й год, ремейкhttp://whatisgood.ru/img/p-m.jpgДля лидера магазина игрушек становится важным, чтобы его не признали лгуном, не веря в Санта Клауса и тем более в Санту-Криса, он запускает «флешмоб», в котором весь Нью-Йорк заполняется надписями «мы верим в Санту».То есть, из современной версии, сделали более сказочную историю, где было важно не сохранить Добро, Щедрость, Любовь и Дух Рождества, а именно «поверить в Санта Клауса».Религиозный аспект является не тонкой аллюзией на Библейский сюжет, а откровенным призывом «просто верить», и этот же призыв «верить в Бога» герои видят на банкноте США, что является ключевым и переломным моментом истории. |
Юридическая линия фильма | ||
1947-й год, классическая версияhttp://whatisgood.ru/img/plus.jpgДля судьи важно найти юридическую основу для доказательства существования Санта Клауса, если уж невозможно доказать обратное.Безусловную победу на суде Санта одерживает с помощью маленького обыкновенного чуда, юридически доказывающего, что именно он является тем самым, единственным Санта Клаусом. | 1994-й год, ремейкhttp://whatisgood.ru/img/p-m.jpgЮридическая сторона современного фильма куда слабее, судья просто получает намек о том, как можно выкрутиться из данной ситуации, оперируя высокими речами.По сути, в современном фильме суд доходит лишь до половины того, до чего дошел судья в оригинальном фильме, так как судья просто призывает всех верить, в соответствии с надписью на банкноте США, не доказывая, что именно Кингл является Сантой. |
Безопасность детей | ||
1947-й год, классическая версияhttp://whatisgood.ru/img/p-m.jpgФред не знаком с Дорис, но ему нравится эта женщина и он пытается подступиться к ней, сдружившись с её дочерью, которой Дорис спокойно позволяет общаться с незнакомцем.Посыл: Это нельзя назвать недостатком, а скорее доказательством того, насколько изменился мир с того времени, что в наше время мать, позволяющая малолетнему ребенку общаться с чужим человеком, выглядела бы безответственно и неадекватно. | 1994-й год, ремейкhttp://whatisgood.ru/img/plus.jpgБрайан давно ухаживает за Дорис и общается со Сьюзан, приглядывая за ней, пока Дорис на работе. |
Образ мужчины и женщины | ||
1947-й год, классическая версияhttp://whatisgood.ru/img/plus.jpgНесмотря на духовность Фреда и материализм Дорис, они не утратили своих гендерных ролей: Фред – решителен, смел и ответственен; Дорис — красива, женственна и нежна, когда чувствует себя достаточно защищенной. Даже в одной из первых сцен она готовит индейку, хотя и не без помощи прислуги. | 1994-й год, ремейкhttp://whatisgood.ru/img/minus.jpgБрайан и Дорис поменялись своими половыми ролями: Брайан вкладывается в отношения, Дорис нехотя принимает его ухаживания и впоследствии отказывается выходить за него замуж, так как отношения вообще заводила не для этого.Ту же индейку в первых сценах готовит Брайан, у Дорис нет прислуги и словно нет и домашних дел, весь гарнир к той же индейке Брайана она купила в ресторане. |
Характер Дорис | ||
1947-й год, классическая версияhttp://whatisgood.ru/img/plus.jpgПричина развода Дорис не разглашается, но по ней видно, что она до сих пор чувствует боль и холодна именно потому, что боится снова обжечься, что она не сильно и скрывает. | 1994-й год, ремейкhttp://whatisgood.ru/img/p-m.jpgПричина развода Дорис известна, но она ведет себя так, как будто счастлива, и её холодность и закрытость от других комфортны для нее самой. |
Как можно заметить, многие моменты в новом фильме неприемлемы для юного зрителя. Собственно говоря, даже американская система выдала ему рейтинг аж «12+», и многим взрослым, не знакомым с добрым оригиналом, данная сказка не нравится своей мрачностью, а также пошлостью в плане вкуса: в новой версии, к примеру, периодически герои говорят об «оленьих какашках», а Санта-Пьяница продемонстрировал детям на параде свою филейную часть.
Поэтому к просмотру рекомендуем именно первый фильм «Чудо на 34-ой улице» 1947-го года выпуска. Его можно найти в двух версиях – в оригинальном черно-белом и колоризированном. Ремейк 1994 года более яркий, красочный, качественный, современный, но его не стоит показывать маленьким детям, да и вообще лучше смотреть его только после просмотра оригинального классического детского фильма, просто чтобы понять, что фильмы переснимают не только для обновления картинки, но и для наполнения старых сюжетов новой идеологией.
Итого, подобьём итоги относительно фильма «Чудо на 34-ой улице» 1947-ого года:
Присутствует табак в большом количестве, несколько шуток на алкогольную тему. Отсутствует. Отсутствует.Мораль:
Фильм демонстрирует, что вера в свои силы, в добро, в вечные ценности – гораздо более правильная жизненная позиция, чем следование меркантильным интересам и погоня за прибылью.Фильм подойдёт для зрителей старше 6 лет
Елизавета Кваснюк
Да, анализ проведен более-менее качественно, но Забыли Главное: и первый и второй фильм создан Масонами… А немногие только Знающие понимают, что если энергия и внимание направлено на объект, которого как бы нет, то вся Энергия и потенциал уходят Создателю такого “шедевра”: Санта Клаус -вымышленный персонаж(пустышка), Рождество Масонский праздник Посвящения и Изменения, так что чем меньше эмоций и восторга при просмотре, тем лучше!