Российские авиаконструкторы достигли «вершины инженерной мысли»

2756 10

Россия закончила реализацию еще одного важнейшего и уникального инженерного проекта.

Объявлено о создании «в металле» так называемого двигателя второго этапа для истребителя пятого поколения Т-50 (или ПАК ФА). Это, без преувеличения, настоящий прорыв — аналоги столь сложному изделию пока есть только в США. С помощью нового двигателя Т-50 обретет свою настоящую силу.

О том, что двигатель (так называемое изделие 30) готов, сообщил на Восточном экономическом форуме генеральный директор Комсомольского-на-Амуре авиационного завода (филиала компании «Сухой») Александр Пекарш. «Двигатель второй очереди готов, работает. Испытания идут по плану», — цитирует его ТАСС. Речь идет, конечно, о наземных, стендовых испытаниях — планируется, что оснащенный новым двигателем истребитель поднимется в воздух только в следующем году. Однако сам тот факт, что двигатель уже готов, собран и испытывается, знаменателен.

Именно отсутствие нового современного двигателя было одним из аргументов тех, кто отказывался называть истребитель Т-50 машиной пятого поколения. Теперь ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) способен стать воистину сверхманевренной многофункциональной боевой машиной, способной «прощать» погрешности пилотирования и летать на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа, атаковать противника в любых метеоусловиях.

«Это давний проект, позволяющий выйти на новый уровень, в какой-то мере догнать Соединенные Штаты, которые тоже не стоят на месте и делают задел уже на шестое поколение, — рассказал газете ВЗГЛЯД профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. — Но между тем государств, которые имеют самолеты пятого поколения, немного: это США и некоторые их союзники. Китай пытается также создать такой самолет. Одним словом, в современной неспокойной обстановке это очень важно».

Действительно, у американцев имеется истребитель пятого поколения F-22, а также истребитель-бомбардировщик пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II. Однако США — единственная страна, имеющая целые эскадрильи истребителей пятого поколения. Первая из них появилась еще в 2005 году. 

Что касается России, то проект ПАК ФА, или Т-50, в целом реализован. Первый полет истребитель пятого поколения совершил еще в 2010 году. Широкой публике он был продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2011. Однако двигатель этого истребителя — так называемый двигатель первого этапа, известный в инженерных кругах как «изделие 117» — существенно уступал его американским аналогам.

Двигатель первой очереди по существу является модернизированной версией двигателя АЛ-41Ф1С, который предназначен для истребителей Су-35С. А ведь эти боевые машины относятся к четвертому поколению. То есть ряд требований, которые предъявляются к Т-50, с «изделием 117» недостижимы в принципе.

Речь, прежде всего, идет о маневренности в условиях боя на сверхзвуковых скоростях.

Как ранее заявлял генеральный конструктор НПО «Сатурн» Юрий Шмотин, с новым двигателем, так называемым двигателем второй очереди, истребитель пятого поколения «станет более послушным и сможет быстрее реагировать на действия пилота». Всего же, как отмечал конструктор, новый двигатель будет отличаться от своих предшественников увеличенной удельной тягой, сниженным удельным расходом топлива, меньшим весом и будет относительно дешевым в обслуживании и эксплуатации.

Чтобы построить такой двигатель, пришлось решить большое количество сложных инженерных задач — например, создание компрессора высокого давления с использованием новых материалов и технологий. В американской прессе его местный аналог именовался «вершиной инженерной мысли».

В российском «изделии 30» есть много своих уникальных разработок. Среди них прежде всего выделяется лопатка турбины. Она сделана из уникальных жаропрочных никелевых сплавов и имеет крайне сложную конструкцию. Ничего похожего в двигателе первого этапа нет.

Российский двигатель второго этапа разрабатывался в кооперации всех конструкторских бюро Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Главным же разработчиком является ОКБ имени А. М. Люльки.

Об этом ранее сообщал РИА «Новости» глава ОДК Владислав Масалов. Он же назвал имя главного конструктора проекта — Евгений Марчуков.

Серийное производство Т-50 начнется в конце 2017 года. А значит, в войска истребители пятого поколения с «изделием 30» поступят в 2018 году.

Эксперты, отмечая важность достижения, не спешат говорить о том, что Россия создала лучшую в мире машину. В ответ на вопрос газеты ВЗГЛЯД, какая из машин, обновленный Т-50 или американский F-22, лучше, Козюлин отметил, что сейчас сравнение будет «в пользу того, кто сравнивает».

«Пока обе эти машины не встретились в воздухе, бессмысленно об этом рассуждать, — считает он.

— Каждый аналитик, считающий тот или иной самолет лучшим, найдет в них плюсы в свою пользу». Остается надеяться, что такой встречи никогда не произойдет. Ведь сойтись Т-50 и F-22, по крайней мере в нынешних международных условиях, могут, только если США и Россия вступят в прямой военный конфликт.

Олег Москвин

Деловая газета «Взгляд»

Метки: мнения
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
10 Комментариев » Оставить комментарий
  • 13186 12184

    Слухи о “невидимке”5 поколения ф22 слишком преувеличены.В Югославии 17 лет назад был сбит допотопным советским С 125.Сейчас С 400 “Триумф”.Недавно в Сирии два сирийских СУ 24 пустые, “на живца”выманили “рапторы”в зону действия С 400.Пиндосы повелись,”прогнали”клятых сирийцев,наверное до их пилотов так и не дошло что не нужно было так далеко лететь.Ковбои,однако.В результате ЗРК хорошо “пощупал”и снял нужные параметры с “невидимок”,так,на будущее.

    • 11304 8884

      У меня был хороший знакомый дедок, царствие ему, под 90 ушёл, – разработчик систем наведения. Ещё когда амеры презентовали свою “невидимку”, хохотал до слёз, заявляя, что при надобности будут наводить и на турбулентный след от самолёта, который никуда не спрячешь.

  • 6069 4668

    России нужно максимум продержаться до 2020 года!!! У этих биороботов евреев, в английской версии ЭБР (оккупант) мозги с каждым годом будут работать всё хуже, а с 2019 года они начнут превращаться в обезьян. А вся территория США превратится в большой обезьянник. Это не шутка! Трития в воде с каждым годом становится всё меньше, а ихние мозги биороботов работать без трития не смогут. У Славян будут повышаться октавы головного мозга и они смогут обходиться без трития, а все биороботы будут превращаться в обезьян.

  • 6069 4668

    По неофициальным слухам у неё уже крыша поехала и она принимает определённые препараты.

  • 3859 3108

    Несомненно молодцы! Конструктора работают. Но обращу внимание фонтанирующих кипятком на эти, черным по белому, слова:
    «Это давний (ДАВНИЙ – уж не из СССР ли?) проект, позволяющий выйти на новый уровень, в какой-то мере догнать (В КАКОЙ-ТО МЕРЕ ДОГНАТЬ!!!!) Соединенные Штаты, которые тоже не стоят на месте и делают задел уже на шестое поколение, — рассказал газете ВЗГЛЯД профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.
    Про “В КАКОЙ-ТО МЕРЕ ДОГНАТЬ” сказал не диванный эксперд, а человек который в курсе происходящего. Так что не надо думать, что проблема решена. Нам еще, чтобы даже просто “в какой-то мере”, а не “догнать” еще работать и работать. Это значит что Российские авиаконструкторы не совсем достигли не совсем «вершины инженерной мысли» и подобные заявления являются просто агитационным лозунгом.
    Ни в коей мере не отрицая заслуг российских авиконструкторов я говорю – не нужно останавливаться. на достигнутом! Нужно догнать и перегнать!

  • 7 -5

    Я общался с инженером-испытателем что задаёт программы полёта для опытных образцов. Сказал что Т-50 это не более чем понт. Сильно раскручен на публику и ниче особо хорошего там нет. Су-34 самый крутой самолёт в наших ВКС. Он ещё способен конкурировать с иномарками.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)