Старые учебники лучше новых. ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ ОТКРЫТИЕ
Месяц назад моя дочка-старшеклассница сделала впечатляющее открытие. Она открыла … учебник. Антикварный, винтажный, бывший мой. Называется «Грамматика английского языка», авторы Качалова и Израилевич, Москва, Внешторгиздат, 1954г. Написан он был специально для работников внешней торговли, там и примеры на соответствующие темы.
Он уже в мою молодость был старым, держала я его как справочник.
Надобно было пройти десятилетиям, чтобы я поняла, как дивно прекрасен тот древний учебник. В нём простым языком, без наукообразной зауми, но и без развлекательных подмигиваний излагается ВСЯ, какая только существует, английская грамматика. Нет никакой филологической дребедени, вся грамматическая терминология – школьная. Но и никакого развлекалова тоже нет.
Выучил этот учебник – и порядок: грамматику ты знаешь. Ни один школьный учебник, а также все учебники за все классы, взятые вместе, таким свойством не обладают. Нигде не излагается материал от и до. При гигантском количестве уроков, отводимых на иностранный язык, при том, что у дочки есть отдельный предмет «деловой английский», школьники не усваивают даже английской грамматики, которая вообще-то крайне проста, там даже морфологии практически нет. Нужны особые педагогические усилия, чтобы запутать её до того, что многие ученики просто боятся грамматики, как чего-то уму не постижимого. И то сказать: нынешних школяров учат по принципу «а вот бывает ещё вот это», «а вот такая случается конструкция». Понятна растерянность ученика: а сколько их ещё-то – этих мудростей? Вдруг на ЕГЭ ещё что-то неслыханное выплывет?
Похоже, это общий принцип современной педагогики: не давать никакой системы – только разрозненные факты. Может быть, система считается нудной, а полагается, чтобы любые сведения были развлекательны и прикольны? Чтобы никого не утрудить и не огорчить? Может, так… Дочка говорит мечтательно: «Вот переиздали бы твою Качалову – все бы выучили грамматику на раз».
А может, так всё и задумано? Ну, чтобы учить-учить – и ничему не выучить? А хочешь выучиться – иди к репетитору или запишись на одни из тех мириад курсов по подготовке к тому и этому, что расплодились, как опята на трухлявом пне.
Знания – самые обычные, рядовые – становятся чем-то почти эзотерическим, тайным, словно в Средние века. И, разумеется, платным. А коли так, может, вообще не посылать детей в школу? Многие и не посылают: число детей, находящихся на так называемом домашнем обучении, прогрессивно возрастает. Логично было бы раздавать родителям таких детей наличными средства, которые отпущены казной на школьное обучение их отпрыска.
В школе меж тем никто без дела не сидит – напротив, буча царит безмерная: что ни день проводят какие-то «педагогические измерения», тесты, то, сё, а в итоге дети не знают элементарного. Я не про английский – я про всё. Сужу опять-таки по дочке – вовсе не двоечнице, а почти отличнице приличного московского лицея. При этом она любит читать и вообще стремится к знаниям. Да и учителя там вроде неплохие люди… Какая-то загадка. Гигантская суета – и мизерный результат. Гора снова и снова родит мышь.
Явление это многослойное, и причина у него – многослойная тоже. Самый поверхностный слой – учебники. Учебник – для школьника и для учителя – священное писание. Учебник должен быть стабильным, единым, долгоживущим. Естественно, «сквозным»: каждый следующий – продолжение предыдущего. Учитель не должен его выбирать: учительское творчество – в усовершенствовании методов разучивания учебника. Что касается учебника иностранного языка, то он должен быть составлен таким образом, чтобы учитель был просто своего звуковым приложением к нему. И это не плохо, а, напротив, замечательно хорошо: только так учительница может сосредоточиться на разучивании слов и грамматики. Она не должна отвлекаться на то, ЧТО учить, а только на то, как затолкать в ребячьи головы то, о чём уже позаботились составители учебника.
У нас же после «победы демократии» начались разговоры, что-де в Америке в каждой школе свои учебники – ну и у нас так надо. Ну и пошло. Каждый год – новые учебники, при переходе из школы в школу – ученик в полном недоумении: там другие учебники.
Единый стабильный учебник формирует единый стабильный народ.
Раньше учебники писали видные учёные. Люди старшего поколения могут вспомнить «Физику» Кикоиных, «Историю древнего мира», Кукушкина, «Русский язык» Бархударова и Крючкова. Потом за дело взялись безвестные проходимцы. Понимаю как бизнесмен: это очень доходное дело – писать и издавать учебники. Практически это принудительная продажа: хочешь-не хочешь, а учебник купишь. Так вот этому легко положить конец! Написанный и утверждённый учебник надо выложить в сети в общем доступе. Хочешь читай с экрана, хочешь – печатай любым способом. При этом надо запретить хотя бы десять лет даже ставить вопрос о смене учебника.
Устареть школьный учебник не может. Школьная наука – это «взрослая» наука прошлых веков. Математика – это максимум XVII век, русский язык – XVIII (Российская грамматика Ломоносова), химия-физика – XIX век. Чем устарел двухтомный «Русский язык» Бархударова и Крючкова? Ценность учебника определяется результатом обучения, а вовсе не приятностью и развлекательностью занятий и забавностью картинок. Сегодня моя служащая с дипломом учительницы пишет вместо «будто» – «бут-то», а тележурналисты уже стабильно говорят «предпринять меры» и «улучшить уровень».
Более глубокий слой проблемы – это единая картина мира, отражённая в учебнике. Это свойство Постмодерна – исчезновение единой картины мира. Но в учебнике она должна быть. Надо ясно обозначить, какие надо знать слова, события, персонажи, даты, теоремы, законы, стихотворения и литературных героев и – к ужасу прогрессистов – надо внятно выразить, что именно школьник должен думать по всем этим вопросам.
Если этого нет – народ превращается в социальную пыль, которой очень легко манипулировать. Да что превращается – превратился уже…
Да, русские деградируют, и об этом свидетельствует их грамотность.,уже на всех сайтах в комментариях пишут “чтобы” раздельно и многое другое и никто не поправляет..
Да, деградируют, о чём свидетельствует Ваш комментарий.
:)
“Да, русские деградируют, и об этом свидетельствует их грамотность.,уже на всех сайтах в комментариях пишут “чтобы” раздельно и многое другое и никто не поправляет..”
Надо бы так:
Да, русские деградируют, и об этом свидетельствует их грамотность. Уже на всех сайтах в комментариях пишут “чтобы” раздельно и многое другое, и никто не поправляет.
Никогда в комментариях никто правильно не пишет!!
и не чего тупить! Здесь -Как можно быстрей пишут чтоб выразить свою мысль – -Грамматика на втором плане! Тем более что интернет машина многие слова фильтрует
Понял:)
Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
Перечитать, найти ошибки… Так ли трудно? А, ну конечно, надо ещё правила знать.
Да ладно -язвить
Правила и грамматику я знаю – -И падежи и суффиксы с приставками
– -
Ещё раз
Здесь никто на правописание экзамен не сдает!!И запятые некогда ставить – -,,Прошлепал,, по клаве и ладно – -А кому надо и глаз режет правописание -Идите в библиотеку -Там с этим хорошо
Всё-таки надо придерживаться правил,ведь ваши высказывания иногда читать трудно из-за наличия непонятных знаков и разрыва линии изложения.Главное-зачем?Смысл сказанного не улучшается,наоборот.
Люся
Вы только на этом сайте -форуме общаетесь или есть опыт шире и вы есть на др.сайтах?
– - -
Если вы общаетесь ещё и на других сайтах То должны бы уже видеть и понимать что каждый (более-менее) постоянный комментатор,имеет свой СТИЛЬ -Это чтоб его мог любой отличить от его подражателей -Даже если он сменит ник -Или если его ник скопируют (а я с этим часто сталкиваюсь Копируют все и ники и аватары) – -Так что – - У меня свой стиль написания коментов – - –
И если меня будут гнобить под моим ником и аватаром(аватара у меня здесь нет) -То те кто меня здесь много и долго читает (кому я намозолил глаз),те легко поймут -где НАТУРАЛЬНЫЙ =СЛОБОДАН= а где КЛОН =СЛОБОДАН=
– - –
Вот так то – Опыт приходит во время драки – -Хе -Хе
Учебник (любой) -это просто ознакомительный инструмент
Язык по учебнику -НЕ ВЫУЧИШЬ!!Спросите любого – И он с этим согласиться.
Да! Правила грамматики там есть – Но выучиться с учебника говорить на другом языке -НЕ ПОЛУЧИТЬСЯ!
Любой язык запоминается и ,.входит,,в голову только тогда когда изучающий погружается в среду людей где говорят на чуждом его языке.
на собственном опыте могу сказать – -Если человек найдет среди чужаков хоть бы одного владеющего его языком,он будет с ним говорить и избегать говорить с другими.
Это очень интересно!Когда ловишь себя на мысли что другой язык заставляет как то под другим углом видеть жизнь -И я теперь понимаю -Как в точку попала нелюдь, разъединив людей по языкам!!
Это гениальное ,.изобретение,,нелюди!
ГЕНИАЛЬНОЕ!!!
Не надо много тратиться на что то другое -Просто ,,впихнуть,,людям в бошки разное озвучивание одних и тех же предметов и действий!! ВСЁ!!! Вуа-ля!!
Одна группа людей уже не понимает другую группу людей!! ГЕНИАЛЬНО!!И если надо -Трави их друг на друга -Это же ГЕНИАЛЬНО!!
После распада СССР умные люди говорили: “Не выбрасывайте советские учебники!”. Мало кто тогда прислушивался к их совету.
А по современным учебникам действительно учиться полноценно невозможно.
Любая напечатанная или переписанная в ручную книга -будет существовать сама по себе.В любое время дня и ночи желающие могут её взять в руки -и прочитать – А точнее -что то там уточнить для себя (потому что прочитав книгу раз,человек возвращается к ней лишь для какого то уточнения для себя)
– -особенно полезны энциклопедии -справочники- словари – -
– - – -
Теперь всех ,.впихнули,, в интернет (википедия -браузеры справочники – сайты справочники и тд и тп)
На руках -только интернет -Удобно?Да – -Ничего не надо искать -Всё в интернете -Всё!Конвертация валют -деление -умножение -Перевод с иностранного языка – Местонахождение с километражём – Удобно?ДА.
Но – -
GPRS – по чьему либо хотению ВЫКЛЮЧАЕТСЯ – - -Интернета нет – - В компьютерах остались спец программки -калькулятор -конвертор – то се – -Но интернета нет! Катастрофа? Да.Люди превращаются в слепых котят -(особенно молодежь) -
А ведь интернет -это дело рук людей (нелюдей) – Он может быть -Но его может быть и не быть – -Совсем!Чик!И нету интернету…
А книги есть – -То есть Полезные книги,содержащие Знания Бытия – -Они нужны для последующих поколений для анализов и сравнений – - -
– - – -
думаю что помимо интернета информацию будут ,.складировать,, в другие =дивайсы= -приспособления -Это уже не за горами.
Вы умница! Совершенно верно. Информация в Интернете существует покуда есть бумажные учебники. А как только их количество снизится или их перестанут издавать, то нелюдь сразу же сделает недоступным получение знаний через Интернет. Зачем нелюди образованные люди!? Ей рабы надобны.
Как верно!
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Мы уже туда заползли, только хвостик снаружи. И скоро её непременно попытаются захлопнуть. Самые ценные книжки у меня дома “Справочник по физике” Кошкина и Ширкевича, “Справочник по математике ” Выготского и орфографический словарь.
Я бы не сказал что интернет -это бесплатный сыр.
даже в клетки нас запихивают ЗА НАШИ ЖЕ ДЕНЬГИ!
- -
я за интернет плачу каждый месяц
Но не за каждую букву, согласитесь, и некоторые могут использовать интернет весьма эффективно. Так скажем, дешёвый сыр.
Уничтожение письменных источников(только техническую литературу беру во внимание)-это …деградация.Духовность или “псевдодуховность”-это можно на словах передать.Уничтожается техническое образование. Ради эксперимента, попробуйте набрать что-то узкоспециальное и техническое(кроме ширпотреба), еще пока-да,прочесть возможно(далеко не все),но…скачать бесплатно и “скопировать” текст-уже нельзя.
А тем более для узконаправленного дела -Где требуется глубокое понимание предмета или задачи -
Никто так просто тайну уже не отдаст
Жалко, что многочисленные страницы интернета нельзя использовать как страницы плохой книжонки:)))
А кто-нибудь знает ссылку на этот учебник для копирования в личных целях?
Огромное спасибо тому, кто поможет.
Не знаю, жив или нет, но даю всем адрес, где все советские учебники:
http://pandoraopen.ru/2014-01-23/starye-sovetskie-uchebniki/
Благодарю,жив.