Анализ положения России – взгляд из прошлого
Сегодня публикации о том, что Запад подталкивает мир к войне и всячески старается втянуть туда Россию, стали обыденными, почти общим местом. И за частотой статей порой теряется ощущение потенциальной трагедии, которой может стать военный конфликт. Очередной мировой военный конфликт – ведь иного и не может быть при участии в нём ядерной державы. Что нужно сделать, чтобы избежать такого сценария? Всё, что угодно, кроме потери независимости страны.
Я держу в руках книгу 1908 года. Сейчас закончил её читать. Книга крайне любопытная. И своим содержанием. И… предвидением. Анализом положения России и того развития событий, которое рисуется в туманном будущем. Разумеется, для 1908 года.
Книга называется «Господство на Атлантическом океане», автор — Персиваль А.Хислам. Как говорится – наш «британский партнер». Издание посвящено анализу состояния британского и немецкого флотов. Красная нить, которой придерживается английский автор – война между Англией и Германией неизбежна, а Британии надо придерживаться своей стратегии. Которая заключалась в том, чтобы мощь флота Великобритании всегда была больше, чем совокупная мощь двух самых сильных морских держав. Такое положение – гарантия мира. Разумеется, мира такого, в котором англосаксы играют ведущую роль. Так вот, автор книги озабочен тем, что эта вековая стратегия Англии более не соблюдается. А потому, вероятность войны с Германией увеличивается и приближается к 100%.
Но для российского читателя будет наиболее любопытным даже не эти выкладки английского автора, совершенно верно предсказавшего развитие событий 1914 года. Наиболее интересно… предисловие, написанное переводчиком русского издания этой книги. Как гласит обложка: «перевёл с английского Морского Генерального Штаба Капитан 2 ранга барон Гревеницъ».
Барон Гревениц совершенно также, как и английский автор, оценил возникновение англо-германской войны как неизбежное. Однако, будучи русским офицером, он смотрит на ситуацию с точки зрения России. И понимает, что Россия должна стоять в стороне и дать двум хищникам разобраться самим. При этом каждый из них будет стараться втянуть Россию в войну, чтобы её руками «убрать» конкурента. Так и получится. Англия проведет поистине блестящую операцию: столкнет между собой в 1914 году Германию и Россию. Чтобы не только уничтожить морского конкурента, но и ликвидировать сухопутного – Россию. Устранить вековую угрозу прорыва русских в Индию…
И ведь написано все это в 1908 году. И, тем не менее, трагедия случилась и не была предупреждена…
От переводчика
(жирный и наклонный шрифт мой – Н.С.)
Настоящая книга появилась в Англии в марте месяце сего (1908) года и обратила на себя большое внимание читающей публики в этой стране, как по первостепенной важности для Соединённого Королевства разбираемого в ней вопроса господства на море, на котором зиждется вся жизнь и благосостояние Великобритании, так и по новизне и современности многих статистических сведений, в ней помещённых.
Не желая витать в области неизвестного будущего, тем не менее, нельзя не согласиться с доводами автора, что поразительный рост германской промышленности за последние тридцать лет стихийно вызывает необходимость в обеспечении этой страной за собой обширных рынков для сбыта своих произведений. Вопрос этот становится делом насущной необходимости для поддержания благосостояния её населения, не только густо населяющего свою страну, но и имеющего ежегодный прирост, доходящий теперь до 800.000 в год. Принимая же во внимание наличие для Германии крупного конкурента в мировой торговле в лице Англии, следует, на основании текущего хода событий, считать вооруженное столкновение за господство на море, покровительствующее чрезвычайному развитию морской торговли нашими, им обладающей, весьма вероятными, ибо это господство, находящееся теперь в руках Англии, так жизненно необходимо и для Германии, ради огромного прироста населения и его неутомимой энергии.
Подобная борьба, если она дойдёт до вооруженного столкновения, будет борьбой двух титанов не на жизнь, а на смерть, почему весьма естественно, что правящие круги обеих стран должны содрогаться от мысли о её возможности, и потому, конечно, всячески будут стараться найти другой выхода из того положения, к которому неумолимо толкает судьба обе эти державы. Полагал бы, что для каждого из соперников было бы весьма желательным втравить предварительного своего противника в войну с какой-либо третьей великой державой, которая и приняла бы на себя весь удар его и победой или поражением, безразлично, настолько расстроила бы его силы, как военные, так и финансовые, что затем вопрос о господстве на море той державы, которой удалось бы устроить в свою пользу подобную комбинацию, был бы решён и с меньшими потерями и с наименьшим для себя кровопролитием.
Для России, недавно ещё переживший столь тяжелые потрясения, в настоящее время крайне необходим глубокий мир, дабы залечить свои раны, и всеми силами стараться не сыграть в этой борьбе, так мало затрагивающей её жизненные интересы, ту роль козла отпущения, в которой ей столько раз приходилось бывать в истории народов, безо всякой для себя пользы. К этому и надо надеяться, что будут направлены все усилия нашей дипломатии.
Следя же за внешней политикой различных государств, нетрудно не видеть, что в наш реальный век никакие усилия дипломатии никогда не могли дать её действиям характера той независимости в вопросах мировой политики, которая столь необходима для нас, особенно в виду назревающего конфликта между Англией и Германией, если внешние сношения не опираются на наличие дееспособного флота.
Поскольку армия, для её приведения на военное положение требующая мобилизации, дорогостоящей и нарушающей, на время её производства, правильное течение народной жизни, необходима для защиты наших границ только во время войны, постольку флот, всегда находящийся на военном положении, необходим для нас для защиты во время войны наших значительных морских границ, а в мирное время нужен для поддержки нашей дипломатии в её стараниях на пользу интересов нашего государства, и как гарантия от влияния на нашу политику давления со стороны других держав, поддерживающих свои требования своими морскими силами. Ещё недавно мы были свидетелями того, как Турция, хотя и имеющая сильную и храбрую армию, в чём мы могли убедиться в 1877—1878 годах, среди глубокого мира принуждена была, за отсутствием флота, покорно уступить требованиям итальянской дипломатии только под угрозой морской демонстрации с её стороны. Не думаю, что люди, искренно любящие свою родину, пожелали бы Турецкой Империи, гарантия от которого ясно выражена приведенным в сей книге изречением великого государственного деятеля и гениального флотоводца Нельсона, гласящего, что «боевые суд являются наилучшими посредниками дипломатических сношений в Европе».
К сожалению, при настоявшей шаткости нашего общественного мнения, с подобными доводами не приходится ломиться в открытую дверь; Россия, к несчастью, мнит себя, в значительном большинстве, исключительно сухопутной страной, забыв заветы своего Великого Преобразователя и некоторые славные страницы своей двухсотлетний морской истории. Лишь немногие люди, одарённые истинной государственной мудростью, настойчиво требуют скорейшего возрождения наших морских сил, напоминая народу, что в этом деле «промедление смерти подобно», большинство же под влиянием разочарования минувших тяжелых годин заражено отсутствием веры в своим силы, или же, по природной многим русским людям апатии, если не сказать лени, мнить быстрое возрождение нашего флота, и притом флота дееспособного и достойного гордости своей Родины, совершенно невозможным.
Как пример того, что в короткое сравнительно время может сделать мудрое Правительство и энергичный народ, настоящая книга и даёт нам в изложении возрождения германского флота, который, несмотря на наличие неправильных взглядов на флот и таких препятствий, которых у нас не имеется, достичь из ничего до такой силы, что теперь выражает не скрывая притязания в ближайшем будущем добиться первого места среди флотов мира.
Пусть эта книга разъяснит обществу, какие события мировой важности назревают у нас под боком, пусть из неё оно вынесет более твёрдое убеждение в необходимости и для России быть к ним готовым, в смысле возможно быстрого возрождения наших морских сил, и пусть из неё оно поймёт, как быстро и успешно эта задача может быть выполнена при содействии общественного мнения, истекающего из развития самосознания и энергии народа.
Таковы самые искренние желания переводчика.
Барон В.Гревеницъ, Апрель 1908.
P.S. Когда я прочитал эту книгу, меня заинтересовала личность переводчика барона Гревеница.
И вот, что можно узнать о нем в открытых источниках.
Можно найти его визитку :
https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2016/09/img_57c7590e9ec0f.png
Но все же первое, что мне попалось это фото… его могилы. Флотский офицер Владимир Евгеньевич Гревениц похоронен на Ильинском православном кладбище в Хельсинки. Дата смерти – 1916 год. Значит увидел реализацию своих пророчеств. Между тем большинство русских флотских офицеров на этом кладбище погибли во время Февральской революции. Как известно – «Великой и бескровной», как назвали эту русскую трагедию тогдашние либералы и предатели а-ля Керенский.
https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2016/09/img_57c75932bf46f.png
Вот немного о славном пути В.Е. Гревеница:
https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2016/09/img_57c759809d4cd.png
С личностью Гревеница на флоте связано множество романтических историй и легенд. Одну из них передает в своих воспоминаниях контр-адмирал Советского флота В.А. Белли:
«Судьба этого человека очень оригинальна. В молодые годы он женился на особе, не подходившей для морского офицера и должен был уйти со службы. Он уехал за границу и сделался проводником в Международном обществе спальных вагонов. Был призван на службу в русско-японскую войну, отличился… <…> После «Цесаревича»… был… командиром эскадренного миноносца «Охотник». В это время его бросила жена».
«Не подходившей особой» была некая французская подданная мадемуазель Луиза Оливье. А в русско-японскую войну Гревениц служил на флагманском крейсере «Россия». 1 августа 1904 г. крейсер принял бой с эскадрой японских броненосных крейсеров в Корейском проливе у о.Ульсан и был тяжело поврежден (48 убитых, 165 раненых). 27 сентября ого же года лейтенант Гревениц был награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. Вот он на фото матросов и офицеров с «России» (2-й справа во 2-м ряду), уже с Георгиевским крестом и в так же надвинутой фуражке.
https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2016/09/img_57c759b45bef6.png
По словам современников, В.Е.Гревениц был выдающимся офицером, образованным, талантливым, исключительно приятным в обращении. В 1908–1910 гг. он командовал эсминцем «Охотник», затем яхтой «Алмаз», в 1911–1916гг. — был первым командиром линкора «Полтава». Имел ещё награды: орден Св.Анны-3 ст. с мечами и бантом, орден Св. Станислава-2 ст. с мечами, орден Св. Владимира-4 ст. с бантом, награды Греции, Португалии, Дании, Туниса, Франции.
Есть ещё любопытный снимок. 1914 г. Торжественный обед в Городской думе СПБ по случаю прибытия английской эскадры. В центре сидит адмирал сэр Дэвид Битти, справа от него командующий флотом адмирал Н.О.Эссен. За спиной лорда Битти стоит командир линейного корабля «Полтава» капитан 1-го ранга барон В.Е.Гревениц.
https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2016/09/img_57c759c36db11.png
Конец жизни барона Гревеница трагичен: влюбившись в оперную певицу Наровскую, в апреле 1916 г. Владимир Евгеньевич Гревениц нанес себе в каюте на «Полтаве» тяжелое ранение из «браунинга» малого калибра в область 6-го межреберного промежутка. Сначала он был доставлен в Гельсингфорский морской госпиталь, а затем в Хирургическую больницу профессора А. Крогиуса, где ему сделали операцию. Смерть наступила в результате гангренозного воспаления левого легкого в зоне раневого канала.
Причиной самоубийства, кажется, был уход Наровской к молодому лейтенанту. По другой версии — растрата покрасочных корабельных денег в сумме 6,554 руб. 32 коп. Что, впрочем, плохо вяжется с образом боевого офицера РИФ и Георгиевского кавалера. Как было в действительности, мы вряд ли когда-нибудь узнаем…
Вот такая история. Русский флотский офицер немецкого происхождения. Патриот и аналитик. Смелый и решительный командир, ставший первым командиром русского линкора «Полтава».
https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2016/09/img_57c759de0197c.png
Предсказать ход истории, указать правильную политику для российского государства.
И застрелиться из-за несчастной любви менее чем за год до начала Русской драмы…
Не властны мы в своём уходе.
Николай 2й был дебил, идиот – начавший войну, погубивший миллионы русских жизней, всю свою семью ну и себя(хрен бы с ним).
Тупая скотина которая получив революцию 1905г. во время русско-японской войны, наступает снова на те же грабли.