http://slavyanskaya-kultura.ru/images/photos/medium/article10999.jpg Сказка – ложь, да в ней намёк, говорит народная мудрость. А на кого намекают персонажи русских сказок? Есть ли у них реальные прототипы? «Ходит Иван по саду: присесть боится, не то что прилечь. Вдруг – всё осветилось… глядь – Жар-птица на яблоне золотые яблоки клюёт! Бросился Иван, ухватил птицу за хвост, да та вырвалась – одно перо и осталось» Это отрывок из сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке. Казалось бы, животные, её населяющие, очень фантастичны. Разве может волк разговаривать, а светящаяся птица существовать? Но, если поразмышлять над её образом, то и здесь можно найти реальный прототип. Славяне, как ни какой другой народ густо заселили свой фольклор образами животных. Зайцы, лисы, медведи, волки, лошади, петухи – практически все звери, которые попадались на глаза нашим предкам, обретали в сказках человеческую речь, привычки, качества и даже внешний вид. Часто именно через животных славяне высмеивали наши недостатки и восхваляли дружбу, терпение, находчивость и доброту....
Читать далее 1052 слова 77%.
Комментарий редакции
Редактировать
1. Персонажи русских народных сказок, включая Жар-птицу, имеют реальные прототипы, которые глубоко погружены в славянский фольклор.
2. Славяне использовали антропоморфизм животных, что говорит о высокой моральной культуре и чувстве братства с природой.
3. Жар-птица, существенно отличающаяся от других антропоморфных персонажей, остается молчалива, что может указывать на её реального прототипа, павлина, который не отличается высокими умственными способностями.
4. Павлин, как символ богатства и счастья, был с древности известен и ценилась в различных культурах, включая Русь.
5. Молодильные яблоки, упоминаемые в сказках, возможно, связаны с гранатами, что подчеркивает связь между культурами Востока и Руси.
6. Умственные способности павлина, который считается глупым, могли повлиять на то, что Жар-птица была изображена как немой персонаж в сказках.
Вывод:
Статья подчеркивает, что русские народные сказки, в частности, персонаж Жар-птицы, имеют реальные источники и глубокие корни в славянской культуре. Использование антропоморфизма в сказках отражает высокую моральную культуру славян, однако особенность Жар-птицы оставаться молчаливой может быть связана с недостатком интеллекта её реального прототипа - павлина, что также добавляет новый слой к интерпретации персонажа в сказках.
Вывод редакции:
Тезисы автора содержат обоснованные наблюдения и соответствуют действительности, опираясь на этнографические и культурные исследования. Тема реальных прототипов персонажей народной культуры вполне актуальна и интересна, и работа автора в этом направлении расширяет понимание славянской мифологии и фольклора.