Люди с клиповым мышлением элитой не станут

1628 13

О том, как меняется мышление в эпоху высоких технологий

http://xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai/uploads/media/illustration/5378/i605_6.jpg

О том, как меняется мышление в эпоху высоких технологий, в интервью «Росбалту» рассказала профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России» Рада Грановская.

- Сегодня часто говорят о том, что современное поколение детей и молодежи очень сильно отличается от предыдущих. В чем, на ваш взгляд, заключается это отличие?

- Оно связано с тем, что молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг. Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах. Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета.

Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие – не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди же моего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно.

- Вы не могли бы привести какой-нибудь пример?

- Например, проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход.

- И чем это объясняется?

- Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить. Чтобы представить, как работает такой принцип, могу привести еще один пример. Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши. Вы быстренько все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой-то дурак подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало Но в вашу задачу это не входило.

Были еще эксперименты. Детям показывали картинку на определенное количество миллисекунд. И они описывали ее так: кто-то поднял что-то на кого-то. На картинке была лисица, которая стояла на задних лапах, а в передней держала сачок и замахивалась на бабочку. Вопрос в том, нужны ли были детям эти подробности, или для задачи, которую они решали, было достаточно, что «кто-то поднял что-то на кого-то». Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок.

На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю — другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников. Таким образом, провозглашая чтение линейное, школа ориентируется на совсем другой принцип. Не нужно читать весь учебник подряд. Один урок, потом десять других, потом снова этот – и так далее. В итоге возникают противоречия между тем, что требует школа и что она реально предлагает.

- А о какой возрастной границе в данном случае идет речь?

- В первую очередь, такой тип мышления свойственен молодежи где-то до 20 лет. Поколение, представителям которого сейчас 20–35 лет, можно сказать, находится на стыке.

- Неужели всем современным детям и молодежи свойственно клиповое мышление?

- Большинству. Но, конечно, сохраняется определенное количество детей с последовательным типом мышления, которым нужен монотонный и последовательный объем информации, чтобы прийти к какому-то заключению.

- А от чего зависит, какой у ребенка будет развиваться тип мышления, последовательный или клиповый?

- Это зависит во многом от темперамента. Флегматики, скорее, склонны к восприятию больших объемов информации. Это также зависит от среды, от задач, которые она предлагает, от того, в каком темпе они поступают. Неслучайно людей старого типа психологи называют людьми книги, а нового – людьми экрана.

- И что для них характерно?

- Очень большая скорость включения. Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то – в общем, делать многие вещи параллельно. И ситуация в мире такова, что таких людей требуется все больше. Потому что сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное. Только некоторым специалистам и в исключительных ситуациях необходима работа с большим объемом информации.

Еще немецкий промышленник Крупп писал, что если бы перед ним стояла задача разорить конкурентов, он бы просто предоставил им самых высококвалифицированных специалистов. Потому что они не начинают работать, пока не получают и не обработают 100% информации. А к тому времени, когда они ее получают, решение, которое от них требуется, становится уже не актуальным.

Быстрая реакция, пусть и не достаточно точная, в большинстве случаев сейчас важнее. Все ускорилось. Изменилась система технического производства. Еще 50-60 лет назад машина состояла, скажем, из 500 деталей. И нужен был очень хороший, квалифицированный специалист, который нашел бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику преимущественно делают из блоков. Если есть поломка в каком-то блоке, его целиком вынимают, а потом быстро вставляют другой. Такой квалификации, как раньше, для этого уже не нужно. И эта идея быстроты сегодня проникает повсюду. Сейчас главный показатель – скорость.

- Получается, что сегодня люди учатся быстрее реагировать на поставленные перед ними задачи. А есть ли здесь обратная сторона медали?

- Происходит снижение квалификации. Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи.

И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что сейчас происходит интересное расслоение. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример – основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.

- Но ведь очень многое зависит и от среды, в которой воспитываются дети. Могут ли родители как-то повлиять на то, чтобы при всей нынешней вовлеченности в мир современных устройств у ребенка развивалось не только клиповое мышление, но и традиционное, последовательное?

- Конечно, могут. Надо, в первую очередь, стараться расширить их круг общения. Именно живое общение дает нечто невосполнимое.

- В начале беседы вы упомянули о том, что книги читают все меньше. На ваш взгляд, означает ли это, что век массовой книги подходит к концу?

- К сожалению, во многом это так. В одной из американских статей я недавно прочитала совет для преподавателей вузов: «не рекомендуйте своим слушателям книги, а рекомендуйте главу из книги, а лучше параграф». Гораздо меньше шансов, что книгу возьмут в руки, если ее порекомендуют прочесть целиком. Продавцы в магазинах обращают внимание, что книги толще трехсот страниц редко покупают и даже рассматривают. И вопрос не в цене. Дело в том, что люди внутри себя перераспределили время на разные виды занятий. Они лучше посидят в социальных сетях, чем будут читать книжку. Это им интересней. Люди уходят в другие виды развлечений.

- Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?

- Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут. Идет расслоение общества, очень глубокое. Так что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
13 Комментариев » Оставить комментарий
  • 1479 941

    в современном мире да легко станут элитой, сынки да дочери по наследству родителей у власти)))))))) а вот кто должен стать и как им туда попасть вопрос другой! а написано все верно))

    • 1733 1357

      Согласны! Что эти сынки властьимущих могут науправлять далее, – тоже понятно.
      Необходимо русским детям иметь правильное воспитание по канонам святоотеческим, тогда будет все в порядке. Глобальное мышление необходимо каждому человеку, чтобы не быть роботом или рабом.

      • 1479 941

        ну так в школах планируют ввести ЗАКОН БОЖИЙ))) может переходный период???)))

        • 1733 1357

          Закон, да не тот. Там в “рабов божьих” превращают, а надобно детство Божье чувствовать. Детьми Бога воскресится. Там, в церкви очень Знание Божественное искажено, вплоть до мракобесия и зомбации. Посудите сами, в мире бардак, а эти “учителя” ничего сделать не могут, ни СМИ просветить, ни порядок навести духовный по России. Чему они научить могут?

  • 18951 12807

    Только что обсуждали это же.

  • 3859 3108

    А в России разве посты и должности по наследству не передаются? Уже “династий” наплодили и требования “новых русских бояр” о возвращении (короновании) царя все чаще проскакивают.

    • 1733 1357

      Царь здесь, дорогой Наблюдатель! Он в народе и с народом, в нас и в вас, как Сила Божья.
      Тысячелетней обман русских людей заканчивается. Забудьте, что вам вещали разные историки и слововеды. Все предыдущие “цари” – царями не являлись. Никаких ряженых более нельзя допускать в Царство России.

  • 24297 8551

    Не зря А.Фурсов говорит о том,что наука скрывает истину.Психологи скрывают сведения о душе человека,д.псих.н.С.Д.Максименко ввёл в психологию понятие “дух”,а кто-нибудь слышал об этом?Муссируют понятие “клипового” мышления (мышление-отдельная функция мозга,а участка,отвечающего за мышление,так и не найдено) и как его последствие-быстрое реагирование на проблему.Я имела клиповое мышление в 60-е годы будучи студенткой.Именно так работала в лабораториях и готовилась к экзаменам,когда надо было быстро сообразить или понять суть,а времени в обрез.Когда было время-изучала тщательно.А то,что они могут делать несколько дел-не смешите,разве только один Суворов этим обладал,если порыться в истории?И что?Разве в этом проблема?В советской школе знания давались целостно и последовательно,а не фрагментами и бессистемно,как на Западе в муниципальных школах для масс,которые готовили людей в обслугу,а значит и понимание мира им ни к чему.Элите самого высокого уровня,детям глобалистов,всё дают как положено и сегодня.И наука для них не такая как для управляемых ими масс,а если кто из учёных загребает за красную черту,то исчезает или в тюрьму,как итальянского врача Тулио Симончини,который нашёл путь лечения рака и ведь не он один!

    • 18951 12807

      Люся!
      Вы очень верно подняли вопрос о том, что нужна системная подача знаний. Будет чёткая грамотная система знаний в каждой научной области и ясные двусторонние связи между отраслями науки – и человек легко усвоит фактический материал, а также, опираясь на свои знания, сможет решать практические задачи жизни и трудовой деятельности. Нынешнее образование уходит от системной подачи знаний, и в голове учеников становится каша, а учиться делается не интересно.
      Образование, прежде всего, должно строить систему знаний.

      • 24297 8551

        Всё это известно,что и как давать подрастающим поколениям,какие существуют основы истинной науки,но сегодня господствует система угнетения народов,жёсткая эксплуатация людских масс и невозможно в функционирующей определённым образом системе строить звено,работающее в другом направлении.Это ясно на примере попытки Сталина дать народу то,что он заслуживает,не объяснив систему управления миром и не дав другой,альтернативный проект его существования.Сегодня проект создан и поддержан многими странами,задача просветить народ нашей страны,стоящей в авангарде перехода в новую эпоху.Многие ли это понимают?От этого зависит скорость изменений в стране.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)