Жажда денег превращает «акул пера» в «пираний пера»
Вымогательство обычно ассоциируется с группой вооруженных мужчин, которые, потрясая пистолетами, многозначительно намекают на необходимость заплатить в обмен на спокойствие. Однако нередко вымогателями оказываются скромные представители пишущей братии, оружие которых – информация. Но даже такое с виду интеллигентное зло будет наказано.
«Кто владеет информацией, владеет миром», – гласит афоризм. Однако некоторым мира недостаточно. Видимо, поэтому, найдя какой-либо компромат, некоторые журналисты не спешат обнародовать информацию, и пытаются ей «приторговывать».
В 2004 году к 7,5 годам лишения свободы была приговорена шеф-редактор издания «Досье.ру» Юлия Пелехова. Она требовала от бизнесвумен 100 тыс. руб. за неразглашение сведений о фирме, где та, будучи директором другой организации, числилась секретаршей. Изначально журналистка просила 150 тыс., затем умерила аппетиты. Однако ее жертва обратилась в правоохранительные органы, и «акула пера» была задержана с поличным при получении первой порции взятки.
В 2015 году полицейские Самарской области задержали по подозрению в вымогательстве блогеров Дмитрия Бегуна, Олега Иванца и Наталью Миронову. Они планировали получить от самарского бизнесмена 3 млн за неразглашение компромата. В «пакетную» услугу входило также удаление уже опубликованных материалов о нем. Блогеры получили от пяти до семи лет колонии.
В Перми редактор газеты «Казак Прикамья» требовал у «Лукойла» и других компаний деньги в качестве пожертвований для фонда «Пермь казачья». За отказ от участия в «благотворительности» угрожал публикацией разоблачительных материалов. За что и был приговорен к четырем годам колонии и штрафу.
Случается, что журналисты не просто используют попавшую к ним информацию в преступных целях, а специально готовят почву для правонарушения. Так, в издание «Ковровские вести» некоторое время «копало» под местного мэра Вячеслава Арсентьева. Издатель Валерий Загурский и главный редактор Николай Фролов, не забывая ругать чиновника, неоднократно обращались к нему с просьбой о финансовой помощи. Затем сумма «субсидии» стала конкретной – фигуранты дела вымогали 150 тыс. долларов. При передаче денег Загурский и Фролов были задержаны, а затем приговорены к трем и полутора годам лишения свободы соответственно. Сейчас Фролов вновь работает журналистом, однако известен больше благодаря судебному разбирательству, а не своим текстам.
Кто владеет информацией, владеет миром. Но когда за данными маячит возможность обеспечить себе безбедное существование, легко искажается и информация, и мир. Что таится за интригами и скандалами – желание рассказать читателю правду или очередное прощупывание почвы для нового вымогательства?