Время “графо”: Молчание. Взаимопонимание. Убеждения
Молчание
А что-то есть выше стихов и музыки самой прекрасной,
А что-то есть выше веков с их жизнью, и шумной, и страстной.
Как я возвышаюсь, любя, с тобой – мои взлёты и чаяния.
Но выше меня и тебя счастливое наше молчанье.
Незрима, темна, велика, а если точнее, громадна, –
Над нами проходит река, откуда мы черпаем жадно.
И россыпи слов и страстей, все грозди печали и гнева,
Плоды лишь с безмолвных ветвей могучего тёмного древа.
И полночью, ясным ли днём близки мы любви и спасенью,
Когда невзначай отдохнём под этой бескрайнею сенью.
Спасенью близки, и любви, и вечно текущему свету,
Когда побываем в глуби реки очищающей этой. Борис Сиротин, а.«Поэзия» №44
Такая мера тишины! Нет даже шепота волны. Есть ровная морская гладь, нам повелевшая молчать. Хрустальная недвижность вод. Мысль встала. Больше не течёт,
пересечённая святой непостижимой широтой, которая уводит глаз за край миров – и внутрь нас... Зинаида Миркина, stihi.ru
Лишь внизу, узнаёшь, как опасно карабкаться наверх. Побыв в темноте, узнаёшь яркость света. Храня покой, узнаёшь, как много сил тратят беспокойные.
Лелея молчание, понимаешь суетность многословия.
Уста – ворота ума: если держать их открытыми, ум выскользнет. Хун Цзычэн, XVII в.
Ровно столько есть сил, сколько ты намолчишь. Сила духа есть мера молчанья. Зинаида Миркина, stihi.ru
Припоминаю. Был я молод. И недостаточно смышлён:
Изобрести хотел умометр, который был изобретён.
Я думал про несовершенный прибор для измеренья дум,
А телефон обыкновенный прекрасно измеряет ум!..
Многоречивость не похвальна, и, очевидно, потому
Обатнопропорциональны минуты болтовни уму! Глазков Н.И.
Молчи, пока не в состоянии сказать нечто полезнее молчания. Архимед, 287 -212 до Язык мудрого – в сердце; сердце глупца – на языке. Соломон, XI-X
Прислушайся. Повремени. Постой. Какая тишь и глубина какая!
В молчаньи льётся в сердце Дух святой, в молчании – из сердца истекает.
Ему послушны наши плоть и кровь. Его свеченье проступает в лицах.
В молчаньи разрастается Любовь, в молчании Вселенная творится.
И всё равно, пролог или итог, вся вечность впереди или мгновенье-
В молчании нас наполняет Бог. В молчаньи длится наше единенье. З. Миркина, stihi.ru
Мудрость – награда за посвящение своей жизни тому, чтобы слушать, а не говорить. Даг Ларсон
В прекрасное верю, но грустное знаю, единственный друг мой, дневник,
Давай помолчим. Чистый лист оставляю. Давай-ка прикусим язык.
Давай умолчанием будни исправим, бездарному быту объявим войну
И жизни ржавеющий лом переплавим на струны. И тронем тихонько струну… Кирилл Ковальджи, а.«Поэзия» №47
Есть накопленье тишины до полноты молчанья. Так происходит рост сосны и Бога прорастанье. Кто хочет снять с себя вину, кто подвига захочет, пусть только копит тишину, не думая о прочем. З.Миркина, stihi.ru
У ума есть забавное свойство: если вы задаёте вопрос, а потом молча слушаете, то обычно появляется ответ. Й.М.Ринпоче «Будда. Мозг и нейрофизиология счастья»
Я вдумаюсь в рощу, в деревья вмолчусь. Я выучу каждый их взгляд наизусть.
И мысли, которые мне так нужны, проступят отсюда, из их тишины. З. Миркина, stihi.ru
Стоит такая тишина, в которой слышен гул колодца,
Левкоев лепет, пляски солнца, стены отвесной крутизна.
Стоит такая тишина, в которой тонет быстротечность,
Слышны мгновения и вечность, дум сокровенных глубина.
Стоит такая тишина, что поднимают люди очи Сергей Красиков,
И раскрывают звёзды молча высоких истин письмена. а.«Поэзия» №47
Лишь в тишине можно услышать слово. Лишь в полной тьме – увидеть звёзды. И великий танец всегда танцуют на краю пропасти, над страшной бездной. Урсула ле Гуин
Холодный день. Как бы в пустоты плывущий дом. В нём -- ни словечка.
И только отзвук -- где-то ... что-то... Дрова потрескивают в печке...
Огонь горит, как сердце бьётся. Пусть хлещет ветер за стеною,
Огонь горит, и остаётся лишь только быть... А что иное?
Лишь только будь... как в раннем детстве. В чём смысл глубокого затишья?
Быть может, в этом чувстве сердца... Нам сердце собственное слышно. Зинаида Миркина, stihi.ru
Молчи, скрывайся и таи и чувства и мечты свои – пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне безмолвно, как звёзды в ночи, - любуйся ими и молчи. //Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, - питайся ими и молчи.
Лишь жить в себе самом умей – есть целый мир в душе твоей таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум, дневные разгонят лучи,- внимай их пенью – и молчи!.. Тютчев Ф.И., 1803-1873
Если ты не воспитан и молчишь, то воспитан, если же воспитан и молчишь, то прекрасно воспитан. Теофраст, 372-287
Молчание – одно из великих искусств разговора. У. Гэзлитт, 1778-1830
Мы на неправде сошлись и расстались, и вот – на прощанье Понял я нрав человека: его драгоценность – молчание. Абу-ль-Аля аль-Маари, 973-1057 Перевёл Арсений Тарковский
Мастер не был словоохотлив, но когда речь заходила о чарах слов – становился красноречивым: «Берегитесь слов: как только вы расслабитесь, они начинают действовать – слепить вас, гипнотизировать, терроризировать, они уведут вас от реальности, которую обозначают, заставят думать, что они и есть действительность.
Мир, видимый вами – не Царство, что видят дети; ваш мир фрагментарен, разбит на тысячи вещей словом… Когда слова и мысли затихают, Вселенная расцветает – она реальна, целостна и едина, – а слова становятся тем, чем они должны быть: партитурой – но не музыкой, меню, но не едой, указателем на дороге – но не окончанием пути.» Из Э. Мелло
Совершающий без слов подобен природе. Лао-Цзы
Тогда вы говорите, когда перестаёте быть в мире с мыслями своими; и когда невмочь вам больше пребывать в глубинах сердца, живёте вы в устах своих, а звук есть развлеченье и досуг. И во многих из ваших слов мысль губится наполовину. Ведь мысль есть птица пространств необозримых, и в клетке слов она способна крылья распустить, но полететь не может. Есть среди вас такие, кто стремится найти словоохотливых – из страха одиночества. Безмолвье одиночества являет их глазам
их душу обнажённую, и хотят они бежать. Джебран,1883-1931
Молчание приучает к размышлению. Буаст, 1765-1824
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, что на дело туп. Русская посл.
Молчание и размышление умеряют страсти, как труд и воздержание сглаживают неровности характера. Вовенарг, 1715-1747 Будь сдержан на язык. Будь любослух, а не многослов. Клеобул, VI до
Люди, у которых мало дел, всегда болтливы: невоздержанность в речи усыпляет скуку безделья. Монтескьё, 1689-1755 Корова, дающая мало молока, мычит больше других. Восточная мудрость
Болтун, который лишь собою дышит, в самозабвенье никого не слышит. Саади, 1203-1292
Когда не можете сохраниться от шумного общества, то старайтесь сохраниться от многословия и излишних шуток… Игнатий Брянчанинов, 1807-1867
Когда общаешься с говорливыми, им надо предоставить возможность говорить, чтобы не оскорбить их. А самому в это время молиться тайно и за себя, и за него. Господь Сам положит на сердце его прекратить беседу.
Молитва друг о друге есть лучшее из общений. Феодосий Святогорец,1869-1937
Чтобы научиться говорить нужно два года, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами. Фейхтвангер
Кстати промолчать – что большое слово сказать. Русская пословица
Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня.
Прочее всё отложить и сказать в подходящее время. Гораций, 65-8 до
Она была так болтлива, точно съела попугая.
Чтоб мысль была дольше свежей, облекайте в слова её реже.
Слова оценим мы вдвойне, когда молчание в цене!
Если бы люди говорили только тогда, когда у них есть что сказать – в мире наступила бы гнетущая тишина. Э.Кроткий
Молчание – качество, которое более всего в нас ценят. С. Батлер, 1835-1902
Из потока мыслей легко извлечь необходимое слово, из потока слов извлечь необходимую мысль куда труднее. Натан Перельман
Пусть порицают за молчание – не бранили бы за говорливость. Шекспир, 1564-1616
Большая сила в сумевшем промолчать, хотя он и прав. Катон Старший, 234-149 Сила – в понимании негативных следствий проговаривания «правоты»?
В самые важные моменты жизни нас окружает молчание; мы молчим, когда с любовью смотрим на человека и когда печалимся о нем. Эрнст Хайне
Бывают случаи, когда всего мудрей выказать невежество: с глупцами ни к чему быть мудрым, с безумным – благоразумным; с каждым говори на его языке.
Не будь слишком приметлив: только окажись на примете, сами достоинства станут недостатками. Причина в том, что необычное обычно осуждают…Но иным лестно прогреметь хотя бы пороками, стараются поразить недостойным, дабы удостоиться бесславной славы; даже многоучёность вырождается в болтливую глупость. Грасиан,1601-1658
Болтун хочет заставить любить себя – и вызывает ненависть, хочет оказать услугу – становится навязчивым, хочет вызвать удивление – делается смешным; он оскорбляет своих друзей, служит своим врагам. Плутарх,46-126
Невоздержанный язык – худшее из зол. Еврипид.480-406
Ученик с нетерпением ждал, когда сможет рассказать услышанную на рынке сплетню. – То, что ты собираешься рассказать, - это правда? – спросил Учитель. – Не думаю. – Это полезно? – Нет. – Смешно? – Нет. – Зачем же нам это слушать?
Притча о Сократе
Пришедшему, чей брак оказался в бедственном положении, Учитель сказал: – Ты должен научиться слушать свою жену. Тот принял совет всем сердцем, выполнил его и через месяц вернулся. –А теперь слушай каждое слово, которое она не говорит. Из Э. Мелло
Не допускай, чтобы язык забегал вперёд ума. Хилон, VII-VI
Величайшее из достоинств оратора – не только сказать нужное, но и не сказать того, что не нужно. Цицерон,106-48 до
Если из десяти слов девять правдивы, не считаю это достижением. Достаточно одному слову не быть правдивым, как оно соберёт тучу лжи. Поэтому ценю молчание и отвергаю суетность. Ценю безыскусность и отвергаю хитроумие.
Хун Цзычэн, XVII, «Вкус корней»
Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. У первого язык всегда в сфере мысли; у второго мысль вне сферы языка. У первого язык секретарь мысли, у второго её сплетник и доносчик. Ключевский В.О., 1841-1911
Кому язык послушен, тот часто молчит. Е.Лец
Определяя ценность своей идеи, не спрашивайте мнения о ней у жены и близких. Марвин Смолл
Благоразумному не менее противно быть оспариваемому, чем спорить самому: он охотно выслушает мнение другого, но не толпы. Мысль свободна, над нею нельзя и не должно чинить насилие – пусть же укротится она в святилище молчания, а если и явится на свет, то лишь для избранных. Грасиан,1601-1658
Демарат заболел и на 10 дней утратил дар речи. Оправившись от умопомрачения, он сказал, что это было самое сладостное время в его жизни. Псевдо-Аристотель
Когда затихаешь без срока, как ствол вековой и как корни,
То чувствуешь вдруг, как далёко душа у тебя распростерлась.
Какая в ней собрана сила... И что ей грозящие шквалы?
Всё небо собой охватила – и здесь у костра задремала... Зинаида Миркина, stihi.ru
Один день в месяц (в ново- или полнолуние) проводите в полном голодании и молчании: при закрытых шлюзах копится энергия и сила воли, укрепляется здоровье. Хатха-йога
Следить за голой, чёрной веткой, чуть-чуть колеблемою ветром.
Следить часами за метелью с какой-то непонятной целью.
Следить заворожённым взглядом за всем, что вечно с нами рядом,
И незаметно проследить связующую с Богом нить.
А созерцанье – это выход из клетки «я» в пространство «Бог».
Вокруг становится так тихо, что звёздный звон доплыть к нам смог.
Забот и боли постоянство растаяло. Вопросов нет.
Есть бесконечное пространство и несмолкающий ответ. Зинаида Миркина, stihi.ru
Мы непрерывно разговариваем с собой о нашем мире. Фактически, мы создаём наш мир своим внутренним диалогом. Когда мы перестаём разговаривать с собой, мир становится таким, каким он должен быть. Мы обновляем его, мы наделяем его жизнью, мы поддерживаем его своим внутренним диалогом. Мир для нас такой, потому что мы сами говорим, что мир такой. И не только это. Мы также выбираем свои пути в соответствии с тем, что мы говорим себе. Так мы повторяем тот же самый выбор ещё и ещё, до тех пор, пока не умрём. Потому что мы продолжаем всё тот же внутренний диалог. Именно внутренний диалог прижимает к земле людей в повседневной жизни. Воин осознаёт это и стремится прекратить свой внутренний диалог.
Слабая сторона слов в том, что они заставляют нас чувствовать себя осведомлёнными, но когда мы оборачиваемся, чтобы взглянуть на мир, они всегда предают нас, и мы опять смотрим на мир как обычно, без всякого просветления. Поэтому воин предпочитает действовать, а не говорить. В результате он получает новое описание мира, в котором разговоры не столь важны, а новые поступки имеют новое отражение.
Внутреннее безмолвие начинает работать с того момента, как ты начинаешь развивать его в себе… Желаемый результат – остановка мира – когда всё вокруг перестаёт быть тем, чем было всегда. Это момент, когда маг возвращается к подлинной природе человека… к абсолютной свободе. Это момент, когда человек-раб становится свободным существом, способным на такие чудеса восприятия, какие могут бросить вызов нашему обычному воображению.
…Внутреннее безмолвие… ведёт к истинному отказу от суждений; к тому мгновению, когда наши чувства прекращают интерпретировать чувственные данные, излучаемые всей Вселенной; к моменту, когда постижение престаёт быть силой, которая приходит к определению природы мироздания через повторение и использование. …Необходим переломный момент, чтобы внутреннее безмолвие (накопленное до «критической массы»? – С.) заработало… И очень, очень важно, чтобы ты сам умышленно достиг этого переломного момента… создал его… разумным путём.
«Дрожание воздуха» - намерение Бесконечности – маги полностью подчиняются ему без колебания. Сливаются с ним.
Психические срывы – удел личностей, которые индульгируют самих себя (Индульгировать – снисходить, оказывать милость, отпускать грехи. Т.е. потакают себе, жалеют себя, зацикливаются на себе – своей личности; сам у Себя как бельмо на глазу? -С). Маги – не личности. В данный момент я подразумеваю под этим то, что непрерывность их жизни должна быть разбита во имя обретения внутреннего безмолвия (Добра – С.), которое станет активной частью их структур. Из Кастанеды
Перестать называть всё, в том числе – себя? Всё, я – НЕЧТО? Нечто Неизвестное, зовущее познавать, радостно волнуясь, наслаждаясь новыми ощущениями, любуясь? Тогда – Свобода? Называющие меня – запрещают мне изменяться, обновляться?
Почему называл я жизнью – перечень лживых слов?!.. Мишель А. Гордон-Голицын, «Параллели реальности»
Да обретут мои уста первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту, что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита, и слово в музыку вернись, О. Мандельштам,
И сердце сердца устыдись, с первоосновой жизни слито! 1891-1938; «Silentium»; lib.ru
Зачем синеет даль морская, качает облако вода? Затем, что Бог не умолкает ни на мгновенье, никогда. И каждый миг – живой и новый, и время будет течь и течь,
затем, что мир – Господне Слово, неумолкающая речь. Оно втекает прямо в душу.
О, только б душу ей открыть! Когда бы мы умели слушать, тогда бы мы умели жить. Зинаида Миркина, stihi.ru
Проповедник стал знаменитым оратором. Но друзьям он признался, что его красноречие не может сравниться по эффективности с немногословными высказываниями Мастера. – Когда говорит Мастер, его слова порождают тишину.
Моя же речь, увы, порождает мысль. Из Э. Мелло
О, это полное значенья молчание больших деревьев! Молчанье вековых стволов куда значительнее слов... Пускай всем смыслом мирозданья наполнится твоё молчанье! Потом, как из земли трава, родятся из него слова... З. Миркина, stihi.ru
Когда ребёнок находится в чреве матери, он молчит. Затем он появляется на свет – и говорит, говорит, говорит, пока однажды не оказывается в чреве земли. Тогда человек вновь умолкает. Поймай эту тишину – она была в материнском лоне, она будет в лоне земли, и даже сейчас она определяет тот шум, который именуется жизнью. Эта тишина – твоё глубочайшее естество. Из Э. Мелло
И не надо музыки. Сейчас тишина по капле входит в нас. Может, нам часы затем даны, чтоб вбирать движенье тишины, чтоб из всех осколков, всех частей вдруг сложилось там, в душе моей, Целое. И, тишиной полна, поднялась бы музыки волна. Зинаида Миркина, stihi.ru
Рекогерировать мысли — значит… перестать думать мысли при безмолвном их созерцании. Это задача невыполнимая, ибо наблюдение мысли означает для практикующего ее думанье, и созерцания не получается.
Ключом к решению является высочайшая бдительность: ни одна мысль не должна проскочить мимо тебя. Ты смещаешь акцент восприятия с объектов на сам процесс осознания, ты расслаблен и сфокусирован на тишине, по сути ты и есть тишина. Практикуя бдительность, ты начинаешь замечать у себя огромное количество мыслей и с удивлением осознаёшь, что даже то, что ты считал ощущением или восприятием, также является мыслью.
Бдительность позволяет относиться ко всем мыслям одинаково и не схватываться ими, что постепенно приводит к открытию Свидетеля… Прежде чем ты встретишь себя-безмолвие и неизменность, многое будет необходимо заметить и отпустить. Например, сокрытыми и с трудом заметными являются подавленные чувства.
Осознанное прекращение взаимодействия со слоем мыслей и означает рекогеренцию. Вместе с ней свершается чудо: ты скачком попадаешь в Источник. Там ты уже способен «думать» мысли, в мыслях не находясь. По книге: М.Заречный, «Квантово-мистическая картина мира»; ppole.ru
Если проще – можно считать все мысли приходящими (из Акаши, памяти, эфира и т.п.) – не своими – не присваивать их (если счесть мысль своей, присвоить её, то и она присваивает меня…), выбирать-присваивать из них какую-то для обдумывания, обдумывать-развивать её, а остальным дать свободу – они уйдут сами… нежелательное вытесняется желательным… а хочется отдохнуть – можно никакую мысль не присваивать – пусть текут себе… сосредоточиться на чём-то (внимательно созерцать – всматриваться, вслушиваться, вдумываться в объект, явление,понятие)… если же что-то отвлекает – переключиться на него – оно из мешающего станет помогающим… Очень помогает засыпать, настраиваться на предстоящее, отдыхать от переживаний, напряжённых обдумываний – включить интуицию… просто отдохнуть, побыть в тишине-неге…
Господь нас лечит тишиной огромною, всецелой. Так вот, что значит мир иной,
утративший пределы, когда придёт большая тишь, всё половодье тиши,
и ты, как небо, замолчишь, то Бог тебя услышит. Да, Он внимать тебе готов,
Он день и ночь внимает, Ему совсем не надо слов – нужна душа немая. З.Миркина, stihi.ru
Путешествуя по горам, группа учеников забралась на заснеженную вершину. Везде царила космическая тишина. Путникам захотелось узнать, бывают ли здесь ночью какие-нибудь звуки, для чего они перед сном включили магнитофон. Вернувшись в монастырь, они прослушали запись: ни звука, абсолютная тишь. Вслушиваясь в запись, Мастер воскликнул: - Разве вы не слышите? - Что? - Гармонию движения галактик! Из Э. Мелло
Мне в этой жизни довелось дослушать каждый звук. Все вещи доглядеть насквозь
И очутиться вдруг в потустороннем, за судьбой – как будто пройден мост,
Соединяющий с собой и с каждою из звёзд. Зинаида Миркина, stihi.ru
У души есть глубина, бесконечная она. Не извне, из глубины мир осмыслить мы должны. У души есть тишина, бесконечная она. В тишине великой этой к нам на всё придут ответы. А.Лопатина, М.Скребцова, «Притчи… - 2»
Та тишина, где что-то происходит. Не мёртвая, глухая тишина,
а та, что жизнью будущей полна и звуком неродившихся мелодий.
Та тишина, которая сейчас разлита в небе-и глубоко в нас,
и ждет, чтоб мы её не расплескали ни в радости горячей, ни в печали.
И я опять, как лес, немая. В лесу и в небе – благодать. Я ничего не понимаю,
И мне не надо понимать. У слов и мыслей есть граница, но края нет у бытия.
Мне надо только причаститься Тому, Кто более, чем я. Зинаида Миркина, stihi.ru
Взаимопонимание
Люди ищут удивленья. Поклоненья и признанья. Нужно людям – пониманье… Вита Демихова, а.«Молодость»,1978
Самое важное в общении – услышать то, что не было сказано. П. Дракер
Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга. Вовенарг,1715-1747
Споры по большей части вызываются взаимным непониманием – тем, что под одним и тем же словом подразумеваются противоположные понятия… Мольер, 1622- 1673
Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений. Декарт, 1596-1650 Можно лишь стремиться к наиточнейшему употреблению слов, постоянно выясняя их значение для (воздействие на) каждого собеседника?
В чужих краях, среди чужих людей искал себе он тщетно пониманье,
И ворохом немыслимых идей, голодный, сытое привлечь хотел вниманье!.. Мишель А. Гордон-Голицын,«Параллели реальности»; “Романтик.”
Каждый из нас одинок... Каждый заключён в медной башне и может общаться с собратьями лишь посредством знаков. Но знаки не одни для всех, а потому их смысл тёмен и неверен. Мы отчаянно стремимся поделиться с другими сокровищами сердца, но они не знают, как принять их, и потому мы одиноко бредём по жизни, бок о бок со своими спутниками, но не заодно с ними, не понимая их и не понятые ими. С. Моэм
Осуждают то, чего не понимают. Квинтиллиан, ок.35-ок.96
Ученики шли на занятия. У дома учителя они увидели старика в пыльной одежде, в задумчивости сидящего под деревом. Старик кивнул им, но ученики прошли мимо, так как учитель просил их не отвлекаться перед уроком.
В перерыве один ученик выглянул в окно и заметил: - Тот старик-бездельник всё еще сидит под деревом. - Одежда у него бедная, видимо, он нищий, - добавил второй. - Его ноги в грязи и ссадинах, наверное, он шатается повсюду, - заметил третий. Услышав беседу учеников, учитель выбежал из дома и низко поклонился старику, пригласил его в дом и усадил на самое почётное место.
- Это мой учитель, - сказал он ученикам, а старик спросил: - Как ты узнал, что я пришёл к тебе? - Мои ученики рассказали, что под деревом давно медитирует старец в бедной одежде, пришедший издалека. Я сразу догадался, что это ты.
Ученики покраснели, а один воскликнул: - Учитель, но мы говорили совсем другое! - Глубокую реку коротким шестом не измеришь, - задумчиво ответил учитель. По книге А.Лопатиной, М.Скребцовой, «Притчи для детей и взрослых»
Мир невозможно удержать силой. Его можно достичь лишь пониманием. Эйнштейн
У всякого человека есть своя жалкая мечта, своё любимое ничтожное чувство, отделяющее его ото всех, и поэтому своя жизнь закрывает человеку глаза на мир, на других людей, на прелесть цветов… Платонов А.П.
Если нужно – откажи себе в чём-нибудь и плати тому, кто тебя будет слушать. Ян Амос Коменский, 1592-1670
Все люди зануды, кроме случаев, когда мы в них нуждаемся. Холмз,1809-1894
Человеческим существам нравится, когда им говорят, что следует делать, однако ещё больше им нравится сопротивляться и не делать того, о чём им говорили. Именно поэтому они прежде всего запутываются в ненависти к тому, кто им советует что-то делать. Из Кастанеды
Каждый из нас на самом деле понимает в других только те чувства, которые он сам способен испытать. Анри Жид
Как-то Мастер вошёл в детскую и увидел, что его жена склонилась над кроваткой с младенцем. Он молча наблюдал за тем, как нежно смотрела она на спящего малютку. На её лице он читал изумление, неверие, радость и восхищение. Растроганный до слёз, он на цыпочках подошёл к ней, обнял и прошептал: - Мне понятны твои чувства, любимая. - Да. Никак не могу понять, как можно сделать такую чудную кроватку всего лишь за 20 баксов! - вздрогнув от неожиданности,
выпалила жена. Из Э. Мелло
Человек не может понять что-либо, сперва не полюбив. Гёте, 1749-1832
Глуховатые, не слушающие друг друга люди. Большая часть времени уходит у них на улаживание недоразумений, возникших уже в самом разговоре, а не из-за принципиальных разногласий. Ильф И.А.,1897-1937
Несчастные эгоцентричны, злы, несправедливы, жестоки и менее чем глупцы, способны понимать друг друга. Чехов,1860-1904
Плоскость взаимопонимания – идеальное поле битвы.
Некоторые видят правым и левым глазом совершенно одно и тоже. И полагают, что это объективизм.
Когда же человек покорит межчеловеческое пространство? Е. Лец
Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, часто находятся не в книге автора, а в голове читателя. Ницше, 1844-1900
Мы являемся заключёнными своих собственных (или кажущихся таковыми? – С.) мыслей. Находясь во власти памяти и привычек, мы становимся в буквальном смысле комком условных рефлексов и нервов: люди и обстоятельства постоянно воздействуют на нас таким образом, что результат заведомо известен, проявляясь как определённая биохимическая реакция. И в столь обусловленном уме не остаётся места для чего-либо нового. Чопра Дипак. 7 уровней сознания по Чопре (каждый бывает на всех этих уровнях, но с разной частотой?) в моём, естественно, искажении. На первых двух человек чувствует себя, свой ум, представления, сознание идеальным, а мир ощущается несовершенным, подлежащим изменению, переделке; ближний же является лишь средством выживания, успеха. На первом уровне он противостоит миру в борьбе за физическое выживание, подчиняясь инстинктам. Любовь выражается в страхе потерять объект, обеспечивающий защиту, реализацию инстинктов. Требование – защиты. Бог – Каратель-Защитник, «Крутой»? Его нужно бояться? Перед Ним нужно пресмыкаться или противостоять Ему? Счастье – в еде, жилище, безопасности? На втором – борется за место в обществе. Любовь выражается в радости обладания объектом (человеком, вещью) как средством удовлетворения социальных потребностей (т.е. объект должен цениться окружением, обществом). Требование – социальный Успех. Бог – «Деловой»? С Ним можно договориться? Счастье – в славе? На 3-6-м – слияние с миром. На третьем человек как бы затихает, останавливается (в борьбе), умиротворяется внешне, внутренне же постепенно активизируется. Переходит от противостояния к сотрудничеству. Ощущает несовершенство своего знания – ума, представленческой системы, способностей; мир расширяется до бесконечности, видит бессмысленность, невозможность его переделки. Видит необходимость отказа, отстранения от привычного сознания, разотождествления с личностью, эго (путём, например, самонаблюдения). Пребывающий преимущественно на этом уровне, видимо, не может быть управленцем любого ранга: поглощён самоизучением и самоуправлением, видя в этом кратчайший путь к счастью. Любовь выражается в помощи в самопознании. Требование: ожидает ответной помощи. Бог – Миротворец-Просветитель? Ему нужно задавать вопросы? Следующие уровни мне представить сложнее: бываю на них реже, если бываю вообще, особенно 7-й. Четвёртый. Отказ в значительной степени от обособленности-ограниченности своего ума-знания. Человек ощущает общность с миром и его Основой, обретая связь с Единым через интуицию, интересы, со-знание. Любовь выражается в понимании. Требований и ожиданий нет. Бог – Добрый Волшебник? Его остаётся только благодарить? Счастье – в сопричастности ко всему и всем, к Тайне, Чуду? На пятом человек связан с Единым посредством вдохновения, желаний. Любовь выражается в творчестве для объекта. Любимый – стимул к творчеству, вдохновитель. Бог – Творец? Его хочется воспевать? Счастье – в творческом процессе? Шестой. Связь с Богом – через Любовь. Любовь выражается в исполнении желаний, сострадании, Добрых делах. Не мешает жить, даёт свободу? Рядом с таким находящемуся на первых уровнях – счастье быть, но только когда устал от жизненной борьбы… потом становится скучно? Бог – Заботник? Ему хочется отвечать взаимностью? Счастье – в нужности, служении? Седьмой. Слияние с Богом, Миром. Человек полностью растворяется в Потоке ощущений-изменений, становится Собственным средством. Любовь – в ощущении Блаженства? Эго становится элементом, деталью совершенного Целого – необходимость в сугубо личном самосовершенствовании исчезает, оно продолжается по инерции, автоматически – как необходимое изменение в ходе непрерывного процесса жизнедеятельности Целого? Активность выражается в Созерцании мира как радуги, картин жизни – как узоров калейдоскопа в детстве? Созерцании мира и себя, включённого в мир – как бы со стороны? Разрешив себе-наблюдаемому всё: быть естественным, быть в любом состоянии? Человек на этом уровне адекватен, соответствует ближнему: становится подобным ему. С таким всегда интересно невзирая на конфликты, не скучно. Если растёшь – «растёт» и он. Опускаешься – и он с тобой? С высоким – высок, с низким – кажется низким? Это друг, это и враг, когда душе ближнего хочется повраждовать? Это фантом: создаёт впечатление обычного человека, Дух же его, «Я» - вне восприятия для «земного»? Он Счастлив, что бы ни происходило с его «я»-средством Жизни, наряду с другими «я». Если на 6-м уровне человек даёт свободу ближнему, то здесь – Своему «я» во всех ипостасях? Человек на 7-м уровне – «обезьяна» ближнего? Реагирует автоматически, естественно? Любовь к ближнему выражается в соответствии неосознанным потребностям души: нуждается душа в боли (это бывает? например, для отвлечения, избавления от чего- или кого-либо) – причинит, хочет подраться – пожалуйста! Нужен пример Чистоты, духовности – изволь! Представит любой уровень? Содержит в себе мир как Целое, создающее для каждого из нас необходимые условия прихода к Счастью? Ведёт человека к Счастью кратчайшим путём? Видит, что все идут к Счастью кратчайшим путём – других не существует? Видит, что все УЖЕ счастливы явью – полнотой и разнообразием переживаний, даже если иногда это переживание горя, боли, неприятности? Бог – внутренний Наблюдатель? Человек незаметен: он как все. Как природа. Часть мира. Как Дерсу Узала Арсеньева, только прошедший через цивилизацию? Но тогда получается, что человека 7-го уровня можно предполагать в каждом встречном, во всех и во всём! Себя же таковым можно ощутить только когда действительно увидишь Самого Себя в каждом и во всём? Бог – Несказуемое, Видимое и Невидимое, Тайное и Явное, Я и Не я одновременно? Душа заполнена Им-Счастьем, Которое больше слов? Нет ни слов, ни желаний? Счастью сопутствует ощущение: уровни, степени, любая разница – условность: весь мир – видимый-невидимый, холодный-горячий, живой-неживой, злой-добрый, несчастливый-счастливый – Одно и То же, одна и та же Река с огромным невидимым ложем, одна и та же Целостность-Взаимосвязанность, одна и та же Реальность-Дух, каждый уровень Которой можно считать Параллельной Иллюзорностью. Счастливые по-настоящему – молчат: Счастье невыразимо, как всякое Чувство (большая радость, большое горе, большая любовь)?
Каждый уровень можно считать высшим, если он мне интересен, я к нему тянусь? Подавляющее большинство преимущественно пребывает на первых двух? Раз мне так кажется, значит, именно я на них и пребываю? Все эти представления, конечно, условны, но могут помочь понять что-то важное?
Разделяет не пропасть, а разница уровней. Ежи Лец
Люди безумны, и это столь же общее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием. Паскаль,1623-1662 Автор явно забрался выше 2-го уровня и смотрит оттуда вниз? Верх ему тоже кажется низом безумным? Каждый считает себя выше (умнее, развитее, нормальнее) всех?
Фантастическое составляет сущность действительности. Достоевский Ф.М., 1821-1881
Мир охвачен безумием. Безумие становится нормой. Норма вызывает ощущение чуда… Довлатов С.Д., «Заповедник»
Если тебя выписали из сумасшедшего дома, это ещё не значит, что тебя вылечили. Просто ты стал как все. Янина Ипохорская
Такая жизнь даром не проходит. Мы все стали психически сдвинутыми, чуть-чуть не в норме, не то чтобы больными, но не совсем в порядке – подозрительными, залгавшимися, запутавшимися, с явными задержками речи и подозрительным, несовершеннолетним оптимизмом. Годятся ли такие, как мы, в свидетели? Надежда Мандельштам. Земля для первых уровней по Чопре – ИТК? Исправительно-трудовая колония? Кто этого не понимает, не трудится по-доброму, от души – тот страдает? Кто самозабвенно «пашет» - освобождается досрочно или переходит на следующий?
Когда вспоминаешь, что все мы сумасшедшие, странное в жизни исчезает и всё становится понятным. Марк Твен, 1835-1910
Нет сумасшедших – есть разные… влюблённые, верующие невлюблённым, атеистам кажутся сумасшедшими… как и Иисус Христос, Будда. Из Ошо
Человек не знает, к кому себя сопричислить в мире. Чувствует, что заблудился, упал оттуда, где было его истинное место, и теперь не находит дороги назад, хотя, снедаемый тревогой, без устали ищет в непроницаемом мраке. Паскаль, 1623-1662
Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно. Гегель,1770-1831
Кто действительно хорошо знает людей, тот ни на кого не будет окончательно полагаться, но и ни от кого не станет отказываться. И.Этвес, 1813-1871
Попробуйте сами дарить людям привязанность и уважение, быть отзывчивыми, и вскоре убедитесь, как эти же самые чувства вернутся к вам сполна, так сказать, по принципу зеркального отражения. Максуэлл Мольц Для этого нужно увидеть Себя в ближнем – поЧувствовать?
Каждый видит, каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть. Макиавелли, 1469-1527
Глаза – зеркало души. Какой вздор! Глаза – обманчивая маска, глаза – ширмы, скрывающие душу. Зеркало души – губы. И хотите узнать душу человека, глядите на его губы. Чудесные, светлые глаза и хищные губы. Девически невинные глаза и развратные губы. Товарищески радушные глаза и сановнически поджатые губы с брезгливо опущенными вниз углами. Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто и обманываются в людях. Губы не обманут. Вересаев В.В.
У каждого человека под покровом тайны, как под покровом ночи, проходит его настоящая, самая интересная жизнь; каждое личное существование держится на тайне.
В каждом из нас слишком много винтов, колёс и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или двум-трём внешним признакам. Чехов А. П., 1860-1904
Каждый, кем бы ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую личину, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно лишь сказать, что общество состоит из одних только личин. Ларошфуко, 1613-1680
Иногда мы обхаживаем людей, поразивших нас своим внушительным видом, как те молодые, что не сводят влюблённых глаз с маски, мнящейся им прекраснейшей из женщин, и не отстают до тех пор, пока не заставят её открыть лицо и не убедятся, что это смуглый и бородатый недомерок.
Человек словно рождён для того, чтобы дурачить других и самому оставаться в дураках. Вовенарг, 1715-1747
Не следует обижаться на людей, утаивших от нас правду: мы и сами постоянно утаиваем её от себя.
Так же легко обмануть себя и не заметить этого, как трудно обмануть другого и не быть изобличённым.
Вернейший способ быть обманутым – считать себя хитрее других. Ларошфуко, 1613-1680
- По какому признаку можно узнать, что человек достиг просветления?
- Ты вдруг задаёнься вопросом: «Это я сошёл с ума – или все остальные?»
Казалось, Учитель был совершенно безразличен к тому, что люди думают о нём. Когда ученики спросили, как он достиг такого состояния внутренней свободы, он громко рассмеялся и сказал: - До 20-ти лет меня не заботило, что люди думают обо мне. После 20-ти меня постоянно беспокоило, что думают окружающие. А потом в один прекрасный день, когда мне было уже больше 50-ти, я вдруг понял, что они едва ли вообще когда-нибудь думают обо мне.
Застенчивому ученику, желавшему стать уверенным в себе, Учитель сказал: – Ты стремишься выглядеть уверенным в глазах других и думаешь, что это и есть уверенность в себе. – Значит, я не должен придавать значения мнению других? – Напротив. Взвешивай всё, что они говорят, но пусть это не управляет тобой. – А как устранить этот контроль? – А как устранить заблуждение? Из Э. Мелло
Если ты царь для других, то червь для себя. Если ты царь для себя, то червь для других. Борис Иванович Устименко, «Тридцать два румба»
Мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять. Вергилий,70-19 до
Следовательно, простота юродивого? Автор мог бы жить в телепатическом будущем, когда все мысли слышны всем: ему нечего скрывать? Человек-Свет?
Если я хочу, чтобы близкий меня понимал – стремлюсь проговаривать все свои чувства, связанные с его поступками, хорошие и плохие, без обвинения; постоянно внимать его чувствам, интересоваться ими, особенно в связи с моими поступками. Любое неудовольствие выговариваю (Любя!) примерно так: «Когда ты делаешь так, я испытываю …. Мне хотелось бы, чтобы ты делал так-то, тогда я бы чувствовал себя … (описываю желаемое состояние своей души)». Но прежде – постоянно интересоваться его чувствами, особенно – по поводу своих поступков…
Наша искренность в немалой доле вызвана желанием поговорить о себе и выставить свои недостатки в благоприятном свете.
Желание вызвать жалость или восхищение – вот что нередко составляет основу нашей откровенности. Ларошфуко,1613-1680
Человек – это сплошное притворство, ложь, лицемерие не только перед другими, но и перед собой. Он не желает слышать правду о себе, избегает говорить её другим. Паскаль, 1623-1662
Разговаривая, люди редко высказывают качества, которыми обладают, скорее, выдают недостающие. Лессинг, 1729-1781
Большинство из нас – не мы: наши мысли – это чужие суждения; наша жизнь – мимикрия; наши страсти – цитаты! Оскар Уайльд,1854-1900
Зомби? Считающие себя «обычными», «нормальными», «добрыми»… Зомби какого-то зла: понятие Добра вызывает отторжение, защиту в виде иронии, цинизма, рационализации (рассуждений о Его невозможности)? Убеждён: раньше или позже наступит «момент истины» - душащую защиту взорвёт растущая Душа.
Чтобы знать людей, нужно простить им предрассудки времени. Монтескьё, 1689-1755
Жалоба, что нас люди не понимают, всего чаще происходит оттого, что мы не понимаем людей. Ключевский В.О., 1841-1911
Давно я слышал историю о молодожёнах. Как только невеста поселилась в доме мужа, она начала ссориться с свекровью по любым поводам, касавшимся, в частности, ведения хозяйства. Их противоречия дошли до такой степени, что невестка и свекровь не могли даже смотреть друг на друга. Невестка считала свою свекровь надоедливой старой ведьмой, тогда как свекрови жена её сына казалась заносчивым ребёнком, не уважающим старших.
Для такого накала взаимной ненависти не было никакой реальной причины. Но в конце концов невестка так разозлилась на свекровь, что пошла к врачу и попросила яда, чтобы подложить свекрови в еду. Врач согласился. «Но, — предупредил он, — если бы я дал вам что-то сильное с мгновенным действием, то все бы стали показывать на вас пальцем и говорить, что вы отравили свою свекровь, и вдобавок они бы выяснили, что вы купили яд у меня, и от этого было бы мало хорошего и вам, и мне. Поэтому я дам вам слабый яд с замедленным действием, чтобы она умерла не сразу». Кроме того, он сказал, что, пока она будет давать свекрови яд, ей следует относиться к ней очень, очень хорошо. «Всегда подавайте еду с улыбкой, — посоветовал он, — говорите ей, что хотите, чтобы пища ей понравилась, и всегда спрашивайте, не нужно ли ей что-нибудь ещё. Будьте очень скромной и милой, чтобы вас никто не заподозрил». Тем же вечером она добавила яд в пищу свекрови и очень любезно поднесла ей ужин. Через несколько дней такого вежливого обращения свекровь начала менять своё мнение о жене сына. «Быть может, она не такая уж заносчивая. Возможно, я ошибалась», — думала пожилая женщина. Мало-помалу она начала относиться к невестке более приятно, хваля то, как она готовит и выполняет работу по дому, и даже делясь с ней маленькими сплетнями и анекдотами. Естественно, что, когда изменились отношение и поведение пожилой женщины, поменялись они и у девушки. Через несколько дней она начала думать: «Быть может, моя свекровь не такая плохая, как я думала. На самом деле она кажется довольно милой». Так продолжалось месяц или около того, пока обе женщины не подружились. Они стали так хорошо ладить друг с другом, что девушка перестала добавлять яд в еду. Потом она начала волноваться, так как осознала, что уже положила в еду свекрови так много яда, что та, скорее всего, умрёт. Поэтому она снова пришла к врачу и сказала: «Я совершила ошибку. На самом деле моя свекровь — очень хороший человек. Мне не следовало её травить. Пожалуйста, выручите меня и дайте мне противоядие». Выслушав девушку, врач чуть помолчал и сказал: «Извините, но я не могу вам помочь. Противоядия не существует». Услышав это, девушка ужасно расстроилась и начала рыдать, обещая покончить с собой. «Почему же вы хотите убить себя?» — спросил врач. Девушка ответила: «Потому что я отравила такого милого человека, и теперь она умрёт». — «Я дал вам всего лишь безвредную траву», — успокоил врач. По книге Й.М.Ринпоче
«Будда. Мозг и нейрофизиология счастья»
Филологов не понимает физтех, – молчит в темноте.
Эти не понимают тех. А этих – те.
Не понимает дочки своей нервная мать.
Не знает, как и ответить ей и что понимать.
Отец считает, что сыну к лицу вовсе не то.
А сын не может сказать отцу: «Выкинь пальто!..»
Не понимает внуков своих заслуженный дед… Роберт Рождественский
Постараемся же понять всё и ничего не осуждать. Флобер, 1821-1880
Лучше всего изучать человеческую натуру в полном одиночестве. Т. Мэссон, 1866-1934
Если договоришься с собой, есть надежда на взаимопонимание с окружающими. Антонио Миро
Только в тишине мы слышим Бога. Только в Боге слышим мы друг друга. Зинаида Миркина, stihi.ru
Для разговора глухонемых нужен свет. Роберт Рождественский
Однажды обретший Самого Себя уже ничего на этом свете утратить не может.
И однажды понявший человека в себе – понимает всех людей. Цвейг, 1881-1942
Понимающий людей не ищет у них понимания. Б. Войнар
Убеждения
В мире царит не знание, а мнение. Анаксагор, 500-428
Дойти до убеждений вы можете только путём личного опыта и страданий. Чехов А.П., 1860-1904
Пускай судьба меня облаяла, но – сам себе я голова. Глазков Н.И.
Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в вашей собственной голове.
Писарев Д.И., 1840-1868 Можно «выработать» раз и навсегда?
Убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело. Ушинский К.Д., 1824-1870
У многих убеждения не более чем привычка. Жюль Ромен
Твёрдость убеждений – чаще инерция мысли, чем последовательность мышления . Ключевский В.О., 1841-1911
Сохраняющим личные убеждения дорога не истина, а то, что они называют истиной. Герцен А.И., 1812-1870 Убеждения для Счастья должны постоянно проходить проверку на актуальность Самому Себе – на соответствие Добру в себе?
Убеждения – это наши собственные мнения; предрассудки – убеждения других. Леонард Левинсон
В политике, как и в делах веры, для наполовину разделяющих наши убеждения у нас меньше сострадания, чем для совершенно отвергающих их. Ч. Колтон, 1780-1832
Первые – опаснее? Обретшему же Истину (с помощью убеждений) убеждения уже не нужны – нечего и беречь, некого бояться?
Боящийся нападок на свои убеждения сам сомневается в них. Уэйт Филлипс
В восемнадцать лет убеждения подобны холмам, с которых мы смотрим вниз; в сорок пять – это пещеры, в которых мы прячемся. Ф. Фицджеральд, 1896-1940
Убеждения – это темница. Чтобы судить о ценном и неценном, нужно преодолеть, превзойти сотню своих убеждений… Ницше, 1844-1900
Ложны убеждения и учения, делающие человека несчастным, ложны чувства, приводящие его к отчаянию, печали, страданию. Джебран,1883-1931
Если нет истинных – приходится жить ложными…
Анализировать взгляды, в которых мы выросли, и бросать те из них, которые не выдержат испытания – настолько тяжёлая задача, что отступающие перед ней не должны были бы делать упрёков проделывающим её. Г. Бокль, 1821-1862
Под этим небом серым, что дождичком сечёт, контроль приходит верам, теориям – учёт. Смывает неумолчный дождь клочки газет, следы чернил,… И размокает, как сухарь, в потоках этих дождевых теоретическая старь, а до чего я к ней привык! Борис Слуцкий «Судьба: стихи разных лет»
Всё зло мира часто объясняется неразумным почитанием старых законов, старых обычаев, старой религии. (Чаще – борьбой с ними? – С.) Лихтенберг, 1742-1799
Традиции мёртвых поколений кошмаром тяготеют над умами живых. Маркс,1818-1883
Все мы подвержены неосознанным влияниям в большей степени, чем предполагаем: воздух эпохи проникает в наши лёгкие, даже в сердце; наши суждения и взгляды и бесчисленные суждения и взгляды наших современников трутся друг о друга и стачивают свои острия… Цвейг, 1881-1942
Мы несём в себе собственную истину, являющуюся комбинацией множества истин, заимствованных у других. Поэтому других следует хорошо знать. Ш.Филипп, 1874-1909
Воззрения должно черпать не из предания, а из нас самих. Мы не должны судить о том, о чём у нас нет ясного и отчётливого представления. Бокль, 1821-1862 Рассуждая – проясняю?
…Как ты можешь объяснить противоречие между образованностью инженера и глупостью его убеждений, противоречивостью его поведения? Маги верят, что нашу систему убеждений, наши представления о добре и зле, нравы нашего общества дали нам хищники. Именно они породили наши надежды, ожидания и мечты по поводу успехов и неудач. Им мы обязаны алчностью и трусостью. Именно хищники сделали нас самодовольными, косными и эгоцентричными… Они дали нам свой разум. Разум хищника изощрён, противоречив, замкнут и переполнен страхом того, что в любую минуту может быть раскрыт. …Они подбрасывают нам бессмысленные проблемы… чтобы питаться энергетическими вспышками наших мнимых неурядиц… То, что выступает против нас – не простой хищник. Он весьма ловок и изощрён. («Дьявол хитёр и изворотлив» - Климов? – С.) Он методично делает нас никчёмными. Человек, которому предназначено быть магическим существом, уже не является таковым. Теперь он простой кусок мяса. Заурядный, косный и глупый, он не мечтает больше ни о чём, кроме куска мяса.
Маги понимают под дисциплиной способность спокойно противостоять неблагоприятным обстоятельствам, не входящим в наши расчёты. Для них дисциплина – это искусство, искусство неуклонно противостоять бесконечности, не потому, что ты силён и несгибаем, а потому, что исполнен благоговения.
…Вознамерил вокруг себя энергетический барьер…
Прекращаются вспышки эмоций – оболочка осознания становится несъедобной для летуна (хищника) – его разум уходит… навсегда.
(Перестанем «есть» себя, друг друга – и нас перестанут есть?- С.)
Наш способ восприятия – это способ, свойственный хищнику. Очень эффективный метод оценки и классификации добычи и степени опасности. Но существует и другой тип восприятия – восприятие сущности всего: непосредственное восприятие энергии («видение» внутренней сути – С.) – восприятие сути всего заставит нас совершенно по-новому понять, классифицировать и описать мир. И это новое описание будет гораздо более захватывающим, чем привычное нам нынешнее, а его язык – несравнимо изощреннее и богаче.
Каждый человек обладает способностью видеть потоки энергии. Из Кастанеды
Приверженность любой системе воззрения – результат привычки; уму так же трудно отказаться от привычного образа мышления и усвоить новые представления, как телу – действовать и жить, не пользуясь свойственными ему способностями и органами. Гольбах, 1723-1789
– Никакая вещь не является хорошей или плохой, но таковыми делает её мышление. – ? – Один человек радостно соблюдал религиозный пост семь дней в неделю. Другой на этой же диете умер от истощения. Из Э. Мелло
Самая мощная созидательная сила – это ваши убеждения. Чопра Дипак
Она же бывает и разрушительной: убивающей пришедшее нечаянно Добро, мешающей созидать – запрещающей Счастье?
Есть две одинаково удобные позиции: либо верить во всё, либо во всём сомневаться; то и другое избавляет от необходимости думать. Пуанкаре Жюль Анри, 1854-1912
Иным самим подумать недосуг, Им важно то, что говорят вокруг; |
Они в своих суждениях – рабы Избитых мнений суетной толпы. А. Поуп, 1668-1744 |
Почти все мнения, которые мы имеем, получили мы через авторитеты; мы верим, судим, действуем, живём и умираем, так сказать, на веру, в кредит. П.Шаррон, 1541-1603
Тебя увлекло за собой мнение авторитета, и ты подобен коню, по природе свободному, который крепко привязан к кормушке и не может есть ничего кроме данного ему. Николай Кузанский
Близкое знакомство ведёт к фамильярности. Мы так почитаем истину, потому что редко имеем случай с ней познакомиться. Марк Твен,1835-1910 Здесь: «истину» - навязываемые с корыстной целью (использования, контроля, управления) прописные истины типа заповедей? Напрягающие, вызывающие сомнения, мешающие жить по Душе убеждения, верования? При пристальном знакомстве флёр важности, правильности с них слетает…
Настоящая же Истина становится всё ближе?
Сумма человеческих знаний обрастает совершенно чуждыми ей нулями.
Необходимо время от времени исследовать казематы твердынь, обороняющих идеалы.
Догматы – гарантия прогресса; толковать их опасно, приходится разрушать. Е.Лец
Убеждения – более опасные враги истины, чем ложь. Ницше,1844-1900
Догма есть прямой запрет мыслить. Фейербах, 1804-1872
Скудость мысли порождает миллионы единомышленников. Довлатов С.Д.
И среди единоверцев не всегда находишь братьев по разуму. Константин Кушнер
Слепого фанатика по глазам видно. У слепой веры – злые глаза. Ежи Лец
Ничто так не похоже на искреннюю убеждённость, как злобное упрямство. Лабрюйер,1645-1696
У того, кто всегда утверждает, что он прав, сердце зачерствело а дух размягчился. Чень Цзижу,1558-1594 Может быть, инфантильность, немощность ума, дефекты ЦНС? неизжитость негативизма, акцентуация характера, психзаболевание,…
Если из множества истин выберешь только одну и будешь слепо за неё держаться, она превратится в неправду, а ты станешь фанатиком. Рышард Капусцинский
Мы терпеть не можем фанатиков, которые проповедуют презрение ко всему, что мы ревниво превозносим, а сами превозносят то, что ещё больше достойно презрения. Вовенарг, 1715-1747
Всякий фанатизм и догматизм, притязающий на обладание абсолютной истиной, несёт с собой жестокость и страдание. Монтень,1533-1592
Фанатики готовы уничтожить мир, чтобы спасти его от того, чего они не понимают. Мариан Добросельский
Путь к небу залит слезами и кровью, завален развалинами и трупами, нагромождёнными фанатизмом. Буаст, 1765-1824
У фанатиков бывают только угрызения интеллектуальной, а не моральной совести: всем мыслящим иначе они мстят за то, что они сами мыслят иначе, втайне страдая от этого. Ницше,1844-1900
Насилие – последнее убежище не умеющих мыслить. Морис Дрюон
Фанатик шествует по жизни с открытыми устами и наглухо запертым умом. Лоуренс Питер. Точнее, закрытой для обдумывания темой, абсолютизированного раз и навсегда «убеждения»,«потребности» – идеи-фикс, «таракана»? Этот запрет, эта внушённая программа – результат чьего-то целенаправленного, сознательного вмешательства или – случайности, стечения обстоятельств?
Фанатизм всегда происходит от гонений. Наполеон, 1769-1821. Фанатизм опирается на противостояние? Если не возражать (молча молиться за болезного) – он рухнет?
Мысль без морали (без Добра?- С) – недомыслие, мораль без мысли – фанатизм. Ключевский В.О., 1841-1911
Мало таких, которые, если бы имели возможность, не прибегли бы к пыткам, чтобы заставить признать свои взгляды.
Религиозные фанатики могут прослыть мудрецами единственно потому, что они безумны общим безумием. Гельвеций, 1715-1771
Во всех партиях, сообществах, сектах – самые невежественные в то же время – самые фанатичные. Александр Поуп, 1668-1744
Вот кто опасный человек – он действительно верит в то, что говорит. Мирабо, 1749-1791
Судьба всякого фанатизма в том, что он обращается против самого себя. С. Цвейг, 1881-1942 Если он изначально Зло, то естественно: Оно всегда борется Само с Собой, не причиняя Себе при этом ни малейшего вреда – страдают при этом Его носители?
В жизнеописаниях фанатиков поражает не столько их неизмеримый самообман, сколько неизмеримое умение обманывать и дурачить других. Герман Мелвилл
Одна из причин – общность безумия (Гельвеций – см. выше)
Фанатики красочны, а человечеству приятнее видеть жесты, нежели выслушивать доводы. Ницше,1844-1900
Фанатик – это глухой как пень оратор. Джебран, 1883-1931
Фанатизм высвобождает больше энергии, чем мягкость и доброта, поэтому фанатикам легче навязать другим свою волю, добиться власти. Рышард Капусцинский. Эту бы энергию да на самопознание? Увы, фанатизм некритичен, несвободен… Следовательно, навязывает он не свою волю? Чью? Кто внушил «Убеждение»? И
кто из нас не фанатик хоть в чём-то?
Тот, кто не будет рассуждать – фанатик, кто не может рассуждать – глупец, а не отваживается – раб. Уильям Драммонд, 1585-1649
Д. Сантаяна: Фанатизм – удвоение усилий при утере цели. Естественно, цель зомби – не личная, не Добро: его Душа связана. Временно?
Фанатизм по отношению к суеверию – то же, что бред по отношению к лихорадке, бешенство по отношению к гневу.
Каждое дело имеет своих фанатиков. Вольтер, 1694-1778 Чем отличается фанатизм от энтузиазма?
Чем больше разума в человеке, тем больше найдёте в нём честности. Наоборот, там где фанатизм и суеверие – царят запальчивость и страсти. Дюмарсе,1678-1756
Фанатизм находит пристанище в головах пылких, но ограниченных.
Во всём, в том числе и в фанатизме, опасным бывает только злоупотребление: без фанатизма или, по крайней мере, без некоторой доли одержимости, не сделать ничего великого. Буаст, 1765-1824.Что может быть больше Добра в собственной душе? А с Ним – великим видится всё? Одержимость Добром – оксюморон? Может ли одержимость быть без злоупотребления?
Слепой фанатизм и дешёвый скептицизм одинаково часто встречаются в людях ограниченных. Писарев Д.И., 1840-1868
Доказывать фанатику так же бесполезно, как и спорить с любовником о совершенствах и достоинствах его любовницы. Вольтер, 1694-1778
Разум фанатика подобен зрачку глаза – чем ярче свет, изливаемый на него, тем больше он суживается. О. Холмз, 1809-1894
Нельзя пирог и съесть, и думать, что он есть. (Пословица)
В какой жестокой лихорадке тот, кто не глядит на дни спокойным взором,
Кто книгу жизни ворошит и мнёт, загромождая душу всяким вздором…
Зачем же мир терзать, молить спасенья и стать неистовым еретиком?! Джон Китс, 1795-1821, пер. с англ. А.Покидов; а.«Поэзия» №43 Нам уже дана Жизнь – в каждый настоящий момент! Какого ещё ада-рая ждать, зарыв талант Благодати, талант испытывать блаженство Бытия?!
Фанатизм… есть утеря внутренней свободы. Фанатика порабощает идея, в которую он верит, она суживает его сознание, вытесняет очень важные человеческие состояния; он перестаёт внутренне владеть собой. Фанатик не может
установить никакой связи между идеей, которой он одержим, и свободой.
Фанатизм – некоторое умопомешательство, порождённое неспособностью вместить полноту истины. Бердяев Н.А. Зачем же живём, если неспособны? Может быть, не желаем вмещать (до поры)?
Многие из этих людей наделены способностью рассуждать, но когда дело касается религии, никто этой способностью не пользуется. Марк Твен, 1835-1910, «Письма с Земли»
У людей вообще замечается слабость доверять скорее другим, ссылающимся на сверхчеловеческие источники, чем собственным головам. Шопенгауэр,1788-1860
Либо авторитет других, либо собственная поспешность приводит к заблуждениям. Ханс Георг Гадамер
Афоризмы подобны адвокатам, неизбежно видящим только одну сторону дела. Фрэнк Берджес
Заблуждения и ошибки в отношении взглядов, как бы грубы они ни были, если они искренни, должны вызывать в нас жалость, и не следует ни наказывать за них, ни смеяться над ними. Честерфилд, 1694-1733
Когда миф сталкивается с мифом, столкновение происходит весьма реальное.
Преданнее всех поддерживают мифы наёмники.
И на дорогах мысли подстерегают разбойники.
О путях. Ах, если б каждый из «мечтателей» сумел своим умом дойти, что лучше
путь без указателей, чем указатель без пути!
Интеллектуально независимы только гении и дураки.
Мысль никогда не бывает свободна, она ограничена кругозором думающего.
Я заметил, что люди любят мысли, которые не заставляют задумываться.
Надевший на глаза шоры должен помнить, что в комплект входят ещё узда и кнут.
Некоторые мысли приходят в голову под конвоем. Ежи Лец
Язык мудр: между выражениями «я убеждён» и «я убедился» – большая разница. К.Чапек,1890-1938
Богомол верит бредням других, философ – лишь своим собственным. Ривароль,1753-1801
Идею можно докультивировать до культа. Ежи Лец
Неправильную установку можно выправить.Отсутствие установки исправить нельзя Ильф И.А.,1897-1937
Как ни странно, самые твёрдые, непоколебимые убеждения – самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны. Толстой Л.Н.
Когда истины становятся акробатами, мы можем судить о них. О.Уайльд,1854-1900 Сопоставлять, сталкивать их, подвергать всевозможным испытаниям – «трясти» их, пока это не приведёт к Истине-Ощущению?
Руководителем в жизни является не разум, а привычка. Юм,1711-1776
Мы думаем по внушениям природы, говорим по внушениям учителей, но действуем по привычке. Бэкон,1561-1626 Уважаю!!! Действительно, как часто я раб инстинктов и привычек, робот и ретранслятор!
Большая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, по внушению.
Самый лучший человек тот, который живёт преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший – который живёт чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырёх основ, мотивов деятельности – всё различие людей, вся сложная музыка характеров. Толстой Л.Н.
Верующая женщина верит святошам, неверующая – философам, но та и другая легковерны. Ривароль,1753-1801
У легковерного много общего с легкоперевариваемым. Доминик Опольский
Не мыслям надобно учить, а мыслить. Кант,1724-1804
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Дистервег, 1790-1866
Нельзя поставлять обществу унылых наборщиков готового смысла. Мандельштам И.
Люди боятся умственной неволи, но они вдвое больше боятся отсутствия авторитета. Внешний авторитет несравненно удобнее: человек сделал скверный поступок – его пожурили, наказали, и он квит, будто и не делал своего поступка. Герцен А.И.,1812-1870
При нашей несерьёзности, при неумении и непривычке большинства вглядываться и вдумываться в явления жизни, нигде, как у нас, так часто не говорят: «какая пошлость!», нигде не относятся так слегка, часто насмешливо к чужим заслугам, к серьёзным вопросам. И, с другой стороны, нигде так не давит авторитет, как у нас, русских, приниженных вековым рабством, боящихся свободы. Чехов А.П.,1860-1904
Сейчас пошлость в наибольшем авторитете, наверное. Может быть, дело дойдёт до очищающего кризиса? Падёт ментальное рабство? «Свободу мысли!»? Долой «святость» афоризмов? Пусть каждый станет соавтором каждой принятой к исполнению мысли, истолкует, оживит её своим оригинальным пониманием, творит «новые», принимая их из Первых Рук – от Добра, из Акаши?
Правда может шокировать, и в этом её немалое очарование. Ж.Ренар,1864-1910 Часто искомым Убеждением-Истиной оказывается некая конкретная, противоречащая устоявшимся взглядам правда (то, что ею кажется в данный момент)?
Честность ума в том, чтобы не отступать перед правдой. Иметь смелость искать, судить и решать самому, иметь смелость мыслить самостоятельно. Р. Роллан
Чтобы добраться до источника, надо плыть против течения. Ежи Лец
Воспитанные противоречат другим. Умные противоречат себе. О. Уайльд, 1856-1900
Кто хочет принять смысл жизни как внешний авторитет, тот кончает тем, что за смысл жизни принимает бессмыслицу своего собственного произвола. Соловьёв В.С., 1853-1900. Когда собственное интерпретирование не осознаётся?
Если воля не допускает размышления – за этим непременно последует раскаяние. Буаст, 1765-1824
Знание обитает в головах, наполненных мыслями других, мудрость – в умах, внимательных к своим. Древнеиндийская мудрость
Если заметили, что вы на стороне большинства – пора меняться. Марк Твен,1835-1910
И на колебания надо решиться. Ежи Лец
Власть над собой – высшая власть. Сенека, ок.5 до -65
Не желай ничего, чего не можешь достигать сам; высшее достояние есть свобода, она не может сделать красивым, богатым, уважаемым, сильным и счастливым в глазах всего мира, а может только сделать свободным; она делает не господином вещей, а господином самого себя. Декарт Рене,1596-1650
Желающим учиться часто вредит авторитет учащих. Цицерон,106-43 до
Век живи – век учись тому, как следует жить. Сенека
Истина есть дочь времени, а не авторитета. Бэкон Фрэнсис
Мнения зависят от времени, места и обстоятельств. Вольтер,1694-1778
То, что самый испытанный мудрец знает и соблюдает, есть только мнение. Гераклит Эфесский, VI-V
Не отнимай ни у кого убеждений, способствующих его счастью, если не можешь дать ему лучших. Лафатер,1741-1801
Не оспаривай ничьих мнений.
Проповедовать мораль легко, обосновать её трудно. Шопенгауэр,1788-1860
Бездумно опровергать мораль – значит мало смыслить в экономике; бездумно подчиняться морали – значит быть трусом или лентяем. Акутагава Рюноскэ, 1892-1927
Падают нравы – исчезает доверие к партнёрам – ужесточается, обездушивается конкуренция (от доброго, взаимополезного соревнования во благо общества – к взаимоуничтожению), рушится основанная на договорах экономика? Чем богаче аморальные – тем больше разлагаются они сами и тем больше разлагают они общество с его экономикой? В частности, монополисты не нуждаются в принципиально новых решениях, изобретениях, требующих перестройки производства – сознательно тормозят прогресс человечества из своекорыстных интересов – это «рак» человечества? (Или же торможение прогресса, по крайней мере, технического – это благо: останавливает, заставляет задуматься «куда это мы?!» - Проснуться?) Уходит желание творить, энтузиазм создавать – увеличивается депрессия, желание умереть, убить? Чем аморальнее, бездушнее – тем больше человек чувствует себя временщиком, паразитом Земли, а сама Прекрасная Живая Земля всё больше представляется средством обогащения, предметом одноразового использования – безжалостно и крайне нерационально, неэффективно (с точки зрения человечества) расхищаются её ресурсы, нарушается экобаланс, отравляется среда, обезображивается ландшафт, уничтожается всё живое – о каком хозяйствовании может идти речь, если рушится сам дом?
По современным представлениям эволюцией движет не столько внутривидовая конкуренция (борьба за «место под солнцем»), сколько совершенствование адаптационных механизмов (развитие способности приспосабливаться к изменениям среды). Таким образом, «прав» не сильнейший, а любой здравствующий, в том числе и относительно в чём-то слабый, если он достаточно комфортно себя чувствует (не комплексует, не «кормит» управляющих им «тараканов», как многие наши сородичи). Условия среды сейчас резко меняются – недостаточно приспосабливающиеся вымирают массово, исчезают целые виды. Что же касается Homo Sapiens, то у него меняется и социальная среда, что требует, в частности, как раз развития способности сотрудничать, а не конкурировать. Минимальная приспособленность к природе и обществу – необходимое и достаточное условие Жизни-Творчества – Счастья. В конечном счёте именно Творцы, свободные от «тараканьих бегов» в гонке увеличения всевозможных запасов и «благ», и являются движущей силой развития человеческого общества – так было во все времена. Творцы часто умирали в нищете, но никогда ещё техническое творчество не преследовалось (а гуманитарное было невостребовано) так, как в наше глобалистическое время – это кризис роста? Новое Время создаст для Творчества предельно благоприятные условия?
Придерживаться навязываемой аморальными морали (в качестве пут) – быть их средством? Нужен постоянный поиск действительной (собственной, живой), ведущей к Счастью Истины- Чувства, строительство, укрепление надёжных истин-«берегов» жизни, несущих «живую воду»
Чувства? Ищет каждый сам, периодически общаясь с такими же ищущими?
Есть какое-то великое упрямство, которое делает честь человеку, в решении не признавать никакого нравственного убеждения, пока оно не получит оправдания посредством мысли. Гегель,1770-1831
Одна чета обратилась к Учителю по поводу того, что их сын оставил религиозные традиции семьи и провозгласил себя вольнодумцем. – Не стоит волноваться. Если парень действительно думает сам, обязательно поднимется Могучий Ветер и унесёт его в то место, которому он соответствует. Из Э. Мелло
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше пришедших в голову другим. Паскаль,1623-1662
Без своих вопросов нельзя творчески понять ничего другого и чуждого. Бахтин М.М.
Ученик никогда не превзойдёт учителя, если видит в нём образец, а не соперника. Белинский В.Г.
Подчинять свой ум авторитету того или иного человека – о, как это недостойно философа! Гассенди, XVII
Не следующий своему независимому суждению, а внимающий постоянно советам других, подвергается в конце концов совершенному умственному расслаблению; в нём уничтожается всякая самонадеянность и существование его становится бесцельным и лишённым смысла до тех пор, пока какое-нибудь счастливое стечение обстоятельств не выведет его из этого унизительного состояния. В.Мэтью Нужда, Интерес, Знак, эмоциональная Встряска, выводящее из морока Слово?
Сильные умы именно и отличаются той внутренней силой, которая даёт возможность не поддаваться готовым воззрениям и системам и самим создавать свои взгляды и выводы на основании живых впечатлений. Они ничего не отвергают сначала, но ни на чём и не останавливаются, а только всё принимают к сведению и перерабатывают по-своему. Добролюбов Н.А.
Главное удовольствие… для меня заключалось не в выслушивании чужих мнений, а в стремлении создать свои собственные.
Обладающие сознанием и чувством собственного достоинства не боятся, что другие умнее их, образованнее или красивее, не считают себя значительно выше тех, кого они, в свою очередь, превосходят, потому что всё это кажется им имеющим очень мало значения в сравнении с ДОБРОЙ волей, за которую они только себя уважают и которую предполагают у каждого. Декарт
Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы иметь их. Гельвеций, 1715-1771
Каждый волен верить во что он хочет. Я только против того, чтобы заставлять всех верить во что-то одно. Азимов Айзек
Так легко обращать в свою веру других и так трудно обратить самого себя.
Мысль, которую нельзя назвать опасной, вообще не заслуживает названия мысли. Оскар Уайльд,1854-1900
На окольных путях мышления порою прошмыгнёт бочком перепуганный смысл. Ежи Лец
Убеждения похожи на карты и прочие игры: иные их них ещё на моей памяти считались опасными и слишком дерзкими, а теперь они общепризнанны, почти тривиальны и распространены даже среди мало их достойных. Так же и убеждения, именуемые нами смелыми, потомкам покажутся робкими и заурядными. Шамфор, 1741-1794
Приучи разум к сомнению, а сердце к терпимости! Лихтенберг, 1742-1799
Будь другом истины до мученичества, но не будь её защитником до нетерпимости.
И в словах своих, и делах избегай всего банального и привычного. Пифагор, 2-я пол.VI – нач.V
Никто не сомневается в своём собственном чувстве и в этом едва ли ошибается; никто не сомневается в правильности своего суждения и в этом безусловно не прав. Гёте, 1749-1832
Если уж заблуждаться, пусть это будет по велению сердца. Байрон, 1788-1824
- Ты слушаешь не для того, чтобы узнать что-то новое, а чтобы найти подтверждение своим мыслям. Ты споришь не для того, чтобы найти Истину, а чтобы отстоять свои убеждения, - сказал Мастер и рассказал об одном короле, увидевшем в одном городке результаты удивительно меткой стрельбы. Нарисованные на деревьях, сараях и заборах мишени были поражены в самый центр. Он приказал привести к нему этого меткого стрелка. Им оказался мальчик.
- Не может быть! – воскликнул король. – Как это тебе удаётся? - Просто. Вначале я стреляю, а потом рисую мишень.
- Теологи слишком преданы своим убеждениям: они легко закрывают глаза на Истину. Философы объективнее, открытее для поиска, потому что не опутаны убеждениями. Но их поиск также ограничен, ибо в попытке постичь Реальность они полагаются на слова и концепции, тогда как Реальность может постичь только свободный от понятий ум. Философия – это болезнь, которую может излечить только просветление. Тогда она уступает место притчам и безмолвию. Из Э. Мелло
Философия – одна из «болезней» роста, как и, может быть, сама (очередная?) жизнь-судьба-роль?
- Мне нужно найти в жизни твёрдую основу, крепкий фундамент.
- Какая твёрдая основа у птиц, перелетающих океаны? Какой крепкий фундамент у рыбы, которую река несёт в море?
Всем, кто твёрдо верует – будь это религиозная, политическая или экономическая убеждённость: Вам нужна не уверенность, а отважность игрока, не твёрдая почва под ногами, а сноровка пловца... Из Э. Мелло
(Из личного сборника афоризмов, отрывков, притч, стихов, сказок с собственными комментариями (курсивом) "Добросчастье")