Зло-Добро
Что насквозь черны сугробы, стало видно по весне.
В тёмных душах столько злобы! Ты озлись – и быть войне.
Тает снег, а грязь не тает, воды звонкие мутит,
Пыльным ветром налетает, мрачным облаком висит.
Над остуженной душою хмурый свет, колючий дым.
Над твоей ли, над чужою – только плохо нам двоим. Борис Романов, «День поэзии.1945-1990»
Жизнь злых полна тревог. Дидро, 1713-1784
Ни один злой не бывает счастлив. Ювенал, ок.60-127
Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое – это грех, второе – наказание… человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет. Аврелий Августин, 354-430
Наказание или просто «грабли»? Наступил на зубья – получил черенком по лбу… По крайней мере, вины за своё несовершенство не испытываю. Боль - да.
Старый мастер решил не участвовать в схватках. Однажды пришел к нему молодой воин и стал предлагать бой. Мастер молчал. Пришедший настаивал, кричал, оскорблял Мастера и всех его родных. Тот же результат. Под конец он ушел ни с чем. Ученики спросили Мастера, почему он вёл себя именно так. «Как вы думаете, если кто-то собрался вручить кому-то подарок, а у него его не приняли, кому он будет принадлежать?» - «Тому, кто собирался его подарить», - ответили ученики. – «Точно так же дело обстоит с завистью, злобой и ненавистью. Если вы откажетесь их принять, то они останутся у других». Притча
Когда присмотришься к живущим на земле –
Что человек, то нрав, но все равны во зле. Абу-ль-Аля аль-Маари, 973-1057
Поэтому мы и сошлись?
В большинстве своём люди вовсе не злы, а поступают плохо и навлекают на себя вину потому, что говорят и действуют, не представляя себе последствий своих слов и поступков: они лунатики, а не злодеи. Кафка, 1883-1924
Большинство людей, которых называют злыми, сделались такими только оттого, что принимали своё дурное расположение духа за своё законное состояние и отдавались ему. Толстой Л.Н., 1828-1910
Большинство вместо того, чтобы стремиться к добру, жаждет счастья, блеска и долговечности – подобно глупым актёрам, которые желают всегда играть большие, блестящие и благородные роли, не понимая, что важно не то, что и сколько играть, а как играть. Шопенгауэр, 1788-1860
Зло – стремление к утверждению себя за счёт остальных и всего остального. Д. Андреев
Главная причина всех бед – абсолютизация личностного самосознания? Воприятие мира лишь разрозненным набором множества отдельных частей-сущностей, чувство отдельности, отделённости себя от этого множества, себя от другого, от других, от всего остального, деление на своих и чужих. Зло для меня – именно в этом разделении, противостоянии. Мой путь к счастью – в сосредоточении на объединяющем Добре, в сознании условности своей и чьей бы то ни было отдельности. Чем больше мир видится цельным – тем покойнее и добрее на душе. Понятие об этом получил лет 20 тому, но к ощущению иду до сих пор.
Собака
Хрипя, стервенея и цепью гремя, она порывалась достать до меня.
Щетиною дыбилась бурая шерсть. Спасибо, что я увернулся,
И, в дом не зайдя, где оказана честь, домой восвояси вернулся.
…Собака, прости, виновата не ты. Я с детства мечтал о собаке
И знаю, насколько умны и чисты глаза огоньками во мраке.
Я знаю, что преданней нету друзей, а может, и не бывает.
Но нету зато их свирепей и злей, когда доброту выбивают:
Уверен и крепок хозяйский сапог, который врезается в зубы.
За тихий скулёж твой, чудак Кабыздох, за взгляд добродушный и глупый.
Он знал, для чего тебя крохою брал. Зазря ничего не бывает!
Он всю доброту из тебя выбивал, как пыль из ковра выбивают.
На тяжкую цепь у тесовых ворот сажал для единственной цели,
Чтоб, как на врага, на прохожий народ глаза твои злобно смотрели.
Чтоб в каждом, кто мирно входил на порог (иначе сведёт и удавит),
Ты видела жуткий хозяйский сапог готовый по морде ударить.
Я больше на двор твой, увы, ни ногой. Греми, пустозвонная бочка!
Я вновь ощущаю, что мир молодой, зелёный и добрый, ничуть не другой.
Но в жизни собачьей, тяжёлой и злой, живёт недоверье и – точка! Сергей Галкин, а.«Поэзия» №44
Кто не замечает зла – глуп (или свят?- С.), кто не замечает добра – несчастен. Е. Плудовский.
Бережно сохраняя добро сердца, взмываю как над самим собой-отдельным, так и над ближним как отдельной сущностью – вижу всё и всех необходимыми друг другу, Живым Целым, вижу Добро, даже если ближний в данный момент в состоянии зла и противостоит такому же. Носители зла сталкиваются, чтобы ожило добро, разъединение ведёт к счастью объединения? Зло неистребимо, но как только присоединяюсь к Теплу и Свету – грозовые тучи уносятся и – да здравствует солнышко!
Нет никого, кто делал бы зло ради него самого, но все творят его ради выгоды, или удовольствия, или чести, или тому подобного… Бэкон,1561-1626
Зло умело взвинчивает цену, чтобы соблазнить нас в первый раз,
А потом карает за измену круче и страшней, чем за отказ. Губерман И.М.
Если не просто воздерживаться, убегать от Зла, испугавшись, а решительно перейти на сторону Добра – Зло однажды вдруг отступит, как воды библейского моря? При разрыве со злом, оно начинает бесноваться (в лице ближних), стремясь вернуть меня в привычный стереотип, но если я твёрд в Добре, оно не причинит мне ни малейшего вреда, убедившись же в необратимости моего состояния – уходит.
Стоит лишь впустить в себя зло, как оно уже не требует, чтобы ему верили. Кафка, 1883-1924
Злой вредит без всякой для себя выгоды. Сократ, ок.470-399
Мне довелось ох как хорошо узнать людей. Тщеславные, ограниченные, бессовестные, корыстолюбивые, двуличные и малодушные, они готовы предать друг друга даже не ради собственной выгоды, а из одной только злобы. Они пускаются во все тяжкие, лишь бы подложить сопернику свинью. Пойдут на любое унижение ради титула или ордена. Сомерсет Моэм
Человека, вредящего в силу убеждения, можно переубедить; человека, вредящего по личной злобе, можно смягчить. Только вредящий из страха неуязвим и непреклонен. Гинзбург Лидия Яковлевна
Блаженный жертвует своим добром, чтобы помочь ближнему; средний помогает, не жертвуя; низкий губит чужое добро ради своего. Как же назвать вредящего без пользы для себя? Индийский эпос.
Психбольной, зомби?
Зачем обманываться? Зло не вне, а внутри нас; оно пребывает в нашей душе. Мы излечиваемся от него с трудом, поскольку не знаем, что больны. Сенека,4 до – 65
Мысль – самая незаметная разновидность агрессии. Эмиль Чоран
Не зли других и сам не злись: мы только гости в этом мире, и если что не так – смирись, будь поумнее, улыбнись, ведь в этом мире всё закономерно. Омар Хайям, ок.1048-после1122
После смерти старушка предстала перед Небесным Судом. За всю жизнь она единственный раз посочувствовала, дав морковку голодающему бродяге, но Суд счёл это достаточным для помещения её в рай. Морковь ей отдали. Едва женщина взяла её, как та начала подниматься и потащила за собой счастливицу. Тут неожиданно появился бродяга и вцепился в её юбку; за его ногу уцепился кто-то ещё… вскоре к небесам потянулась целая вереница людей, но женщина не чувствовала их веса, а смотрела она вверх. Когда же показались райские ворота, она обернулась, обнаружила, что тащит огромную толпу и пришла в ярость, замахнулась на них морковкой: «Пошли все прочь! Это моя морковка!» В тот же миг морковка выскользнула из рук и несчастная вместе со всеми провалилась в ад.
На земле есть только одна причина зла: Это моё! По Э.Мелло
Зло для злого – как пластилиновый шарик для тарантула…
Мы преодолеваем все трудности для того, чтобы сделать зло; но малейшее препятствие отвращает нас от расположения к добру. Буаст, 1765-1824
Стоит злонамеренности перетянуть на свою сторону разум, как она преисполняется гордыни и выставляет союзника напоказ во всём его блеске. Точно так же она кичится, когда суровое самоограничение и подвижничество терпят неудачу и победу одерживает естество. Паскаль,1623-1662
Человек злонамеренный не может быть великим. Вы вольны расхваливать его дальновидность и широкие замыслы, восхищаться образом действий, превозносить его умение выбрать наилучшие средства и кратчайшие пути к цели, но если сама цель дурна, значит она неразумна, а где нет разума, там нет и величия. Лабрюйер, 1645-1696
Злой язык – признак злого сердца. Публий Сир, 1 в. до
Всякая сплетня представляет собой личное признание либо в злобности, либо в слабоумии. Д. Холленд,1819-1881 Посещать и слушать злых – это начало злого дела. Конфуций, 551-479
Зло – враг самого себя, начало беспокойства, беспрерывно стремящегося к снятию самого себя. Бёме Я., 1575-1624 Если тронуть хотя бы волос на бороде дьявола, он непременно вцепится тебе в загривок. Цвейг, 1881-1942
В том числе – в лице его (Воланда) подручных, принимающих образ ближних наших? Даже из этого положения можно искать Счастье, круто развернувшись к Добру? Главное – понять: борьба со злом – это бой с собственной Тенью, перестать «накручивать» себя, думая о зле в противнике, о том, что его нужно наказать? Зло – во мне, думая зло, наказываю я только сам себя. Если же удастся переключиться на Добро, мысленно передав и оппонента в «руки» Любящего и Заботящегося, Понимающего и Ждущего – и враг станет Другом достаточно скоро?
Самое большое зло, какое может сделать нам враг – это приучить наше сердце к ненависти. Ларошфуко, 1613-1680
Ты прости меня, милая мама: я, влачивший по пеплу крыло,
Зря твердил горячо и упрямо, что Природою двигает зло.
Ты прости, что тревога и смута затуманили сердце тоской,
И явленья земные я спутал с атмосферою жизни людской.
С этой схваткой гордынь меж собою, убивающей нас пустотой,
С этой страстной ничтожной борьбою, вечным спором тщеты со тщетой.
И прошу я прощенья устало, потому что не пылью земной,
А сама ты Природою стала, Тишиною вокруг, Тишиной… Борис Сиротин, а.«Поэзия» №44
Ты не «победишь» зло до тех пор, пока не увидишь добро, которое оно делает.
Молитва, найденная в концлагере Равенсбрюк: «Господи, помни не только добрых, но и злых. Помни не только обо всех страданиях, которым нас подвергли. Помни, что эти муки принесли свои плоды – наше товарищество, преданность, смирение, храбрость и щедрость, величие сердца, вдохновившее нас на всё это. И когда наступит Судный день,пусть все эти плоды станут им наградой и прощением» Из Э. Мелло
Очень печально, что стремление людей уменьшить зло порождает так много нового зла. Лихтенберг,1742-1799 Причина – отсутствие состояния Любви: невежество, недопонимание, руководство негативными чувствами, насилие (в т.ч. над собой), ощущение невозможности творить добро по-Доброму?
Злом зла не поправишь. Русская поговорка
Один из самых действенных соблазнов зла – призыв к борьбе. Кафка, 1883-1924
Если имелась ввиду идея борьбы со злом – присоединяюсь: выстрадал. Побеждающий в борьбе сам стаёт Злом, если видел Его в противнике? Если же боролся вынужденно, просто подчиняясь порядку вещей, не усматривая Зла – остаётся в Добре-Естественности? В этом случае, не теряя сознательности Созерцания, ощущаешь себя стихией, стихии же не борются – необходимо сталкиваются.
Жить без борьбы на земле невозможно – Это я точно тебе говорю. Л.Г. Куксо, «Жить на земле»
Бороться – значит творить зло, даже когда борешься во имя блага. Р. Роллан
Ни Добро, ни Зло ни с кем не борются, неуязвимы Друг для Друга – Зло лишь сталкивает Своих носителей, уча их для Добра или уничтожая, а Добро даётся лишь отдающим Ему все силы, Увлечённым, требует предельного накала, напряжения в Деле? Чтобы опуститься во Зле, стать Его добычей и быть втянутым в драку, антагонистическое, взаимоисключающее соперничество – совершенно не обязательно «продавать душу Дьяволу» - достаточно расслабиться, не стремиться всей душой и делами к Добру, не иметь интересов, ведущих к Добру и исходящих из Добра сердца?
Смотри, не поддавайся иллюзии, которую принято называть «борьбой за жизнь». Эти слова имеют смысл, только если они означают «борьба за Бога»… Для того же, кто нашёл свою жизнь в Боге, не существует никакой борьбы за жизнь.
Бог не ведёт ни с кем никакой борьбы. Само присутствие Божие – победа. Николай Сербский, «Мысли о добре и зле» После увлечения борьбой со злом следует этап самоотверженной борьбы за Добро, наконец, становишься Счастливым от «просто Жизни»?
Силой ничего не верши. Клеобул, VI до Бороться со злом – что конфетку из дерьма голыми руками делать? Хуже? Но руки «чешутся»? Охота пуще неволи (желание крепче тюрьмы)…
Сила страшна своими слабостями.
Порой я перестаю верить в лазурь, мне начинает казаться, что это пространство, сплошь покрытое синяками.
Ну допустим, ты пробил головой стену. Что ты будешь делать в соседней камере?
Кладя фундамент, вряд ли знаешь твёрдо, какой над башней флаг взовьётся гордо.
Господствует безвкусица, поскольку мы все пожираем друг друга. Ежи Лец
В стране действует равное право съесть друг друга как для волка так и для ягнёнка. Телешоу «К барьеру!» Большинство из нас отчасти суть волки, как сильные, так и слабые, считающие себя козлятами, но мечтающие быть сильными, чтобы есть других? Хищники по образу мысли – с программой «отбери и съешь!»; доказательство – всеобщая зависть, уважение «крутых», мечты об «успехе»? Таким образом, зло пожирает зло? «Зло – враг самого себя» (Бёме Яков). При этом гибнет и Человеческая часть сути жертвы? А что с Ней происходит в победителе?
Победитель всегда воспринимает кое-какие черты побеждённого. Б.Шоу
- Трус! – воскликнуло дерьмо. – Боится до меня дотронуться! Ежи Лец
Революции нужны для того, чтобы уничтожать революционеров. Левандовский
Человека нужно защищать от человека. к/ф «Гараж». Прежде всего, себя-Человека от себя-животного? -зверя? -беса (встроенной, чуждой, нежелательной, злой программы, изгонять которую бесполезно, но можно вытеснять её «ангелом» – установкой Доброй)? -чужого?- поддельного?-замороченного?
Средства борьбы со злом оказываются иногда хуже самого зла. Публий Сир, I век до Идея борьбы со Злом – основа несчастья?
Добро и зло только на первый взгляд враждуют? Если присмотреться – враждует только зло со злом – в пользу добра («Фауст» Гёте), которое враждовать не способно в принципе?
Прагматически зло оказывается эффективней добра, коль скоро добро должно изменять себе, чтобы сдержать зло. С. Лем. Изменяет Добру человек? Точнее, не замечает, что именно им владеет в данный момент, особенно если не задавался целью служить Добру, поддерживая Его в душе, как тепло очага в доме, видя в этой службе Счастье. Добро неуязвимо, спокойно, бесстрашно, радостно. Зло только там, где на самом деле Добра нет, они не соприкасаются. Как раз здесь именно зло, сталкивая людей, прикидывается добром, якобы борющимся со злом (а человек при этом мнит себя правым)? А часто и выглядит добром, делает его: Почти всякое зло творится под ложным предлогом добра. Буаст, 1765-1824
Добро не носит маску зла, но часто зло под маскою добра творит свои безумные дела. О. Хайям. В моём лице? Моими руками?
О Добре: это – мир особый, каждый полон идей благих,
Осуждая почти без злобы всё известное зло … в других. Красавцев С.Н., «Лето прошло», М.-2006
Осуждает непонимание. Всего не понять, но Добра держаться – не прогадать?
Ханжество в том, что люди поступают зло, но перед другими создают видимость, что их намерения добры и что они желают совершить нечто хорошее. Гегель, 1770-1831 Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба. Толстой Л.Н., 1828-1910
На свете творилось бы очень мало зла, если бы нельзя было творить зло под видом добра. Мари Эбнер-Эшенбах,1830-1916
Сея зло от благочестья, вечной славы ждут себе,
Но за злобу зёрна мести прорастают в их судьбе.
А тем, кто зол, всегда живётся плоше, своим же злом себя они казнят.
Злость человека – тягостная ноша, и наказание его, и ад. Мирза-Шафи, 1792-1852
Сеющий зло пожинает раскаяние. Саади, 1203-1292 Зло, точно волна, ударяет о берег и возвращается назад. Г. Сенкевич, 1846-1916 Только злой считает всех злыми. Каспар Барле Пошлость возникает из потребности видеть зло в людях, принимая их слабость в добре за силу в зле и наслаждаясь всеобщим опорочением. Ильин И.А.
Лишь отрешение от мыслей о славе, богатстве и власти освобождает от пошлости. Хун Цзычэн, XVII век Только злые люди зла боятся. В. Скотт, 1771-1832
Злой и самого себя ненавидит. Удмуртская посл. Невозможно делать зло другим, не делая его самому себе. Буаст, 1765-1824 Злоба чаще всего впитывает в себя свой собственный яд и отравляется им. Монтень, 1533-1592
Ужас человеческой жизни заключается в том, что добро осуществляют при помощи зла, правду – при помощи лжи, красоту – при помощи уродства, свободу – при помощи насилия. Бердяев Н.А.
Порок как раз в том, чтобы недобро делать доброе. Эразм Роттердамский,1469-1536
Правда, сказанная злобно, лжи отъявленной подобна. У. Блейк, 1757-1827
Прежде чем ополчаться на зло, взвесьте, способны ли вы устранить причины, его породившие. Вовенарг, 1715-1747
Глобальная причина – нехватка добра, безмятежности в собственной душе?
Пример заразителен, поэтому все благодетели и злодеи находят подражателей. Добрым делам мы подражаем из чувства соревнования, дурным же – из врождённой злобности, которую стыд сдерживал, а пример выпустил на волю.
Даже врождённая свирепость реже толкает на жестокие поступки, нежели самолюбие. Ларошфуко,1613-1680
Самые злобные люди – это люди, которые не любят Себя. БердяевН.А.
От злобы, что нацелена в людей, как правило, страдает сам злодей. Фирдоуси, 940-1020
Злому делать добро так же опасно, как доброму зло. Плавт, ок.254-ок.184
Если учесть, что каждый бывает и добрым и злым, то людям лучше ничего явно не делать? Другое дело, если в человеке видишь Бога, Самого Себя, любишь Его?
Берегись каждого, кому ты сделал добро. Турецкая пословица
Добро вне состояния Любви, Понимания воспринимается как зло, требующее мести, либо как услуга, подачка, требующая отплаты, взаимности, которая может оказаться тягостным долгом, нежелательным, невозможным – озлобляющим?
Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра. Ларошфуко. Услуга, дар, превышающие возможности благодарного человека, вынуждает его чувствовать себя вечно обязанным? Иногда ему легче убить своего «благодетеля»? Неблагодарный же станет наглым паразитом, презирающим «слепого»? Делать Добро лучше верующему: он Свободен от долгов, потому что отдан Богу, с Богом?
Люди ненавидят оказавших им услугу, и перестают ненавидеть оскорбивших их. Ларошфуко,1613-80 Давать советы – всегда ошибка, но хорошего совета не простят никогда. О.Уайльд,1856-1900 Чувству благодарности сопутствует страшная ненависть. М. Хласко
Благотворительность – больше родит потребностей, чем устраняет нужд.
Истинная цель благотворительности не в том, чтобы благотворить, а чтобы некому было благотворить. Ключевский В.О.,1841-1911
Жаждал нашей крови,словно проситель, которому вы только что оказали содействие Марк Твен, 1835-1910 Попрошайничество – род вампиризма?
Мужчина охладевает к женщине, слишком сильно его любящей. Видимо, с сердечными чувствами дело обстоит как с благодеяниями: кто не в состоянии отплатить за них – становится неблагодарным. Шамфор,1741-1794
Не принимай благодеяний, без которых можешь обойтись. Кант,1724-1804
Спасательный круг оказался ошейником. Ежи Лец
Где милосердие – там и ненависть. Вместо старания прослыть милосердным – отринул и ненависть и милосердие. Хун Цзычэн, XVII Какие услуги не оказывай людям, им всё равно не сделаешь столько добра, сколько, по их мнению, они заслуживают. Вовенарг,1715-1747 Для несчастных Добра нет – хоть всё им (мне!) отдай? Как в сказке Андерсена о принце и ласточке? Блажен лишь дающий тайно?
Стремись к благу ближних, но не будь рабом их прихотей или притворства, ибо это будет всего лишь податливость, или слабоволие, обращающее в рабство отличных людей. Не одаривай также жемчугом Эзопова петуха, когда ячменное зерно его больше осчастливило бы. Бэкон,1561-1626 Величайшее добро, какое можно сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства. (Точнее, помочь ему искать? – С.) Дизраэли, 1766-1848
Все злодеи неблагодарны, и нужда служит им достаточным предлогом, чтобы прибегать к средствам недозволенным. Сервантес,1547-1616
С утопающими надобна сугубая осторожность – дабы и его спасти и самому не утонуть. Грасиан,1601-1658 Выдающий себя за спасителя рискует быть распятым. Испанская посл. Если не поранена рука, она может коснуться змеиного яда – не опасен яд здоровой руке. Только для того безвредно зло, кто сам не творит его. Индийская мудрость. Сотворишь и не заметишь… Гарантия – быть в Добре? Бодрствовать, бдить!
Осуждение за добро есть единственная проверка искренности служения добру. Толстой Л.Н. Совершать дурные поступки – низко, делать добро, когда это не сопряжено с опасностью – вещь обычная. Хороший – кто делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем. Плутарх,46-126
Это со стороны, снизу смотреть страшновато, Человек же Счастлив?
Как ни мало благодеяние, оно пустит сотню ростков, если оказано достойному. Индийская мудрость
Люди получили от богов две блаженные способности: говорить правду и творить добро. Пифагор, 580-500 Кажись, вот же Оно – Счастье!!! Ан нет! Оказывается, в неблаженном (сиречь несчастливом) состоянии души-ума это невозможно. Заколдованный круг?
Добро – это воля к счастью. Добро – Высший, Свободный ум? Глупый в Добре – Умён; умный во зле – безУмен, неБлажен?
Добро – то, что соответствует стремлению к Счастью, зло – то, что ему заведомо противоречит.
Добро – то, что отвечает эгоизму всех Людей. Фейербах, 1804-1872
Почему же слово «злосчастный» на слуху, а «добросчастный» – архаизм? Причина – в представлении о счастье послесмертном? Да и библейский Иисус Христос кажется скорее страдающим, чем счастливым… С другой же стороны, Библия призывает радоваться, а уныние объявляет смертным грехом, но это почему-то остаётся без внимания?
Когда я добрый – явно счастлив, страдаю же когда жду отдачи, а это уже не добро… Но понял это не так давно, раньше же запрещал себе это ДоброСчастье, когда оно мешало планам, ведущим, как мне казалось, к счастью… Так и остальные? До поры?
Чтобы взойти солнцу, нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях, оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем; так не жди и ты ни рукоплесканий, ни шуму, ни похвал, чтобы делать добро, твори благодеяния добровольно – и будешь любим, как солнце. Эпиктет, 50 -138 Для этого нужно быть так Высоко, чтобы люди могли увидеть Меня только подняв голову – сравнявшись?
Мы преисполнены нежности к тем, кому делаем добро, и страстно ненавидим тех, кому нанесли много обид. Лабрюйер,1645-1696
Пусть будет добро! Козловский Иван Семёнович
Смотрю благожелательно на всё сущее, каждое слово спокойно, приветливо, благосклонно, каждое действие служит развитию добра. Будда, 623-544
Добро моё – душа моя. Туркменская мудрость
Зло, причинённое тебе, так же легко прощать, как если оно причинено другим. Гораздо труднее прощать людям зло, которое причинили им мы – это действительно требует большой силы духа. Моэм С.
Добрый заботится о злых, злые – опора доброго. Если злой не ценит учителя (учитель – каждый – С.), а учитель презирает злого – слепы оба. Лао-цзы, VI-V
Делая добро людям, не требую от них благодарности. Если буду требовать (или ждать в глубине души –С.) от них благодарности, моё желание сделать добро причинит вред. Хун Цзычэн, XVII
Каждому надо оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем ещё сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь. Цицерон, 106-48 до
Умеете ли вы отдавать, об этом не напоминая,
А только лишь – добро желать, и этим день свой измеряя,
Благодаренья не прося, считая, в этом – сущность вся?
Умеете ли вы прощать за зло, невежество без края,
И руку в трудный час подать, и этим век свой измеряя,
Спокойно, мудро рассудить, и без тщеславья в сердце жить? Евгений Маслов, 22.4.2010
Неискреннее добро – зло. «Слова Ванталы»?
Как правило, именно добрые приносят наибольший вред. Г. Адамс, 1834-1918
Следую Дао – сникают злые духи, не могут повредить. Безвредны злые – безвредны и добрые. Злые и добрые лишились вреда – их Дэ сливается воедино… Дао – источник миллионов, сокровище добрых, убежище злых. Из дорогих подарков выбираю один – Дао, и злые выбирают Дао. Лао-Цзы, VI-V
Когда боюсь, что узнают о содеянном мной зле, ещё могу найти путь к добру. Когда же стараюсь, чтобы узнали о сделанном мной добре – порождаю зло. Хун Цзычэн, XVII Добро прокладывает дорогу, по которой торжественно шествует зло. Вильгельм Швебель
Не ищи видимого возмездия за добро: оно дано тебе одновременно с поступком. И не думай, что если ты не видишь возмездия за совершённое зло, то его не будет.
Оно уже есть в твоей душе. Ты ошибаешься, относя боль твоей души к другим причинам.
Не думай, что твоё доброе расположение к людям – это подарок, который ты делаешь своим ближним: ты делаешь этот подарок самому себе. Толстой Л.Н.
Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе – не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра даёт уже большую радость. Сенека, 4 до – 65 Благодеяние состоит не в том, что даётся, а в душе дающего. Латынь? Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести. Монтень, ХVI в.
Практикующим добродетель с целью снискать расположение Бога, Мастер обычно рассказывает такую историю. Участникам бесплатного розыгрыша «кадиллака», организованном мыловаренной компанией, задавали вопрос: «Почему вам нравится наше мыло»? Одна женщина честно ответила: «Потому что мне хочется «кадиллак». Из Э.Мелло.
Бог есть само Расположение? Сама Дружба, сама Любовь в моей душе?
Жёлтая река течёт тысячи миль на север, затем поворачивает на восток и течёт непрерывно. Не важно, как она изгибается и поворачивает, её воды выходят из источника на горе Кунь-лунь. Притча. Если живу с Добром в сердце, моё действие исходит из Доброго намерения, согрето Теплом души – Счастлив, что бы ни делал?
В себе самом, внутри источник добра. Он не перестанет журчать по мере того, как будешь раскапывать его. Марк Аврелий, 121-180
Тот, кто к людям добр и нежен, За добро добра не ждёт. Злой ли, добрый, – неизбежно, Что посеет – то пожнёт. Мирза-Шафи, 1792-1852 |
|
Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка – вот что я называю наслаждаться жизнью. Марк Аврелий Как переходящий трясину с её коварно красивыми ловушками может ими любоваться только научившись держаться твёрдой тропы, так и Счастливым может быть только держащий себя в Добре?
То добро, что в жизни вкусил, И то зло, что в жизни вкусил, – Всё зависело от тебя, От стремлений твоих и сил. Не судьба играла с тобой – Ты добро и зло заслужил! С. Торайгыров, 1893-1920 |
|
Доброе дело совершаю от чистого сердца, не думая о корысти. Лишь тогда приходит истинное счастье. Ли Юй, 1611-1680
Предприниматель выписал чек на постройку монастыря и положил его перед Мастером. Тот взял чек и сказал: «Очень хорошо. Я принимаю его». Бизнесмен был разочарован: «Я выписал чек на миллион долларов» - «Да, я видел» - «Хоть я и богат, но это большая сумма» - «Ты хочешь, чтобы я поблагодарил?» - «Вы обязаны это сделать» - «Почему я? Благодарить должен дающий». Из Э. Мелло
Бога? За возникающее Чувство, за то, что нашлось что отдать и – кому?
Никакое твоё дело не стоит благодарности. Слова Ванталы.
Ибо Своё я уже получил!
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Прежде – ощутить Его? Иначе – не делать? – С.)
Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей – он хороший; производит вражду и разъединение – он дурной. (Прежде всего – в какое состояние этот поступок приводит мою душу – во вдохновенно-доброе или…? - С.) Делая добро, будь благодарен за это. (Блажен! – С.)
Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз – то же дело становится привычкой.
Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за неё людей, есть лучшая награда доброй жизни. Толстой Л.Н.,1828-1910
Лучше втайне творить добро, ничем не выделяться, чем прослыть высоконравственным.
В зле страшна секретность, в добре страшно стремление быть на виду. Вред, причинённый видимым злом, поверхностен, скрытым – глубок. Когда добро скрыто – польза от него велика. Хун Цзычэн, XVII Если Добро в сердце – бояться нечего: Зла для меня нет? В любом случае, упор делать на поддержании Добра в душе, а не на выявлении возможного зла извне?
Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Чехов А.П., 1860-1904
Утверждайте добро, и жизнь будет вам в радость. Джозеф Мёрфи
Слово лучше, нежели даяние. Библия премудрости Сираха,18:16
Если удалось сделать доброе дело и это становится известным, чувствую себя не вознаграждённым, а наказанным. Шамфор, 1741-1794
Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы. О.Уайльд,1854-1900
Точнее, думаем, что мы сделали доброе дело кому-то, но он-то так не считает, не чувствует!
Отсюда и «чёрная неблагодарность», нелюбовь ближних – несчастье?
Мне не к лицу дешёвые соблазны! Я – Прометей. Тот самый Прометей,
Что влез на небо и огонь прекрасный у молнии похитил для людей.
Он полыхал, он обжигал мне руки. Как мог я думать, убегая с ним,
Что пламя вложат в бомбы и базуки, научат быть безжалостным и злым?!
Железо плачет, камень горько стонет, и небо исчезает в смрадной мгле,
Когда безумец в красном балахоне творит кромешный хаос на земле.
Где он пройдёт – не пахнет очагами, теплом домашним, сеном на лугу.
А я, навеки проклятый богами, с земли убийцу выкрасть не могу.
И я брожу. И не умею спать я, измученный, бессонный Прометей.
И чудится, что вслед летят проклятья когда-то осчастливленных людей!.. Иван Рядченко, «Отражение»; «Прометей»
Зло не рождается из самого себя, а выделывается при неумелом обращении с добром. Ключевский В.О., 1841-1911
Если неумение – это несовершенство, тогда понятно, почему «благими намерениями вымощена дорога в ад». Вот поэтому-то сделал я-несовершенный «доброе» дело – и убегай! Это касается и данной книги как дела. С другой стороны, не получу обратной связи – как расти до «умелого» восприятия доброты мира, Мира как Добра, слияния с Миром в Добре? Собственного сознания маловато. Лучше уж стерпеть некоторые побои?
Лучшее в добрых делах – это желание их утаить. Паскаль, 1623-1662
Если ты сделал добро – скрой; если тебе сделали добро – расскажи. Арабская пословица
Может быть, лучше считать своё дело не добрым, а естественным: захотел – вот и сделал. Конечно, хотел как лучше. И злым не считать: сорвался, не успел подумать, доброй воли не хватило – маловато ещё… Если ближний меня всё же искренне благодарит – приятно, конечно, но я-то понимаю: благодарность адресована Основе, п.ч. «моё» желание было от Неё. Если ругает – опять же, не принимаю на свой счёт, но извиняюсь, компенсирую, если это уместно: передо мной – Основа, это Её «игра». Реальное общение – Основы с Основой же – через Свои проявления. Добро-зло – Её игра с Собой же. Свобода Игры – и есть Счастье?
Не забывай услуг, тебе оказанных, но забудь оказанные тобой. Публий Сир, 1 век до
Чистое всегда выходит из грязи, светлое всякий раз возникает из тьмы. Хун Цзычэн, XVII, «Вкус корней»
Например: боль –> страх –> уважение –> понимание –> Любовь?
Коль совершил зло, пусть хоть оно исправит тебя. Аттар, 1119-1234, поэт-суфий
Зло – в добре, добро – во зле. Добра частица есть во всяком зле, лишь надо мудро извлекать её. Земляника растет и под крапивой. Шекспир,1564-1616
Зло есть непонятое добро. Толстой Л.Н, 1828-1910
Прощаясь, учитель всегда напутствовал учеников: «Ищите добро». Один из них однажды вернулся: «Люди всюду творят зло, в их сердцах нет благодарности. Я долго искал, но не нашёл добра. Научите меня искать». Учитель согласился: «Но сначала иди в лес, там найдёшь избитого, спаси его, не спрашивая ни о чём и не обращаясь за помощью к другим. Не упоминай даже его имени». Ученик вылечил неизвестного, который долго благодарил спасителя. Вернувшись к учителю, ученик поблагодарил его: «Теперь я узнал, что благодарность существует. От этого бедного человека я услышал наконец добрые слова!» «Этот человек – вор, – сказал учитель. – Селяне избили его, а он проклял их. Он сказал тебе добрые слова, потому что на самом деле и добро и зло живут в твоём сердце». По А.Лопатиной, М.Скребцовой, «Притчи для детей и взрослых - 2»
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоррен Р.П.
Когда многие возьмутся за дело – не бывать добру. Биант,VI до
Любого, ничего ему не объясняя, можно посадить в тюрьму лет на десять, и где-то в глубине души он будет знать, за что. Фридрих Дюрренматт
Как будто свершивший злодеянье не один из нас… Как святой и праведник не могут подняться выше высочайшего, что пребывает во всяком из нас, так и злой со слабым пасть не могут ниже той низости нижайшей, что также есть во всяком из нас. Как единому листочку не пожелтеть, если всё дерево не даст на это безмолвное согласие, так и преступнику не совершить злодейства, не заручившись всеобщим скрытым нашим пожеланьем. Словно в общем шествии, все вместе мы идём к своему божественному «я». Если падает один из нас, то ради остальных, чтоб избегали камня преткновения… Убитый не бывает непричастным к своему убийству, и на ограбленном есть часть вины за грабёж. Праведник не вовсе неповинен в проступках нечестивца – тот, чьи руки чисты, всё ж запятнан делами злодея. Виновный бывает жертвой оскорблённого, а приговорённый несёт бремя безвинных и непорочных. Джебран,1883-1931. О «грехах» обеляемой жертвы обычно знают меньше, чем «грехах» очерняемого обидчика? Впрочем, часто жертве приписывают то, чего вовсе не было, особенно если жертва была изгоем, чужим, слабым, а обидчика оправдывают, потому что свой или сильный: обвинять опасно… На самом же деле в «грехе» как и в «добродетели» все равны?
Всякого приходящего или всякого встречаемого надо принимать как посланца Божия. Первый вопрос да будет у тебя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с этим или для этого лица. Всех принимать как образ Божий, с почтением и желать сделать добро ему. Феофан Затворник,1815-1894
Человек, делающий других счастливыми, не может сам быть несчастливым. Гельвеций,1715-1771
Когда душа добру отворена, как птица счастья, вещая она.
Томится птица в окруженье зла, изранены тогда её крыла.
Добро и зло – две сферы бытия, и есть душа крылатая твоя. Из А.Лопатиной,М.Скребцовой, «Притчи для детей и взрослых - 2»
Сердце, предавшееся добру, излучает благодать непрестанно… сеет вокруг себя здоровье, улыбку, духовное благо. Клизовский, 1874-1942
Придёт минута, когда всё прошлое предо мной исчезнет. Завеса разорвётся, мечты кончатся. Я буду помнить только о небольшом количестве добра, которое успел сделать. Ф.Вейсс, 1751-1802
Во имя ненасилия людьми творится много насилия. Именем любви творится много насилия. Вы знаете. Родители продолжают творить насилие над своими детьми во имя любви. Они приговаривают: «…потому что мы тебя любим».
В любом случае желание давить на другого, желание изменить другого, желание делать добро для другого есть насилие. Здесь не должно быть желания… когда вы не испытываете желания помочь другому, он помогает сам себе. И когда у вас нет желания оказывать на людей давление, у них развивается способность собственного предвидения. На них никогда не будет оказываться давление. Они преобразовываются, но не потому, что вы хотите их преобразовать, просто ваше присутствие без давления есть великая преобразующая сила.
Вы слышали о ненасилии Махавири, вы слышали о ненасилии Будды, но они ничто в сравнении с Лао-цзы. В их ненасилии ещё есть слабое насилие – насилие вмешательства. Добро должно быть внесено, зло должно быть разрушено; аморальное должно быть заменено моральным, неправильное должно быть переделано в правильное. Они ещё не пребывают в состоянии у-вей, в состоянии невмешательства. Насильник пытается изменить реальность насильственно, ненасильник пытается изменить реальность ненасильственно, но и тот и другой пытаются изменить реальность. А изменить – значит совершить насилие. Принимать вещи, как они есть, принимать их совсем без ума – вот понимание Дао.
Если у вас есть ум, вы не можете воспринимать. Вы будете судить, вы будете сравнивать; вы будете говорить, что так быть не должно, не может быть так, вы будете говорить, что это может быть исправлено, это может быть изменено и сделано лучше. Сама идея, что мир можно сделать лучше, является корнем всех ложных шагов эго. Мир совершенен; нет способа сделать его лучше. Если вы пытаетесь сделать его лучше, вы сделаете хуже. Всё находится в совершенном ритме – нет ничего плохого, нет ничего хорошего. Хорошее и плохое – концепции, созданные человеком. Нет ничего правильного, нет ничего неправильного – это наши концепции. Реальность просто нейтральна, ни хорошая, ни плохая, ни красивая, ни безобразная. Она просто есть. Это свойство быть и есть Дао.
Предоставьте реальность самой себе, и всё будет идти прекрасно, ритмично. Вмешайтесь, и всё будет нарушено. Ошо
Очень долго я думал про мир нелепостей и идеалов,
Пока не догадался, что зло и добро разность каких-то потенциалов. Глазков Н.И.
Сказал внуку дед: «В каждом человеке борются два волка. Один волк представляет всё зло, какое есть в человеке: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, сожаление, ложь. Другой представляет добро: любовь, надежду, уважение к другим, доброту, верность, мудрость» - «А какой побеждает?» - «Которого ты кормишь».
Индейская притча. Главным условием своего Счастья считаю особое – Доброе состояние души, которое постоянно ищу, найдя – поддерживаю чем только могу: прямой концентрацией на Нём, добрыми мыслями, молитвами, думая обо всём (людях, делах) через призму этого Состояния – из Добра. Именно так могу видеть людей, мир Хорошими, пытаться Понять=Простить в том числе и себя. Если же душа невольно погрузилась во Тьму – жизнь представляется адом, через который приходится идти…Лишь прочувствовав боль, грязь, холод его глубин, можно вырваться снова наверх – к Свету, Теплу и – быть бдительным: беречь внутреннее Добро как тепло очага эпохи великого оледенения…
И нам осталось так немного: из пекла ада – в пламень Бога шагнуть. И больше ничего – вон из себя и – внутрь Него. Вон из себя! Да сгинет страх, – боязнь сгореть в Твоих глазах! В Твоём огне душа ослепла, но встану Фениксом из пепла. Иду туда, где больше нет отдельно нас. Да хлынет свет! Зинаида Миркина, stihi.ru
(Из личного сборника афоризмов, отрывков, притч, стихов, сказок с собственными комментариями (курсивом) "Добросчастье")