США vs Россия: пальцы уже на курках. Андрей Полунин
К чему ведут множащиеся в последнее время инциденты над морем
Пентагон считает, что маневр российского истребителя Су-27 над Балтийским морем может привести к глобальным последствиям. А именно — к еще большей эскалации напряженности между Москвой и Вашингтоном. Об этом в субботу, 30 апреля, заявил официальный представитель американского военного ведомства Билл Урбан.
http://news-front.info/wp-content/uploads/2016/04/USA_Russia_147778.jpg
Урбан назвал инцидент «опасным и непрофессиональным воздушным перехватом», и подчеркнул, что он мог спровоцировать «серьезный ущерб и травмы всех членов экипажей». «Но что более важно, действия одного пилота могут нагнетать излишнюю напряженность между нашими странами», — подчеркнул представитель Пентагона.
В свою очередь, Минобороны РФ заявило, что вынуждено поднимать в воздух истребители, так как американские самолеты-разведчики регулярно «подкрадываются к российской границе с выключенным транспондером». Об этом сообщил официальный представитель ведомства генерал-майор Игорь Конашенков. «Мы начинаем уже привыкать к обидам представителей Пентагона относительно якобы „непрофессиональных“ маневров наших истребителей», — отметил Конашенков.
Напомним, днем ранее телекомпания CNN сообщила, что российский истребитель приблизился к американскому разведывательному самолету RC-135 на расстояние 30 метров, и совершил маневр высшего пилотажа «бочка» (поворот относительно продольной оси на 360 градусов с сохранением общего направления полета). А в Минобороны РФ пояснили, что дежурные силы ПВО обнаружили над акваторией Балтики неизвестную воздушную цель, которая направлялась к российской границе. Для ее опознания и был поднят в воздух Су-27.
Надо заметить, что авиационные инциденты над морем и облеты кораблей были неотъемлемым атрибутом межблокового противостояния времен Холодной войны. В последнее время такие случаи резко участились.
Так, 21 апреля российский истребитель МиГ-31 перехватил американский патрульный противолодочный самолет P-8 «Посейдон» недалеко от Камчатки. По данным Пентагона, самолет ВКС РФ некоторое время находился всего в 15 метрах от самолета Базовой патрульной авиации ВМС США. Официальный представитель Тихоокеанского командования США Дэйв Бенхэм заявил, что перехват был выполнен «безопасно и профессионально». В свою очередь, глава думского комитета по обороне Владимир Комоедов отметил, что США сами провоцируют Россию, направляя корабли и самолеты к российским границам.
13 апреля наши фронтовой бомбардировщик Су-24 и вертолет Ка-27 пролетели вблизи эсминца Donald Cook в Балтийском море. Госсекретарь США Джон Керри назвал тогда ситуацию «опасной и провокационной», в то время как Конашенков сообщил, что экипажи «выполняли плановые учебно-тренировочные полеты над нейтральными водами Балтийского моря».
Дело дошло до того, что 28 апреля председатель Объединенного комитета начальников штабов США Джозеф Данфорд заявил: облеты американских кораблей самолетами российских ВКС могут рано или поздно привести к случайному боевому столкновению.
В такой ситуации поневоле возникают вопросы. Если маневры наших летчиков не представляет опасности, на чем настаивает Минобороны РФ, зачем США нагнетают обстановку? А если представляют — почему Москва начала явную игру на обострение?
Что стоит за нынешней «войной нервов» между США и Россией, и какими будут ее последствия?
— Причины нынешнего обострения в том, что в 2017 году грядет пересмотр Основополагающего акта Россия-НАТО, — уверен ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. — Сейчас встает вопрос: что придет на смену этому документу. США через представителей Польши в альянсе уже четко дали понять, что акта в его прежнем виде точно не будет. Это означает, что США больше не собираются брать на себя обязательства не размещать крупные воинские контингенты в Восточной Европе.
Поэтому сейчас задача американцев — показать, что они готовы размещать контингенты. А наша задача — демонстрировать, что мы не потерпим новой инфраструктуры НАТО вблизи своих границ, и пойдем на ответные меры. В рамках этой демонстрации и происходят инциденты с военными самолетами и кораблями.
Другими словами, идет игра на нервах перед подписанием Акта: кто кого принудит к компромиссу.
— Каковы шансы, что нам удастся принудить США?
— Шансы есть — вспомните опыт 2008 года. Основной ставкой в Пятидневной войне была не Южная Осетия и не Михаил Саакашвили. Война планировалась американцами ради третьего позиционного района ПРО — это и была подлинная ставка. После того, как в Мюнхене президент Владимир Путин заявил, что Россия готова принять военные контрмеры в ответ на размещение ПРО, американцы решили проверить нас в Южной Осетии. Тогда Россия пошла на жесткое применение силы, и американцы — обратите внимание! — сразу свернули третий позиционный район, и начали политику «перезагрузки» и контроля над вооружениями.
Это довольно рискованная игра. Обычно, если американцы видят готовность России идти на масштабное применение силы, они быстро садятся за стол переговоров. Но для этого нужна именно жесткая силовая конфронтация.
— Инциденты в воздухе могут перерасти в силовой конфликт?
— Такая опасность существует. Если наш самолет в полете случайно заденет американский, или американские пилоты дадут предупредительную очередь по курсу российского истребителя, я не исключаю, что может произойти быстрый обмен ударами с уничтожением ряда боевых единиц с обеих сторон.
Если дело дойдет до подобного столкновения с реальными жертвами, мы, конечно, придем к ситуации, когда у России с США не окажется вообще никаких действующих соглашений. Может даже последовать дипломатический разрыв.
Но американцы такого сценария сами всерьез опасаются. Просто потому, что он будет крахом мирового порядка в его нынешнем качестве.
Более вероятен другой вариант: США попытаются действовать по сценарию 2008-го — вырастить против нас крупного регионального игрока, и подтолкнуть его на войну с Россией.
— Но вырастить до 2017 года такого игрока из Украины не получится…
— Украина, думаю, американцев уже не устраивает. Им хочется найти более крупного и более неприятного для нас противника. На эту роль годится, например, Турция — страна с крупным военным потенциалом. Плюс к тому, американцы сейчас пытаются поддерживать антироссийский курс Швеции. Где-то на скамейке запасных у них, как я понимаю, Япония с ее нерешенным территориальным спором. Уже не говорю об усилиях, которые прилагает американская дипломатия, чтобы стравить нас с Германией. США намекают Меркель, что готовы пойти на возрождение военной мощи ФРГ, если оно произойдет на антироссийской основе.
— Чем закончатся нынешние инциденты?
— Думаю, в ближайшие 10−15 лет мы все-таки придем к крупному региональному военному конфликту с США. Проблема в том, что у нас несовместимые внешнеполитические курсы: Россия хочет частичной ревизии правил игры 1991 года, а американцы пока не согласны даже на малейшие уступки…
— Инциденты с участием российских самолетов, равно как и провокационные маневры на Балтике «Дональда Кука», связаны с попытками США блокировать РФ, — считает бывший начальник Береговых войск и морской пехоты Черноморского флота ВМФ СССР и России (1986−1995 гг.) генерал-майор Владимир Романенко. — На мой взгляд, американцы почувствовали, что если дать Россию передышку в 10−15 лет, то остановить ее потом будет невозможно. Причем, инициатива в нагнетании напряженности исходит именно от Вашингтона. Это ведь «Дональд Кук» — серьезный корабль, который несет около 40 крылатых ракет «Томагавк», 8 противокорабельных ракет «Гарпун» и противоракетное оружие — оказался у наших берегов. А не российский корабль — допустим, тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий», — возле берегов Соединенных Штатов.
30 апреля к тому же стало известно, что страны НАТО намерены в ближайшее время перебросить около четырех тысяч военнослужащих в Польшу и страны Прибалтики, усилив тем самым восточные границы альянса. Ожидается, что два батальона предоставят США, по одному — Великобритания и Германия.
Это доказывает, что наше противостояние с американцами идет по нарастающей. Значит, интенсивность полетов американских военных самолетов вблизи российских границ будет возрастать, а число инцидентов с нашими самолетами — множиться.
— Если смотреть на опыт Холодной войны, такие инциденты представляют опасность?
— Во времена Холодную войну противостояние было более ожесточенным. Судите сами. В мае 1968 года при облете американского авианосца «Эссекс» в Норвежском море погиб Ту-16Р из состава дальнего разведывательного авиаполка Северного флота. При развороте на малой высоте самолет зацепил крылом воду и перевернулся. Экипаж в составе восьми человек погиб.
В октябре 1973-го точно такой же самолет-разведчик Ту-16Р облетал авианосец «Джон Кеннеди» в Северном море. Пара истребителей F-4 Phantom II плотно контролировала этот облет на минимальной дистанции. Один из американских пилотов допустил ошибку и пропорол килем обшивку Ту-16Р. Тем не менее, обе машины сумели вернуться на свои базы.
Доходило и до откровенных провокаций со стороны США. Например, в апреле 1983 года шесть штурмовиков ВМС США A-7 Corsair, поднявшиеся с авианосцев «Мидуэй» и «Энтерпрайз», имитировали ракетно-бомбовый удар по острову Зеленый (Малая Курильская гряда), вторгшись в советское воздушное пространство на глубину до 30 километров. Советская система ПВО «засекла» американцев, но командование не отдало приказа на перехват во избежание обострения обстановки.
По сути, Советский Союз в таких инцидентах жестко заявлял о своих позициях. И это приносило результат. С другой стороны, западные лидеры того времени были куда более крупными политическими фигурами, чем нынешние. На мой взгляд, у того же Барака Обамы нет внутренней ответственности за судьбу собственного народа. Независимая позиция России страшно его задевает. И желание навредить в чем угодно становится системой политических взглядов.
Думаю, если нынешний уровень противостояния в отношениях США-Россия продержится еще год-другой, вполне можно ожидать качественного скачка напряженности. Этот скачок способен привести к тяжелым последствиям. Причем, в нынешних условиях, он может произойти практически внезапно…
российский истребитель приблизился к американскому разведывательному самолету RC-135 – было
Россия приблизилась к границам НАТО – есть
Ну а 9 Мая 1945г. СССР и Россия, как его последователь, уничтожило главу ЕС вторжением в Берлин и доведением до самоубийства тогдашнего наидемократичнейшего руководства ЕС – будет?
Как 100 американских летчиков в плен попали
65 лет назад наши летчики одержали блистательную победу. Увы, о ней сегодня мало кто знает. Но Родина должна знать своих героев. Которые 12 апреля 1951 года в небе Кореи устроили разгром американских ВВС. Сто пилотов США попали в плен.
Вот как это было.
12 апреля во многом удачный день для России. В этот день в космос отправился Юрий Алексеевич Гагарин. Это был триумф советской экономической и образовательной модели. Триумф ее промышленности, науки, народного просвещения, конструкторской мысли. В этот же день 52 года спустя была официально зарегистрирована Партия Великое Отечество. Положившая начало приходу во власть патриотов-государственников.
Однако мало кто знает, что 12 апреля еще и день блестящей победы Советских ВВС, одержанной в…1951 году. То есть ровно 65 лет назад. За десять лет до полета Юрия Алексеевича. Дело было во время Корейской войны. Наряду с Южной и Северной Кореей, в ней сошлись в схватке с одной стороны США, с другой Китай и СССР. СССР участвовал в войне крайне ограничено – осуществляя авиационное прикрытие и материально-техническое снабжение. Причем авиационный контингент был относительно немногочисленным на фоне военной мощи СССР и противостоящих американских сил. Интересно, что бы сказали тогда эмопатриоты? Что это военная авантюра Сталина (По аналогии с операцией ВКС в Сирии – что «одним авиаполком ничего решить нельзя»)? Впрочем, результаты боев показали, что советская авиация была очень эффективна.
Американцы действовали по их излюбленной тактике – вбамбливали противника в каменный век. Выжигали населенные пункты напалмом, в общем показывали жителям Северной Кореи все прелести «демократии» в ее американском понимании. Когда в дело вступил советский 64-й авиационной корпус, ситуация начала меняться.
На первом этапе боев корпус прикрывал от американской авиации города Северо-Востока Китая и мосты и переправы через пограничную реку Ялуцзян. Именно по этим мостам осуществлялось снабжение корейских и китайских войск. Американцы всеми силами стремились разрушить их. Один из основных каналов снабжения проходил по мостам в районе Аньдун-Синыйджу. 12 апреля 1951 года именно на них нацелились почти 200 американских самолетов. Из них – около 50 машин были бомбардировщиками B-29, остальные 150 – истребителями F-80, F-84, F-86. Вся эта армада шла, чтобы уничтожить мосты.
Район мостов Аньдун-Синыйджу прикрывала советская истребительная авиадивизия из состава 64-го авиакорпуса. В тот момент могли взлететь 36 самолетов МиГ-15. Казалось бы, превосходство американцев подавляющее. Однако, на мой взгляд, они не учли несколько важных факторов.
То, что советские летчики имели опыт войны с гитлеровскими «люфтваффе», имели передовую технику и то, что этой дивизией командовал…трижды Герой Советского Союза, полковник Иван Никитьевич Кожедуб, сбивший в годы Великой отечественной войны 64 вражеских самолета и…два американских истребителя P-51 «Мустанг», по ошибке атаковавшие его, приняв за немецкий самолет. То, что произошло в районе Аньдун-Синыйджу прекрасно описывает в своих воспоминаниях участник того боя летчик-истребитель Герой Советского Союза Сергей Макарович Крамаренко:
«12 апреля мы, как обычно, с рассветом прибыли на аэродром. Осмотрели самолеты. Дежурное звено было в готовности № 1 (4 летчика в самолете в готовности к немедленному вылету), остальные летчика расположились у самолетов или отдыхали в непосредственной близости от аэродрома. Внезапно поступила команда: всем быть готовыми к взлету. Не успели сесть в самолеты, как последовала команда: «Всем запуск и взлет».
Один за другим «МиГи» начали выруливать на взлетную полосу. Взлетела первая эскадрилья, затем вторая, потом наша, третья. Я во главе шести самолетов находился в группе прикрытия. Наша задача – не дать вражеским истребителям атаковать две передние эскадрильи, составляющие ударную группу, основная задача которой – атаковать бомбардировщики и штурмовики противника.
Набрав высоту, стремясь догнать переднюю эскадрилью, я увеличил обороты. Идем с набором высоты на север. Под нами горы, справа – узкая голубая лента воды. Это река Ялуцзян. За ней – Северная Корея. Высота 5000 метров. Полк начинает плавный разворот вправо. Я увеличиваю крен, срезаю разворот, за счет меньшего радиуса догоняю переднюю группу и занимаю свое место примерно в 500–600 метрах сзади ударной группы.
Пересекаем реку и идем на юг. С командного пункта передают, что навстречу в 50 км идет большая группа самолетов противника. Высота 7000 метров. Я набираю на всякий случай еще 500 метров над ударной группой. Боевой порядок занят.
Вскоре ведущий нашего полка передал: «Впереди слева внизу противник». Смотрю влево вниз. Навстречу, слева и ниже, летят бомбардировщики – две группы огромных серых машин. Это знаменитые американские «летающие крепости» Б-29. Каждая такая машина берет на борт 30 тонн бомб, имеет на вооружении 8 крупнокалиберных пулеметов. Бомбардировщики летят ромбами из 4 звеньев по 3 самолета, всего 12 самолетов в группе. Затем еще 3 ромба. За ними сзади на 2–3 км и чуть выше нас летят десятки истребителей, целая туча серо-зеленых машин. Около сотни «Тандерджетов» и «Шутинг Старов».
Командир полка дает команду: «Атакуем, прикрой!» – и начинает левый разворот с резким снижением. Ударные группы – восемнадцать «МиГов» – устремляются за ним вниз. Истребители противника оказываются сзади и выше наших атакующих самолетов. Самый опасный момент. Настало время и нам вступить в бой.
Группе прикрытия надо сковать истребителей противника и, связав их боем, отвлечь от защиты своих бомбардировщиков. Даю команду ведомым: «Разворот влево, атакуем!» – и начинаю резкий разворот влево с небольшим набором высоты. Оказываюсь сзади и ниже ведущего группы американских истребителей, в самой их гуще. Быстро прицеливаюсь и открываю огонь по переднему самолету группы. Первая очередь проходит чуть сзади, вторая накрывает его. Он переворачивается, из сопла его самолета идет сизо-белый дым. «Тандерджет», крутясь, уходит вниз.
Американцы от неожиданности, не понимая, кто их атакует и какими силами, опешили. Но это продолжалось недолго. Вот один из них дает по мне очередь, трасса проходит выше самолета, но устремившиеся за мной Родионов и Лазутин со своими ведомыми, видя, что я в опасности, открывают по нему и другим самолетам огонь. Видя перед собой трассы, американцы отворачивают, и я получаю возможность стрельбы по следующему самолету, но в этот момент впереди меня проходит трасса. Смотрю назад: один из «Тандерджетов» стреляет метров со ста. В этот момент через него проходит трасса снарядов авиапушки Лазутина. Несколько снарядов взрывается на самолете. «Тандерджет» перестает стрелять, переворачивается и уходит вниз.
Перед носом самолета новая трасса. Я резко хватаю ручку на себя. Самолет выполняет что-то немыслимое, то ли виток скоростного штопора, то ли бочку, и я оказываюсь внизу и сзади под «Тандерджетом». Атакую этот «Тандерджет» снизу, но он уходит резким разворотом влево. Проскакиваю мимо двух «американцев». Родионов стреляет по ним. Они резко разворачиваются и уходят вниз. Мы выходим над ними вверх. Смотрю вниз. Находимся как раз над бомбардировщиками. Наши «МиГи» расстреливают «летающие сверхкрепости». У одной отвалилось крыло, и она разваливается в воздухе, три или четыре машины горят. Из горящих бомбардировщиков выпрыгивают экипажи, десятки парашютов висят в воздухе. Такое впечатление, что выброшен воздушный десант.
А бой только набирал обороты. Вишняков выбрал себе целью самолет ведущего группы, но при сближении со строем бомбардировщиков попал под огонь пулеметных установок, шедших сзади нескольких ведомых бомбардировщиков. Его самолет буквально столкнулся со стеной из трасс, и он вынужден был выйти из атаки.
Между тем отвлечением огня всей группы бомбардировщиков по самолету Вишнякова воспользовалась пара «МиГов» Щеберстова и Геся, следовавшая за парой Вишнякова. Их «МиГи» почти беспрепятственно сблизилась с ведомыми бомбардировщиками первого звена, и с дистанции примерно 600 метров Щеберстов открыл огонь из всех трех пушек по крайнему бомбардировщику. Разрывы снарядов накрыли бомбардировщик. Поскольку это были снаряды фугасного действия, то их взрывы причиняли большие разрушения самолетам. Особенно огромными, по несколько квадратных метров, были дыры в плоскостях от снарядов 37-миллиметровых пушек.
Несколько снарядов попали в моторы бомбардировщика. Из них потянулись длинные языки пламени и дыма. Бомбардировщик резко развернулся, вышел из строя со снижением и, объятый пламенем, начал снижаться на юг. Из него стали выпрыгивать люди. Вторая пара Геся атаковала крайний самолет второго звена. Несколько очередей прошили «крепость». Самолет загорелся и устремился вниз.
Вторая эскадрилья атаковала замыкающие самолеты первой группы бомбардировщиков. Действовала она в более благоприятных условиях, так как строй бомбардировщиков был нарушен. Два самолета Б-29 горели на глазах у летчиков всей группы. Сучков, эскадрилья которого шла немного правее командира, атаковал правое звено. Стараясь открыть огонь с минимальной дистанции, Сучков не торопился и нажал на гашетку, когда крылья бомбардировщика почти закрыли весь прицел, и сразу начал резкий отворот. Бомбардировщик вспыхнул, начал переворачиваться. От него отлетела часть крыла, и он, горящий, ушел вниз.
Милаушкин, следовавший парой за основной группой, несколько отстал, и в этот момент был атакован подошедшим к бомбардировщикам звеном «Сейбров». Пропустив начало атаки нашей группы, они теперь пытались отыграться на замыкающих. Выйдя косой петлей из-под огня «Сейбров», Милаушкин продолжал преследовать группу «крепостей» и, увидев, что одно из звеньев отстало от группы, атаковал его, передав ведомому – Борису Образцову:
– Атакую ведущего, ты бей правого.
Сближение происходило стремительно, в прицеле быстро вырастал бомбардировщик. После открытия огня на фюзеляже и моторах «крепости» появились разрывы снарядов. «Крепость» задымилась и стала снижаться. Вторая «крепость», по которой стрелял Образцов, загорелась также.
Экипажи подбитых самолетов стали выпрыгивать, остальные повернули назад. Потом еще 4 подбитые «летающие крепости» упали по дороге домой или разбились на аэродромах. Тогда были взяты в плен около 100 американских летчиков.
После боя почти в каждом нашем «МиГе» нашли по 1, 2, 3 пробоины. У одного было 100 пробоин. Но больших повреждений не было, в кабину ни одна пуля не попала.
У американцев потом еще долго не проходил шок от того, что их бомбардировщики, которые считались самыми мощными, самыми неуязвимыми, оказались беззащитными перед советскими истребителями. А мы после первых боев стали называть «летающие крепости» «летающими сараями» – так быстро они загорались и ярко горели».
В том бою ВВС США потеряли 12 B-29 и несколько истребителей. Мосты остались целы. Американцы назвали этот день «черным четвергом» своих ВВС. В плен попало около 100 американских летчиков. После этого, американские B-29 над мостами больше не появлялись. Все советские самолеты вернулись на аэродром с минимальными повреждениями.
Вообще результаты воздушных боев в Корее показали, что американские планы атомных бомбардировок советских городов труднореализуемы. Мощь советских ВВС ими была явно недооценена. И это было еще одним аргументом в невозможности военного нападения на СССР. (Публикация на Нашей Планете.)