Русская золушка в Таиланде

2171 5
Роман небогатой русской дворянки Екатерины Десницкой и наследного принца Таиланда (тогда Сиама) Чакрабона – одна из самых удивительных «сказок» ХХ века. Даже сегодня таблоиды преподносят женитьбы королевских особ на «простолюдинках» и «простолюдинах» как сенсацию. Тем интереснее вспомнить историю этого необычного во всех отношениях брака.

Русская золушка в Таиланде

Внешние связи

Чтобы объяснить возможность удивительной встречи сиамского принца и русской девушки, следует сделать небольшое историческое отступление.

Таиланд или Сиам в XIX веке оставался практически единственной азиатской страной, сохранившей свою независимость и не ставшей чьей-либо колонией. Благодарить за это тайцы должны в первую очередь двух своих королей Монгкута (Раму IV) и Чулалонгкорна (Раму V), оба смогли сохранить власть и выстроить отношения с Европой в том числе и при поддержке российских императоров Александра III и Николая II, официально поддерживавших независимость Сиама.

Русская золушка в Таиланде
Семья Чакрабона: Рама V и Саовабха с сыновьями

6fe99aa5fc764127c550e43d20b.jpg
Визит Сиамского Короля Рама V в Россию, 1897 г.

Последний российский император посетил страну, еще будучи наследником престола, и был весьма тепло принят, а в 1897 году Рама V нанес ответный визит, еще более укрепивший отношения двух стран. Чтобы окончательно закрепить дружбу Чулалонгкорн попросил Николая II принять ко двору одного из своих сыновей. Выбор пал на Чакрабона, любимого сына короля от его любимой жены.


Здесь стоит сделать еще одно, теперь уже лирическое, отступление. Династия Чакри, несмотря на дипломатические успехи своих королей, придерживалась весьма традиционных взглядов, например, на многоженство.

Королевские браки заключались исключительно между членами семьи. У Чулалонгкорна было 4 официальных жены и множество наложниц, всего они родили ему 33 сына и 44 дочери. Но еще раз оговоримся, самым любимым из них был принц Чакрабон. Мальчик не был старшим из сыновей, но все равно сохранял за собой право на наследие престола.

Для успешного будущего просто родиться в королевской семье уже тогда было мало, и Чакрабона отправили в закрытую школу в Англии, а в 13 лет он вместе с другом Нан Пумом приехал в Россию, где начал обучение в Пажеском корпусе.

ced0d75625bc560e262b73afa82.jpg

Известно, что Николай II по просьбе отца юноши не принимал активного участия в его судьбе, и тот делал карьеру самостоятельно. В августе 1902 года принц Чакрабон с успехом закончил свою учебу в чине корнета лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка и остался служить в Петербурге, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде балов и раутов, театров и других, менее целомудренных, развлечений.

Катюша

Катя Десницкая происходила родом из небогатого дворянского рода. Отец ее, статский советник, умер, когда девочке не было и трех лет. Свое детство она провела в Киеве, где училась в Фундуклеевской женской гимназии, а после смерти матери в 1903 году (Кате тогда только исполнилось 17 лет) переехала в Санкт-Петербург к старшему брату Ивану. В Петербурге Катя не блистала в высшем свете – ввиду отсутствия приданого, а училась на курсах сестер милосердия и готовилась отправиться на фронт — Россия только вступила в войну с Японией.

0fb75d10997279c0da6f68cd5d7.jpg

Решительная и серьезная девушка, не слушавшая возражения брата, уже практически была готова к отъезду, когда ее, в числе других курсисток, пригласили на раут к Елизавете Храповицкой. Храповицкая, супруга последнего предводителя дворянства Владимирской губернии, которой тогда было уже за сорок, закрутила роман с Нан Пумом, другом сиамского принца, учившимся вместе с ним в Пажеском корпусе. Темой раута была поддержка русской армии. Для Кати вечер стал судьбоносным.

Принц был сражен наповал без единого выстрела. Белая кожа, рыжеватые косы и голубые глаза – возможно, кому-то внешность Екатерины Десницкой могла показаться ординарной, но не сиамскому принцу. Чакрабон начал ухаживать с размахом, свойственным настоящему гусару, чем неимоверно смущал умы и сердца ее сокурсниц.

Екатерина же первое время была непреклонна. Она даже не изменила своего решения отправиться на Дальний Восток с санитарным поездом. Принц все это время писал ей письма из Петербурга (император Николай не позволил принцу рисковать своей жизнью на фронте).

В Петербург Екатерина Десницкая вернулась осенью 1905 года с Георгиевским крестом за храбрость. Принцу по ее возвращении пришлось проявить особую настойчивость. И хотя он звал Катю замуж чуть ли не с момента знакомства, она согласилась только при условии: свадьба по православной традиции, и она будет его единственной женой, раз и навсегда.

В обстановке полной секретности

Венчание Десницкой и принца Чакрабона до сих пор «окутано тайной». Браки людей разных конфессий в то время были редкостью и заключить их было сложно, в том числе и с юридической точки зрения.

Венчались они в феврале 1906 года в Константинополе, где на тот момент было возможно оформить подобный союз. По одной из версий (не подтвержденной надежными историческими источниками), Чакрабон перешел в православие, дабы этот брак мог быть заключен.

Как бы то ни было, даже после свадьбы и во время медового месяца их отношения продолжали оставаться тайной. Официальные визиты во время путешествия по Египту принц принимал и совершал в одиночестве, а после возвращения в Азию Екатерина какое-то время жила одна в Сингапуре. Сообщить родным о своей женитьбе принц боялся и ждал подходящего момента.

«Думаю, что мне будет очень трудно жить в Сиаме, — писала Десницкая брату, оставшемуся в России. — Предполагала, что вдали от России будет тяжело, но не знала, что настолько. Теперь уже ничего не поделаешь. Но я утешаю себя мыслью, что вышла замуж за человека, который меня любит и которого я осчастливила». Шило в мешке не утаишь, гласит русская пословица, вот и принц не смог утаить русскую жену. Масштаб скандала сложно себе представить: принц был лишен прав наследника, а родители какое-то время с ним даже не разговаривали.Екатерину же вовсе не приняли.

Тайская царевна

По прибытии в Таиланд молодожены поселились в резиденции принца, дворце Парускаван, где первое время Катя проводила время практически в одиночестве, о чем жаловалась брату в письмах. Семья мужа игнорировала ее, впрочем, не так уж долго. В 1908 году она родила принцу сына, которого назвали Чула, мальчик растопил сердце дедушки и бабушки. Они со временем начали принимать и невестку, которая к тому времени уже сносно говорила по-тайски.

d58b923ebebd63ed4a9315bf6e5.jpg

Последующие годы были для русской принцессы Сиама намного более счастливыми. После смерти короля Рамы V на престол взошел старший брат Чакрабона, который официально признал его брак с Десницкой.

Чакрабон получил должность, равноценную военному министру, и занялся преобразованием армии, в том числе создал в стране военно-воздушные силы. Чакрабон и Десницкая представляли Тайланд и за границей, в 1911 году они присутствовали на коронации Георга V.

Во время этого путешествия по Европе супруги заехали и в Россию, посетили Киев и Санкт-Петербург. И здесь, на родине, Десницкая внезапно оказалась не ко двору. Николай II не признал морганатический брак тайского принца, и во время официальных визитов Екатерина была вынуждена оставаться дома.

С братом во время той поездки она встретиться не смогла, Иван Десницкий был дипломатом и служил в Китае. Спустя еще несколько лет Катя уедет в Китай повидаться с братом, а по возвращении обнаружит, что счастливой жизни пришел конец. Она застала дома 15-летнюю наложницу, а супруг и не подумал просить прощения – напротив, заявив, что решил взять вторую жену.

Семья принца Чакрабона с трудом приняла жену-иностранку, но не меньшее непонимание вызвал его отказ от многоженства, и то, что казалось Екатерине неприемлемым, для королевской семьи Сиама было абсолютно естественным. Екатерина подала на развод, и оставив мужа, сына, которого ей безусловно не разрешили бы забрать, и всю свою прошлую жизнь, отправилась к брату в Китай.

Вот и сказке конец

На дворе был 1918 год, когда Екатерина Десницкая развелась с принцем Чакрабоном. Вернуться в Россию после революции она тоже не могла. Некоторое время Десницкая прожила в Шанхае, где помогала русским эмигрантам.

Там же она познакомилась со своим вторым мужем Гарри Стоуном, вместе с которым позже уехала в Париж. Во Франции она и закончила свои дни, в возрасте 72 лет.

Ее возлюбленный принц покинул этот мир намного раньше, в 1920-м. Он умер от воспаления легких, оставив практически все свое состояние молодой наложнице, которая, правда, ненадолго пережила его.

b9ce91f40f96ba69982cf563b53.jpg

Принц Чула по-прежнему был членом тайской королевской семьи и жил вдали от матери, однако в течение всей жизни поддерживал с ней переписку. После смерти отца его отправили учиться в Англию, где он и остался навсегда: увлекался автогонками и женился в итоге на англичанке.

ca84e8b9aff5555bf00719b1774.jpg

Второстепенные персонажи этой длинной истории — Елизавета Храповицкая и Нан Пум — тоже бежали из России после революции и закончили свои дни в городке Ментон, под Монако.

Тем, кто не знаком с историей Екатерины Десницкой, ее приключения напомнят о другой истории любви, связанной с королевской семьей Таиланда, являющейся, увы, абсолютно вымышленной. В 1944 году в Америке был издан роман Маргарет Лэндон «Анна и король Сиама», послуживший впоследствии основой для нескольких фильмов.

Прототипом героини была Анна Леонуэнс, путешественница, миссионерка и феминистка, преподававшая в семье деда принца Чакрабона, Монгкута. В реальности ни о каком романе между Анной Леонуэнс и королем Монгкутом и речи не могло быть, миссис Леонуэнс была намного больше озабочена положением женщин в стране, нежели экзотическим очарованием тайских мужчин. Возможно, идею романтической линии навеяла автору история брака Десницкой и Чакрабона, но это лишь предположение.

Подробности же отношений реальных героев на сегодняшний день «затерялись в веках». Наиболее правдиво она описана в книге ее внучки, дочери принца Чулы — Нариссы Чакрабон. Упоминается история также в романе Востоковой «Нефритовый слоненок», в одном из рассказов Шкловского и в повести Паустовского «Далекие годы».

Последний оставил в своем сочинении лишь рыжие косы героини, изменив одну букву в ее фамилии и добавив трагичности. Его Катюшу Весницкую в конце концов отравили коварные тайские придворные, так и не признавшие русскую своей принцессой.

P.S. Концовка этой истории не хэппи-энд.

Най-Пум, в последствии именовался "Николаем Николаевичем". Он умер в 1947г. в Париже. Елизавета Ивановна Храповицкая умерла в 1935г. в Ментоне. Най-Пум оплатил её захоронение сроком на 15 лет,после истечения которого, её могила была уничтожена.

..........

Зы. Сы. Королевство Таиланд — единственное азиатское государство, которое никогда не было колонизировано.

Знаменитая фотография, повлиявшая на Независимость Королевства Сиам.

В 1891 году, когда молодой Цесаревич Николай путешествовал по Юго-Восточной Азии, Король Таиланда Чулалонгкорн Рама V пригласил его в королевский дворец в Бангкоке на прием. Так завязалась их дружба.

Воспользовавшись ситуацией, когда в 1897 году Король Сиама Рама V был в Европе, пытаясь выбраться из сложной политической ситуации. Франция объявила ультиматум Королеве Сиама, надеясь, что в отсутствие Короля она не сможет ничего предпринять и сдастся на милость французов.

Во время своей поездки по Европе, благодаря телеграфу, Рама V был в курсе всего происходящего в Королевстве. Узнав об ультиматуме французов, Рама V просил поддержки у европейских держав, но никто кроме России не откликнулся. Тогда Король забрал детей, обучавшихся в Англии, и поспешил в Петербург к Николаю II. Россия не претендовала на это азиатское государство, но и создавать напряженность в отношениях с Францией не собиралась. Тогда Николай II придумал очень мудрый ход. Было сделано одно дружественное фото, на котором были изображены Король Сиама Рама V и Николай II.

40abf4674740a7619729574d59d.jpg

Это фото было немедленно разослано во все европейские печатные издания и было незамедлительно опубликовано. Французскому правительству был крайне не выгоден конфликт с Россией. В то время Франция еще очень хорошо помнила казаков, которых Наполеон опрометчиво "пригласил" в Париж. Французы внезапно осознали, что имели глупость поставить ультиматум другу Николая II. Именно это обстоятельство заставило Францию забыть об ультиматуме и отступить.

Такой тонкий политический ход Российского Царя Николая II спас Королевство Сиам от колонизации.
В последствие это фото стало очень знаменитым и присутствует во многих исторических документах.

Источник

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
5 Комментариев » Оставить комментарий

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)