Черногория в НАТО – блокада Сербии и удар по России

2622 1

http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/fc2b0a8108d56b33c83d269a72500f56.jpg
Вступление Черногории в НАТО обернется для Сербии блокадой. Страна по-прежнему сама находится в оккупации: Джуканович возглавляет Черногорию почти 25 лет и является очередной балканской куклой.
 

Представители дипломатической миссии в Черногории считают вступление Черногории в НАТО поспешным. По словам заместителя посла Российской Федерации в Черногории Владимира Гурко, Москва категорически не поддерживает расширение НАТО на Восток, подчеркнув при этом, что присоединение Черногории к этой организации является поспешным. Гурко обратился к черногорским властям с просьбой, чтобы они еще раз пересмотрели плюсы и минусы присоединения Черногории к НАТО. По мнению российского дипломата, окончательное вступление Черногории в Североатлантический Альянс поспособствует нарушению двусторонних отношений Черногории и России, а также поставит под вопрос всю работу по формированию общеевропейской структуры безопасности.
Представители МИД Черногории в ответ прокомментировали, что присоединение Черногории к НАТО и ЕС — это стратегические цели действующего правительства, а также, что в этом «нет ничего нового или неожиданного». По мнению правительства Черногории, интеграция с Североатлантическим Альянсом осуществляется «в интересах граждан».
http://cdn.topwar.ru/uploads/posts/2015-10/1445505842_1304542755.jpg
Хотя события недавно минувших дней показали, что подавляющее большинство населения против НАТО и евроинтеграции. На улицах Подгорицы нередко вспыхивают массовые беспорядки и акции протеста.
http://cdn.topwar.ru/uploads/posts/2015-10/1445506384_v_chernogorii_zakipaet_antinatovskiy_maydan.jpg
АнтиНАТОвский майдан в Черногории
«Власти Черногории, премьер-министр Джуканович, который проводит диктаторскую прозападную политику, ведут Черногорию в НАТО. При этом огромное число жителей страны против этого. Решение обязано приниматься на всенародном референдуме о вхождении или не вхождении Черногории в состав альянса. Это абсолютно необходимо, так как это очень важный, жизненно важный вопрос», — сказала глава Демократической Партии Сербии Санда Рашкович-Ивич.
Ранее глава общественной сербской организации «Сербский код» Младжан Джорджевич заявил, что референдум о вступлении Черногории в НАТО «обязан быть», но власти страны «не хотят провести референдум», зная, «что большая часть населения против этого шага».
Сербская делегация выразила поддержку выбора крымчан на референдуме 16 марта 2014 года по возвращению в состав РФ и просит Россию поддержать референдум о статусе Сербии в составе ЕС.
По мнению сербских политиков, вступление Сербии в Евросоюз неизбежно приведет к потере Косово и включению Сербии в политику санкций против России.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/ec538cb6bdb62d3b93a01a621e9229ed.pngМежду независимостью и сербским единством
Черногория — одно из старейших государств Балкан, с древней и интересной историей. Еще в VII веке здесь появилось созданное сербскими племенами государство Дукля, первое время формально считавшееся составной частью Византийской империи. Однако затем князю Воиславу удалось победить византийцев в битве у города Бар (1042), после чего государство стало независимым. Примерно в это же время оно получило и новое название — Зета. Примерно в 1185 г. Зета была подчинена Сербскому княжеству, затем в 1356 г. вновь обрела независимость, а в 1439 г. стала протекторатом Венеции. Именно в это время она получила название Черногория — «Черные Горы». Столицей страны, в которой утвердилась власть местного рода Черноевичей, стал город Цетинье. Когда к 1499 г. территория Черногории практически полностью была подчинена Османской империей, турки сохранили за княжеством значительные привилегии. Черногория обладала собственным правительством, судебными инстанциями и даже собственной регулярной армией. Уже в середине XVII в. Черногория вновь обрела политическую независимость. К концу XVII в. относится и приход к власти в Черногории династии Петровичей (Негошей). Она имела «духовное» происхождение, поскольку в конце XVII в. единственным политическим авторитетом, способным преодолеть междоусобные противоречия черногорских родов, оказался митрополит Цетинье Данило Петрович-Негош, правивший почти сорок лет — с 1696 по 1735 гг. Данило Петрович установил власть своего рода над Черногорией, причем, поскольку он был митрополитом, то есть представителем «черного духовенства», не имевшего право жениться и обзаводиться потомством, власть в стране переходила от дяди к племяннику. Вплоть до середины XIX в. черногорские правители одновременно являлись и митрополитами — то есть, главами духовной власти, и главами политической власти в стране. Однако в 1852 г. Данило I Петрович провозгласил себя первым светским правителем страны — князем, и отказался от духовного сана. Черногория участвовала практически во всех вооруженных конфликтах на Балканах, обладая маленькой, но очень боеспособной армией. В 1876 г. страна вступила в черногорско-турецкую войну, в 1877-1878 гг. участвовала в Русско-турецкой войне, по итогам которой, в соответствии со Сан-Стефанским мирным договором 19 февраля 1878 г. получила выход к морю и порты Бар и Ульцинь. 13 июля 1878 г. основные европейские державы признали Черногорское княжество независимым государством. В 1905 г. была принята первая конституция Черногории, а 13 августа 1910 г. Черногория была провозглашена королевством. Она участвовала в Первой Балканской войне, начав боевые действия против Османской империи, затем воевала в Первой мировой войне против Австро-Венгрии, но спустя полтора года была вынуждена капитулировать и была оккупирована австро-венгерскими войсками.
Осенью 1918 г., после поражения Австро-Венгрии, Черногория вновь стала независимой. Великая скупщина, собравшаяся в Подгорице, приняла решение о безусловном вхождении Черногории в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев. Именно с этого времени в черногорской политике выделилось два основных крыла — за объединение с сербами в едином государстве и за возрождение независимого черногорского государства. Первые в начале ХХ в. получили известность под названием «белаши» и пользовались активной поддержкой сербского правительства, сформировавшего из молодых «белашей» «Народную гвардию». Сторонники независимости назывались «зеленаши» и выступали за возвращение на черногорский трон династии Петровичей. Поскольку дочь бывшего черногорского короля Елена Петрович была замужем за королем Италии Виктором Эммануилом, черногорские «зеленаши» пользовались активной поддержкой Италии. На финансовые средства итальянского правительства «зеленаши» в 1919-1926 гг. вели партизанскую войну на территории Черногории против властей Королевства сербов, хорватов и словенцев.http://cdn.topwar.ru/uploads/posts/2015-10/1445506101_obshchaya-podrobnaya-karta-chernogorii.jpg
После Второй мировой войны Черногория была включена в качестве союзной республики в состав Югославии. К счастью, во время распада Югославии Черногория избежала кровопролитных войн на своей территории, однако в стране активизировалось прозападное движение, выступавшее за отсоединение от Белграда. Западные интересы в черногорском руководстве отстаивал Мило Джуканович. Ко времени своего восхождения на вершины политического олимпа Черногории, Мило Джуканович был совсем молодым человеком. Он родился в 1962 году, а премьер-министром Черногории стал в 1991 году — в возрасте 29 лет. Еще в 1989 г., в 27 лет, его избрали в состав ЦК правящего Союза коммунистов Югославии. Именно он оттеснил от власти в Черногории «старую гвардию» черногорских коммунистов, заручившись поддержкой югославской политической элиты и спецслужб. Показательно, что пришедший к власти во многом благодаря поддержке Слободана Милошевича, Мило Джуканович вскоре предал последнего — он стал активным сторонником расширения автономии, а затем и отделения Черногории от Югославии. В 1991-1998 гг. Джуканович первый раз занимал пост премьер-министра Черногории, в 1998-2002 гг. был президентом страны, в 2003-2006 гг. — вновь премьер-министром страны, затем в 2008-2010 гг. Джуканович снова занимал премьерское кресло. Сейчас он — опять премьер-министр Черногории. Фактически именно Мило Джуканович является лидером «прозападной» партии в черногорском руководстве, выступая за скорейшую и активную интеграцию страны в Европейский союз и НАТО. Еще когда Черногория входила в состав союзного государства, Джуканович отделил автономию от Сербии таможенным и валютным барьером. Валютой страны стала немецкая марка, а затем евро. В 2006 г. именно с подачи Джукановича был инициирован референдум в Черногории, по итогам которого была провозглашена независимость республики и обеспечен ее выход из состава конфедеративного государства.
Маленькая и слабая Черногория не имеет возможности в современных условиях проводить самостоятельную политику. Но такой она и нужна Западу, в первую очередь США, для которой отделение Черногории было лишь еще одним ударом по Сербии, которая опять лишилась выхода к морю, и по российским позициям на Балканах. Естественно, что американскому руководству, как и Евросоюзу, глубоко параллельны любые идеи о национальной или региональной независимости. Черногорская независимость представляет интерес именно в пику России и Сербии, поэтому Евросоюз, США и НАТО активно поддерживали сепаратистские тенденции в Черногории, одновременно подавляя национально-освободительные движения басков, каталонцев, шотландцев и других народов Европы, выступающих за свое самоопределение. Собственно, сама история создания черногорцев как народа, полностью отделяемого от сербов, связана с планами Запада по расколу и разрушению сербского культурного пространства. Так, до 1992 г. официально не существовало никакого «черногорского языка», а был единый сербскохорватский язык, считавшийся государственным языком Черногории в составе СФРЮ. В 1992-2007 гг. государственным языком Черногории считался иекавский диалект сербского языка, на котором говорят в регионе. Однако после окончательного отделения Черногории от Сербии государственным языком был провозглашен «черногорский язык». Само это провозглашение поставило в неловкое положение даже специалистов-лингвистов, поскольку было продиктовано не соображениями действительных отличий черногорских говоров от сербского языка, а соображениями политического характера — необходимостью придания большей убедительности независимости Черногории. Достаточно сказать, что сторонники отдельного существования черногорского языка практически в полном составе являются и сторонниками независимой черногорской государственности. Еще в 1992 г. финансируемые Западом черногорские политики и общественные деятели выступали против провозглашения государственным языком Черногории сербского языка, утверждая, что черногорский язык, несмотря на идентичность сербскому, является отдельным языком — как и боснийский или македонский, которые, по сути, также являются диалектными формами сербского языка, но были провозглашены отдельными языками исходя из политических соображений. Выделение черногорского языка стало целенаправленной акцией прозападного руководства Черногории, проводимой для легитимации противопоставления черногорцев сербам, черногорской культуры — сербской культуре. Так, согласно переписи населения Черногории, проводившейся в 2003 г., 63,46% населения республики назвали своим родным языком сербский язык и только 21,96% назвали родным черногорский язык. В основном, черногорский язык считает родным языком население исторической части Черногории — Подгорицы и окрестностей. Показательно, что государственная политика по утверждению черногорского языка дала свои всходы менее чем через десять лет после переписи населения 2003 г. В 2007 г., в соответствии с конституцией суверенной Черногории, черногорский язык был провозглашен государственным языком страны. А в 2011 г. была проведена новая перепись населения, в соответствии с которой черногорский язык назвали родным уже 37% граждан страны. Еще одним шагом в направлении к отдалению от сербов стало официальное уравнение прав кириллической и латинской письменности. До независимости страны черногорцы пользовались кириллицей и, естественно, перевести их на латиницу волевым росчерком пера невозможно, для этого требуется значительная работа, которая и началась пока в форме утверждения равноправия двух вариантов письменности. Но можно быть уверенными в том, что по мере дальнейшего подчинения Черногории Евросоюзу и США использование латинской письменности в стране будет возрастать, вплоть до обозримого перевода на латинскую графику. Найдутся материально ангажированные ученые, которые старательно обоснуют, что латинская графика в большей степени соответствует потребностям черногорского языка. Естественно, что выделение «независимого» черногорского языка и пропаганда латиницы происходят на фоне развертывания антироссийской пропаганды, включая и искажения истории Черногории, российско-черногорских отношений, которые всегда были крайне дружественными.
http://rusvesna.su/sites/default/files/styles/orign_wm/public/chernogoriya-miting-protesta.jpg?itok=kSMscCpK
Оппозиционно настроенных черногорцев объединила вокруг себя коалиция «Демократический фронт», одним из лидеров которой является председатель партии «Новая сербская демократия» Андрия Мандич. Он выступил за смену власти в стране и добровольную отставку премьер-министра Мило Джукановича. По мнению Мандича, парламент Черногории (скупщина) фактически потерял легитимность, поскольку не отражает мнение большинства своих избирателей. В случае, если Джуканович не уйдет в отставку, Мандич обещает вывести на улицы Подгорицы всю Черногорию и продолжать акции протеста до тех пор, пока премьер-министр не покинет занимаемое место. То есть, ситуация развивается по классическому сценарию «цветных революций» и «майданов», некогда опробованному Соединенными Штатами в Грузии, на Украине, в странах Арабского Востока, но теперь взятому на вооружение и противниками американского влияния в Восточной Европе. Не исключено, что Черногория станет первым звеном в цепи восточноевропейских «антиамериканских майданов», поскольку политика США, НАТО и Евросоюза в странах Восточной Европы успела настроить на антиамериканский лад значительное количество граждан восточноевропейских государств, недовольных притоком мигрантов из стран Ближнего Востока (размещать мигрантов заставляют «хозяева» из Брюсселя и Вашингтона), участием в конфликтах на стороне США и НАТО, ущербом экономике от участия в экономическом противостоянии с Россией. Та же Черногория получает более 50% доходов своего туристического бизнеса от российских туроператоров, поэтому вполне понятно, что ухудшение отношений с Россией отнюдь не будет способствовать экономическому процветанию Черногории, равным образом и американские, британские или бельгийские туристы не «рванут» на курорты Черногории вместо русских туристов. Естественно, что многие черногорцы прекрасно осознают последствия создания натовской базы на побережье страны для своего собственного кошелька — ведь значительная часть предпринимателей и наемных работников страны «кормится» от туристического бизнеса, ориентированного на Россию. Число занятых в туристическом бизнесе черногорцев в сотни раз больше тех рабочих мест, которые могут появиться в случае появления в стране натовской базы. Помимо туристического бизнеса, источником основных поступлений и в государственную казну, и в карманы граждан Черногории являются сфера обслуживания, «заточенная» под иностранных, в первую очередь российских, туристов, и сфера продажи и аренды недвижимости, также тесно связанная с туристическим бизнесом и, соответственно, ориентированная на Россию. Вступление Черногории в НАТО нанесет, таким образом, удары по основным формирующим столпам черногорской экономики — туристическому бизнесу, бизнесу в сфере обслуживания и бизнесу в сфере недвижимости. Поэтому антиправительственные демонстрации в Подгорице отражают и экономические интересы рядовых черногорцев, не заинтересованных в ухудшении отношений с Россией и появлении на территории страны натовских объектов.
http://cdn.topwar.ru/uploads/posts/2015-10/1445506483_1304542688.jpg
Массовые акции протеста в черногорской столице поставили прозападный режим Черногории, да и сами западные страны, в довольно двусмысленное положение. Действительно, большинство черногорцев выступают, во-первых, против вступления страны в НАТО, поскольку не видят в этом решении никаких позитивных последствий для страны, а во-вторых, крайне недовольны той социально-экономической ситуацией, которая в настоящее время сложилась в Черногории и которую они считают непосредственным результатом более чем двадцатилетнего фактического правления Мило Джукановича. В Черногории зашкаливает коррупция, очень велик уровень социальной поляризации населения, особенно в сопоставлении с масштабами страны и численностью ее населения, доходы черногорцев крайне малы по сравнению с другими странами Европы. Во всем этом черногорцы винят Джукановича. Последний, опасаясь за свою власть и собственную личную безопасность, уже применил по отношению к митингующим силу, разогнав палаточный лагерь в стране. Но, по видимому, более радикальные протесты еще впереди и сможет ли удержать свое кресло черногорский премьер, кстати — один из инициаторов свержения Слободана Милошевича, пока сложно сказать. Что касается США и стран Евросоюза, то здесь также наблюдается явная паника по поводу событий в Черногории. Кроме унылых антироссийских заявлений с обвинениями в адрес России как мнимого организатора протестов в Черногории, западные политики пока не определились с тем, что же делать в сложившейся ситуации. Уже и представитель Госдепартамента США был вынужден сделать заявление, в котором подтвердил «право народа на мирные протесты» и сказал, что Черногория — «самостоятельная страна и решение о вступлении в ряды блока НАТО может принимать только самостоятельно». Не исключено, что решение о вступлении Черногории в НАТО, активно проталкиваемое США, может быть блокировано Германией и Францией. Во-первых, эти страны испытывают большие неудобства от ухудшения взаимоотношений с Россией, произошедшего по американской инициативе. Во-вторых, им совершенно не выгодна дестабилизация политической ситуации в Черногории, которая может последовать за попытками Джукановича удержать политическую власть и обеспечить дальнейшее вхождение Черногории в состав Североатлантического альянса. Ведь беженцы и переселенцы, в случае обострения политической ситуации в Черногории, в массовом порядке хлынут не в США, а в те же страны Евросоюза, прежде всего — в Германию. Наконец, европейским странам не очень хочется нести и финансовое бремя расходов, связанных с поддержкой режима Джукановича и обеспечением вступления Черногории в НАТО.

Использованы материалы topwar.ru, politobzor.ru и rusvesna.su

Метки: политика
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
Один комментарий » Оставить комментарий

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)