Письма читателей. Гринатом
Письмо первое.
Прочитал статью “Гринатом – главная организация Росатома” и хотелось бы поделиться опытом в сфере внедрения подобных систем.
Четыре года назад подобная схема управления была внедрена на крупнейшем в нашем регионе дорожно-строительном предприятии состоящем их 5 юридических лиц.
При многократно меньшем бюджете система была создана и внедрена на 1С в течение года силами команды из 6 человек (3 управленца, 3 разработчика).
Было полное понимание со стороны руководства о преимуществах такого подхода к учету материальных запасов и активное неприятие со стороны сотрудников.
Поясню. С помощью такой организации учета, руководящий состав может получить абсолютно любые виды отчетов в любом разрезе. Упрощается процесс финансового и производственного планирования и бюджетирования. Время, с момента выполнения производственной операции (покупка, передача в производство, изготовление), до попадания в отчет к руководителю, сокращается с нескольких месяцев до нескольких минут. Все операции становятся полностью прозрачными. Для контролирующих служб понятно движение материалов и актуальность остатков.
Полностью исчезает такое понятие, как пересортица, когда со склада выдают в производство не те наименования, а другие остаются невостребованными. Практически невозможно подотчетным лицам манипулировать с номенклатурой. Несомненно, привычные схемы откатов были порушены, и это была основная причина недовольства, вторая причина – неприятие нововведений и лень.
Точно такое-же отношение будущих пользователей системы, как описано в статье было и в нашей компании, но, с помощью программы обучения персонала. определения компетентных ответственных лиц за ведение номенклатуры на местах и административных мер, все критические разногласия были убраны.
Судя по описанию, в статье, на предприятии Росатома строится, и довольно успешно, аналогичная система, но в больших масштабах. Выделение отдельной структуры для ведения централизованного справочника -правильное решение, позволяющее решить множество организационных проблем при внедрении системы.
Видно, что есть и недостатки.
Система дорогая, но это осознанный выбор руководства. Система громоздкая, отсюда в том числе потребность в унификации закупок.
С точки зрения сотрудников, минусом является будущее сокращение персонала, бухгалтера и экономисты, которые выполняли множество вычислений, сводили в отчеты и таблицы кучи цифр. Скоро (или уже) это будет делаться автоматически.
На мой взгляд, в целом, такие системы при правильной организации (а в данном случае это видно, не смотря на негативный отзыв пользователя), являются очень удобным инструментом управления предприятием.
Письмо второе.
И ещё, относительно последнего материала про Гринатом (http://pravosudija.net/article/grinatom-glavnaya-organizaciya-rosatoma):
Внедрение системы SAP в некоторых случаях имеет основной и практически единственной целью осуществление контроля головной компанией за многочисленными дочерними компаниями и филиалами, включая составление единой финансовой отчётности, а также полный контроль доходов и расходов “в реальном времени” (т.е. по мере ввода данных в систему). Соответственно, применительно к Росатому внедрение такой системы осуществляется в интересах тех лиц или структур, которые контролируют сам Росатом – теперь с использованием SAP и подобных систем. Проще говоря – у кого есть полный доступ к системе (наибольшие привилегии в системе) – то и является бенефициаром внедрения системы и главным контролёром всего, что происходит в контролируемых системой структурах. Если управление SAP вынесено в отдельную структуру, то эта структура и является ГЛАВНЫМ ЦЕНТРОМ УПРАВЛЕНИЯ всем Росатомом.
Немаловажным аспектом является обеспечение безопасности и соблюдение секретности предприятий атомной отрасли. Раньше все предприятия отрасли имели штаты работников службы режима, а сотрудники имели систему допусков к важной информации. Не знаю, как дело организовано сейчас, но сильно сомневаюсь, что тот же Гринатом является режимным предприятием и что в нём организованы соответствующие режимные службы, и что доступ к информации отслеживается и контролируется службами безопасности государства. Таким образом, мы, возможно, имеем огромную “дыру”, через которую утекает конфиденциальная и секретная информация, как экономическая, так и техническая. В условиях обострения международной конкуренции в области мирного атома это может привести к многомиллиардным убыткам и непоправимым репутационным потерям. Про возможности оказания давления на предприятия Росатома, включая саботаж и диверсии, я уже не говорю.