Фильмы «Дорога Домой – 1,2» (1993, 1996): Путь к дому через саморазвитие
Основа формирования у человека мировоззрения как совокупности субъективных образно-музыкальных представлений об окружающем мире и системы взаимосвязей между ними закладывается в период детства, поэтому очень важно организовать этот процесс на адекватных Жизни нравственных началах.
В настоящее время реальность такова, что одним из основных источников образов о мире для человека являются СМИ, и в частности, кинематограф. Наиболее популярным производителем фильмов и мультфильмов сегодня является компания Дисней. Следует отметить, что эта киностудия в последнее время редко может предложить к просмотру юному зрителю фильмы с правильными нравственными ориентирами (подробнее о передаваемых через диснеевскую кинопродукцию образах можно почитать в отдельных статьях, например Продвижение зла «Диснеем» или Дискредитация и обесценивание родительства в продукции «Диснея»).
Тем не менее, приятным исключением в работах «Диснея» является дилогия «Дорога Домой», история о поиске дома не только как физического места пребывания, но и как духовного пристанища. Именно об этом и о том, что олицетворяет и создаёт этот «Дом», и хотелось бы рассказать в этой статье.
Сюжеты семейных фильмов «Дорога Домой: Невероятное путешествие» (1993) и «Дорога Домой: «Затерянные в Сан-Франциско» (1996) повествуют о приключениях двух собак и кошки, которые по стечению обстоятельств покидают свой дом и, в попытках вернуться обратно, проходят через различные испытания своей дружбы, верности, отваги и доброты.
Несмотря на то, что сюжеты достаточно просты и не нагружены излишними спецэффектами, в том числе сложной к восприятию 3D-графикой (лишь качество дрессировки животных и умелый монтаж придают фильмам то самое волшебство), с помощью транслируемых ими образов зрителям – и детям, и взрослым – передается глубокий смысл.
В центре повествования трое животных и их хозяева – дети из одной семьи. Через дружбу ребёнка с собакой и кошкой иллюстрируется мнение о том, что характер животного есть отражение характера хозяина. Так, взрослый пёс Шедоу старшего сына Питера, эмоционального и честного мальчика, верен и мудр; «белолапка» кошка Сенди женственной и нежной девочки Хоуп – очаровательна и мила; пёс Шанс младшего сына Джесси, спортивного и весёлого мальчика, который всегда найдёт время для активной игры или розыгрыша кого-то из членов семьи, беззаботен и игрив. Если озорник Джесси постоянно разыгрывает свою сестру Хоуп, то не могут прожить без колкостей и пёс Шанс и кошка Сенди не могут прожить без колкостей, но при этом герои удивительно дружны и готовы рисковать ради друг друга.
Семья и дружба
Тема семьи в фильме раскрыта не полностью, поскольку не является основной. Тем не менее, в качестве образца семьи зрителю показан равноправный союз мужчины и женщины, построенный на нравственных началах.
В первых кадрах фильма мама Питера и Джесси выходит замуж за отца Хоуп. По мере развития сюжета ни один из героев не вспоминает о том, что члены семьи друг другу не родные, даже наоборот: все неприятности в семье решаются слаженно и дружно. Единственный конфликт между Питером и его приёмным отцом, возникший из-за недопонимания, мирно разрешается благодаря добрым устремлениям Хоуп. При этом и Питер общался с отцом, как с родным, на равных и доверительно.
Дорога Домой – два смысла
В начале фильма пёс Шанс комедийно уплетает еду с праздничного стола, хулиганит, в общем, ведет себя настолько невоспитанно, что даже Шедоу иногда приходится делать ему замечания. Шанс в свою очередь при виде нежных взаимоотношений Питера с его собакой (Шедоу) восклицает: «Ну, что за сопли?!».
Далее мы понимаем причины такого поведения Шанса: некоторое время назад он был спасён своим юным хозяином из приюта, а до этого момента он мало видел добра. Своё спасение он воспринимает просто как временную передышку и случайное стечение обстоятельств. Зачем же ему быть верным псом, как Шедоу, готовым отдать жизнь за хозяина или даже за незнакомых детей, которых Шедоу спасал в обеих частях фильма? Уж лучше и проще быть в стороне и заниматься своими делами: играть, хулиганить, уплетать праздничный торт и т.п.
Но после совместного преодоления трудностей, выпавших на пути героев, когда выжить можно было только благодаря сплоченности, дружбе и стойкости перед лицом опасности, Шанс осознал, что для него есть «Дом». Об этом свидетельствуют его слова, произнесённые за кадром в финале первого фильма: «Я понял, что любовь, дружба, самопожертвование – это не просто сопли…, и я только сейчас понял, что я дома».
Эту же мысль он повторяет и поясняет во второй части: «Мой дом – там, где Джесси». Данные слова подтверждают то, что восприятие жизни Шансом изменилось, и теперь его активность направлена по отношению к хозяину: он хочет с ним играть, и без Джесси ему уже совсем не весело…
Во втором фильме конфликт разворачивается несколько в ином русле. Так, если в первой части основные противоречия между Шансом и Шедоу касались вопросов доверия людям, то теперь, понимая, что люди могут быть добронравными, они сталкиваются с новым персонажем Райли, лидером стаи дворняг.
История его жизни очень печальна. Райли некогда был подарен ребёнку, но вскоре родители малыша просто выбросили пса на улицу, потому что он ему не понравился. С тех пор Райли не верит людям: в каждом человеке он видит зло, коварство и предательство. Он живет ради помощи бродячим собакам и другим животным, но помогать людям он не стремится даже тогда, когда ребёнок оказывается в горящем доме. По этой причине он не понимает Шедоу и Сенди, когда они, будучи воспитанными в нежности и любви, не смогли пройти мимо чужой беды и ринулись в дом.
Третьей стороной конфликта является красавица-дворняжка по имени Дилайла, возлюбленная Шанса. Не прожив ни дня с людьми, она находится словно между двух огней: с одной стороны Шедоу и Шанс с их верностью и благодарностью людям за проявленную к ним доброту, с другой стороны – Райли с его уверенностью в людской злобе и предательстве.
Ответ она узнаёт в конце, когда счастливый Шанс поведёт свою возлюбленную знакомиться с его и уже её будущей семьёй.
Таким образом, в обоих фильмах название «Дорога Домой» имеет два смысла – это не только непосредственно возвращение, но и душевный поиск дома: для Шанса – это понимание того, что такое дом и семья, и, как следствие, укрепление его привязанности к дому и хозяину, а для Дилайлы – это ее внутренняя «дорога домой», обретение дома посредством сложного выбора между недоверием Райли и жизнью на улице, с одной стороны, и верностью Шанса и жизнью с людьми, с другой стороны.
Следует обратить внимание на следующий оригинальный режиссёрский ход: по сюжету имя «Райли» носят два персонажа. Так, во второй части присутствуют отрицательные персонажи – двое охотников на собак (догхантеров), продающих бродячих собак на исследования, причем один из них – постоянно курящий агрессивный Джек, а второй – его помощник Райли, который, скорее, равнодушный, чем злой. Зритель может задаться вопросом: почему собака и человек в фильме названы одним и тем же именем? Такой приём был применён режиссёром неслучайно, если вспомнить замысел авторов, состоящий в отождествлении характеров животных и людей.
На примере главных героев и их хозяев мы видим, что Райли–человек, возможно, как и Райли-пес, некогда был предан и теперь просто не понимает, почему люди заводят собак и почему собаки не прячутся от них, а наоборот – вступают в ответный бой ради спасения друзей (об этом свидетельствуют его неуверенность и постоянные расспросы). Если мир вокруг так жесток, то почему люди (в фильме – собаки) могут быть преданными, любящими, дружными?
В фильме наглядно показано, насколько важными факторами формирования личности являются воспитание и сопутствующие условия жизни: любовь и верность сформируют характер, подобный характеру пса Шедоу, готового рисковать своей жизнью ради других, а предательство – характер, подобный характеру пса Райли, никогда и никому не доверяющего и живущего по принципу «где нет людей, там и лучше».
Образ зла
В фильме образ зла раскрывается через отрицательных персонажей догхантеров – Райли и его начальника Джека. В одной из сцен Джек выбрасывает сигарету из окна машины, от этого загорается трава, а чуть позже Шедоу и Сенди спасают маленького ребёнка из горящего в том же месте дома. Причина возгорания явно не раскрывается, однако зрителю достаточно легко её определить. В другой сцене фильма догхантер Джек, несколько раз нервно затянувшись, решает задавить восставших против него дворовых собак, которые требуют освободить друзей.
Несмотря на все попытки обоих догхантеров так или иначе причинить вред, их действия не увенчались успехом. Так, умный пёс Райли потопил грузовик для отлова бродячих собак, вследствие чего догхантеры остались без работы. Зло оказалось обезврежено единением и дружбой бродячих собак и кошки Сенди, любовью Дилайлы и Шанса, смелостью героев, благодаря которой им удалось выступить против угнетателей и злодеев.
В двух фильмах сквозной нитью прослеживается следующая мысль: любую деятельность ждет успех, если ее цели праведные и партнеры действуют сообща, относятся к друг другу открыто и честно и верят в победу, несмотря ни на что. В противном случае результат деятельности будет неприемлем или даже катастрофичен.
Несколько драк с участием животных без ранений и смерти. Курят в фильме только отрицательные персонажи. Отсутствует.Мораль:
Добро одних людей по отношению к другим способствует формированию у последних лучших качеств личности – творящих чудеса любви, верности, жертвенности; зло – худших, таких как равнодушие, неверие, предательство. Семья, построенная на любви и добре, есть основа становления высоконравственной личности, развития общества и укрепления государства.Елизавета Ефремова
Ирина Ламекина
В советское время существовала система просвещения родителей в вопросах воспитания детей,развитием достойной личности была озабочена школа,сегодня-дикое поле.Необходим ликбез для родителей,тем более,что большинство мам и пап являют собой социально незрелые личности.О школе же сказано предостаточно,молчу.
Да, надо опять возрождать плановую систему и 5-летки, 7-летки и 10-летки, чтобы выжить, также нужна партия здравомыслящих людей с глобальными и локальными планами, коллективные хозяйства, заводы-коммунны, города, превращенные в сады, бесплатное и доступное правильное образование и наука, безопасная медицина, системный лечащий отдых в пансионатах и детских оздоровительных центрах, проще говоря нужна другая СИСТЕМА, которая поможет выжить в современном мире людоедов и нелюдей, социально ориентированная СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА!!!
Альтруизм-это развитие или деградация?..альтруизм-это добро или дурость?..ответье на эти вопросы. сами себе.