Гений и злодейство — несовместны?

1017 0

 

DETAIL_PICTURE_560776

Писателем в его творчестве движет то, что Лев Толстой называл «энергигия свободного поиска, зачастую без точного понимания того, что ищешь.

Моцарат и Сальери: Гений и злодейство — несовместны?

И порой она настолько захлестывает сочинителя, что он невольно искажает картину мира. Это особенно опасно тогда, когда писатель, создавая произведение на историческую тему, вводит в него реальных персонажей под их подлинными именами — и совершает трагические ошибки в изображении характеров, приписывает героям те действия, которых они никогда не совершали. Классический, всем хорошо известный пример: Пушкин изобразил отравителем Моцарта Сальери, и этот ярлык накрепко приклеился к нему. Не безгрешны и другие гении. К примеру, короли Макбет и Ричард III вовсе не такие уж злодеи, какими вывел их в своих пьесах Уильям Шекспир, а Нерон не поджигал Рим, как на том настаивают Тацит и Светоний. Подобными примерами изобилует историческая литература.

Ужасное преступление                                     

А.С. Пушкин написал свою «маленькую трагедию» «Моцарт и Сальери» в 1830 году, положив в основу сюжета муссировавшиеся в европейском обществе слухи о том, что композитор средней руки Антонио Сальери отравил из зависти гениального Моцарта. И хотя опровержений этих слухов было достаточно в тогдашней печати — и немецкой, и французской, и английской, — но Александр Сергеевич то ли не читал этих публикаций, то ли не придал им значения. Похоже, он считал факт отравления установленным и психологически вполне вероятным. В заметке о Сальери, датированной 1833 годом, он написал: «В первое представление «Дон Жуана», в то время когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист — все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы — в бешенстве, снедаемый завистью… Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении — в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца».
Вначале Пушкин так и хотел назвать свою трагедию — «Зависть». Но Сальери в его интерпретации — не банальные завистник. Он старается замаскирован это низменное чувство высокими и благородными переживаниями. Сальери считает высшей несправедливостью что Моцарт, «безумец, гуляка праздный» крайне легкомысленно относящийся у своему творчеству, одарён священные даром, бессмертной гениальностью. И Сальери, верный жрец музыки, отрёкшийся ради неё от всех радостей жизни умеющий самоотверженно трудиться для создания художественных ценностей, просто обязан уничтожить художни ка, оскорбляющего и профанирующего искусство.
Впрочем, не будем погружаться в литературоведческие дебри. Заметим только, что благодаря заблуждению великого поэта Сальери почти два столетия носит клеймо завистливого злодея. Это заблуждение, основанное на нелепом слухе, превратилось е общепризнанный факт, то есть в истину. И попробуй теперь её опровергнуть! Однако всё же попытаемся это сделать.

«Мне дали акватофану…»

Откуда всё же взялись слухи о том, что Моцарт был отравлен? Как ни странно повинен в этом он сам. Обратимся к об стоятельствам его смерти.
В первое воскресенье декабря 1793 года Софи Хайбль, младшая сестра жена Моцарта Констанцы, на кухне готовила кофе для матери. Она смотрела на яркое пламя лампады и думала о занемогшем шурине, у которого была в гостях накануне. Внезапно огонёк погас. Охваченная ужасным предчувствием, Софи бросилась к матери, которая посоветовала ей не медленно вернуться в дом Моцарта.
Констанца встретила сестру с облегчением. Она сообщила, что Моцарт провёл беспокойную ночь, и попросила её остаться.
— Ах, дорогая Софи, как я рад, что ты пришла, — сказал композитор. — Останься сегодня с нами, чтобы присутствовать при моей смерти.
С Моцартом был его ассистент Зюсмайер, которому композитор давал указания относительно завершения его последнего сочинения — заупокойной мессы. Вызвали священника, а затем врача, который велел прикладывать к пылавшему лбу больного холодные компрессы. Примерно за час до полуночи Моцарт потерял сознание. Он умер 5 декабря 1791 года в 0:55, не дожив около двух месяцев до своего 36-летия


Второй муж Констанцы Георг Николаус Ниссен перечислил симптомы недуга в биографии композитора, опубликованной в 1828 году: «Всё началось с отёков кистей и ступней и почти полной невозможности двигаться, затем последовала рвота. Это называют острой сыпной лихорадкой». Диагноз был подтверждён в официальной книге регистрации умерших Вены.
Сам Моцарт подозревал, что дело нечисто. За несколько недель до смерти он сказал Констанце, что его травят ядом: «Мне дали акватофану и рассчитали точное время моей смерти». Акватофана — медленно действующий яд без запаха на основе мышьяка — назван по имени Тофании ди Адамо, итальянской отравительницы, которая изобрела этот состав. Моцарт решил, что «Реквием», заказанный ему таинственным незнакомцем, предназначен для его собственных похорон.
31 декабря 1791 года берлинская газета сообщила о смерти композитора, выдвинув предположение относительно её причины: «Поскольку тело раздулось после смерти, некоторые считают, что его отравили». В записке без даты старший сын Моцарта Карл Томас вспоминал, что тело его отца так вздулось и запах разложения был так силён, что вскрытие не производилось. В отличие от большинства трупов, которые холодеют и теряют гибкость, тело Моцарта оставалось мягким и эластичным, как у всех отравленных.

«В этом абсурдном слухе нет ни слова правды»

Кому понадобилось травить Моцарта и почему решили, что повинен в этом Сальери? В 1823 году в некоторых газетах проявилось сообщение, что 73-летний маэстро, из-за старческого слабоумия помещённый в клинику для душевнобольных, якобы кому-то признался, что он отравил Моцарта. Но кому? Такого человека найти не удалось. Кто лично это видел или слышал? Таковых тоже не нашлось. Но сплетня пошла гулять по свету.
Между тем в октябре 1823 года один из учеников Бетховена по имени Игнац Мошелес навестил больного. Сальери, который мог говорить только отрывочными предложениями и был занят мыслью о грядущей смерти, поклялся честью: «…в этом абсурдном слухе нет ни слова правды; вам известно, что меня обвиняют в отравлении Моцарта. Это гнусная клевета! Передайте миру… старый Сальери, который скоро умрёт, сказал вам это».
Действительно, у Сальери просто не было причин для убийства Моцарта. Вопреки расхожему мнению, при жизни последнего его слава была более чем скромной и не могла сравниться с той, что пришла к нему после смерти. Конечно, в музыкальных кругах таланту Моцарта отдавали должное, но публика многие его произведения, сегодня считающиеся шедеврами, встречала весьма прохладно. Так что для Сальери, увенчанного всеми возможными символами славы (он был ведущим музыкантом австрийской столицы, придворным капельмейстером, фаворитом императора и требовательных венских поклонников музыки, писал хорошо, много и легко), Моцарт был величиной практически незначимой. Сальери не мог завидовать зальцбуржцу. Все было с точностью до наоборот: страдающий от вечной нехватки средств Моцарт страшно завидовал «итальяшке», чего не скрывал от своих родственников и знакомых.

Отравитель из ревности

Вторым кандидатом в отравители Моцарта был Франц Хофдемель, чья жена Магдалена была одной из учениц, бравших у Моцарта уроки игры на фортепиано, и, как говорят, имела с ним роман. Как он сумел отравить маэстро, история умалчивает. Достоверно известно лишь то, что через несколько дней после смерти Моцарта Франц Хофдемель набросился на свою беременную жену с бритвой в руке, порезал ей шею, лицо, грудь, руки, и только крики Магдалены спасли ей жизнь. Услышав шум, прибежали соседи. Тем временем Франц Хофдемель покончил с собой. Несчастная Магдалена выжила и через пять месяцев родила мальчика, которого многие считали сыном Моцарта. Эта версия может считаться сомнительной, поскольку нет доказательств того, что Хофдемель подсыпал Моцарту яд.
Абсурдными являются версии о том, что композитора отравили его жена Констанца со своим любовником Зюсмайером или масоны. Их можно даже не рассматривать.

История болезни

Все точки над «i» в этой истории расставил врач Питер Дж. Девис, сделавший в 1984 году тщательный анализ истории болезни Моцарта и его последнего недуга. В 1762 году, когда шестилетний музыкант-вундеркинд начал давать концерты и сочинять музыку, он заразился стрептококковой инфекцией верхних дыхательных путей. Последствия такой инфекции могут проявиться через месяцы и даже годы. В дальнейшем мальчик страдал приступами тонзиллита, болел тифом, ветрянкой, бронхитом и желтухой. В 1784 году, через три года после приезда в Вену, композитор тяжело заболел. Доктор Девис пришёл к выводу, что причиной смерти Моцарта стало сочетание стрептококковой инфекции, почечной недостаточности, вызванной повышенной аллергической чувствительностью, известной как синдром Шенлейна-Геноха, а также кровоизлияния в мозг и бронхопневмонии.
Доктор Девис отметил, что признаки почечной недостаточности включают в себя депрессию, изменения личности и бредовые состояния. Этим может объясняться убеждение Моцарта в том, что его отравили и что незаконченный «Реквием» предназначен для его похорон.

 

Виктор Медников



Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Комментирование закрыто.