Культура и Америка несовместимы, как гений и злодейство.

2864 29

depositphotos_40923749-stock-photo-laughing-audience-in-theater

Зрители театра в США. 

Как и многие в СССР, я в детстве мечтал увидеть Америку, казавшуюся загадочной и манящей, яркой и притягательной, самобытной и сверхсовременной. Жизнь в маленьком южном городке, в котором прошло моё детство после переезда родителей из большого и культурного Саратова, была скучной. Развлечений, кроме кино, не было, и, как писал Высоцкий, "я зарылся в книги". Тогда это было так же, как сейчас обладать смартфоном. Вся дворовая шпана, собираясь вечерами на вылазки по крышам, траншеям теплотрасс и для футбола на асфальте школьного двора или высохшей траве соседнего парка, обсуждала прочитанные книги про приключения и путешествия. Не прочитать Даниэля Дефо с его Робинзоном или Жюля Верна с его серией невероятных историй было так же стыдно, как сейчас не посмотреть "Властелин колец" или "Гарри Поттер". 

Подростки знали наизусть "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна" Марка Твена, причём знали, чем отличается перевод К. Чуковского от перевода Н. Дарузес. Всё были единодушны, что перевод Чуковского смешнее. 

Пароход на Миссисипи.

В школе все обязательно шли в библиотеку и читали "Хижину Дяди Тома" отважной Гарриет Бичер Стоу. Культовое кино "Золото Маккены" каждый из нас посетил раз по 10. Отважный Гойко Митич развернул перед нами целую эпопею противостояния индейцев и коварных американских колонизаторов. Теодор Драйзер с его романами в подписке стоял во многих квартирах, и его роман "Финансист" был потрясением для целого поколения.

 Джек Лондон был нашим кумиром, символом мужества, чести, отваги и мужской надёжности. В юности к ним добавился О.Генри со своими рассказами. Из всего этого начитанного объёма формировался собирательный образ далёкой страны с интересной историей и смелым, хотя и немного странноватым, но симпатичным народом. Мы знали Америку по романам и кино, любили её и, как нам казалось, понимали её лучше, чем сами американцы. 

Джак Лондон, "Белый Клык". 

Так как в Советском союзе было скучно, то кроме чтения книг и походов в кино, мы ходили в театры. Это было походом в храм культуры. Люди одевали лучшие костюмы и платья, которые берегли специально для таких выходов, зимой никто не шёл в зрительный зал в зимней обуви - все приносили с собой сменную обувь и переобувались в гардеробе. Пальто и сапоги оставались в холле, а переобувшиеся в туфли люди вместе с номерками получали театральные бинокли и программки. Степенно прохаживаясь в фойе, ждали второго звонка и шли не спеша занимать места. Гас свет, звучал третий звонок, раздавались аплодисменты и занавес раскрывался. Чудо начинало совершаться прямо на наших глазах. 

В антракте никто не летел сломя голову в буфет - это было позорно.  Ведь в театр не поесть ходят. Все сначала немного задерживались на местах, тихо переговариваясь, потом шли как бы размяться, и лишь потом как бы случайно оказывались в буфете. Занимая очередь, были предельно вежливы и терпеливы. Спешили доесть купленное до третьего звонка, смущённо поглядывая на дежурных, если не успевали. Никто не брал еду с собой в зал, предпочитали оставить недоеденным, но не жевать и не сорить в зале. Это было позором среди театралов. 

Зрители театра в СССР.

После спектакля все занимали очередь в гардероб и очень культурно ждали, пока всех обслужат. Расходились степенно, переговариваясь и обсуждая игру актёров. Так было во всех городах, от столиц до провинции. Костюмы могли быть попроще, но всё прочее без изменений.

Мы привыкли к тому, что на сцене всегда происходит чудо. Будь то спектакль, оперетта, опера или концерт - всегда ритуал посещения культурного центра был неизменен. Это как-то вошло в кровь с детства и никого не удивляло. Мы немного смущались нашей бедноватой одежды и верили, на Западе наверняка всё так, как надо - смокинги, длинные платья, чудо соприкосновения с искусством - всё так, как должно быть. 

Даже студентами, когда нам удавалось между сессионными занятиями сбегать на концерт в Консерваторию, мы спокойно смотрели на свой простеньки гардероб. Помню, в середине восьмидесятых как то в Малом зале Саратовской консерватории давал небольшой сольный концерт в сопровождении концертмейстера, аккомпанировавшего на рояле, какой-то студент-старшекурсник. Паренёк ростом ниже среднего стоял в коридоре в костюме коричневатого цвета с рукавами на размер длиннее и блуждал отстранённым взглядом по сторонам. Заношенные ботиночки и слегка всклокоченная причёска довершали вид.

Малый зал Саратовской консерватории. 

В зале собрались студенты консерватории, их друзья из соседних вузов, преподаватели, насколько любителей.  Объявили Верди. Аккомпаниатор взял первые аккорды и паренёк привстал на носочки, расправляя грудь. Сочный баритон сначала просто полился в уши, нарастая, как рёв прибоя, а когда парень взял форте, у нас, зрителей, на мгновение заложило барабанные перепонки. Когда парень запел слегка тише, уши отложило. Так было несколько раз на протяжении концерта. И люди реагировали на это как на нечто привычное и должное. Бездарных там не училось. Малокультурных в зале не бывало. Это была не Москва, это был Саратов. Не провинция, но и не центр. Нечто среднее. Обычная, привычная практика советской культуры, несомой в массы. И массы, надо сказать, отличались умением понимать культуру и быть очень серьёзными её знатоками.

В мой приморский город иногда приезжали серьёзные музыканты, и всегда зал был полон. То, что звучало из оркестровой ямы, было в сто раз чудеснее того, что дома лилось из стереоколонок.  И каждый раз были длительные благодарные аплодисменты и обязательно цветы. Море цветов. Как-то зрители заранее их приносили и сохраняли до конца концерта или спектакля. 

И вот  однажды я попал на две недели в Америку конца девяностых. В Нью-Йорке нам показали центр Трампа - удивительно безвкусное и кричащее торговое заведение, отделанное золотом и торгующее вонючими духами, китайскими сумками, майками с шортами и вечерними платьями, напоминающими дешёвые женские комбинации с драными перьями из хвоста каких-то страусов, которых с трудом удалось догнать. Это был Нью-Йорк. Клянусь, торговый центр "С&А" в маленьком немецком Золингене в сто раз лучше. 

Нам показали "Башни близнецы" международного торгового центра, тогда ещё целые и невредимые, подняв скоростным лифтом на верхние этажи и показав Нью-Йорк с высоты птичьего полёта - или полёта самолёта, как потом выяснилось. Нас возили на Уолл Стрит в Нью-Йоркскую биржу, показывая финансовый центр мира и старые банки, стать акционерами которых можно было лишь доказав, что свой первый миллион долларов вы сделали до начала Первой мировой войны. Даже Бродвей и Брайтон Бич нам дали попробовать на вкус и цвет.

 

 

Брайтон Бич, Нью-Йорк.

Всё путешествие я не мог отделаться от чувства глубокого разочарования. Это была не та Америка, которую я представлял себе в мечтах. Нью-Йорк безнадёжно проигрывал Франкфурту, Вашингтон - Кёльну и даже Бонну, Лос-Анджелес - Берлину. Лас-Вегас днём походил на Краснодар по дороге за город, а Сан-Диего был слабее Сочи. Я так и не понял, почему в американском посольстве в Москве от меня требовали так много справок об имуществе, гарантирующих, что я не стану там оставаться и просить убежища. Они явно переоценивали ценность своей страны. 

Но завершил дело Нью-Йорк. Ноябрь, вечер, промозглый ветер с Атлантики, что-то моросит, но группу привезли в Рокфеллер-центр. Перед этим показав нам Стейтс Эмпайр Билдинг.  Это что-то вроде американской Эйфелевой башни.  А Рокфеллер-центр - это что-то вроде их Большого театра. Порядком устав от пищевого и культурного фастфуда, я вознамерился сейчас отдохнуть душой и окунуться в среду высокой культуры.  Тем более, что в программе стоял сборный концерт с фрагментами из Чайковского, Верди и прочей мировой классики.  Я чувствовал гордость за Чайковского - дескать, знай наших!  Знал бы я, что меня ждёт... 

Прежде всего, никакого гардероба не было. Все рошли в зал в верхней одежде. Вокруг меня сидели люди в пальто, уличных куртках и плащах. Это был первый шок, который я испытал на американской земле.  Второй шок последовал незамедлительно - все они жрали попкорн из огромных пакетов, которые держали на коленях. Это длилось всё представление, которое у них называется балаганным словом "шоу".  Но и это было лишь началом.  

Рокфеллер-центр гордится тем, что у него 9 сцен, раздвижных и сменяющих друг друга. Огромных, как футбольное поле. Чайковского американцы показали в довольно странном виде - балет "Щелкунчик" был показан на льду. Это не страшно, но когда там одновременно катается человек 50, трудно отделаться о желания крикнуть "Шайбу, шайбу!" Но апофеоз случился на отрывке из оперы Верди "Аида".  Когда сменили сцену, на неё вышло человек 200 в восточных одеждах, разожгли настоящие костры, вывели табун живых лошадей, стадо верблюдов, об ослах и прочем мире животных я уже не говорю. Жующие вокруг меня попкорн зрители в верхней зимней одежде с поднятыми воротниками в тёмном холодном зале довершили дело. Я чувствовал себя в 1920 году, очутившись в разгар разрухи и Гражданской войны на спектакле Культпросвета для деревенских масс.  

Честно сказать, от такой интерпретации мировой классики я потерял не только дар русской речи, но и перестал понимать происходящее на сцене. Но американцам не это было важно! Им важен размах шоу. Американцы старались подавить и поразить размахом - они, видимо, так понимают культуру, если учат её не у русских преподавателей. Только в Америке могла появиться Ванесса Мэй, играющая на электронной скрипке в сопровождении ударных инструментов переложенную для облегчённого понимания ритмизированную классику для тех, кто в Америке считает себя культурным слоем. "Времена года" Вивальди в сопровождении барабана - думаю, даже в аду композитор такого представить себе не мог. Америка и культура - понятия несовместные, как гений и злодейство.

Улетая из Америки, я понял, что не только хочу побыстрее домой, но и что никогда больше не прилечу в эту страну, чем бы меня сюда ни заманивали.  Америка умерла для меня навсегда как страна, которую я уважаю и хочу видеть. Той Америки, которую я узнал из книг, на свете нет. Та, которая есть, мне противна и не интересна. Ни за что больше я не преступлю порога американского посольства. Даже если мне объяснят, что там есть нормальные театры и нормальные зрители в том виде, в каком мы привыкли их видеть у себя дома. И не надо мне рассказывать про некультурную Россию и культурный Запад. После Рокфеллер-центра я чувствовал, что меня кинули на кучу денег и катают на шесте, измазав дёгтем и обваляв в перьях.

Побывать в Америке полезно, так как нет лучшего средства исцеления от мифов. Но это лекарство действует лишь в одном случае - если вы сами заражены бациллой культуры. Если вы в этом плане "табула раса" - чистая доска, на которой можно писать что угодно, то вам можно смело туда ехать - вы не почувствуете разницы.  Культурного диссонанса не возникнет по причине отсутствия вас в пространстве культуры.

Благодетельница Чайковского Надежда фон Мекк однажды сказал молодому начинающему французскому композитору Клоду Дебюсси, чтобы тот, если хочет серьёзно научиться музыке, ехал в Россию и непременно там познакомился с  творчеством русских композиторов. Чайковского, Мусоргского, Глинки, Бородина, Римского-Корсакова - вообще всей "могучей кучки". Без знакомства с этой музыкой не может быть и речи о становлении Дебюсси как серьёзного музыканта. Дебюсси последовал совету фон Мекк, поехал в Россию. Он испытал очень серьёзное влияние от русской музыкальной культуры. Хотя, надо сказать, что Чайковский не понимал импрессионизм Дебюсси, так как был приверженцем классицизма. Но без русского влияния не возникло бы европейской культуры, особенно без русских сезонов С. Дягилева в Париже, который вывозил для показа на Западе наше культурное достояние. 

Дебюсси в салоне Эрнеста Шоссона играет оперу «Борис Годунов» Мусоргского. 1893

После этого поразить русского зрителя стадом лошадей и верблюдов на сцене вместо вокала и трактовки либретто в опере Верди - согласитесь, это как-то не только слабовато - это вообще не в ту сторону. Если я захочу посмотреть верблюдов, я пойду в цирк или в зоопарк. Для этого мне не требуется опера. Но американцы рады, как дети. Правда, и у нас  в стране уже выросло целое поколение "Пепси", которое слово "опера" слышало, но не совсем понимает, о чём идёт речь. Им не страшно оказаться в Америке, они не почувствуют разницы, но тем, кто не только знает, но и лично знаком с этим явлением, советую - никогда не ходите в Америке на культурные мероприятия, если не хотите навсегда расстаться с симпатией в адрес этой страны, наверное, в чём-то замечательной, только я пока так и не понял - в чём именно. 

Соприкосновение с Пушкиным навсегда закрывает для вас современную Америку. Один поход на концерт Чайковского сделает вас несчастным во время путешествия в эту страну. Проникновение в "Войну и мир" Толстого сделает для вас невозможной эмиграцию на Запад в принципе. Вы уже никогда не будете там дома. Даже если холодильник там у вас будет полон тамошней колбасой. Но от русской экзистенциальной тоски вы там не убережётесь. Лошади и верблюды на сцене оперы не дадут. 

 

Автор: Александр Халдей
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
29 Комментариев » Оставить комментарий
  • 38846 34178

    Почему только Америка? Это творится ВЕЗДЕ, куда ступила нога вислоносых… Наглость они называют просвещенностью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством…

    Наглое враньё уже не является средством манипуляций, стоящим где-то рядом с другими. Оно уже не выступает преимущественно в стыдливых одеждах разных оговорок. Враньё сегодня принцип политической, идеологической, информационной деятельности, пронизывающей всю политическую жизнь, и не только России. Еще недавно господствующая «элита» и обслуживающий ее аппарат журналистов и политологов должны были как-то ловчить, разбавлять враньё о внутренней политике правительства полуправдой или отделываться общими рассуждениями «несовершенстве» информации, «недостаточном» профессионализме, сложности обстановки, «праве каждого на свою интерпретацию событий». Сегодня все барьеры сняты. И за враньём, как следствие, идут деградация, бесстыдство, насилие и прочие пороки, пронизавшие общество, называемые платой за свободу…

    Современная тирания, называя себя демократией, приходит к власти скрытно, в духе позитивного настроя, прикрываясь самыми благими целями…

    Более 60 лет назад глава Всемирной организации здравоохранения Г.Б. Чисхолм заявил, что всемирное правительство станет возможным, если у людей отнять их индивидуальность, привязанность к семье, народу и Родине. Вместо разнообразия национальных культур мы видим насаждение одной массовой культуры. Вместо того, чтобы вернуться к своим корням, к своей многовековой культуре,
    Россия в 90-е годы жадно присосалась к всемирному водопроводу. И отравилась. Прививка чуждых нам ценностей обернулась социальной апатией, экономической разрухой и демографическим кризисом.

    Более 60 лет назад глава Всемирной организации здравоохранения Г.Б. Чисхолм заявил, что всемирное правительство станет возможным, если у людей отнять их индивидуальность, привязанность к семье, народу и Родине. Вместо разнообразия национальных культур мы видим насаждение одной массовой культуры. Вместо того, чтобы вернуться к своим корням, к своей многовековой культуре,
    Россия в 90-е годы жадно присосалась к всемирному водопроводу. И отравилась. Прививка чуждых нам ценностей обернулась социальной апатией, экономической разрухой и демографическим кризисом…

    «Пусть с ужасом отшатнутся от нас будущие поколения, пусть история заклеймит наши имена, как имена изменников общечеловеческому делу – мы все-таки будем слагать гимны уродству, разрушению, безумию, хаосу, тьме. А там – хоть трава не расти»
    (Лев Исаакович Шестов (Иегуда Лейб Шварцман) – «Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления»)

  • 12631 7260

    К нашему сожалению, мир устроен так, как устроен…чёрное и белое, свет и тьма…И по –другому он существовать не может…Если будет только свет-мир погрязнет в утопиях и бездеятельности…если будет только тьма- мир съест сам себя…
    Где выход? Живя в этом мире ,мы все должны ЗНАТЬ ПРАВДУ об истинном мироустройстве, о наличии сил тьмы и зла и научиться Различать…Отличать ложь и правду…
    Зло нельзя победить в борьбе! Его можно только высветлять и осветлять!
    Слишком долго тёмные пытались сокрывать правду…да и сегодня боятся её, как огня…Хотя как можно сокрыть то, что создано изначально богами?
    Различайте: свОбоду и свАбоду…либерАЛЫ или либеРОИДЫ…русские или русичи…твОрение и твАрениеп …пОдарок или пАдарок…Коны и заКОНЫ…лечение или исцеление…и т.п. Различать и делать выбор в сторону сил Света – единственный выход в мир радости и счастья…
    У каждого из этих двух миров свои боги, своя культура, своя религия, свои кумиры, свои ценности, своя идеология… и много чего своего…но следует чётко видеть границу светлого и тёмного и не стараться стать СЕРЫМ ( с размытым мироощущением)…

    • 38846 34178

      Творец не потерпит тех, кто вносит дисбаланс в гармоничность созданных им миров…

    • 12938 11626

      “мир устроен так, как устроен…чёрное и белое, свет и тьма” – это не правда, мир не перманентно дуален, он един, где одно перетекает в другое. А теория единства и борьбы противоположностей – это кривда, ставшая привычной догмой.

      • 3772 3120

        Теория единства и борьбы противоположностей -
        то не теория борьбы добра и зла.
        Но теория единства и борьбы противоположностей !
        Как мне кажется…
        Добро и зло – частный случай, за рамками.

        J UDOV

      • 12631 7260

        Пожалуйста,приведите примеры”не перманентно дуального мира” и “где одно перетекает в другое”…По-моему такое “перетекание” и есть то,что мы называем предательством…

        • 2343 1114

          Ладушка, хватит нам впаривать эти голливудские бредни про борьбу добра со злом. Я не встречал ни одного человека, который себя ассоциировал со злом. Все себя считают такими хорошими и добрыми. Рассказчик обычно вешает на себя ярлык доброго, а зло у него во вне. Где-то там на туманном альбионе, в Америке, в рептилойдной галактике или за соседским забором. Прочти эту статью, мозги вправятся быстро

          https://vk.com/@rodpart.public-dobro-i-perebro

        • 12938 11626

          Каждый человек на протяжении жизни меняет свою точку зрения на людей и события. Это связано с развитием его мировоззрения. Ждать от человека статичности в отношениях это недальновидно. Просто отношения со временем перестают иметь те основания, которые были первоначально и возникают новые основания, вытекающие из обстоятельств на текущий момент. Никогда не предают просто так, всегда есть предпосылка. Бывает, сам сделал что нибудь, что от тебя никак не ждут и не заметил. А в ответ получаешь такой же неожиданный поступок. Поэтому, отношения нужно контролировать каждый день, и, прежде всего, контролировать свои слова и поступки.
          Что касается борьбы противоположностей – это правдообразное объяснение непонятых процессов. Не существует по определению противоположностей. Все противоположности это суть проявления одного и того же явления при разных обстоятельствах. Например: мания величия и мания преследования имеют под собой единую причину – гипертрофированную эгоцентричность. И так в каждой противоположности есть единая причина их проявления. Это касается и психологии, и физики с химией

      • 2343 1114

        Валерий, есть по этому поводу очень интересная информация
        https://vk.com/@rodpart.public-dobro-i-perebro

    • 3772 3120

      Зло можно победить только в борьбе !
      Добро должно быть с кулаками – или зло вас съест.
      Не старайтесь стать СЕРОЙ, с мироощущением полутонов.

      J UDOV

    • 24644 16415

      А вы не путайте тьму и зло.

  • 13529 11687

    Америка неплохая нехорошая, она просто другая и всё! Лично я из произведений Марка Твена “Приключения Тома Сойера” а особенно “Приключения Гекльберри Финна” лично понял какой ужас из себя представляла эта самая Америка и не зря по всей этой стране горят костры из книг этого автора. Ожидать увидеть сказку Голливуда мог только или очень наивный или большой дурак. Многие уехавшие туда проклинают тот день и час когда попали по своей наивности в сети лжи о счастье там и равных возможностях. Но вот мало кто в этом смеет признаться. Помню как до слёз смеялся над рассказом своего знакомого уехавшего туда, что его сыну пришлось вступить а потом чуть ли не возглавить местный ККК а иначе отбиться от местных черножо пых банд которые третировали их бизнес было просто невозможно! Спросите чего тут смешного, а то что вся их семья ортодоксальные евреи! Это страна с перевёрнутой психикой. Где губернатор постоянно выступает в защиту негров, его племянник неофициальный глава местного ККК и всячески поддерживаемый своим дядей. Нет там никаких в нашем понимании выборов, а просто две партии делят страну по договорённости между собой. Каждый кто занимается бизнесом обязан платить той или иной партии за крышу, самые продвинутые платят обоим. Кто не хочет, ну тому приходит белый и пушистый зверёк. Рэкет там пострашней наших 90гг. При чём если начнёшь выступать, то очень быстро сам окажешься за решёткой, там дела делаются намного быстрее и проще чем у нас, если надо то за неправильный переход дороги могут дать три года тюрьмы, а там по ходу дела ещё десятку накинуть уже в тюрьме. При чём он реально рассказывал истории, о бывших наших которые там с дуру пытались качать права человека, там этого просто не любят. Короче Америка хорошая страна. но не для всех.

    • 38846 34178

      Америка – страна прохвостов и проходимцев… Там правят только еврейские банки… А Ку Клукс Клан – “род хранящий древние знания” (с древнешотландского).

  • 24668 12834

    ? “Лас-Вегас напоминает халдею Краснодар” … тогда непонятно почему местные упырьки и их холуи недвигу скупили в калифорнии и флориде а не в краснодарском крае.

    • 27279 25357

      Ну так они не наши.) И их уровень развития такой..

    • 12631 7260

      Потому что они не понимают,что такое КАЛИ-ФОР-НИЯ…
      КАЛИ = богиня тьмы,смерти + ФОР( превзошедшая)+ НИЯ (бога морей и океанов)…
      Это место борьбы тёмных сил..поэтому там постоянны ураганы..а сегодня и пожары…Тёмная энергетика этих мест притягивает людей с такой же тёмной энергетикой…поэтому”скатертью им дорога”…

  • 2751 767

    Если нормальные цены на билеты сделать тыщ по 300 за балкон и миллион за партер, то и культура повысится.

  • 692 401

    А я спасла одного американца от этой действительно ужасной и примитивной страны, потому, что он мой муж и мы в России живём.

  • 9844 8929

    Чтобы человек, даже американец, сменил Родину, должны быть уважительные причины. В Вашем случае это любовь.
    Я Вас поздравляю. Молодчина.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru