Почему забыт гений педагогики Антон Макаренко?
Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всего в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся…
1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века – это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.
Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд – «Педагогическую поэму» (1935) – сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг?
А в России десять лет назад к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу.
Несовременно? Неактульно? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле?
Почти сто лет назад, оканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась?
Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до 1928 года и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя.
Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступком он ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время?
В начале 20-х в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более 7 миллионов беспризорных детей. Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный теоретический и практический вклад внёс А.С. Макаренко.
Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду. В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»
В эти цифры трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один (sic!) не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания.
Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек способствует успешному перевоспитанию. С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД, т.е. хайтека своего времени. Дети смогли освоить сложные технологии, успешно работали и выдавали продукцию, пользующуюся огромным спросом. Смело, не правда ли? Попробуйте представить себе колонию для малолетних преступников, которая производит антивирусные программы или компьютерные приставки!
Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья – врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней – любил военную форму, дисциплину, армейский порядок.
Имея совершенно непрезентабельную внешность – круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос – пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой.
Любил детей, но к несчастью не имел своих, однако воспитал двоих приёмных. Девочка, дочь родного брата, белогвардейца, успевшего эмигрировать во Францию, стала впоследствии матерью известной актрисы Екатерины Васильевой. А с любимым братом он поддерживал отношения до 1937 года, пока жена, измученная постоянным страхом ареста, не потребовала прекратить переписку.
Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики. Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко.
А воот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам?
Нарушая законы жанра, я, к сожалению, не могу ответить на вопрос, поставленный в заголовке статьи. Пусть он присоединится к двум другим любимым вопросам русской реальности «Что делать?» и «Кто виноват?». Думаю, что обсуждение Профессионалов — подскажет)
PS По поводу украинских спекуляций на его национальности. Кто читал Педагогическую поэму, у того вопросов нет — там позиция самого Макаренко относительно «самостийных» четка и двусмысленно нетолкуема. Сохранились и письма самого А.С. Макаренко с упоминанием по данному вопросу. Так, в письме А.М. Горькому из Харькова от 5 октября 1932 г. Антон Семёнович пишет: «Дорогой Алексей Максимович. […] И ещё одно — мне надоела Украина, ибо я всегда был просто русским человеком, а Москву люблю.»
Национальность Макаренко не была тайной и для его современников. Так, в прощальном слове от Союза советских писателей БССР прямо сказано: "Союз советских писателей БССР выражает своё глубокое соболезнование по поводу безвременной смерти талантливого русского писателя, орденоносца Антона Семёновича Макаренко, автора выдающихся произведений, широко известных белорусскому читателю.
Правление Союза Советских писателей БССР"
Автор:Игорь Цесельский
Моя благодарность админу за публикацию,а Игорю Цесельскому за поднятие этой темы,самой актуальной на сегодня для системы образования.Это готовая технология воспитания детей,организации их внеурочной деятельности,выработки навыков самоуправления,формирования гражданской позиции.После прикрытия его учреждений,50% документов колоний были сожжены,остальные закрыты к доступу и только в 1991 году разрешили доступ отечественным работникам образования,сотрудников лаборатории Хиллига так и не допускали.Причина- их опасность для существующего толпо-элитарного строя.Он создал модель общества без привилегий с действенным народным(от низов)самоуправлением.Создал и современную эффективную экономическую систему.При организации бригад хозрасчёта в СССР,модель брали из архива Макаренко.Он осуществил сразу три удачных эксперимента:педагогический,социальный и экономический.Когда я в 1998 году представила свою разработку в аспирантуру киевского института при поступлении,меня предупредили,что при наличии имени Макаренко мою работу прикроют.Имени его не упоминала,а углубляла тему по условиям успешного формирования личности.
Значит получается,что Запад пользуется его наследием в экономике вовсю,а в родном отечестве его имя запрещено?Хорошо постарались шестёрки от педагогики в 90-е.
Макаренко – гениальный педагог, но его постулаты были хороши В ТО ВРЕМЯ…сегодня время другое:другие цели,другой социум,другие люди(в том числе и дети)…кое что из его наследия пытаются адаптировать,но не более того…Сегодня есть много новых знаний(не тех,что применяют в школах)…Люся,не цепляйся за старое,отжившее…живи новым…если хочешь быть полезной,не раскидывайся лозунгами,а неси новому поколению новые ЗНАНИЯ о мироустройстве,о предназначении человека…Чтобы сегодняшняя пакостная система поменялась,надо создать новую альтернативу В ГОЛОВАХ ЛЮДЕЙ…Ты же педагог-действуй!С профессиональным праздником тебя!
Лада,благодарю за поздравление.Но ты не права в отношении наследия Макаренко.Человек по сути своей не изменился,поэтому не стареют по своей актуальности классики,а он классик педагогики и что самое главное-никто не создал,кроме него,целостную технологию воспитания.Не путай понятия “знание” и “технология”.И что самое интересное.То,что А.С.Макаренко устарел,за мои 25 лет работы в педагогике я слышала только от самых недееспособных учителей.Почитайте труды самых уважаемых педагогов,самых известных по своим результатам директоров школ 70-80 годов.Чтобы судить о технологии,надо её опробовать.У меня был блестящий результат в интернате для социально неблагополучных детей,поэтому и авторитет не только в моём городе, Донецкой области,но и в киевской аспирантуре.Не бросайтесь словами не изучив глубоко то,о чём вы судите.
Между прочим,я с сарказмом взяла в руки книгу на столике для уценённых о применении системы Макаренко в ясельках Японии и купила,чтобы разбомбить по пунктам.Каково же было моё удивление,когда начала её изучать.Всё по технологии,но в самом упрощённом виде,просто гениально.Так они вырабатывают коллективистские качества у японского подрастающего поколения,начиная с первого года жизни ребёнка.А ты -”устарел”.Да его специально под запретом держат в нашей стране!Постарались предатели в 80-е годы его оклеветать по заказу.
Макаренко-это “наикрутейший” человек. Человек и ученый. Я повзрослел в 90-е. Но книгу Макаренко(поэму) успел прочесть.
Сталкиваясь с “кучками пацанов типа попрыгай на звук мелочи” я понимал-это “слабохарактерный,жестокий ноль”. Просто их много и они бьют от бессилия. Но я знал и других… бьющих жестоко и с пониманием дела. Просто представьте, каждый твой воспитуемый-заматеревшая в выживании города, конченная отморозь. Без жалости,живущий одним днем,жалость вызывает щенок-не человек..
Обогреть,по-сути лишить свободного передвижения(с согласия воспитанника), убить животное-возродить социально адаптированного индивидуума(отогреть сердце-это для женской аудитории:)). Из бандита-в социум. Это очень крутое достижение.
Если бы он хоть раз “вильнул”-все… уважение малолетнего преступника улетучилось бы сразу. Не вильнул и довел опыт всей своей жизни до конца, и очень достойно,и с сильным эффектом. Это-ученый, результаты его труда-нормальные дети его воспитанников.Очень круто