ПОЧЕМУ ГЕНИЙ СОВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАК ПОПУЛЯРЕН В МИРЕ, И НЕ АКТУАЛЕН В РОССИИ?

2213 14
«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».

Эта цитата одна из самых запоминающихся, на мой скромный взгляд, вошедшая в книгу — собрание сочинений из 7 томов. Автором этой книги является — один из самых выдающихся советских педагогов XX века. Это сейчас его система так популярна в Европе, в азиатских странах, но не актуальна в России. Это сейчас и сегодня мы можем всё — осознанно забыть, стереть, не принимать…

Автор: Игорь Цесельский

sht-mcslo-pered-snom-650-1447252118

Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всего в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся…

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века – это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.

Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд – «Педагогическую поэму» (1935) – сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг?

А в России десять лет назад к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу.

Несовременно? Неактульно? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле?

Почти сто лет назад, оканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась?

Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до 1928 года и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя.

Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступком он ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время?


В начале 20-х в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более 7 миллионов беспризорных детей.

Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный теоретический и практический вклад внёс А.С. Макаренко.

Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду. В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»

В эти цифры трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми.

Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания.

Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек способствует успешному перевоспитанию.

С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД, т.е. хайтека своего времени. Дети смогли освоить сложные технологии, успешно работали и выдавали продукцию, пользующуюся огромным спросом. Смело, не правда ли? Попробуйте представить себе колонию для малолетних преступников, которая производит антивирусные программы или компьютерные приставки!

Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья – врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней – любил военную форму, дисциплину, армейский порядок.

Имея совершенно непрезентабельную внешность – круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос – пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой.

Любил детей, но к несчастью не имел своих, однако воспитал двоих приёмных. Девочка, дочь родного брата, белогвардейца, успевшего эмигрировать во Францию, стала впоследствии матерью известной актрисы Екатерины Васильевой. А с любимым братом он поддерживал отношения до 1937 года, пока жена, измученная постоянным страхом ареста, не потребовала прекратить переписку.

Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики. Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире.

Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко.

А вот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам?

По поводу украинских спекуляций на его национальности. Кто читал Педагогическую поэму, у того вопросов нет — там позиция самого Макаренко относительно «самостийных» четка и двусмысленно нетолкуема. Сохранились и письма самого А.С. Макаренко с упоминанием по данному вопросу. Так, в письме А.М. Горькому из Харькова от 5 октября 1932 г. Антон Семёнович пишет: «Дорогой Алексей Максимович… мне надоела Украина, ибо я всегда был просто русским человеком, а Москву люблю.»

Национальность Макаренко не была тайной и для его современников. Так, в прощальном слове от Союза советских писателей БССР прямо сказано:

«Союз советских писателей БССР выражает своё глубокое соболезнование по поводу безвременной смерти талантливого русского писателя, орденоносца Антона Семёновича Макаренко, автора выдающихся произведений, широко известных белорусскому читателю. Правление Союза Советских писателей БССР»

Брат А. С. Макаренко — Виталий Семёнович в своей книге «Мой брат Антон Семёнович» пишет: «… несмотря на своё украинское происхождение Антон был 100 % русским»

ЦИТАТЫ МАКАРЕНКО

• «Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

• «Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».

• «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

• «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»

• «Отказаться от риска — значит отказаться от творчества».

• «Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».

• «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

• «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»

• «С вершин „олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… „Олимпийцы“ презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое».

• «Книги — это переплетённые люди».

• «Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве».



Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
14 Комментариев » Оставить комментарий
  • 760 531

    Макаренко А.С. на вопрос: “Не считаете ли вы, что ликвидация мастерских по школам, отсутствие трудовых процессов ведут к воспитанию барчуков, людей, пренебрежительно относящихся к труду взрослых?”
    отвечал: – “Я вообще сторонник трудового воспитания и производственного воспитания, и Маркс прямо об этом говорит, что все дети с 14 лет должны принимать участие в производстве; я поэтому являюсь противником каких бы то ни было учебных процессов в школе, я являюсь сторонником производственных процессов в школе, даже самых простых, самых дешевых, самых скучных. Потому что только в производственном процессе вырастает настоящий характер человека, члена производственного коллектива, там именно человек учится чувствовать свою ответственность за деталь, когда нужно выполнить весь промфинплан.”
    Вот он, человечище сталинского времени!

    • 24297 8551

      Вот потому,что Человечище(так сказал о нём Горький),и был вычеркнут из педагогики 80-х годов.Прочтите статью д.п.н.Азарова в газете “Комсомольская правда”,оказывается этот педагог проложил дорогу Сталину.Какую чушь только не писали.Я оценивала склонность работника школы к педагогической работе по отношению к наследию Макаренко.Эта информация начинается с реплики Макаренко про оплату труда педагога.Вот уж дань времени.Макаренко начинал не с высоких зарплат,а с команды энтузиастов!Людей,считающих,что как платят,так и работать надо,не должно быть в педагогике.Однако зарплата говорит о том,как государство оценивает эту сферу.До революции и в первые годы советской власти оценивали выше среднего уровня оплаты труда в хозяйстве страны.После его смерти все документы его колоний и коммуны были изъяты,часть сразу сожгли,часть поместили в архивы спецхрана без права доступа.Они несли опасность существующей библейской цивилизации.Он осуществил не только педагогическое чудо,а ещё экономическое и социальное,что особо опасно.Создал два раза с ноля модель справедливого сообщества без привилегий.Когда я поступила в аспирантуру,меня предупредили,что если буду упоминать Макаренко,то тему закроют.И это на Украине,месте,где он жил и прославил нашу страну.Не признают его в первую очередь те,кто живёт на уровне удовлетворения инстинктов,не поднявшиеся до человеческих понятий.

      • 4531 3401

        Вот и Святослав Федоров оказался не у дел нашим властям с его организаторскими способностями, с его примером управления подсобным хозяйством. Весной 1990 года С. Федоров получил для подсобного хозяйства МНТК землю в Московской области. 28 октября 1992 года было зарегистрировано акционерное общество закрытого типа “Протасово-МГ”, юридический собственник этой земли. Президентом общества являлся Святослав Федоров.

        За короткий срок внедрены новые сельскохозяйственные технологии, построены современные жилые поселки с полным комплексом обслуживания, восстановлена церковь, заасфальтированы дороги, в дома крестьян проведен газ.

        Святослав Федоров обладал редким талантом организатора-управленца, расчетливого экономиста и хозяина, глубоко владеющего системным подходом в решении как хозяйственно-экономических, так и политических проблем. В июне 2000г погиб в авиакатастрофе при загадочных обстоятельствах. Должен был баллотироваться на выборах в президенты РФ. По прогнозам имел большие шансы.

    • 18949 12805

      Воспитывать трудом! В этом соль.

      • 24297 8551

        Не надо утрировать.В учреждениях Макаренко все воспитанники заканчивали школу,был открыт рабфак.Ребята,поступившие в вузы,получали одежду,стипендии его учреждений и проводили в них свои каникулы.Он всё делал для формирования правильного отношения детей к себе и окружающему миру.Отношения были его главным педагогическим объектом,а всё остальное инструментами.Его система станет востребованной,когда во главе всего станет высокая идея справедливого устройства жизни.Самое важное в его опыте то,что он выпускал в жизнь людей,полностью готовых к существующим условиям и они были в этих условиях успешными,все 100% выпускников!Проверено немецкой лабораторией Гётца Хиллига в г.Марбурге.Они выпустили не 7-ми томник (ещё и с искажениями),как соотечественники,а 20-титомник!Отечество участвовать в его выпуске отказалось.

        • 18949 12805

          Люся!
          Труд – это главный компонент любого воспитательного процесса хотя бы потому что целью всякого нормального воспитания является создание трудящегося человека. Образование его может быть различным – школа или университет, колледж или самообразование, но ключевым моментом будет всегда способность к труду – и при получении образования, и при дальнейшей трудовой деятельности, и в семейной жизни. Вот и попыталась я определить главное в воспитании. Чёт Вы не поняли…

          • 24297 8551

            Труд не является главным в воспитании,что-то усиленный труд в исправительных учреждениях никак не исправляет находящихся там.Мне приходилось сталкиваться в своей работе с детьми из специнтернатов.Систему Макаренко убрали,труд оставили-и что?Труд сам по себе несёт нравственный и развивающий потенциал,но для получения такого эффекта надо знать как организовать процесс.Главным,как и в любой цивилизации, являются поставленные цели,задачи и принципы-Концепция.Ради чего функционирует сообщество.Сегодня господствует библейская,что и имеем,ростовщичество как способ ограбления народов.Так и в стране,школе,семье,как ячейке общества.Одарённых родительским талантом встречается намного меньше,чем в любой другой сфере.Кто определяет цель воспитания,задачи и принципы?Кто продумывает качества личности будущего человека и создаёт определённые условия для их формирования?Результат также виден,но уже поздно,в старости пожинаем и сваливаем всё на гены.Как много считающих себя знающими,не обладая даже элементарными знаниями.На этом сайте это просто зашкаливает.

          • 18949 12805

            Ну, так наукообразно почти никакой родитель к воспитанию своих детей не подходит, прежде всего родители детей любят, а потом и всё прочее.

          • 24297 8551

            Если любовь не сопровождается требовательностью,то я не завидую таким родителям.По Макаренко,чем больше человеку дано,тем больше с него и спрос.Например,только самым лучшим отрядам доверялась чистка туалетов,т.е.самая грязная и нежеланная работа.Мой отец говаривал:”Люби как душу,тряси как грушу”.

          • 18949 12805

            У меня Макаренко ассоциируется только с воспитанием сирот в казённом доме. Там он – да, на коне. Но семья – другое дело, это штучное производство, индивидуальный подход. Хоть я и с удовольствием всегда его читала, но никогда не хотелось мне быть в числе его воспитанников. Основное различие – это, мне кажется, что в семье есть любовь, а в детском учреждении – нет её. И поэтому работают другие факторы, например, страх быть отвергнутым коллективом.

          • 24297 8551

            Во-первых,к Макаренко привозили детей из семей сами родители,когда от их любви вырастал такой плод,что с ним справится уже никто не мог.И таких сегодня хватает.Во-вторых,все воспитанники считали его своим отцом,организовались в годы его травли и защищали его имя от клеветы советских либералов.В-третьих,если бы вы были правы в своём понимании его педагогики,то он не был бы так признаваем и используем до сих пор в странах мира.В Германии во всех пединститутах существовали кафедры макаренковедения,чего никогда не было в нашей стране,так страшен он был власть имущим,т.к.они наглядно созерцали результат его работы-людей,которых они не могли перековать в либералов,троцкистов и прочих.Но самое главное,что вы не поняли,так это то,что вся его технология сводилась к индивидуальному подходу к личности.Он создал такую систему,которая воспитывала каждого не страхом,как вы сказали,а справедливым отношением.Картотекой наблюдения за развитием каждого воспитанника были потрясены изучавшие его работу.Горький был поражён его умением в нескольких словах дать глубокую характеристику каждому воспитаннику,духу товарищества его коллектива и огромной любовью Макаренко к детям,именно он убедил Антона Семёновича описать свой педагогический опыт.Советую прочитать книги его выпускников,тех,кто вырос под его руководством.Мы судим не зная что думают дети,которых воспитал он.И особенно меня поразило описание его похорон.Такой любви как у его воспитанников мало родителей видят от своих чад.И это главное,а не то,что кто-то думает.Это и понимают истинные педагоги по духу,данному им от рождения.Американцы даже назвали его “отцом мировой педагогики”.А вы про страх…Только великой любовью создаётся то,что создал А.С.Макаренко.

  • 583 601

    Именно такой педагог как Макаренко А.С. нужен для возрождения образования подлинно с доступностью к правильным знаниям, а не как сейчас БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА СИЛ ТЬМЫ!

  • 760 531

    Человек может запомнить множество наук и тараторить их, не думая, т.е. и знания сами по себе, и усвоение их, не дают человеку тренировки в способности думать. Но нельзя работать руками, не думая о том, что ты делаешь.
    Поэтому работа руками – это всегда тренировка мыслительного аппарата.
    Основная задача школы – научить ребенка работать руками.
    Еще одна задача, которая стоит перед школой, это развить у детей фантазию – механизм творчества.
    Следущая задача школы – здоровье и физическое развитие учеников.
    А что касается Знаний, то школа должна лишь научить навыкам процесса познания и применения знаний, поскольку процесс познания нескончаем.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru