Наука должна приносить практическую пользу

1679 8

В Кремле на днях состоялось заседание Совета по науке и образованию, на котором много говорили о проблемах нашей науки и перспективах ее развития. В основу обсуждения был положен вопрос научно-технологического развития России на долгосрочный период.

nauka

Ознакомиться с полным текстом можно на сайте президента, а мне в связи с этим лишь хотелось бы затронуть одну очень узкую, но от этого не менее важную тему: качество учебников как высшей, так и средней школы. К сожалению, сейчас огромное количество наших учебников, особенно по гуманитарным и общественным наукам, написаны сложным, замысловатым языком, наполнены часто совершенно излишним теоретизированием и не дают практических знаний.

Сложные, заумные конструкции, витиеватые фразы, обилие иноязычных терминов затрудняют восприятие даже опытного, привыкшего к таким текстам читателя и попросту делают процесс получения знаний более длительным. Учебник должен пробуждать интерес к предмету с самого начала, а не преграждать путь к нему неприступной стеной.

Когда студента-первокурсника, порой полуголодного и недосыпающего, с самого начала пичкают методологией, философией науки и огромным количеством иностранных терминов, то учеба трудно им усваивается. Эти знания были бы лучше усвоены скорее будущими аспирантами. Книга, конечно, должна учить думать, но научные знания должны приносить реальную практическую пользу, а не существовать лишь для того, чтобы ломать над ними голову.

Теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, механика Ньютона, геополитика Маккиндера, Мэхэна и Хаусхофера, концепция столкновения цивилизаций Хантингтона, экономическая теория Адама Смита, политэкономия Милля, монетаризм Фридмана, кибернетика Винера, учение Дэйла Карнеги, психоанализ Фрейда, теория коммуникаций Маклюэна, дианетика Хаббарда и т. д. – вот лишь самые известные примеры. Это указывает на зависимость нашей науки от иностранной (в первую очередь англо-американской), ее вторичность по отношению к последней.

При сохранении такой тенденции мы всегда будем на шаг позади наших «партнеров», будем их догонять, а не опережать. Так когда-то принятое при Хрущеве решение не сосредотачиваться на развитии отечественных ЭВМ, а копировать западные образцы обернулось нашим глобальным отставанием в этой сфере на многие годы.

Обилие иностранных терминов и концепций касается таких дисциплин, как геополитика (которую в СССР вообще называли буржуазной наукой), информатика, экономика, финансы и кредит, маркетинг, «менеджмент», политология, физика, археология, психология, социология, коммуникативистика и теория массовых коммуникаций.

Если так пойдет дальше, то мы потеряем сильные позиции в этих областях и будем обречены на подчиненное положение из-за отсталости технологий.

Если вспомнить, например, труды академика Павлова и его последователей, то в них такого обилия иностранных терминов не встретить, как и массовых ссылок на исследования западных, в первую очередь англо-американских, ученых. Потому что академик Павлов опирался в своих исследованиях на достижения отечественной науки и свои собственные наблюдения, а не был идеологическим последышем западных ученых.

Многие учебники пишутся без привязки к педагогическим требованиям, не учитывают педагогических принципов. Судя по их качеству, потеряны наработанные десятилетиями научные традиции обучения тем или иным предметам, передачи знания.

Раньше учебники издавало профильное (по отдельным дисциплинам) госиздательство, была многоступенчатая система контроля, была личная гражданская ответственность каждого участника, а теперь их может издать чуть ли не любое издательство, которое располагает соответствующими деньгами. Причем вовсе не обязательно, что они получены из России.

В 1991 году в журнале «Известия ЦК КПСС», в № 3, был опубликован протокол допроса физика Ландау, который был арестован в 1938 году по обвинению в антисоветской деятельности. Вопрос подлинности текста допроса до сих пор открыт.

Однако в протоколе Ландау, помимо прочего, сообщает, что группа ученых, в которой он активно участвовал, добивалась отрыва теории от практики, выступала за «чистую» науку, что тормозило развитие науки и влекло задержку развития производства, пыталась подорвать или свести на нет практическое, прикладное значение теоретических работ, дезорганизовывала и разваливала один из крупнейших профильных институтов, душила инициативу сотрудников, которые пытались ставить на практические рельсы технические и оборонные работы, травила талантливых ученых...

Далее Ландау признается, что его вредительство заключалось в том, что, являясь руководителем теоретического отдела института, он изгнал оттуда всякую возможность содействия актуальным техническим и оборонным проблемам; в своих работах вытравлял ту основу, за которую можно было бы ухватиться для технической реализации и т. д.

Я, кстати, знаком с его совместным с Евгением Лифшицем десятитомным трудом «Теоретическая физика» и должен сказать, что практических знаний в нем, пожалуй, несколько недостает, хотя на то она и теорфизика. Но вместе с этим из хорошего советского школьного учебника по физике или химии можно получить значительно больше практических знаний, узнать, как их можно применять на практике, в повседневной жизни и работе.

Если в некоторых кругах захотят, то развитие науки могут сознательно замедлять определенными мерами, и одной из них может являться низкое качество учебников и процесса обучения в целом.

Мы должны по мере наших сил и возможностей стараться этому противостоять, без излишнего фанатизма, но твердо и уверенно, ориентируясь на то, чтобы дать учащимся и студентам как можно больше полезных знаний, да и вообще стараться развивать нашу науку всеми доступными средствами.

Владимир Ларин

Источник: http://russkievesti.ru

Тайна «тёмной материи» раскрыта «dark matter». Николай Левашов

Основа Вселенной - Первичные материи! Николай Левашов в своих фундаментальных трудах еще 20 лет назад изучил и описал феномен «темной материи»...

nv1

Если продолжать действовать в рамках существующих теоретических законов физики, химии, биологии, генетики, основанных на анализе только 10% материи, то это может привести к полному уничтожению экологической системы Земли. Но уже сейчас существует качественная научная теория, которая отражает 100% действительности. Эта качественная научная теория содержится в книге «Неоднородная Вселенная» Николая Левашова, и с каждым годом растёт количество подтверждающих её доказательств, полученных экспериментальным путём. Если наука пойдёт по этому пути, то наше общество ждёт небывалый расцвет и в науке, и в культуре!

* О Сущности, Разуме и многом другом... http://www.levashov.info - официальный сайт удивительного человека, русского учёного, целителя, писателя - академика Николая Левашова

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
8 Комментариев » Оставить комментарий
  • 333 -44

    на http://www.nakanune.ru/ проводится голосование:
    Нужно ли сокращать личные подсобные хозяйства (ЛПХ)?
    Результаты на сегодня таковы (http://www.nakanune.ru/surveys/278/):
    Нужно – 3.2%
    Ни в коем случае, нужно их развивать – 28.7%
    Нужно сократить чиновников, которые хотят сократить ЛПХ – 68.2%
    Среди популяции зреет понимание, откуда идёт планомерный развал рашки.

    • 5072 1708

      Ваша реплика относится к теме образования?И где вы взяли,что ставится вопрос о сокращении ЛПХ?Лишь бы ляпнуть во вред здравому отделению ЛПХ от хозяйств,которые имеют тысячи голов скота и не платят налоги государству как производственные предприятия,конкурируя с фермерами?Вражина в активной фазе,но народ не проведёте.

  • 5554 4059

    ФАКТОРЫ УРОДУЮЩИЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
    1. Среда. Общество потребления. (Потребитель не воспринимает то что его не прикалывает: “это не интересно”).
    2. Отсутствие воли и дисциплины с детства (Чему бы вы не учились без этих качеств можно не тратить время).
    3. Нормы отсева близкие к нулевым (представьте что в секции единоборств, в художественные и музыкальные школы поступила директива: (а) брать всех подряд (б) учить пока не отвалятся сами – Что осталось бы от данных секторов образования?).
    4. Изуродованные школьные программы: из студентов первого курса учить можно одного человека из ста, на третьем курсе от пяти до десяти процентов.
    5. ЗП преподавателей вынуждают всё время или большую его часть занимать горловой нагрузкой (что превращает препода в живой учебник, голограмма такая – соответственно обучение автоматически становиться дистанционным даже “при живом преподавателе”)

  • 5072 1708

    Название статьи предполагает превалирование прикладной науки?Это что,нападки на фундаментальную науку,обеспечивающую стратегически передовую позицию страны в самых перспективных научных разработках?Так похоже на тезис “квалифицированного потребителя” в образовании.

  • 1151 1235

    Сейчас научными учреждениями руководят “студенты 90-х”.
    Надо ли объяснять уровень их знаний и степень подверженности коррупции?

    Знакомая прокурор устраивала сына в элитную школу, её диалог с директором:
    - Вы где работаете, мамаша?
    - В прокуратуре.
    - А чем вы можете помочь школе?
    - Могу избавить школу от коррупции.

  • 1308 645

    “Наука должна приносить практическую пользу” – вне всякого сомнения. Но вот далее… На протяжении ряда лет нами представлялись результаты исследований общества и человека как сложной неравновесной гетерогенной открытой, но замкнутой в организационном смысле системы, способной к самоорганизации, самовоспроизводству, самовозбуждению, самообучению и самоизменению, действие которой подчиняется более 20 законов (в математической записи) и охватывает все сферы деловой активности: от сельского хозяйства до политики. Это позволяет выполнять прогнозирование на любой период времени с погрешностью не более 3 %. Ни одного опровержения не поступило, но и о практическом применении речи не идет.

  • 6293 -1234

    СССР – говно
    “…Защитники СССР уверяют, что в стране было бесплатное образование, спокойствие, бесплатные квартиры, предсказуемое будущее, отсутствовала безработица…. что я могу сказать с учетом своего жизненного опыта: СССР – говно. Обратно не нужно.”
    http://tema.livejournal.com/2027033.html
    комменты:
    “… На сегодняшний день гордиться нечем, поэтому вытащили мнимые достижения СССР и гордятся ими.
    Когда я был пионером, мне говорили что скоро мы будем жить хорошо.
    Сегодня мне рассказывают как хорошо я жил, когда был пионером (с)…
    Кстати про “самое лучшее образование”. Почему же эти люди создавали такие ..евые дороги, ..быщную бытовую технику и машины из ада?
    Почему заряжали банки от Кашпировского?
    Почему про..ли страну?
    Да потому что образование на самом деле было ..евое, не заточенное под реалии мира.”
    “Кстати, образование было узкопрофильное – неплохое, но!
    Оно было не просто платное – оно было ниебически дорогое.
    Получив его ты обязан был стать рабом без права выбора на много лет, с зарплатой ниже слесаря-птушника.
    Фактически – всю жизнь расплачивался с совком за свое образование – кредит длиною в жизнь…”
    “…Был капитализм, с одним капиталистом — партийно-хозяйственным аппаратом.”
    “…В СССР было бесплатное жилье!
    Площадь жилья на душу населения.
    РСФСР*89 15м2/чел
    стандарт ООН 30м2/чел
    ГДР 30м2/чел
    Швеция 40м2/чел
    ФРГ 50м2/чел
    Англия 60м2/чел
    США 70м2/чел.”
    «Ось, бачите, куме, яка країна – такі й … елита»

  • 11304 8884

    “Наука, в которой утеряны критерии истинности и значимости, становится беззащитной и уязвимой для неучей и проходимцев” П. Капица.
    “Есть общество пострашнее бандитского – это общество учёных” Н. Бор.

    Ничего вразумительнее о бедах науки ещё не сказали.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)