Поход к священному Аржанскому водопаду!
Путешествуя по Алтаю, я всё выспрашивал у местных о самых таинственных, самых священных местах.
И так получилось, что многие мне рассказали об этом месте, где на высоте 2200 над уровнем моря из стены бьёт поток воды, сразу превращающийся в речку, а не ручей. И даже в самые суровые алтайские морозы этот водопад не замерзает. И никогда не пересыхает.
О нём рассказывали много интересного.
Что место это названо в честь царей Алтая, Аржан - царский.
Что приходили туда вожди и жрецы, засыпали рядом и проникали в Мир Заповедный и получали ответы на все свои вопросы.
Что исцеляются там люди. И для алтайцев это место исцеления.
А исцеляются от хворей так: на каменной лежанке костёр разводят, а как потухнет, угли убирают. Тут же в водопаде окунаются, сразу в медвежью шкуру заворачиваются, на эту прогретую лежанку ложатся и засыпают. А как проснутся, так хворей как и не бывало.
Ещё путь лежит к нему через перевал. И если хорошие люди были и уходят, нет дождя. А если не очень хорошие, то может и буря по пути назад застать.
А потому у водопада сквернословить нельзя, идти следует только с чистым помыслом. А просто так даже лучше и не соваться: прогонит водопад. Или коней распугает, поди потом собери их.
И я решил посетить это место.
Неприятности начались с самого начала. Проводник накануне порезал руку и попал в больницу, мне о том не сообщив.
Я, сестра и двое друзей прождали его в условленном месте часов до 12 дня. Он так и не появился.
Тогда я сделал просто: пошёл в деревню Теректа к мужику, у которого мёд накануне покупал. И расспросил его о водопаде.
Провожать нас туда он наотрез отказался, но показал видеосъемку, как сам ходил, нарисовал примерный план на клочке бумажки. И на обратной стороне - письмо пастухам, которые в том районе пасли скот, чтобы помогли нам, если что, дорогу указали и ещё чем.
С этой бумажкой, запасом провизии на пару дней мы и пошли...
Лето на Алтае жаркое. Поэтому ходить лучше утром и вечером. Мы же попёрлись в самый солнцепёк. Два часа топали по склону горы, забираясь в ущелье всё дальше и дальше. И тут нас застал дождь. Мы расстелили тент, переждали под ним, придерживая его руками. Через полчаса дождь закончился, и мы пошли дальше.
Постепенно тропа спустилась к воде. Тут нас еще раз застал дождь. Горы омывали нас на пути к Аржану, мы улыбались и держали тент над головами. Дождь прекратился, и мы пошли дальше. Часа через 4 прошли нарисованный на карте домик пастухов. Он оказался необитаем – отправились дальше.
Ещё часа через два мы вышли из леса, и пошли уже по холмам. Высота выше 2000 метров – начали уставать. Сестра подвернула ногу, забинтовала бинтом. От дождя трава была мокрая, повязка тут же намокла. Мы нашли место, где кони соль ковыряют из земли. Нашли кедр, где местные живицу собирают.
Идём по ущелью, всюду островки кедров и следы выпаса скота. Устали. Стало уже темно, а стоянки пастухов всё нет. Ребята остались отдыхать, а я налегке побежал вперед – посмотреть, скоро ли. Так всегда, когда идёшь по незнакомой тропе, устаёшь больше от ожидания, чем от пути. Прошёл минут десять и услышал звук бензопилы и запах дыма.
- О, кажись рядом...
Метнулся за ребятами, и через полчаса мы уже в сумерках ставили палатку.
Пришли пастухи. Мы показали им нашу грамоту, они внимательно изучили клочок бумажки и отнеслись доброжелательно.
Стали подходить коровы, овцы, кони. Все сходились на ночлег под защиту человека. Мы попросили надоить нам молока - за деньги. И вскоре получили два литра парного )))
Утром проснулись. Оказалось, наш проводник с перевязанной рукой ночью прискакал на коне вдвоем с другом. Двое парней на одном коне, прям как изображено на гербе ордена Тамплиеров. Мы взяли у пастухов ещё одного коня, больше они не дали.
Сестра с подвернутой ногой чётко забрала себе одного коня и больше его уже никому не отдавала. А второй конь по очереди переходил к одному из нас троих. Проводники наши шли пешком всю дорогу. Они предупредили нас, что здесь поблизости ходит мишка, вчера он уволок хромую кобылу. Мы конечно же не очень испугались. Но задуматься было о чём.
Спустя полчаса ходу мы нашли следы этого медведя и его помёт - плохо переваренные куски этой самой кобылы. У медведя короткий кишечник и мясо выходит в слабо измененном виде. Наверное, поэтому медведи любят мясо с душком многодневной давности: чтобы оно уже начало само перевариваться.
Мы шли вверх по ущелью часа полтора. Справа появилось большое озеро со снегом, лежащим на берегах и плавающими в нем льдинами. Из него вытекал ручей, который по-видимому и создал это ущелье за миллионы лет.
Как и водится, ущелье закончилось перевалом. А за ним была крутая тропа вниз. На лошадях спускаться опасно, надо идти пешком - аккуратно, чтобы не упасть.
Десять минут спуска, и мы в ущелье Бакала. Оно уходит вниз, но скоро превращается в очень узкое место - только река и отвесные стены. Пройти по нему невозможно. В само ущелье можно попасть только из соседних ущелий через перевал. Но нам идти дальше.
Снова продолжительный получасовой подъём, продираемся через заросли карликовой березы между сугробами снега и через ручьи.
Перевал, и перед нами открываются многокилометровые альпийские луга! Ширина этого поля, наверное, километр, а вдаль - насколько видать, цветы! Разные цветы – это поражает. Тут все цвета радуги и все сочетания их, и полутона, это удивительно, какой холст написала природа!
Мы поражены этими красками гор, проводники наши тоже остановились. Созерцаем.
Спустя минуту восхищение начало отпускать, идём дальше.
- Сейчас пройдём над пустотой. Тут копыта коней стучат гулко, точно по куполу каменному идём.
И точно, проводник оказался прав: звуки шагов коней изменились, стали гулкими.
Через шагов тридцать звук опять стал прежним. Под нами пустоты, это факт.
Полчаса шествия через альпийские луга и мы забираем влево, а тут резкий спуск вниз. По снегу метров 30. Круто.
Проводники повели коней. Один конь упал и покатился вниз, но всё обошлось. Мы стали аккуратно спускаться по снегу, в сандалиях и шортах. Последние 10 метров я проехал на попе - "попный слалом" прошёл успешно. Отсюда была уже тропа реверсом по склону вниз.
Далее начался плавный, почти незаметного уклона спуск в долину, через поля цветов и карельской березы. Местами были провалы под землю, заваленные камнями. В них стекали ручьи. Ещё два часа ходу и перед нами резкий спуск вниз.
- Пришли, Аржан тут!
- Где водопад? Его не видно и даже шума не слышно...
Также по снегу спускаемся вниз, и вот он. Бьёт из стены широким потоком метров в пять и высотой метр. Сразу же начинается не ручей, а целая река, которую вброд не перейти. И вода ледяная, не постоишь в ней.
Мы осмотрелись.
Чуть выше, на уровне водопада и в стороне стоит кедр, под ним лежанка из камней.
На этой лежанке алтайцы костер разводят, а затем в медвежьих шкурах лежат, лечатся. Прям как русская лежанка получается. Только на высоте 2500 над уровнем моря и после купания в священных водах Аржана, под ветвями кедра и в удивительном месте, где миры похоже соприкасаются.
Как только мы пришли сюда, было ощущение, что водопад этот, он живой. Такой седобородый старец, оценивающе на нас смотрит, прикидывает: выгнать нас метлой или принять как своих. Видно, целения тут происходят как следствие глубокого взаимопроникновения этой души водопада, сильной и могучей, и человека. Примет водопад - исцелит. Не примет - выдворит вон. И настолько он силён, что в окрестных деревнях если заболел кто, говорят ему: " А сходи к Аржану, он вылечит". И говорят это не в шутку, а очень даже всерьёз.
А наши проводники тем временем разделись до трусов, и парочкой пошли под струи водопада, окунаться. Говорят, пришедши надо уважение водопаду явить, омыться в его водах, иначе обидится и всем худо будет. Пройдя сквозь потоки воды, парни исчезли в гроте, что за водопадом образовался. Мы с замиранием дыхания следили за их исчезновением. Казалось, струи водопада - это дверь в другой мир.
Бутафория, как холст с нарисованным очагом в каморке Папы Карло. Вот прошли сквозь него, а там дверь в иное...
Ребята вернулись назад дрожа от холода - грот как холодильник.
Пора им греться на солнце.
А мы раздеваемся. Надо водопад уважить.
Струи водопада ледяные и бьют по голове и плечам неслабо очень. Ум просто свернулся в трубочку и перестал функционировать, остались только ощущения грандиозности и захватывающей дух скорости. Как будто что-то мимо тебя пронеслось на огромной скорости. И ощущение очищения, омовения. Выйдя из водопада, я почувствовал, что во мне сила двадцати человек поселилась. И так был не слаб, а тут и вовсе что-то удивительное. Всё-таки водопад этот не простой, особый. Что-то он даёт каждому, что ему надо, о чем душа просит. Прям как волшебник изумрудного города: страшиле ум, льву бесстрашие, а железному «айронмену» сердце )))
По берегу реки, которая от Аржана течет, растет много золотого корня. Удивительное растение. Я впервые с ним тут познакомился, на Алтае. Эта многолетняя трава растет высоко в горах и любит воду. Корень её золотом отдаёт, потому и зовут корень золотым. В медицине это растение известно как Родиола Розовая, потому что мякоть корня розового цвета.
Свойства этого корня поистине удивительны. Мало того, что он поднимает иммунитет и это великолепный адаптоген, который помогает переносить высоты без горняшки, так он ещё и мощный стимулятор нервной системы. Помните фильм Люка Бессона "ЛЮси"? Вот, это типа того. Правда, слабее, конечно же. Но действует очень ощутимо.
Не так давно я прочёл научные исследования новосибирского института, они изучали золотой корень много лет. И пришли к выводу, что постоянное употребление его делает человека... умнее. Это сильнейший ноотроп - природный и без побочных эффектов. Профессора института даже советовали на основе золотого корня делать лимонад, продавать его в магазинах и тем самым делать нацию умнее.
Друг мой, с которым в это приключение ввязались, сам с Дальнего Востока, и знает о золотом корне. Он рассказал интересные вещи.
- Был случай у нас. Шли мы уставшие, возвращались с зимнего похода. Уставшие были, как сволочи. А тут погода портится, пурга начинается. Надо быстро бежать еще километров тридцать пять по сопкам, чтобы до непогоды успеть. А если не успеем, можем на несколько дней в тайге зимней застрять. Надо бежать. Сил нет. И тут мой друг достаёт настойку золотого корня на спирту. Сделали мы по паре глотков и пошли. И чем дальше идём, тем быстрее идется. Через час мы почти бежали уже, усталость как рукой сняло. мы отпахали восемь часов по ночной тайге сопками, добрались до домика лесников и упали, силы закончились. Но эти восемь часов золотой корень нам подарил. Было чувство, как в фильме с Ван Даммом "Универсальный солдат". Тебе пофиг, сколько пахать и как. Ты просто робот и усталости не бывает.
После мы проспали 12 часов, был сушняк, но главное мы добрались.
Прошло уже много лет с той поры, но коробочка с сушёным корнем у меня всегда с собой. Усталость, или тупость навалится, я разжёвываю кусочек корня, заедаю сладким чем-то, запиваю водой, и включаюсь…
Вот и сейчас в Непале, был переход с набором высоты 1500 метров за день. Корень внутрь и я уже суперсолдат, страшный олень и ломлюсь вперед со скоростью курьерского поезда до самой темноты. А там можно уже и поспать.
Мы набрали на берегу реки немного золотого корня, покушали его прям тут сырым и пошли домой. Быстро. Очень )))
До заката солнца были уже у нашего лагеря. Нас ждал литр молока, несколько фиников. Мы сделали чай из зеленых кедровых шишек и апельсиновой кожуры. И спать.
Сон под кедром дает удивительные сновидения. Ясные и прозрачные, как снежные горы вдали.
С тех пор я и мои друзья несколько раз были на Аржане и познакомились с его характером очень близко...
Записаться на поход с автором в июле еще можно тут: http://dmitriyraevskiy.livejournal.com/26383.html
Места там чудесные, любой водопад или камень будут “лечебными”. Просто забавная байка для привлечения туристов. А местные хоть и знают про водопад, а частенько ездят в райцентр в поликлинику))