Как живут за Полярным кругом. Саамы — удивительный народ
Лапландия – самая северная территория Фенноскандии. Ее территория входит в состав Швеции, Норвегии, Финляндии, России. Населяют Лапландию народы финно-угорской группы – саамы. Столетиями саамы вели полукочевой образ жизни, занимались оленеводством, рыболовством и охотой. Но уже с XVII века они начали подвергаться ассимиляции со стороны шведов, русских, норвежцев и финнов.
Саамы пережили запрет на кочевой образ жизни, запрет на родной язык, насильственную коллективизацию, которая разрушала традиционный быт. Но со второй половины XX века положение саамов начало улучшаться. В 1956 году был создан Саамский Совет из 15 членов. В 1992 году в него вошли представители российских саамов. У саамов есть флаг и гимн, они имеют возможность получать образование на родном языке, работает саамский парламент, выходит национальная литература, имеется телевидение, в Швеции открыт Саамский институт.
О жизни современных саамов нам рассказывает Анна Варфоломеева, работник Центра исследований России и Евразии (Уппсала, Швеция).
Зиму 2013-2014 года Анна провела в Швеции, изучая жизнь саамов.
- Насколько сохранился национальный быт саамов?
— Саамы во многом ассимилированы. Во всех местах проживания этого народа проводилась активная политика колонизации. Но сегодня власти пытаются реабилитироваться. Например, в современной Швеции саамам предоставляются все условия для изучения языка, развития культуры. Здесь функционируют разные медиа для саамов, существуют специальные стипендии и премии. Но все же саамы очень обижены на государство за прошлую несправедливость. Сейчас большинство саамов утратило свою национальную культуру. Многие из них считают, что знать родной язык ни к чему. Если в смешанной семье один из родителей саам, а другой русский, то ребенок будет говорить по-русски. В быту практически утрачены национальные особенности, большинство из них живет в обычных многоэтажках, в их квартирах телевизоры и микроволновки.
Хотя сегодня наблюдается некоторая волна интереса к национальной культуре. На праздниках саамы любят надевать национальную одежду, считают важным рассказывать о своей национальности, говорить. Хоть и не массово, но сохранились традиции оленеводства. Например, в Мурманской области существуют два кооператива, оленеводы выезжают в тундру, ведут образ жизни, близкий к традиционному. Среди оленеводов есть и молодежь, несмотря на то что это довольно тяжелая работа. В Швеции из 20 тысяч саамов 2,5 тысячи занимаются оленеводством.
- А русские саамы обижаются на государство?
- Да, русские саамы обижены на государство, но относятся к прошлым обидам более спокойно. Их позицию можно сформулировать: «Ну было, ну что делать?» В Швеции же саамы обвиняют шведов в колонизации и требуют к себе особого внимания. Раньше саамские поселения располагались по всему Кольскому полуострову. Но в XX веке, когда бурно развивалась промышленность, на Кольском полуострове началось строительство заводов и создание колхозов. И так получалось, что саамы мешали.
Оленеводство предполагало кочевой образ жизни, летом саамы пасли оленей на побережье, а зимой перебирались в центр Кольского полуострова. Но побережье застроили, а саамов согнали. Причем, не учитывая их диалектов. Иногда получалось так, что жители одной деревни не понимали друг друга, им приходилось переходить на русский язык.
Саамская женщина. СССР. 1920-е
Саам-оленевод. Швеция. 2005
- Как сегодня складываются взаимоотношения между саамами разных государств?
- Саамы любят говорить, что они единый народ, разделенный границами. В годы советской власти саамы русские саамы потеряли связь с соотечественниками, но сегодня эти связи восстанавливаются. Саамы заинтересованы в этом, тем более русские саамы. Они получают финансирование от западных государств, их поддерживают различные западные фонды, шведские, норвежские. Многие саамы имеют возможность учиться в Норвегии. В школах и университетах существуют квоты для русских саамов. Вообще, Норвегия считается эталоном для других саамов. Норвежский саамский парламент – это реальная сила, он продвигает свои идеи, отстаивает интересы своего народа. Там принята и исполняется Конвенция о коренных народах, которая не действует ни в Швеции, ни в России. В России есть саамский совет, но он не имеет реальной силы.
- В современной европейской мифологии популярна легенда о том, что родиной Санта Клауса является Лапландия. Как относятся к этому местные жители?
- Санта Клаус не имеет никакого отношения к саамам, это европейский персонаж. И саамы не одобряют, когда их связывают с Сантой. Несколько лет назад в Финляндии администрация популярного Санта-паркаиспользовала элементы саамской культуры для привлечения туристов. Эльфы, сопровождающие Санту, были одеты в саамские национальные костюмы, в парке продавались фальшивые сувениры.
В этом же парке для посетителей были организованы шаманские церемонии, не имеющие никакого отношения к саамским ритуалам. Все это вызывало возмущение у саамов. Они были недовольны тем, что их образ используют в массовой культуре и эксплуатируют в коммерческих целях.
- Но саамы организуют туристические мероприятия?
- Да, в Швеции, например, ежегодно проводится Зимний фестиваль в городе Йоккмокке, в нескольких километрах от Полярного круга. У его истоков стоял шведский король Карл IX, который учредил рынок для обмена товарами между саамами и шведами в 1605 году. В этом году на фестивале было зарегистрировано 42 374 посетителей; это более чем в десять раз превышает население города.
Экспозиция местного музея «Айтте» рассказывала об истории саамов в Швеции: особенно интересны выставка саамских костюмов и галерея рисунков, которая показывала эволюцию образа саама и завершалась изображением мужчины с рацией в руке, бороздящего зимние просторы на снегоходе. На протяжении фестиваля в музее проходят лекции, посвященные оленеводству, истории саамов, природе региона. Также посетителям предлагались активные развлечения: катание на собачьих упряжках, наблюдение за гонками на оленях и даже обзор окрестностей с вертолета. Отдельно была выделена торговая зона, где можно было купить продукцию саамских ремесленников и другие товары. В России подобный фестиваль проходит летом и называется «Саамские игры», но он менее масштабен.
Саамы пережили запрет на кочевой образ жизни, запрет на родной язык, насильственную коллективизацию, которая разрушала традиционный быт. Но со второй половины XX века положение саамов начало улучшаться. В 1956 году был создан Саамский Совет из 15 членов. В 1992 году в него вошли представители российских саамов. У саамов есть флаг и гимн, они имеют возможность получать образование на родном языке, работает саамский парламент, выходит национальная литература, имеется телевидение, в Швеции открыт Саамский институт.
О жизни современных саамов нам рассказывает Анна Варфоломеева, работник Центра исследований России и Евразии (Уппсала, Швеция).
Зиму 2013-2014 года Анна провела в Швеции, изучая жизнь саамов.
- Насколько сохранился национальный быт саамов?
— Саамы во многом ассимилированы. Во всех местах проживания этого народа проводилась активная политика колонизации. Но сегодня власти пытаются реабилитироваться. Например, в современной Швеции саамам предоставляются все условия для изучения языка, развития культуры. Здесь функционируют разные медиа для саамов, существуют специальные стипендии и премии. Но все же саамы очень обижены на государство за прошлую несправедливость. Сейчас большинство саамов утратило свою национальную культуру. Многие из них считают, что знать родной язык ни к чему. Если в смешанной семье один из родителей саам, а другой русский, то ребенок будет говорить по-русски. В быту практически утрачены национальные особенности, большинство из них живет в обычных многоэтажках, в их квартирах телевизоры и микроволновки.
Хотя сегодня наблюдается некоторая волна интереса к национальной культуре. На праздниках саамы любят надевать национальную одежду, считают важным рассказывать о своей национальности, говорить. Хоть и не массово, но сохранились традиции оленеводства. Например, в Мурманской области существуют два кооператива, оленеводы выезжают в тундру, ведут образ жизни, близкий к традиционному. Среди оленеводов есть и молодежь, несмотря на то что это довольно тяжелая работа. В Швеции из 20 тысяч саамов 2,5 тысячи занимаются оленеводством.
- А русские саамы обижаются на государство?
- Да, русские саамы обижены на государство, но относятся к прошлым обидам более спокойно. Их позицию можно сформулировать: «Ну было, ну что делать?» В Швеции же саамы обвиняют шведов в колонизации и требуют к себе особого внимания. Раньше саамские поселения располагались по всему Кольскому полуострову. Но в XX веке, когда бурно развивалась промышленность, на Кольском полуострове началось строительство заводов и создание колхозов. И так получалось, что саамы мешали.
Оленеводство предполагало кочевой образ жизни, летом саамы пасли оленей на побережье, а зимой перебирались в центр Кольского полуострова. Но побережье застроили, а саамов согнали. Причем, не учитывая их диалектов. Иногда получалось так, что жители одной деревни не понимали друг друга, им приходилось переходить на русский язык.
Саамская женщина. СССР. 1920-е
Саам-оленевод. Швеция. 2005
- Как сегодня складываются взаимоотношения между саамами разных государств?
- Саамы любят говорить, что они единый народ, разделенный границами. В годы советской власти саамы русские саамы потеряли связь с соотечественниками, но сегодня эти связи восстанавливаются. Саамы заинтересованы в этом, тем более русские саамы. Они получают финансирование от западных государств, их поддерживают различные западные фонды, шведские, норвежские. Многие саамы имеют возможность учиться в Норвегии. В школах и университетах существуют квоты для русских саамов. Вообще, Норвегия считается эталоном для других саамов. Норвежский саамский парламент – это реальная сила, он продвигает свои идеи, отстаивает интересы своего народа. Там принята и исполняется Конвенция о коренных народах, которая не действует ни в Швеции, ни в России. В России есть саамский совет, но он не имеет реальной силы.
- В современной европейской мифологии популярна легенда о том, что родиной Санта Клауса является Лапландия. Как относятся к этому местные жители?
- Санта Клаус не имеет никакого отношения к саамам, это европейский персонаж. И саамы не одобряют, когда их связывают с Сантой. Несколько лет назад в Финляндии администрация популярного Санта-паркаиспользовала элементы саамской культуры для привлечения туристов. Эльфы, сопровождающие Санту, были одеты в саамские национальные костюмы, в парке продавались фальшивые сувениры.
В этом же парке для посетителей были организованы шаманские церемонии, не имеющие никакого отношения к саамским ритуалам. Все это вызывало возмущение у саамов. Они были недовольны тем, что их образ используют в массовой культуре и эксплуатируют в коммерческих целях.
- Но саамы организуют туристические мероприятия?
- Да, в Швеции, например, ежегодно проводится Зимний фестиваль в городе Йоккмокке, в нескольких километрах от Полярного круга. У его истоков стоял шведский король Карл IX, который учредил рынок для обмена товарами между саамами и шведами в 1605 году. В этом году на фестивале было зарегистрировано 42 374 посетителей; это более чем в десять раз превышает население города.
Экспозиция местного музея «Айтте» рассказывала об истории саамов в Швеции: особенно интересны выставка саамских костюмов и галерея рисунков, которая показывала эволюцию образа саама и завершалась изображением мужчины с рацией в руке, бороздящего зимние просторы на снегоходе. На протяжении фестиваля в музее проходят лекции, посвященные оленеводству, истории саамов, природе региона. Также посетителям предлагались активные развлечения: катание на собачьих упряжках, наблюдение за гонками на оленях и даже обзор окрестностей с вертолета. Отдельно была выделена торговая зона, где можно было купить продукцию саамских ремесленников и другие товары. В России подобный фестиваль проходит летом и называется «Саамские игры», но он менее масштабен.
Источник: http://nashaplaneta.su/blog/kak_zhivut_za_poljarnym_krugom_saamy_udivitelnyj_narod/2015-06-04-74011
Поделиться:
Записи на схожие темы