Донбасс: «Грады» или выборы?
Год спустя после провозглашения независимости Донецкой и Луганской народных республик, представители этих государственных образований вновь заговорили о предоставлении им Киевом широкой автономии. Высказали готовность участвовать в местных выборах 25 октября. Направили членам Контактной группы по урегулированию ситуации на Украине законопроект «Об особенностях проведения местных выборов, предусмотренных Комплексом мер по выполнению Минских соглашений от 12.02.15». Внесли в Конституционную комиссию, созданную по указу Петра Порошенко, свои предложения по реформе Основного закона.
http://voicesevas.cdnvideo.ru/img/dde5899076ce87dd911e5773fad2b1b4.jpg
Киеву предлагается признать за жителями ДНР и ЛНР право на самостоятельное и независимое формирование временных избирательных комиссий. Именно население этих территорий, а не украинский ЦИК должны определить порядок организации выборов, агитации, подсчета голосов.
В Конституции представители ДНР и ЛНР требуют закрепить особый статус Донбасса, внеблоковый статус Украины, официальный статус русского языка, ввести особый экономический режим для Донецкой и Луганской народных республик, провести реформу судебной системы, прокуратуры, местного самоуправления, административно-территориального устройства страны.
Конституционная реформа
Все эти предложения еще раз подтверждают, что Донецк и Луганск заинтересованы в мирном решении конфликта на Востоке Украины и готовы строго следовать Минским соглашениям. С другой стороны, они будут отстаивать интересы граждан всего Юго-Востока и с этой целью стремятся не допустить проведения конституционной реформы, которая ущемляет интересы жителей этого региона, исключает федерализацию. Показательно, что поправки в Конституцию были поданы за несколько часов до заседания Конституционной комиссии во главе с главой Верховной Рады Владимиром Гройсманом. 13 мая этот орган должен был передать Верховной Раде базовые предложения по проекту нового Основного закона. Парламент собирался принять их в сжатые сроки, в два этапа – на текущей весенней (до середины июля – простым большинством) и следующей осенней сессиях (в сентябре – квалифицированным большинством в 2/3 от состава парламента). Учитывая то, что Верховная Рада не может на протяжении своих полномочий дважды изменять одни и те же положения Конституции, а также рассматривать законопроекты, включающие в себя вопрос устройства Украины, это юридически заблокировало бы процесс федерализации до 2019 года (дата выборов нового парламента).
http://voicesevas.cdnvideo.ru/img/7211fbeb53c6964f3929eac7d1012a05.JPG
Но теперь Конституционная комиссия поставлена перед необходимостью дать аргументированный ответ членам Контактной группы относительно предложений ДНР и ЛНР. И это может сместить сроки принятия новой Конституции, разрушить планы Киева провести конституционную реформу с сохранением унитарного устройства страны до 25 октября.
Этому способствует и конфликт между Порошенко и Яценюком относительно распределения полномочий в новой редакции Конституции. Основные противоречия – по вопросу назначения представителей государства в областях и районах (так теперь будут называться главы областных и районных государственных администраций). Порошенко хочет оставить это право за президентом, Яценюк – передать кабинету министров. И в этом вопросе никто из них уступать друг другу не намерен. Разногласия между главой государства и премьер-министром зашли настолько далеко, что ранее Конституционная комиссия отказалась от планов вносить на рассмотрение парламента новый проект Основного закона целиком и предложила принимать его частями, что с правовой точки зрения является нонсенсом.
Местные выборы
В результате у Донецка и Луганска есть время, чтобы обеспечить легитимизацию (в соответствии с украинским законодательством) своих органов власти до принятия новой Конституции и добиться включения в конституционный процесс. С этой целью ДНР и ЛНР необходимо провести местные выборы 25 октября по законам Украины.
Но для этого поправок в украинское избирательное законодательство, которые поданы представителями народных республик в Контактную группу, недостаточно. Согласно Закону «О выборах депутатов Верховного Совета АР Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских глав» в стране действует смешанная пропорционально-мажоритарная избирательная система. А это значит, что местные советы наполовину формируются по партийным спискам. С другой стороны, в соответствии с коалиционным соглашением Верховная Рада на текущей весенней сессии планирует законодательно установить пропорциональную систему. В результате, ни одна политическая организация Донецкой и Луганской народных республик не сможет участвовать в выборах согласно украинским законам (они не зарегистрированы Минюстом Украины). В свою очередь, Донецк и Луганск не позволят баллотироваться на своей территории радикалам («Блок Петра Порошенко», «Народный фронт» Яценюка, «Батькивщина» Тимошенко, «Радикальная партия» Ляшко, ВО «Свобода» и др.). Об этом руководство ДНР и ЛНР заявило открыто.
Решением этой коллизии могло бы стать введение мажоритарной системы выборов на территории Донбасса, что позволит выбирать не партии, а конкретные лица. Самим жителям ДНР и ЛНР это даст возможность проголосовать персонально (а не списком) за тех, кого они хотели бы видеть в руководстве своих республик.
Вопрос только в том, успеют ли Донецк и Луганск при поддержке России и других членов «нормандской четверки» дожать Киев, добиться от него принятия всех поправок в законодательство о выборах до 17 июля (дата окончания весенней сессии Верховной Рады), т.к. 25 августа 2015 года начинается избирательная кампания.
Пока с уверенностью можно прогнозировать только одно – впереди предстоят очень сложные, длительные переговоры. И на этом пути киевский режим готов устроить еще не одну провокацию с целью сорвать начавшийся мирный процесс.
Читайте также: