Визит, о котором промолчали: зачем Яценюк ездил к Меркель
http://voicesevas.cdnvideo.ru/img/29382a191f4376a6eda4e9f2529c674a.jpgАрсений Яценюк выступает за скорейшее проведение выборов на территории Республик Донбасса, причем, если судить по заявлениям премьера, он согласен на их проведение без выполнения условия роспуска армии Новороссии.
Эту новость сообщила Deutsche Welle — официальный источник немецкого правительства, — подводя итоги завершившегося визита украинского премьера в Берлин. Однако большинство украинских СМИ ее проигнорировало. И скрытая от публики сенсация — не единственная странность, связанная с состоявшейся 1–2 апреля поездкой Яценюка в Берлин и встречей с Ангелой Меркель.
Визит в Берлин: срочный и странный
Об этом визите стало известно только 31 марта, что уже не характерно для подготовки зарубежных вояжей высших должностных лиц. Новость к тому же стала достаточно неожиданной, поскольку сам премьер уже был в Берлине в январе, а президент — и вовсе две с половиной недели назад, и за 17 дней ничего нового, что потребовало бы срочной встречи одного из ведущих политиков мира с Яценюком, вроде бы не произошло. Еще одна странность была в темах, которые, как сообщила пресс-служба премьера, намерены обсудить Яценюк и Меркель, — их озвучили всего две, и под первым номером значилась «имплементация минских договоренностей». И это при том, что темы внешней политики и политического урегулирования конфликта в Донбассе всегда были прерогативой президента, который, собственно, Минские соглашения и заключал.
На этом странности не закончились. Новость о предстоящем визите премьера в Берлин появилась на всех российских и немецких сайтах, однако СМИ, близкие к Петру Порошенко, ее проигнорировали. Зато ночью 1 апреля на сайте президента появилось сообщение о телефонном разговоре между Порошенко и Меркель, причем, судя по сообщению пресс-службы Банковой, лидеры Украины и Германии ни словом не упомянули о том, что через несколько часов в гости к Меркель прилетит Яценюк. Или упомянули, но Банковая не посчитала нужным об этом сообщать.
Ну и венцом странностей является желание премьера провести выборы побыстрее, даже не взирая на «дула автоматов» (вопреки нормам поправок в закон об особом статусе, которые приняли по инициативе президента: они, напомним, ставят разоружение ополчения как условие проведения выборов, что равнозначно их капитуляции). Помимо того, что некоторые украинские СМИ вообще не заметили совместную пресс-конференцию глав правительств Украины и Германии, даже те, что сообщили о ней, главную цитату проигнорировали. Хотя, что может быть удивительнее, чем Яценюк, вдруг оказавшийся миролюбивее Порошенко?
http://voicesevas.cdnvideo.ru/img/43ccc897b55088c2777751def636227c.jpgКого обидел Порошенко
Впрочем, все становится понятнее, если вспомнить о двух вроде бы не связанных между собой событиях, которые произошли за последние 14 дней. 16 марта Порошенко, пообещав Меркель выполнение Минских соглашений, вернулся в Киев и в тот же вечер передал в парламент текст изменений в закон об особом статусе, о которых писалось выше. Это категорически не устроило властей Республик, и реализация минских договоренностей резко затормозилась. Берлин по этому поводу ни разу официально не высказался, однако в последние две недели его представители впервые стали делать заявления, фактически возлагающие вину за невыполнение Минских соглашений на обе стороны, и в их высказываниях все чаще стали появляться нотки недовольства происходящим в Киеве.
Второе событие произошло чуть позже. С 20 по 25 марта шла война между олигархом-президентом и олигархом-губернатором. Она стала двойным поражением премьера: во-первых, он лишился опоры в лице Игоря Коломойского, во-вторых, в этой войне Порошенко поддержал вице-президент США Джо Байден, который раньше поддерживал Яценюка, а теперь, по словам нардепа Сергея Лещенко, вынудил его сдать днепропетровского губернатора и, соответственно, собственные позиции. О том, что позиции премьера в последние дни ослабли, свидетельствует ряд заявлений и действий Генпрокуратуры и СБУ, направленных против Кабмина и МВД. Более того, все чаще появляются слухи о желании Банковой сменить премьера или как минимум ограничить его власть с помощью полноценного первого вице-премьера.
Премьер: обольщение Меркель
Естественно, Яценюк вынужден защищаться. Но поскольку внешней защиты в лице Байдена у него сейчас нет, премьер логично мог обратить внимание на другого не менее значимого политика, недовольного действиями нынешнего хозяина Банковой, — канцлера Германии. Оставалось только дать Ангеле Меркель то, что она хочет, — и так появилось заявление Яценюка о необходимости выполнять Минские соглашения и быстро провести выборы.
Впрочем, насколько серьезен был премьер, обещавший фрау канцлер выборы даже под дулом автоматов, сказать сложно. Ведь для того, чтобы провести эту идею в жизнь, нужно как минимум убедить собственную фракцию проголосовать за назначение выборов, в Республиках закрыв глаза на присутствие там армии, и вообще найти 226 голосов в парламенте за это. Учитывая тот факт, что даже близкие к премьеру СМИ «не заметили» его сенсационную фразу, скорее всего она, является лишь дипломатическим шагом, направленным на то, чтобы получить благосклонность Меркель на ближайшую перспективу, и практической реализации данного заявления может не последовать. В этом случае оно останется только эпизодом тайной войны президента и премьера.
«Яценюк ищет союзников»
«Это очень значимый визит, который показал: Яценюк вспомнил о том, что в парламентско-президентской республике премьер является не технической, а политической фигурой, равной президенту, — комментирует политолог Вадим Карасев. — И это очень значимое заявление, которое показало, что Яценюк хочет подыграть Меркель как гаранту Минских соглашений. Понятно, что формулировка, высказанная премьером, куда больше способствует выполнению этих договоренностей, чем измененный парламентом по инициативе президента закон об особом статусе Донбасса и постановление об оккупированных территориях. Почему Яценюк это сделал? Во-первых, он понимает, что США сейчас полностью делегировали Германии решение украинского вопроса, сосредоточившись на проблемах Ирана, ИГИЛ и Йемена. Во-вторых, он понимает, что отставки и перестановки в украинской власти во многом зависят от реакции западных лидеров, а потому в ситуации ослабления его позиций внутри страны необходимо усилить свои внешнеполитические позиции. Если охарактеризовать, в общем, нынешние процессы, то можно сделать вывод: сейчас Яценюк начал переориентацию с Вашингтона на Берлин, в то время как Порошенко переориентировался с Берлина на Вашингтон. Однако для Украины это ничего не меняет: в целом руководство страны по-прежнему не готово к компромиссу с сепаратистами и Россией, а Путин отступать не собирается».
«Я бы не делал далекоидущих выводов, — считает политолог Владимир Фесенко. — Яценюк подыгрывал Меркель, говоря то, что она, по его мнению, хотела услышать. Но премьер — конъюнктурщик, он вчера подыгрывал Меркель, а завтра будет «конъюнктурить» в парламенте. При этом все равно не он определяет, как будет решаться ситуация по Донбассу. Я не представляю, чтобы парламент проголосовал за ту схему выборов, которую предложил Яценюк. Зачем он это сделал? Подозреваю, что премьер боится отставки (хотя, на мой взгляд, напрасно) и по этой причине сыграл на опережение — съездил к Меркель, чтобы убедить ее в том, что она должна выступить за сохранение коалиции Майдана и его в качестве премьера».