Главная » Видео, Славянские традиции

Гусли – инструмент гармонизации Вселенной

19:01. 11 марта 2015 3826 просмотров 11 коммент. Опубликовал:

%D0%93%D1%83%D1%81%D0%BB%D1%8F%D1%80%D1%

Каждый исследователь, изучающий историю православия на Руси, останавливается перед необъяснимым феноменом, резко негативным отношением к такому, безобидному казалось бы музыкальному инструменту как гусли. Так еще проповедник 12 века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем " кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки". В требнике 16 века среди вопросов на исповеди есть такие: " ни пел ли яси песней бесовских, не играл ли яси в гусли?«. А игумен Памфил ругал псковичей за то, что «они во время купальской ночи играли в бубны и сопели и гудением струнным». Исторические документы свидетельствуют, что во времена Алексея Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами. Почему? Сегодня, судя по всему, мы можем ответить на этот вопрос.

Но начнем с того, что еще в 1903 году, в индийском городе Бомбее вышла на свет книга выдающегося индийского ученого и общественного деятеля Тилака «Арктическая Родина в Ведах». Посветив всю свою жизнь изучению родного народа, он долго и тщательно анализировал древние предания, легенды и священные гимны, рождённые в глубинах тысячелетий далёкими предками индийцев и иранцев. И те странные явления, которые были описаны в священных книгах Ригведе, Махабхарате, Упанишадах, Тилак пришел к выводу, что эти тексты создавались на севере Европы, где-то около полярного круга.

Именно здесь находилась прародина индоиранцев, или как они себя называли Ариев. Часть из них 4-5 тыс. лет назад ушла на территорию Индии и Ирана. Книга Тилака переведенная на все европейские языки впервые переведена на русский только в 2000 г. Наталией Романовной Гусевой и вышла в свет в Москве в 2001 году. В середине 50-х годов XX-го века выдающийся санскритолог Рахула Санкритьяяна описал эти передвижения в своей книге «От Волги до Ганга» и ввёл в научный оборот новый термин — индославы. Заметим, что еще в 1964 году один из крупнейших санскритологов Индии профессор Дурга Прасад Шастри писал «Если бы меня спросили, какие два языка мира наиболее похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний русский и санскрит».

63172841.jpg

и множество других слов.

Таким образом, древние ведические обряды, ритуалы, священные тексты имеют непосредственное отношение к севернорусской народной традиции, исследователи которой неоднократно отмечали, что для нее характерна консервация рудиментов архаичнейших явлений, порой не находящих отражений даже в ведической традиции. Общеизвестно то огромное значение, которое придавалось в ведической мифологии водоплавающей птице — гусю, лебедю, утке, где она символизировала: небо, свет, огонь, солнце, а также воплощение Творца и Вселенной. Так в санскрите хамса — гусь — лебедь душа, познавшая высшую Истину, высший дух, свет, огонь, сакральный музыкальный Рим, музыка Вселенной.

Но и в русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь, утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла. И в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста. Примером может служить предсвадебная песня, записанная в Архангельской губернии: «Вы где гуси были, вы где ночевали, где спали, побывали. Мы спали у княгини, побывали у первобрачной. И что княгиня делает? Во гусли играет, дары снаряжает».

В гусли гудели, и здесь стоит вспомнить, что и в русских диалектах и на санскрите «гу» значит звучать. Ни гука — ни звука, ни гукнуть, то есть не прозвучать. Но кроме этого термит «гу» в санскрите значит ещё и идти, двигаться. Вспомним русское слово гулять. Мы с вами гуляем праздник, мы с вами гуляем свадьбу, то есть и звучим и двигаемся. И тут мы подходим, пожалуй, к самому главному.

В древних ведических текстах, в книгах эпоса Махабхарата, Адипарва и Ашвамедхикапарва говорится, что сотворение Вселенной происходило следующим образом. По мысли и слову, которое является озвученной мыслью Творца, появилась некое огромное яйцо, «вечное как семя всех существ. В нем подлинным светом был вечный Брахмо — чудесный, непредставимый, вездесущий. Тот, кто есть скрытая и не уловимая причина реального и не реального». Брахмо как соединение мужского и женского начала, то есть нечто среднее. У него было только одно свойство, это звук. В Ашамедхикапарве Брахмо называют сверхсветлым светом, эфиром. Именно этот сверхсветлый свет создал пространство и произвел основу личности, которая по своей сути небесна. Заметим, что сверхсветлый свет, это название фона наших с вами русских икон. Брахмо в древнеарийских текстах называется эфиром. И утверждается — эфир высший из элементов. У него есть только одно свойство, и называется оно звуком. Эфир порождает семь звуков и аккорд. Затем звуки эфира порождают движение или ветер. И у него уже два свойства, звук и касание, то есть инерция. Причем инерция является собственным свойством ветра и движения. В результате сокращения скорости сверх света или эфира, вследствие касания — инерции, появляется видимый свет, состоящий из семи цветов спектра, который корелируется с семью первозвуками. Свойствами света является звучание, касание и образ. Причем собственным свойством света (видимого света), является именно образ. Все что мы с вами видим в этом мире это то, что имеет образ. Рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному Прави и как образ к миру проявленному Яви.

Заметим что в поучении против язычества в XII-XIII века в «Слово о твари и дни рекомом недели», говорится, что русские язычники поклоняются в первый день семидневной недели (воскресение) не солнцу, утверждая, что солнце только вещественное воплощение света, а белому свету, то есть свету вселенскому. Как писал Борис Александрович Рыбаков, вот этот свет, не имеющий видимого источника не осязаемый и неисповедимый, как эманация божества творящего мир, и был предметом поклонения средневековых язычников. В священных текстах Упанишад говориться, что вселенский свет это златоцветная птица, обитающая в сердце и солнце. Огонь называют белой птицей, несущей свет. На санскрите огонь «очищающий, очищение», звучит как павана, а павака — чистый, яркий огонь. Кроме того, павана это свежий ветер, а павана манна это название многих хвалебных гимнов. Но в севернорусских обрядовых песнях, водоплавающая птица гусь-лебедь носит название паванька, пава, павана.

Таким образом, огонь и хвалебный гимн в санскрите прямо соотносятся с севернорусским названием гуся-лебедя — паванька, пава, павана. И здесь стоит вспомнить, что древнеславянские ритуальные костры VI-V века до нашей эры выглядели как фигуры пылающих лебедей. О чем свидетельствуют найденные археологами зольники — остатки этих костров. Зная о том, что в древнейшей традиции, музыкальный лад, связанный с гусями, лебедями, творит музыку космоса, что игра на гуслях сравнима в этом мифопоэтическом ряду с тканьем мировой гармонии, можно понять почему автор «Слова о полку Игореве» связывает в единый образ стадо лебедей и живые струны — гусель, по которым передвигаются пальцы вещего Бояна, как по нитям основы уток, творя ткать эпической песни.

В Ригведе гимнотворчество мудрецов (Риши или Раша) это процесс, в котором высшая творческая сила слово (озвученная мысль) создает космос, ткёт его. О единстве понятий узор ткани и узор песни, ткать ткань, излагать песню, свидетельствует такой термин санскрита как «прастава», имеющая аналогию в севернорусском диалектном «прастава», «праставка». Но севернорусская «праставка», «прастава» это вышитая или заполненная тканым узором полоса ткани, украшающая рубахи, передники, концы полотенец набожников, скатерти, свадебные простыни, то есть сакрально означенные вещи. Санскритская же «прастава» — это священный текст, хвалебный гимн.

Так в гимнах Ригведы поэт-певец просит помочь ему, ткущему произведение, и говорит о том, что новую и новую нить ткут к небу и в океан озаренные поэты. Причем внутри текста самого гимна термин «прастава» имеет множество значений: «прастава» — это огонь, солнце, взошедшее солнце, время после восхода солнца, воздушное пространство, дождь, ветер, лето, речь, кожа человека, любовный зов, три мира. Таким образом, исполняя священный гимн, поэт-певец-музыкант соединял в одно целое все три мира. Голосом, ритуальным пением, как утком ткется из нитей — слов, на нитях основы — струнах ткань вселенной. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому стану. Не случайно в ведических текстах, многотысячелетней давности говорится о трех нитях основы, по которым двигается гусь-свет-огонь, созидая вещественный мир.

Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент — божественный инструмент. Вдумайтесь в слова гимнов древней веды заговоров — Адхарва Веды — повествующего о сохранении гармонии во вселенной: «Две юницы снуют основу, на шесть колышков две снующих, одна другой протягивает пряжу и не рвут её, не прерывают. Вот колышки — они основа небу, стали гласы для тканья челноками». Упомянутые в гимне 6 колышков, по три с каждой стороны, на которых натянуты три струны — нити основы (гуны) это священные столбы, о которых в Ригведе говорится «Словно гуси, выстроившиеся рядами, прибыли к нам столбы, одетые в светлое, поднимаемые перед огнем поэтами, боги вступают на путь богов».

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука гу и движения гу, созидают третий компонент — видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами, а «скомрат» на санскрите значит вестник, посланец, говорили «идущие со светом по свету». И в той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро даже в конце в XX-го века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Метки: общество

11 Комментариев » Оставить комментарий


  • 509 162

    Представьте динамик (колонки).
    Представьте гусли.

    Оцифровка звука любого инструмента (включая гусли) показывает, что звук, это DATA (данные)[файл]{информация}/форма информации.
    [при этом графики построения виртуальной и аналоговой частоты, на системе координат будут родственны]{в целом, X-Горизонталь оцифрованной системы графика, отвечает за время, а Y-Вертикаль координат за силу порождаемой звуковой волны, в моменты возбуждения электронной цепи}/и если уж слишком упрощённо, то переключение триггеров, управляющих цепью, схоже с механизмом музыкальной шкатулки, задевающую усики.
    А будет ли усик попадать на механизм или нет – определяется битом информации. Т. е. анализом оцифрованной Даты (DATA){данных}.
    Примечательно, что в чисто аналоговых носителях (например виниловых), получается готовый слепок звука (схожий с извлечённым диском музыкальной шкатулки), но только без предварительного разбиения (на координаты усиков)[этакой топографии]{точной карты} на X, Y координатах (имея ввиду оцифровку).

    Собственно говоря динамик – это инструмент перекрывающий весь слышимый спектр. (управляемый оператором, при том кто этот оператор, компьютер и/или человек – не так уж и важно){ведь никто не станет отрицать, что динамик аналогичен любому инструменту, ибо включает в себя весь их потенциал частоты}
    Гусли – это такой же инструмент, но спектрально узко направленный. (управляемый так же оператором, обычно музыкантом){но весьма УЩЕРБНЫМ потенциалом.}

    Так что, о да великий динамик – ты божественен! Твой звук просто бесподобен. И да, можно написать кучу статей про его энергетическое звучание мантр… И прочие радости. От звуков ГУ, до звуков РА.

    • 142 108

      Представил гусли. Фронт звуковой волны – самой причудливой конфигурации, частотный и амплитудный состав в любой момент времени – разный во всякой точке пространства, практически истинно объемный звук, частотный состав звука (особенно при металлических струнах) включает гармоники много выше 20кГц. Сложная пространственная и временная конструкция.
      Представил хороший динамик. Фронт волны – плоский, причем криво-плоский, самая «красота» – у фазоинвертора. Гармоники выше 18кГц смяты, упрощены, выше 20кГц – отсутствуют. Довольно жалкая зарисовка исходных данных, пригодная разве что для упрощенного человечьего слуха. Такими звуками не то что Вселенную, пуделя не впечатлишь.
      Так о чем это ты?

      • 509 162

        Частотный и амплитудный состав – зависит от факторов случайностей, уже близкой к энтропии. (плотность воздуха, сила натяжения струны и так далее){TYPE RANDOMIZE}
        Динамик можно воссоздать и плазменный. А оператор – ПК подключить к фактору внешней энтропии.
        Итоговый график частоты, упираются только в НАСЫЩЕННОСТЬ количества координат и техническую реализацию инструмента способного эти координаты воспроизвести, подключённого к энтропии в пределах программы, и так вплоть до бесконечности (но обычно до предела мощности памяти машины)[но ведь и количество нейронов мозга - ограничено!]{так что слух – дитя оцифровки мозгом!!!}{да и сам слух ограничен обычно от 20 до 18.000 герц, технически}.

        Поскольку уж речь идёт о сцепке Инструмент+Посредник+Звук. То гусли, кормящие энтропией душу, есть реальность. Цифровая имитация реальности, может быть идентична натуральной, вплоть до слухового ограничения плоти.

        Потому, с точки зрения программ. Звук – это данные. Любые данные можно ВОССОЗДАТЬ! Как и виртуальную реальность.

        И если существует инструмент, позволяющий воспроизводить или имитировать (+синтезировать новое) из симулятора ГУСЛИ, ПИАНИНО и так далее на ЕДИНОМ устройстве вывода типа динамик.
        То я с удовольствием положу гусли на полку, как эталон, но не более.

        Ибо имею ЕДИНОЕ универсальное, совершенное пред предшествующими элементами, устройство ввода-вывода информации.
        Вот и всё!

        • 142 108

          Во-первых, воздействие звука на человека – одно, взаимодействие звука со струнами Вселенной – другое. Во-вторых, даже если не вдаваться в вышние сферы, следует признать трудно сопоставимую разницу в сложности устройства оригинала и симулятора. В-третьих, не любые данные можно воссоздать п р а к т и ч е с к и, особенно средствами дискретизации, когда – только в самом начале стремления к идеалу – необходимая толщина потока данных начинает на порядки перекрывать возможности любых шин. И приходится ограничиться приближенным сходством – достаточным для любования (слухования, нюхования;) человеком, а до идеала – который запросто выдает коробочка просушенной сосны и несколько натянутых поверх жилок-проволочек, – все еще остается как до звезды небесной. Так для какой надобности мудрить?! Универсальности ради? Но это путь антропоцентризма, удовлетворяющий только самовлюбленных антропов, а вовсе не гармонизация Вселенной. Сам синтезаторщик, знаю, о чем говорю.

      • 18922 12778

        Оппонент не догоняет, что гусли – первичный источник звука, а динамик только трансформирует электроэнергию в звук посредством мембраны. И где будет тот динамик в отсутствие электричества?

    • 422 674

      В народе в таком случае говорят: “Горе от ума”.

  • 509 162

    Смешно ещё то, что каждый день люди слушают передачи по цифровому телевидению, качество которых УЖЕ выше аналогового на том же экране, поигрывая музыку в компьютере и видео, благодаря небольшим (электронным блочкам) имитаторам цифровой реальности, познавая и прослушивая самые разнообразные инструменты, пусть и не с качеством для меломана.
    Ну почему люди считают, что старое – лучше нового? Ведь можно сохранять старое, комбинируя его в новое…

    • 6251 -1268

      смысл не в “старом – новом”
      в принципе невозможно воспроизвести посредством любой передачи изначальное
      так как любая передача уже имеет ограничения
      создайте сотню динамиков для каждой частоты – и всё-равно не получите даже спектр реального голоса без пусть и незаметных но ограничений
      динамик уже ограничен
      а то что обычно считается слуховым восприятием и его ограниченный диапазон – совсем ничего не имеет с действительным восприятием организма вплоть до молекулярного уровня
      если динамик не передаст с точностью звук гитпры то о органе или колоколах и речи нет
      а уж о цифровой обработке дробления-собирания стоит ли упоминать
      то же что “слушают” – называется “век прогресса”
      а уж в чём – не важно
      благо ещё остались традиционные народные инструменты – есть с чем сравнивать

    • 4353 3332

      Это равносильно тому где ты купаешься в настоящем море или в изображении 3Д от телевизора :-)

  • 1962 1409

    Не зря ценители истинного идут на живое звучание и симфонического оркестра,и выдающихся исполнителей.А их целебное воздействие доказано приборами.

  • 1 0

    Я поражена до глубины души этим небесным звучанием струн гуслей и великолепным голосом певца. Ничего подобного я раньше не слышала.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)