«Основы государственной культурной политики»: изложение «русским языком»
На днях президент подписал Указ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (http://kremlin.ru/acts/47325 ). Разберем, что за основы нам предлагаются, и какова роль каждого из нас в деле развития отечественной культуры.
По прочтении документа становится ясно, что составлялся он чиновниками явно не для народа, а больше из-за того, что «президент поручил»:
- «несистемность»: нечеткая, нелогичная структура;
- много «воды», многословие;
- повторение одних и тех же мыслей;
- «разбалансировка»: одним вещам уделено чрезмерное внимание, другим, наоборот, недостаточное;
- шаблонность многих слов и оборотов;
- чрезмерная обращенность в прошлое и недостаток внимания к будущему (целям и результатам).
Выводы:
1) По своей форме документ отражает «встроенность» (во многом бессознательную) российских чиновников в существующее «толпо-элитарное» общество: явно видно желание скрыть суть за многословием.
2) Тем не менее, в плане содержания (скрытого за формой) документ представляет несомненную ценность в качестве зафиксированного направления культурного развития и намерения государства заниматься им.
Давайте предположим, каким бы мог быть документ, если бы он был составлен не для «утверждения», а для его использования народом. Для этого проделаем следующее:
- введем жесткую логичную структуру;
- представим все мысли в виде тезисов;
- уберем шаблонные посылы (при этом помня, что они во многом обусловлены текущей политической ситуацией);
- изменим акценты в соответствии с концепцией Русского проекта, заявленной В.Путиным (http://www.liveinternet.ru/users/rusant/post346319106/);
- сделаем краткие выводы.
Основы государственной культурной политики
(«выжимка» содержания «простым» языком)
Роль государственной культурной политики в жизни государства и общества:
1) Культура общества:
- его ресурс (наряду с материальными ресурсами);
- основа для его экономического и политического развития.
2) Государственная культурная политика:
- стратегическое направление деятельности государства;
- одна из основ для других направлений государственной политики;
- одна из основ национальной безопасности страны.
Вывод: Признается приоритет («старшинство») культурной (духовной) сферы жизнедеятельности общества над материальной (после десятилетий господства «экономического подхода»).
Цель государственной культурной политики:
«Формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности», для этого необходимо следующее:
- возрождение традиционных культурных ценностей;
- создание системы образования и воспитания умного и нравственно здорового человека.
Вывод: Признается приоритет человека перед государством (впервые за очень долгое время в стране).
Национальные основы:
1) Русская культура и русский язык как источник многонациональной российской культуры и объединитель всех национальных культур.
2) Взаимоуважение и взаимообогащение всех национальных культур.
3) Сохранение культурных традиций каждого народа, тем самым сохранение этнокультурного разнообразия России.
Вывод: Основой культурного развития общества будут ценности русской цивилизации, реализуемые для каждого народа в той форме, которая соответствует особенностям его национальной культуры.
Исторические основы:
1) Ценность накопленного исторического и культурного опыта страны.
2) Концепция истории страны должна соответствовать ее государственным интересам.
3) Концепция истории страны должна быть основана на объективных фактах, а не на мифах (об исторической «отсталости» России, о «плохих» периодах).
4) Знание подлинной (не мифологизированной) истории России всеми ее гражданами.
Вывод: Подлинная история страны, ее знание и единство понимания всеми россиянами – основа для единства общества в будущем, необходимого для развития страны в соответствии с концепцией Русского проекта.
Социальные основы:
1) Равенство граждан (вне зависимости от любых различий).
2) Отказ от индивидуализма в пользу соборности.
3) Патриотизм граждан, стремление работать на благо Родины.
4) Высокая гражданская активность членов общества, в т.ч. в области просвещения.
5) Поддержка гражданской активности государством.
Вывод: Государственная культурная политика и участие в ее реализации каждого человека (в меру своих возможностей) является необходимым инструментом в построении общества социальной справедливости.
Основы отношения к человеку:
1) «Обеспечение доступа граждан к знаниям, информации».
2) Поддержка гражданских инициатив по изучению и сохранению культурного наследия.
3) Содействие (при невмешательстве) государства творческой деятельности граждан, в т.ч. в процессе общего и дополнительного образования.
4) Воспитание любви и уважения к знаниям и образованию.
Вывод: Основное внимание в государственной культурной политике будет сосредоточено на человеке, на создании условий для его развития.
Основы взаимодействия с культурами других стран и мировой культурой в целом:
1) Русский язык и литература как ключевой элемент русской/российской культуры.
1) Продвижение русской/российской культуры в мире.
2) Открытость для взаимодействия с культурами других народов.
Вывод: Русская/российская культура и ее распространение по всему миру является инструментом для реализации внешней политики государства и для продвижения в мире концепции Русского проекта.
Условия реализации государственной культурной политики:
1) Системная целенаправленная работа государственных структур.
2) Преодоление бюрократических преград.
3) Совместное участие в реализации государства и общества.
Вывод: Основная роль в реализации государственной культурной политики принадлежит обществу; роль государства должна заключаться в создании условий. Это верно и стратегически (развитие общества), и тактически («профильные» органы власти не способны в достаточной мере справиться со стоящими задачами).
Задачи государства по реализации культурной политики (на предстоящий период):
1) «Развитие государственной системы подготовки творческих кадров».
2) Подготовка кадров (в области гуманитарных наук) для системы образования.
3) Повышение престижа общественного статуса учителя.
4) «Государственная поддержка и модернизация материально-технической базы сферы культуры».
5) Законодательное регулирование и поддержка культурной жизни общества.
6) Научное обеспечение (в области гуманитарных наук) культурной жизни общества.
7) Создание электронных баз данных по разным отраслям знаний.
8) Повышение качества информации в СМИ и Интернете.
Вывод: Заявлена приличная поддержка развитию культуры со стороны государства.
Теперь дело за реализацией государственной культурной политики. Однако вспомним, что культурная политика, а вернее развитие культуры – это дело не только и не столько государства, сколько общества и каждого конкретного человека. Посмотрим, как каждый из нас может внести свой вклад в это дело и тем самым в дело развития России.
Каждый человек ответственен за развитие культуры своей страны
Человек может участвовать в культурной жизни своей страны в следующих основных формах:
1) Самообразование. Да, начинать нужно с собственного развития.
2) Исследование, познание мира вокруг. Это и экспедиции, и изучение предметов материального мира, и «мысли о вечном».
3) Творчество, созидание. Творческий процесс – это не только создание произведений искусства, но и, например, бытовых предметов (вышивание и резьба по дереву – это тоже творчество). Вообще к любому делу в любой профессии (даже дворника) можно подойти с «творческой жилкой» (и с «исследовательской» тоже).
4) Просвещение. Отдавать свои знания и умения другим еще увлекательнее и радостнее, чем получать их самому (как и все остальное в этом мире).
5) Организация. Организация фестивалей, выставок и других культурных мероприятий, а также организация «площадок» для общения и обмена информацией в Интернете.
Каждый в соответствии со своими наклонностями и внутренним чувством «что я могу» может и должен стать деятельным участником процесса культурного развития народа.
Заключение
Возвращаясь к документу «Основы государственной культурной политики», признаем, что в нем есть и недоработки, и ненужное, но суть не в конкретных словах; суть – в том посыле, который дает этот документ обществу. А посыл заключается в обращении к каждому из нас: «что посеешь – то и пожнешь», поэтому пора нам оторваться от привычных «развлечений», оторвать от них своих друзей и близких и вместе активно включиться в реализацию культурной политики.
“Отказ от индивидуальности в пользу соборности”? Надо знать где и когда. Соборность невозможна без “Носителей Духовной Культуры своего народа” в конкретных лицах, гениев рода- народа (устроителей государства). А как иерархия жрецов над послушниками? А “обратная связь” – забота верхов за “низами”-трудящимися не будет работать без построения общества по принципу “Прямой связи”, в основе которой лежит Иерархия Разума, вложенная в каждого из нас с рождения и которую мы собственноручно эволюционизируем умственными способностями, а кто-то свои способности старается минимизировать, упростить. Проповедуя и претендуя при неразвитых способностях и завышенных потребностях к привелигированному положению. Чтобы их проблемы личности стали проблемами всеобщими, как пример неразвитого и безответственного мышления.А как в школах определять одарённых? Для этого и надо “Ключи Познания” для раскрытия их внутренних Знаний. Проповедуемые кругом внешние Знания счастью людей не способствуют, “улучшают” только средства жизни.