«Основы государственной культурной политики»: изложение «русским языком»

895 1
«Основы государственной культурной политики»: изложение «русским языком»

На днях президент подписал Указ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (http://kremlin.ru/acts/47325 ). Разберем, что за основы нам предлагаются, и какова роль каждого из нас в деле развития отечественной культуры.

По прочтении документа становится ясно, что составлялся он чиновниками явно не для народа, а больше из-за того, что «президент поручил»:

- «несистемность»: нечеткая, нелогичная структура;

- много «воды», многословие;

- повторение одних и тех же мыслей;

- «разбалансировка»: одним вещам уделено чрезмерное внимание, другим, наоборот, недостаточное;

- шаблонность многих слов и оборотов;

- чрезмерная обращенность в прошлое и недостаток внимания к будущему (целям и результатам).

Выводы:

1) По своей форме документ отражает «встроенность» (во многом бессознательную) российских чиновников в существующее «толпо-элитарное» общество: явно видно желание скрыть суть за многословием.

2) Тем не менее, в плане содержания (скрытого за формой) документ представляет несомненную ценность в качестве зафиксированного направления культурного развития и намерения государства заниматься им.

Давайте предположим, каким бы мог быть документ, если бы он был составлен не для «утверждения», а для его использования народом. Для этого проделаем следующее:

- введем жесткую логичную структуру;

- представим все мысли в виде тезисов;

- уберем шаблонные посылы (при этом помня, что они во многом обусловлены текущей политической ситуацией);

- изменим акценты в соответствии с концепцией Русского проекта, заявленной В.Путиным (http://www.liveinternet.ru/users/rusant/post346319106/);

- сделаем краткие выводы.

Основы государственной культурной политики

(«выжимка» содержания «простым» языком)

Роль государственной культурной политики в жизни государства и общества:

1) Культура общества:

- его ресурс (наряду с материальными ресурсами);

- основа для его экономического и политического развития.

2) Государственная культурная политика:

- стратегическое направление деятельности государства;

- одна из основ для других направлений государственной политики;

- одна из основ национальной безопасности страны.

Вывод: Признается приоритет («старшинство») культурной (духовной) сферы жизнедеятельности общества над материальной (после десятилетий господства «экономического подхода»).

Цель государственной культурной политики:

«Формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности», для этого необходимо следующее:

- возрождение традиционных культурных ценностей;

- создание системы образования и воспитания умного и нравственно здорового человека.

Вывод: Признается приоритет человека перед государством (впервые за очень долгое время в стране).

Национальные основы:

1) Русская культура и русский язык как источник многонациональной российской культуры и объединитель всех национальных культур.

2) Взаимоуважение и взаимообогащение всех национальных культур.

3) Сохранение культурных традиций каждого народа, тем самым сохранение этнокультурного разнообразия России.

Вывод: Основой культурного развития общества будут ценности русской цивилизации, реализуемые для каждого народа в той форме, которая соответствует особенностям его национальной культуры.

Исторические основы:

1) Ценность накопленного исторического и культурного опыта страны.

2) Концепция истории страны должна соответствовать ее государственным интересам.

3) Концепция истории страны должна быть основана на объективных фактах, а не на мифах (об исторической «отсталости» России, о «плохих» периодах).

4) Знание подлинной (не мифологизированной) истории России всеми ее гражданами.

Вывод: Подлинная история страны, ее знание и единство понимания всеми россиянами – основа для единства общества в будущем, необходимого для развития страны в соответствии с концепцией Русского проекта.

Социальные основы:

1) Равенство граждан (вне зависимости от любых различий).

2) Отказ от индивидуализма в пользу соборности.

3) Патриотизм граждан, стремление работать на благо Родины.

4) Высокая гражданская активность членов общества, в т.ч. в области просвещения.

5) Поддержка гражданской активности государством.

Вывод: Государственная культурная политика и участие в ее реализации каждого человека (в меру своих возможностей) является необходимым инструментом в построении общества социальной справедливости.

Основы отношения к человеку:

1) «Обеспечение доступа граждан к знаниям, информации».

2) Поддержка гражданских инициатив по изучению и сохранению культурного наследия.

3) Содействие (при невмешательстве) государства творческой деятельности граждан, в т.ч. в процессе общего и дополнительного образования.

4) Воспитание любви и уважения к знаниям и образованию.

Вывод: Основное внимание в государственной культурной политике будет сосредоточено на человеке, на создании условий для его развития.

Основы взаимодействия с культурами других стран и мировой культурой в целом:

1) Русский язык и литература как ключевой элемент русской/российской культуры.

1) Продвижение русской/российской культуры в мире.

2) Открытость для взаимодействия с культурами других народов.

Вывод: Русская/российская культура и ее распространение по всему миру является инструментом для реализации внешней политики государства и для продвижения в мире концепции Русского проекта.

Условия реализации государственной культурной политики:

1) Системная целенаправленная работа государственных структур.

2) Преодоление бюрократических преград.

3) Совместное участие в реализации государства и общества.

Вывод: Основная роль в реализации государственной культурной политики принадлежит обществу; роль государства должна заключаться в создании условий. Это верно и стратегически (развитие общества), и тактически («профильные» органы власти не способны в достаточной мере справиться со стоящими задачами).

Задачи государства по реализации культурной политики (на предстоящий период):

1) «Развитие государственной системы подготовки творческих кадров».

2) Подготовка кадров (в области гуманитарных наук) для системы образования.

3) Повышение престижа общественного статуса учителя.

4) «Государственная поддержка и модернизация материально-технической базы сферы культуры».

5) Законодательное регулирование и поддержка культурной жизни общества.

6) Научное обеспечение (в области гуманитарных наук) культурной жизни общества.

7) Создание электронных баз данных по разным отраслям знаний.

8) Повышение качества информации в СМИ и Интернете.

Вывод: Заявлена приличная поддержка развитию культуры со стороны государства.

Теперь дело за реализацией государственной культурной политики. Однако вспомним, что культурная политика, а вернее развитие культуры – это дело не только и не столько государства, сколько общества и каждого конкретного человека. Посмотрим, как каждый из нас может внести свой вклад в это дело и тем самым в дело развития России.

Каждый человек ответственен за развитие культуры своей страны

Человек может участвовать в культурной жизни своей страны в следующих основных формах:

1) Самообразование. Да, начинать нужно с собственного развития.

2) Исследование, познание мира вокруг. Это и экспедиции, и изучение предметов материального мира, и «мысли о вечном».

3) Творчество, созидание. Творческий процесс – это не только создание произведений искусства, но и, например, бытовых предметов (вышивание и резьба по дереву – это тоже творчество). Вообще к любому делу в любой профессии (даже дворника) можно подойти с «творческой жилкой» (и с «исследовательской» тоже).

4) Просвещение. Отдавать свои знания и умения другим еще увлекательнее и радостнее, чем получать их самому (как и все остальное в этом мире).

5) Организация. Организация фестивалей, выставок и других культурных мероприятий, а также организация «площадок» для общения и обмена информацией в Интернете.

Каждый в соответствии со своими наклонностями и внутренним чувством «что я могу» может и должен стать деятельным участником процесса культурного развития народа.

Заключение

Возвращаясь к документу «Основы государственной культурной политики», признаем, что в нем есть и недоработки, и ненужное, но суть не в конкретных словах; суть – в том посыле, который дает этот документ обществу. А посыл заключается в обращении к каждому из нас: «что посеешь – то и пожнешь», поэтому пора нам оторваться от привычных «развлечений», оторвать от них своих друзей и близких и вместе активно включиться в реализацию культурной политики.


Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
Один комментарий » Оставить комментарий
  • 50 22

    “Отказ от индивидуальности в пользу соборности”? Надо знать где и когда. Соборность невозможна без “Носителей Духовной Культуры своего народа” в конкретных лицах, гениев рода- народа (устроителей государства). А как иерархия жрецов над послушниками? А “обратная связь” – забота верхов за “низами”-трудящимися не будет работать без построения общества по принципу “Прямой связи”, в основе которой лежит Иерархия Разума, вложенная в каждого из нас с рождения и которую мы собственноручно эволюционизируем умственными способностями, а кто-то свои способности старается минимизировать, упростить. Проповедуя и претендуя при неразвитых способностях и завышенных потребностях к привелигированному положению. Чтобы их проблемы личности стали проблемами всеобщими, как пример неразвитого и безответственного мышления.А как в школах определять одарённых? Для этого и надо “Ключи Познания” для раскрытия их внутренних Знаний. Проповедуемые кругом внешние Знания счастью людей не способствуют, “улучшают” только средства жизни.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)