«Украинское руководство провоцирует отторжение Донбасса»
Глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью отреагировал на одобрение Конгрессом США акта в поддержку Украины, предусматривающего новые санкции против РФ, высказался о положени вокруг Донбасса, а также напомнил о правах России в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия.
— Сергей Викторович, Крым после вхождения в состав России автоматически перестал быть безъядерной зоной. Может ли эта территория рассматриваться в качестве места для размещения российского ядерного оружия? Такую обеспокоенность высказывают в руководстве НАТО.
— Термин «безъядерная зона» никогда к Крыму не применялся. Это термин, который характеризует определенную международно-правовую договоренность. Есть безъядерные зоны в Латинской Америке, в Центральной Азии, в Юго-Восточной Азии. Крым не являлся безъядерной зоной в международно-правовом смысле, он был частью Украины, которая является государством, не обладающим ядерным оружием.
Теперь Крым стал частью государства, которое в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия обладает таким оружием. И государство российское имеет в соответствии с международным правом все основания распоряжаться своим легитимным ядерным арсеналом в соответствии со своими интересами и в соответствии со своими международно-правовыми обязательствами.
— Если акт в поддержку Украины со стороны США, предполагающий военную помощь Украине, включая поставки оружия, а также введение новых санкций в отношении госкомпаний, будет подписан президентом Бараком Обамой, будем ли мы это трактовать как возвращение к Холодной войне, станет ли это своеобразной «красной чертой» для российской стороны?
— Меры, которые изложены в этом законопроекте, в значительной степени являются предложением американскому президенту действовать на свое усмотрение. Существуют исключения и требования к нему, положения, которые обязывают его принять меры в отношении, в частности, «Рособоронэкспорта». Причем эти меры должны распространяться экстерриториально, в том числе и на партнеров тех наших компаний, которые попадают под американские санкции. Эта практика нелегитимна сама по себе как, по сути, нелегитимны и санкции, вводимые в обход Совета безопасности ООН.
Если говорить о нашем военно-промышленном комплексе, то у многих из этих предприятий, как вы знаете, партнеры есть и на Украине. Поэтому бить по промышленности наших украинских соседей, которые и без того находятся в плачевном состоянии, это контрпродуктивно с точки зрения американских интересов. Один этот пример показывает, что в основе всей этой затеи лежит совсем не забота об Украине, а такое маниакальное желание Россию наказывать за все мыслимые и немыслимые прегрешения.
Если перечислить то, что Россия сделала для Украины после исчезновения Советского союза — это десятки и десятки миллиардов долларов, которые были переданы Украине в виде субсидий. Если перечислять наши действия после государственного переворота на Украине в феврале этого года, действия, направленные на нормализацию обстановки, на поиск каких-то конструктивных выходов из кризиса, то наш послужной список будет весьма и весьма внушителен.
Это касается и нашего подхода к процессу на Юго-Востоке, к референдуму, который там состоялся, нашему отношению к последовавшим выборам в самопровозглашенных ДНР и ЛНР, нашего отношении к выборам президента, а затем и парламента Украины, наши инициативы по созданию минского процесса, которые, в общем-то, сейчас всеми признаются как единственный реалистичный путь выхода из ситуации.
На этом фоне, если поинтересоваться у наших западных коллег, в частности у американцев, о том, что они сделали конкретно, я думаю, мы не увидим достаточно впечатляющих достижений, кроме того, что они безоглядно и безоговорочно поддерживают любые, в том числе совершенно деструктивные действия украинских властей, например, закон о люстрации. Этот закон вызвал возмущение даже у Венецианской комиссии Совета Европы.
Поэтому этот шаг США, конечно, враждебный, у президента есть выбор подписывать этот закон или не подписывать. Будем исходить из конкретных поступков в том, что касается введения этого закона в действие и в том, что касается его практического применения.
— Реально ли урегулировать проблему Донбасса, сохранив его в составе Украины? Или же отчуждение этого региона от Украины приобрело необратимый характер? Будет ли отторжение Донбасса от Украины?
— Я очень надеюсь, что те шаги, которые предпринимает украинское руководство, провоцируя отторжение Донбасса, будут остановлены, что курс Киева сменится на диалог с Донбассом и на согласование договоренностей, которые обеспечат равноправное, уважительное проживание на Украине всех ее граждан и все ее регионов. Для этого, еще раз подчеркну, необходимо настоять на выполнении Украиной взятого еще в апреле обязательства о проведении всеобъемлющей транспарентной конституционной реформы с участием всех регионов и всех политических сил.
— Мы ведем линию на урегулирование проблемы Донбасса в составе Украины, в чем наша позиция?
— Мы сейчас единственные, кто этого добивается, настаивая на выполнении того самого обязательства, о котором я сказал: проведение конституционной реформы с участием всех регионов и всех политических сил Украины, согласование таких параметров совместного проживания, которые уважали бы особенности и специфику этнических и религиозных групп, права меньшинств, уважали бы обязательства по конвенциям Совета Европы, по другим документам, в том числе, по документам ОБСЕ, чтобы все граждане Украины могли бы избирать руководителей своих регионов, могли бы понимать, что эти люди представляют их интересы, чтобы они могли иметь возможность финансово обеспечивать свои потребности за счет договоренности с центром по налоговым вопросам, чтобы они могли пользоваться своим языком, чтобы они могли праздновать свои памятные даты, а не те, что навязаны одной частью страны, как, например, идея о том, чтобы отмечать как национальный праздник Украины дни Рождения Степана Бандеры и Шухевича.
Я не вижу, как на Востоке и на Юге Украины эти праздники могут отмечаться: там отмечают 9 мая. Надо исходить из этой реальности: нельзя навязать всей стране какую-то идеологию, когда этих идеологий в стране представлено несколько.