Петербургские тайны

2260 0

190 лет назад, 19 ноября 1824 года, произошло самое разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга. Вода поднялась на 4,2 метра, половину города смыло, погибли тысячи людей. Об этой чудовищной катастрофе повествует поэма Пушкина «Медный всадник». Впрочем, в далеком прошлом наша северная столица, по всей видимости, пережила гораздо более страшный катаклизм…

Всадник без головы

Поэт писал практически с натуры: о том, что происходило во время наводнения, ему рассказал очевидец — Василий Берх. Как по улицам гуляли огромные волны, о носившихся по воде утопленниках, об уничтоженных стихией кварталах… И о скульптуре Медного всадника, возвышающейся над всем этим ужасом.

Памятник Петру I, естественно, не пострадал. Ведь его постамент — «Гром-камень», — весит 1600 тонн, а первоначальная масса монолита до обработки составляла не менее 2500 тонн. Даже для современной строительной техники это предельные цифры. Кран, который способен осилить такой груз, появился только недавно, это немецкий колосс Liebherr LR13000. А вот перевезти по бездорожью булыжник массой свыше 150 тысяч пудов не смогут и сегодня.

Тем не менее в учебниках есть иллюстрации, как гигантскую каменюку транспортировали в город. Глыбу якобы сначала дотащили до берега Финского залива, загрузили на борт некоего судна и морем, а потом по Неве довезли до места. Казалось бы, все просто — нагнали мужиков побольше, крепостных хватало. Однако законы физики не обмануть.

http://portal-kultura.ru/upload/medialibrary/969/Piter_Kult_41_01.jpgФинский залив аж до 1885 года оставался несудоходным. Пока не прорыли Морской канал, корабли разгружались в Кронштадте. По «Маркизовой луже» могли ходить суда осадкой около двух метров. Единственный вариант — построить огромную плоскодонку, способную выдержать вес гигантской глыбы. «Теоретически водоизмещение подобного судна должно быть не менее 4000 тонн, хотя таких деревянных плавсредств люди никогда не строили. Опять-таки теоретически вес в 2–2,5 тысячи тонн способна поднять плоскодонная баржа размерами 30х60 метров. Но она просто разрушится — продольная прочность всей конструкции будет крайне низкой», — объясняет «Культуре» главный конструктор ЦКБ «Балтсудопроект» Михаил Руденко.

Получается, «веселые картинки» о транспортировке монолита утлыми деревянными суденышками — фальсификация? Но ведь камень лежит! Просто мы не знаем, сколь давно он там находится.

http://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/%20%D0%B2%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%2008.jpg

Все непросто и с конной статуей. У всадника отсутствуют стремена, он одет в тогу, а на боку висит римский меч. Большинство скульптурных изображений Петра Великого совершенно иные, там он в одежде XVIII века, у лошадей нормальная сбруя, да и с оружием порядок. Здесь же полный набор анахронизмов. Стремена появились только в VI столетии, мечи вышли из обихода задолго до Ивана Грозного, да и не было никогда на Руси оружия, как на этом памятнике. Аллегория в римском стиле? Да, француз Этьен Фальконе, которому приписывается авторство монумента, мог просто скопировать какой-то римский памятник.

http://portal-kultura.ru/upload/medialibrary/8c3/Piter_Kult_41_05.jpgА если вообще ничего не копировать… Известно, что при отливке статуя получилась без головы — ошибочка вышла. Версия напрашивается сама собой: некую античную статую «модифицировали». 

— Вот голова Медного всадника, точная копия. Ее изваяла ученица Фальконе — Мари-Анн Колло. А зрачки, как вы видите, сделала в виде сердечек, из великой любви к государю Петру Алексеевичу. Отдельно отлитую голову потом прикрепили к статуе, — рассказывает и показывает главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга, кандидат исторических наук Марина Логунова.

Однако с Медным всадником проще всего. А если оглянуться вокруг, то загадок, причем совершенно необъяснимых, появится великое множество.

Ниже уровня моря

Английская набережная — здания постройки начала XVIII века. Цокольные этажи строений почему-то утоплены глубоко в земле, ступеньки идут на 2–3 метра вниз. То есть на уровень Невы. Между тем строители не могли не знать о частых наводнениях. Выше всего река поднималась в 1691 году — на 7,6 метра. В 1703-м, уже через три месяца после основания города, Петр был свидетелем того, как уровень воды «взлетел» на два метра. А горе-строители, видите ли, оказались такими глупыми, что возводили здания, где заливало не только цоколь, но и первый этаж. В городе практически весь исторический центр — из явно заниженных строений. Не кажется странным?

Попытаемся выяснить данный вопрос у питерских историков.

< ![CDATA[]]>http://portal-kultura.ru/upload/medialibrary/3da/Piter_Kult_41_06.jpg< ![CDATA[]]>

— Действительно, судя по документам начала XVIII века, культурный слой за 250 лет особо не вырос, цокольные этажи зданий исторического центра еще тогда были более чем наполовину утоплены в грунте. Уровень Невы также не претерпел изменений. Но как объяснить это, мы не знаем, — говорит Марина Логунова.

Дворец Меншикова: весь первый этаж ниже уровня грунта. Соседняя Кунсткамера — аналогично. Зимний дворец — огромные окна цоколя уходят в землю, где располагается полноценный этаж с высоченными потолками. А Петропавловская крепость возле стен завалена землей метра на два. Во всяком случае, откопанный ныне фундамент Петровских ворот находится в глубокой траншее.

http://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/hthj746.png

И так везде. Создается впечатление, что весь город когда-то просто засыпало толстым слоем земли. Или залило большим количеством грязи. Неужели было наводнение, о котором мы не знаем?

Столица мегалитов

Оконные проемы первого этажа Адмиралтейства расположены всего в метре от грунта. А глубоко в почву уходит красивая гранитная облицовка. Зачем?.. Впрочем, здание привлекает внимание исследователей не только этим: около него на постаментах лежат якоря. Вес каждого монолитного гранитного параллелепипеда — порядка 20 тонн. Функциональности никакой. Такую тумбу проще (и в десятки раз дешевле) сложить из кирпичей, а потом оштукатурить. Но кому-то было не лень обтесывать огромные каменные глыбы и тащить их в город.

В 1982 году в Петропавловскую крепость привезли ванну, вырезанную с ювелирной точностью из цельной глыбы розового гранита. Ее купили у кого-то из горожан за 200 рублей. Но кто ее сделал и когда — информации нет. Однако есть в Питере «ванночка» побольше. Полированные стенки, геометрически идеальные поверхности, зеркальная полировка. Диаметр изделия — 5,5 метра, высота — два метра, вес заготовки — более 160 тонн. Вспоминать про «неудобный» артефакт историки очень не любят.

< ![CDATA[]]>http://portal-kultura.ru/upload/medialibrary/1ce/Piter_Kult_41_07.jpg< ![CDATA[]]>Но лучше всего скрыть то, что находится на виду. Александрийская колонна — гранит, 600 тонн, 25,6 метра, идеальный усеченный конус диаметром у основания 3,5 метра и 3,14 метра наверху. Ровная, как лазерный луч, будто сошедшая с титанического токарного станка. Отличная полировка, все блестит. Основание, на котором стоит столб, весит еще сотню тонн, а под ним в землю уходит каменный 500-тонный кубик. Наконец, масса заготовки, из которой сделали саму колонну, превышает тысячу тонн.

— Монолитные колонны изготавливаются на некоем подобии токарного станка, у нас тоже есть такой, максимальная длина изделия — 3,7 метра. Существуют агрегаты, которые делают и 10-метровые колонны. Все, что больше, — составное. Наш мир — обработчиков камня — достаточно тесный, знаем своих коллег по всей планете, и ни у кого подобных технологий нет и никогда не было, — объясняет гендиректор компании «Данила Мастер» Рафаэль Мехтиев.

Опять-таки существуют рисунки, на которых изображены работы по транспортировке столпа и его подъему. «Перевезти колонну весом 500–600 тонн — наименьшая проблема. Хотя деревянные плоскодонки такой грузоподъемностью тоже не очень реальны. А вот загрузить ее в отсутствие кранов, а потом выгрузить — просто невозможно. Если закатывать на борт, возникнет крен, и судно тут же пойдет ко дну. У нас на судостроительных заводах кран с грузоподъемностью в 500 тонн — редкость. А еще недавно таких вообще не было», — заключает Михаил Руденко. 

Вечные ступеньки

Но царь-ванна и Александрийский столп — далеко не единственные в своем роде, в Питере такого добра хватает. И тоже на самом виду. Знакомьтесь — Исаакиевский собор, чудо света. Без каких-либо преувеличений.

http://portal-kultura.ru/upload/medialibrary/fbb/Piter_Kult_41_08.jpg48 монолитных (!) гранитных колонн, каждая весом 114 тонн и длиной 14,1 метра, они абсолютно одинаковые и совершенные с геометрической точки зрения. Наверху, вокруг барабана, установлены 24 колонны. Каждая весом в 63 тонны и по 11,14 метра длиной. Добавим сюда малые колонны в звонницах — еще 32 штуки. Эти поменьше: всего по 10 тонн и 6,34 метра. Все одинаковое — поточное производство.

Заслуживает внимания и основание храма. Он покоится на титанических гранитных глыбах, «кирпичики» имеют по 6 метров длины, 2–3 метра ширины и около метра толщины (40–50 тонн). Они также идеально ровные, блестят, грани — как бритва. А еще в них сделаны ступеньки. Зодчие как-то особо не морочились: нужна лесенка — просто вырубим ее в монолите. Работали с гранитом, как с какой-нибудь глиной. Особо примечательны идеальные внутренние углы — там, где сходятся три плоскости. Технологическая загадка.

— Скажу откровенно — я не знаю, как это сделано. Правда, подобных загадок в мире хватает, своими глазами видел массу древних изделий из камня, которые непонятно кем, когда и при помощи какого инструмента изготовлены. Но не примитивными стамесками — это точно, — размышляет Рафаэль Мехтиев.

На каменных руках

В официальную версию происхождения атлантов Нового Эрмитажа сегодня уже мало кто верит. «Один скульптор делал всем статуям руки, другой ноги, третий головы, вот и вышли они такие одинаковые», — даже как-то не смешно. Напоминает известную юмореску Аркадия Райкина про ателье. Там, как известно, при аналогичном «бригадном подряде» все выходило криво. Здесь — шедевр.

http://portal-kultura.ru/upload/medialibrary/256/Piter_Kult_41_10.jpgЛибо их отлили, либо сделали на каких-то станках с числовым программным управлением — другие варианты давно уже не обсуждаются. В пользу высокотехнологичной версии говорит и «авторская надпись», которую можно видеть на крайнем правом ближнем к стене гиганте. Год и имя «скульптора» выгравированы на удивление грубо по сравнению с идеальными линиями статуй.

Внутри — еще забавнее. Сразу попадаешь в лес из колонн, их здесь десятки. Те, что прямо около входа, из того же темно-серого гранита, как и атланты. Все изделия полностью идентичны, и это тоже монолиты: весят десятки тонн. Да и другие элементы конструкции здания выдают наличие поточного производства, неких ГОСТов, унификации и контроля качества. А это уже совершенно иной уровень развития цивилизации. Современный или, принимая во внимание нашу неспособность повторить данные изделия, более высокий.

В 1985 году в Москве на Октябрьской площади устанавливали памятник Ленину. Основанием для него стала монолитная гранитная колонна — цилиндр высотой 10 метров и весом в 50 тонн. Вырезали, обрабатывали и доводили до кондиции его целых два года! А перевозку к месту установки показывали по телевидению как триумф современной техники. И не стоит глумиться над советскими строителями, они работали отлично. Кстати, заметьте: основание, на котором стоит монолит, не цельное, оно собрано из кусочков — небольших гранитных блоков. Ну не умеем мы работать с камнем…

Раньше, выходит, умели. Казанский собор — сооружение из той же «мегалитической» серии, множество стандартных монолитных колонн. 96 снаружи (каждая около 15 метров) и 56 внутри (10,7 метра),  И, судя по официальной истории, построенное в нереально короткий срок — всего за десять лет.

http://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/1266289.jpg

Новый Эрмитаж якобы отстроили за девять лет, а вот с Исаакиевским собором возились свыше 30.

Планов громадье

С Исаакием вообще очень много неясностей. Совершенно готовый храм всплывает на рисунках, которые датируются разными годами, разброс — десятилетия. Согласно основной версии, собор начали строить в 1819 году, закончили — в 1858-м. Но на старых изображениях он полностью готов уже в 1820-м, есть информация, что он стоял в 1802-м и даже ранее. Кому верить?

— На изображениях различных авторов, действительно, «показания расходятся». Это можно объяснить как неточностью с датами, так и тем, что нарисованы разные соборы. Так, здание третьей Исаакиевской церкви, который проектировал Ринальди, а достраивал Бренна, закончили в 1802 году. У него было три входа, а не четыре портика, как сейчас. Монферран, по сути, перестроил храм, сохранив по требованию Александра I уже имеющуюся алтарную часть и поменяв форму звонниц, — объясняет ученый секретарь музейного комплекса «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» Елена Чернышева. 

Что именно француз перестроил и в каком объеме — вопрос, конечно, интересный. Но документов по предыдущему строительству и вовсе не сохранилось. Возводили с нуля или тоже что-то «ремонтировали»?..

< ![CDATA[]]>http://portal-kultura.ru/upload/medialibrary/5cb/Piter_Kult_41_11.jpg< ![CDATA[]]>А вот еще одна загадка. На известном рисунке князя Григория Гагарина вокруг Александрийской колонны стоит некое полуразрушенное каменное здание. Причем конструкция лесов совершенно не совпадает с рисунками-отчетами Монферрана. Быть может, потому, что русский аристократ рисовал с натуры, ничего не выдумывал?

По счастью, сохранился еще один достойный внимания документ — «Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765–1773 гг.». Рассматривая его, натыкаешься на удивительные открытия. Городу чуть больше полувека, а все набережные уже облицованы камнем. Более того, часть кварталов почему-то начерчена полуразрушенной, кое-где у зданий сохранились межэтажные перекрытия. Тут и там встречаются настоящие чудеса. Например, в центре Питера стояло здание, метров 20 высотой, с контрафорсами по всем стенам. Верхняя его часть чем-то напоминала мавзолей Ленина на Красной площади.

— Мы знаем о рисунке князя Гагарина, его подлинность не вызывает сомнений, равно как и «Аксонометрического плана». Огромное здание с контрафорсами, действительно, когда-то в городе стояло. Что это было, куда делось и когда — неизвестно. Со строительством Александрийской колонны и иных памятников тоже есть неясности, — отмечает Марина Логунова.

В подвалы Исаакиевского собора экскурсантов не пускают, для корреспондента «Культуры» сделали исключение. А тут еще один полноценный этаж. «По всей видимости, подвал спланирован по-принципу крипты или «нижней церкви». Вот, смотрите, в стенах специальные ниши, которые могли быть использованы для установки декоративных элементов или светильников», — показывает Елена Чернышева. Ниши почти у самой земли, то есть пол насыпан минимум на метр-полтора, а то и два. Выходит, здание изначально стояло выше относительно уровня грунта.

< ![CDATA[]]> http://portal-kultura.ru/upload/medialibrary/f90/Piter_Kult_41_12.jpg< ![CDATA[]]>Подвалы Смольного собора — тоже не туристический объект. В глубь земли уходит 47 ступенек, я на глубине около 12–13 метров. Стены из кирпича и блоков «путиловского камня» (разновидность известняка), высоченные своды. Еще одна загадочная «нижняя церковь». А рядом с храмом археологи обнаружили совсем уж титанический фундамент, считается, что его сделали для 150-метровой колокольни. Но потом основание мегабашни почему-то зарыли. Чудеса…

Русское — этрусское?

«Парадиз» (рай) — так Петр I называл Санкт-Петербург. Странное имя для пустынного болотистого берега Балтики, куда молодой царь рвался с запредельной энергией. Или все-таки не пустынного?.. «Прорубить окно» в Европу можно было куда проще. Ригу и Ревель — порты с развитой инфраструктурой — захватили уже в 1710-м, причем без особых потерь. Де-факто Санкт-Петербург стал не нужен. Или дело было не в «окне»?

«Северная Пальмира» — так Питер стали величать в середине XVIII века. Как раз тогда и появились сведения про Пальмиру — загадочный древний город в Сирии, непонятно кем и когда построенный. Там тоже присутствуют титанические колоннады, огромные храмы, кварталы руин величественных зданий. Историки сочиняют версии его происхождения, но ничего правдоподобного пока не выдумали.

http://portal-kultura.ru/upload/medialibrary/679/Piter_Kult_41_13.jpgС историей нашей «культурной столицы» не все просто, и убедиться в этом может каждый. Достаточно пройтись по улицам Северной Пальмиры. Посмотреть и потрогать руками все упомянутые в этом материале диковинки. А кто и когда это построил — пусть разбираются профессионалы. Но внести ясность необходимо, ведь уже появились самые дикие версии. До тарелочек с гуманоидами пока не договорились, но то ли еще будет…

Что интересно — в Европе имеются аналогичные загадочные объекты. Акведуки, которые можно построить лишь с применением лазерных теодолитов, виллы с вполне современной сантехникой, «вечные» дороги-виа и многое другое. А есть еще тексты предшественников римлян — этруссков. Etruscum non legitur («этрусское не читается») — это высказывание сделали аксиомой. Прекрасно читается! По-русски. Еще в XIX веке ученый Тадеуш Воланский прочитал массу надписей, за что был подвергнут гонениям в западном научном мире. Быть может, все это — и Питер, и прочие объекты — построили наши предки? И Петр I об этом знал. А европейские историки, которые впоследствии оккупировали российскую Академию наук, устроили грандиозный подлог?..

Нильс ИОГАНСЕН

Источник:< ![CDATA[]]> газета Культура< ![CDATA[]]>

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)