Особенности русского патриотизма
Минимальные знания для современных политиков.
Автор: Татьяна Шингурова | 2014-11-09 22:00:01
http://perevodika.ru/upload/iblock/b52/rekrut_repin.jpg
Людям, которые пытаются понять, что такое русский патриотизм или даже тем, кто хочет работать, используя это чувство в каком-то направлении, неплохо бы начать с осознания того, что русский патриотизм – это довольно сложный сплав чувств, часто прямо противоположных, и, может быть, отложить свою идею работать с русским патриотизмом в лоб и без серьезных интеллектуальных изысканий.
Разобраться в терминах
У каждого есть свое собственное представление о патриотизме. Для кого-то это любовь к собственному дому, кто-то любит родную землю и пейзаж, скажем, березовые рощи, но ненавидит государство, кто-то, напротив, питает идеологическую любовь к политическому строю, как это было, например, в СССР. Отсюда и постоянные споры, что патриотично, а что нет, и вообще, кто может претендовать за «звание» патриота. Поэтому, перед тем, как начать разговор о патриотизме, нужно сначала разобраться в основных понятиях и терминах.
С исторической точки зрения, патриотизм появился в то же время, что и государство. Само слово патриотизм происходит от греческого πατρίς («отечество»). Причем, по словам доктора исторических наук, Людмилы Морозовой, под отечеством в данном случае нужно подразумевать именно государство, страну, народ, а вовсе не любовь, скажем, к родному дому, патриотизм чувство «надличностное». Справедливости ради, любовь к родному очагу предшествовала любви к родине.
http://perevodika.ru/upload/iblock/083/rekrut_3-720×363.jpgВыделяют множество видов патриотизма. Например, патриотизм «жертвенный», который был присущ декабристам. Известна оценка А.И. Герцена, данная им, вышедшим «…сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия». Или «местный патриотизм», когда люди готовы защищать свою деревню, но могут быть абсолютно равнодушными, если речь идет о соседях, пусть и соотечественниках. Например, во время гражданской войны в России в начале XX века крестьяне активно боролись против вторжения иностранных интервентов, но только тогда, когда враги находились на близком расстоянии от их деревень. Кстати, подобный тип патриотизма считается наиболее массовым.
Зарождение русского патриотизма
Впервые, термин патриотизм в России появился при Петре I. Он был использован в одном трактате, посвященном причинам Свейской войны вице-канцлера Шафирова. Он употребил слово «патриот» к себе и к Романовым, что были репрессированы Борисом Годуновым. Но само понятие в его нынешнем понимании распространилось лишь во второй половине XVIII века.
Разумеется, патриотизм как явление появился в русской истории намного раньше. Так, «Слово о полку Игореве», созданное в XII веке, считается первым патриотическим произведением русской литературы, по крайней мере, из того, что до нас дошло. Ярким проявлением русского патриотизма было и второе ополчение, когда оставшись без царя и предводителя, русский народ едино поднялся на защиту русской земли. Но называлась это тогда совсем по-другому. Так, Петр I именовал себя «сыном Отечества», а в XVI веке бытовало понятие «доброходящего российскому царству». Так что, исконно русское название патриота – «доброход».
Земельный патриотизм
Патриотизм часто проявляется как любовь к определенной территории, земле, осознание себя ее непосредственной частью. Можно назвать такой патриотизм «местным», можно «крестьянским», который в русском человеке разглядели два великих русских писателя. Первым, как ни странно, был Лев Толстой, который всячески критиковал патриотизм – как причину разъединения народов и любил повторять фразу доктора Самуэля Джонса «патриотизм – последнее убежище негодяя».
И все же, во многих своих произведениях, он изображал такого «патриота». Именно таким был Платон Каратаев – «воплощение всего русского, доброго и круглого». Как говорил потом другой автор, Глеб Успенский, жизнь Каратаева не имеет смысла как отдельная жизнь, «Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Успенский называл эту черту, характерную для русского черту «властью земли» – следствие вековечной, непрестанной жизнью его в природе.
http://perevodika.ru/upload/iblock/a60/rekrut_nevrev-720×576.jpgГоворя об этом типе русского патриотизма, некоторые историки отмечают, что до XIV века в источниках понятие «русская земля» включало в себя все – и территорию, и владение, и народ, и даже русское войско на чужбине. Ученый Буслаев подметил, что на Руси «в старину вместо отечества говорилось просто земля, Русская земля». Эта связь с землей, впоследствии неоднократно проявлялась во многих русских народных традициях. Например, в обряде прощания с землей, когда, почувствовав приближение смерти, крестьянин шел в поле, кланялся земле и говорил: «Мать сыра земля, прости и прими меня».
И не только для крестьян-земледельцев земля была воплощением родины. Традиция привозить горсть родной земли на могилы солдатам, погибшим на чужбине, сохранилась и в XX веке и в XXI веке.
«За царя»
«За веру, царя, отечество», гласил знаменитый девиз, распространенный во времена Российской империи. Вера в монархию, в православного царя тоже была весьма укоренена в русском сознании. Любовь к монарху была свойственна одновременно и дворянам, и крестьянам, так как они ощущали себя общей иерархией, идущей от Бога. Идея служения «государю» и готовность идти за ним «хоть в огонь, хоть в воду», была присуща еще отношениям между дружинниками и князем. Как говорилось еще в «Слово о полку Игореве»: «за землю русскую… ищучи себе чести, а князю славы».
http://perevodika.ru/upload/iblock/e59/kazan-720×540.jpgНо сама идея «жизнь за царя», впоследствии прославленная подвигом Ивана Сусанина и воспетая Михаилом Глинкой, появилась впервые при Иване Грозном. И в первую очередь адресовалась аристократии. Иван IV отдавал особое значение нерушимой присяге и верности монарху, что отчетливо прослеживается в его переписке с Андреем Курбским. В ней поднимаются многие вопросы церковно-политического характера, в частности, Иван Грозный указывает на божественное происхождение самодержавия, которое было принесено на Русь святым Владимиром через крещение. Он повторяет слова апостола Павла – кто противится власти, противится и Богу. «Русская земля держится божьим милосердием, и милостью пречистой богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей и, наконец, нами, своими государями».
Впрочем, далеко не все последующие монархи придавали патриотизму личностные характеристики. Так, например, Петр I, напутствуя солдат перед Полтавской битвой говорил: «И так, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество…». При последних же императорах – Александре III и его сыне Николае II, напротив, православный образ самодержавных монархов, вновь стал популярным.
«За Родину, за Сталина»
Патриотизм в СССР был неотъемлемой частью сознания большинства жителей. Сейчас часто сравнивают сталинизм с царским патриотизмом как слепой верой в вождя, но по мнению специалистов, коммунистический патриотизм сильно отличался от консервативного национального патриотизма наличием четкой «прагматической составляющей».
http://perevodika.ru/upload/iblock/a5c/vojjna.jpg
Образ православного царя и божественного происхождения самодержавия были названы «буржуазным патриотизмом», переходящим в шовинизм, и заменены постоянным подчёркиванием достижений Советской власти и народа СССР. Советский патриотизм делал основной упор на сознательную и целеустремленную любовь к социалистической родине, к политическому строю.
Патриотизму в СССР не была свойственна однородность. Будучи основным орудием управления сознанием масс, он менялся в зависимости от экономических, политических и культурных обстоятельств. Например, долгое время, статус патриота требовал неистребимой ненависти к врагам Родины, а также их поиск и разоблачение.
В годы Великой Отечественной войны в патриотическом воспитании был сделан большой шаг в сторону забытого традиционного патриотизма – власти обратились к доселе запретным и забытым образам Александра Невского, Ивана Грозного, Петра I, Александра Суворова, дабы воспитать в народе героическую составляющую. В 70-е года на первый план выдвигается «любовь и преданность своей Родине, содружеству социалистических стран».
Что происходит с патриотизмом сейчас? Для этого нужно серьезное социологическое исследование. Скорее всего, все приведенные ценности или смешаны, или параллельны, или взаимонаслоены, но как бы то ни было, патриотизм в России – больше чем патриотизм, как и все остальное.