ХОР-О-ВОД!
Хоровод – древнейший обрядовый танец, воплощающий в себе принцип извечного коловращения. В славянской культуре имеет так же названия «посолонь» (по солнцу), «коло», «коловрат» и сотни других вариаций. Хоровод самый древний русский танец — родоначальник всех видов народной хореографии.
Можно сказать, что русская пляска появилась, разорвав цепь хоровода. Не просто танец, а сама жизнь, символ вселенского лада – таков русский хоровод.
Существует два вида хороводов — обрядовые и игровые. Движения обрядового танца являются проводниками во внутренний мир и следуют заданной структуре танца, непременно включающей 7 сакральных фигур:
http://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/uvDgjReKaBw.jpg
Стоблы
Участники хоровода образуют неподвижный квадрат, который затем приходит в движение. Те, кто находится сзади, по трое выходят чуть в сторону, обходят остальных и встают в начало квадрата. Движение продолжается до тех пор, пока не переместятся все. Фигура «столб» символизировала единство земли и неба, женского и мужского начала, которые, приходя в движение и перемешиваясь, формируют Вселенную.
Вожжа
Участники хоровода образуют волнистые линии, которые вскоре начинают постепенно уменьшаться в амплитуде, в итоге превращаясь в точку. Именно волнистые линии олицетворяют волны океана Хаоса, из которого появляется новое рожденное, и в который уходит старое умершее.
Плетень
Название этой фигуры – не случайно. Подобно мастеровому, начинающему изготовление плетня от исходной точки, участники хоровода расходятся от центра, образуя с каждой секундой увеличивающиеся спирали, которые символично иллюстрируют процесс Творения Вселенной.
Круг
Символизм круга не ограничивается двумя определениями – это и завершение Творения, и Совершенство, и Гармония, и вечное Время, и Вселенная, и Бог, и бессмертная Душа.
Сторона на сторону
Во время исполнения этой фигуры мужчины выстраиваются в шеренгу напротив женщин. Затем начинается поочередное схождение «двух начал» и их общение. Женщины как бы случайно роняют платки и венки, а мужчины поднимают и возвращают потери хозяйкам. Они поправляют одежду друг на друге и расходятся только для того, чтобы через мгновение снова сойтись. Эта фигура прекрасно иллюстрирует, что все в мире существует только благодаря взаимодействию двух начал – небесного мужского и земного женского.
На четыре стороны
Предпоследняя фигура призвана показать завершающий этап формирования Вселенной. Участники образуют квадрат, стороны которого символизируют четыре стороны света. Устойчивый и гармоничный квадрат как нельзя лучше отражает состояние мира во времени и пространстве. Одним из элементов этой фигуры становятся символичные движения – участники на четыре стороны «сеют просо», чтобы вскоре «собрать урожай».
Плясовая
С каждой фигурой движение хоровода ускоряется, и к своему завершению сакральный танец приобретает залихватскую удаль. Во время плясовой части хоровода исполняются самые любимые народные танцы, сопровождает которые удалой гармонист. Лучшие танцоры начинают солировать, ловко и неподражаемо демонстрируя свои способности. Это момент осознания своей сущности, своего места и своего предназначения.
http://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/Idb7KgPGN_o.jpg
http://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/pF9J1uokEoc.jpg
http://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/z5R9kCdlPk4.jpg
http://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/d928bTADwrY.jpg
Видео на тему:
Живые Традиции Славян- Хоровод
В духовных практиках всех народов присутствуют круговые или фигурные совместные хождения с пением или музыкой. Сейчас мы помним только малоосмысленные детские хождения “вокруг елочки”. Глубину возможного проживания хоровода раскрывает психолог и этнограф Алексей Коляда и участники выездной тренинговой программы “Путешествие к Истокам”.
“Летние хороводы”
Выпуск составлен из материалов учебного фильма о хореографии русских традиционных хороводов , снятых в содружестве с фольклористами , работавшими в 70-годы.
Юмор – лингвисты о хороводах:
Те, кто водят хороводы — хороводоводы.
Те, кто изучают творчество хороводоводов — хороводоводоведы.
Те, кто любят читать хороводоводоведов — хороводоводоведофилы.
Те, кто ненавидят хороводоводоведофилов — хороводоводоведофилофобы.
Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов — хороводоводоведофилофобофаги.
Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами — антихороводоводоведофилофобофаги.
Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов — квазиантихороводоводоведофилофобофаги.