История Великого Новгорода
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/1(1071).jpg
Великий Новгород – один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Великий Новгород – родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/2(972).jpg
Великий Новгород – один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.
Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда пришло племя словен.
Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мсте.
Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.
В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля – степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь.
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/10(4).gif
Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели – проложить торговый путь "из варяг в греки" Последствием стало объединение восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со столицей в Киеве
Первые киевские князья стали полноправными хозяевами южнорусских земель и продолжали нести службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города.
В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава и рабыни – Владимира.
После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он вернулся со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси перестало отличаться от других земель.
Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде христианство в качестве официальной государственной религии. В конце X в. здесь была построена тринадцатиглавая деревянная Церковь св. Софии Премудрости Божией. В необычном многоглавии храма возможно нашло отражение традиционное мировоззрение новгородцев, связанное с господствующими у них дохристианскими языческими культами. Новгородская София побудила князя Ярослава Мудрого построить в 1037 г. тринадцатиглавый каменный Софийский собор в Киеве.
Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви.
С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей русского средневековья – Ярослава Мудрого. Руками новгородцев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель, принадлежавших Ярославу.
При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия – потомки родоплеменных вождей – получили особые судебные права и налоговые льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды.
Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С конца XI в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется.
В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей "Вольности в князьях". Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах.
Разрушить новую традицию попытался великий владимирский князь Андрей Боголюбский. В 1169 году он объединил дружины южнорусских князей и бросил их на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались очень неравны. Тем не менее армия Андрея была не только разгромлена, но и взята в плен. Новгородцы связывали эту победу с помощью и заступничеством чудотворной иконы Божией Матери "Знамение", почитающейся с тех пор в качестве национальной реликвии русского народа.
В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился неудачей для завоевателей. Героизм и мужество защитников нового Торга, оказавшегося на пути Орды, задержали татарскую конницу почти на месяц. Начавшаяся весенняя распутица заставила захватчиков повернуть назад. Тем не менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть причитавшегося с Руси "татарского выхода", снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли.
Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г. новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году.
Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили сохранить православие как основу народного духа.
На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории. Перед лицом все громче звучавших объединенных тенденций со стороны Москвы, Твери, Великого княжества русско-литовского новгородская аристократия пыталась сохранить и обеспечить независимость новгородского государства. Новгород успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского, в период братоубийственной междоусобной войны в начале XV века принял у себя и укрыл ее организатора и вдохновителя Дмитрия Юрьевича Шемяку.
Борьба двух тенденций особенно обострилась в ее родине XV столетия, когда Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал на княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в 1471 году ответила на новгородское "предательство" военным походом, выявившим глубокий раскол внутри самого новгородского общества. Архиепископский поляк отказался сражаться против великого князя Московского, а "переветник" Упадыш заклепал пушки железом, чем вывел из строя всю новгородскую артиллерию.
Убедившись в нежелании большинства жителей Новгородской земли защищать интересы узкого круга новгородской аристократии, великий государь московский Иван III совершил в 1478 г. поход на Новгород "миром". Город сопротивления не оказал, правящие круги просили лишь гарантировать им безопасность, сохранить имущество и земельные владения.
Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской истории.
XV век стал новой страницей и в истории самого Новгорода. Все новгородские землевладельцы были выселены в другие земли, а их владения розданы московским дворянам.
Продолжали развиваться ремесло, торговля, новый расцвет переживала культура, впитавшая в себя многие традиции древнего города.
Возможно, сохранение новгородских традиций вызвало особое раздражение у нездорового, мнительного царя Ивана Васильевича Грозного, подвергшего в 1570 году новгородскую землю невиданному по своей жестокости опричному разгрому. По всей земле были замучены тысячи людей, разграблены церкви и монастыри, деревни и села пришли в запустение.
XVII век начался для Новгорода с новых несчастий. В 1611 – 1617 гг. он был оккупирован шведами, вновь разграбившими и разрушившими город. После шведского разорения Новгородская земля уже не смогла восстановить былую мощь.
Еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале 18 века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.
История Великого Новгорода
Новгород – родина российской государственности
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/3(847).jpg
С древнейших времен через Приильменье приходил международный Балтийско-Волжский торговый путь, который способствовал формированию у истоков Волхова центра политического взаимодействия местных финно-угорских племен и пришедших сюда в VI-VIII вв. славян.
В 862 году для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь Рюрик с дружиной. Так было положено начало династии, управлявшей всеми русскими землями более семи с половиной веков.
В начале X столетия походы князя Игоря и его воеводы Олега из Новгорода на юг позволили проложить торговый путь "из варяг в греки", что ускорило объединение восточных славян в единое государство, известное как Киевская Русь.
Память о тех далеких временах закреплена в названии реки Веряжи, а место, где было положено начало русской государственности — Рюриково городище — является одной из достопримечательностей Новгорода.
Новгород – древнейший христианский центр России
В 988-989 годах князь Владимир Святославович крестил Русь по византийскому образцу. Языческие идолы были сброшены в реки и озера, а на месте древних капищ и в административных центрах стали строить христианские храмы.
Роль Новгорода в христианизации северо-западных и северных земель огромна. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены возведением их в сан архиепископов (XII в.). Это сделало новгородскую кафедру одной из наиболее важных в русской православной церкви.
Победы дружин Александра Невского 1240 и 1242 гг. над шведами и Тевтонским орденом оградили Русь, ослабленную монголо-татарским нашествием, от католической агрессии.
Вокруг Новгорода постепенно сложилось плотное кольцо монастырей, постриженники которых нередко занимали видные церковные должности в разных русских землях, включая Москву; а благие деяния основателей монастырей — Антония Римлянина, Варлаамия Хутынского и др. — служили основанием для канонизации преподобных.
В XV в. власть новгородских владык приобретает новый оттенок: она распространяется на все стороны жизни города. Архиепископ становится фактически главой боярской олигархической республики. Новгород этого времени напоминает Ватикан, где светская власть полностью подчинена духовной. В отличие от Ватикана, под управлением Новгородского архиепископа оказалась огромная территория, равная современным Франции, Бельгии и Нидерландам вместе взятым, или территории штата Техас.
Только победа Москвы и вхождение Новгорода в состав централизованного государства положили конец этой самобытной республике.
Новгород – родина российской демократии
При князе Ярославе Мудром потомки племенных вождей, осевших в Новгороде, получили особые права и налоговые льготы, а в конце XI в. — самоуправление. Возродилось вече — народное собрание новгородцев. Избрание посадника из числа новгородских бояр положило начало формированию республиканских традиций.
В 1136 г. новгородцы впервые на практике осуществили провозглашенную ими ранее "вольность в князьях": вече изгнало князя Всеволода Мстиславича из города. Появились партии и группировки, враждовавшие между собой, стремившиеся к избранию "своего" князя.
В 1169 г. Великий владимирский князь Андрей Боголюбский попытался вернуть Новгород на традиционный путь, но потерпел полную неудачу. Разгрому и пленению его дружин, по преданию, способствовала икона "Богоматерь Знамение", ставшая после этого святыней города.
Республиканская форма правления окончательно сформировалась в XIV в. В это время власть принадлежала немногим боярским семьям и контролировалась вечевым порядком. После реформы 1416-1423 гг. институт посадничества превращается в общебоярский орган — Совет Господ, вечевой Новгород — в Великий Новгород, который ученые нередко сравнивают с Венецией, где Совет дожей концентрировал всю полноту власти.
Новгородская олигархическая республика, стоявшая на пути формирования единого Российского государства с центром в Москве, потерпела жестокое поражение в 1471 году, а в 1478 г. Великий князь московский Иван Васильевич III именно здесь, во Владычной палате Новгородского кремля, констатировал практическое воплощение идеи самодержавия.
Новгород – крупнейший центр международной торговли эпохи средневековья
Установление постоянно действующего пути "из варяг в греки" способствовало развитию Новгорода как крупного пункта транзитной торговли. Об этом свидетельствуют находки кладов, содержащих западноевропейские и восточные монеты, а также цветные металлы, драгоценные ткани, сосуды для вина и оливкового масла из Западной Европы и Византии. В то же время новгородская пушнина, мед, воск, лен и пенька были известны по всей Европе, включая Англию.
На рубеже XI-XII вв. в Новгороде появились собственные купеческие корпорации ("Иваньское сто") и иностранные торговые дворы — Готский (Гутагород), принадлежавший жителям о. Готланд, и Немецкий (Петергоф). Новгородцы, в свою очередь, имели нечто подобное в Висбю (о. Готланд). Могущественный Ганзейский союз зародился из торговли Готланда с Новгородом.
XIII-XV вв. – это время расцвета Новгорода. По меркам того времени это был крупный город с населением 25-30 тысяч, сопоставимый с Любеком, Веной и Прагой.
После вхождения Новгородской земли в состав Московского государства иноземные гостиные дворы были закрыты. Лишь в начале XVI столетия вновь начинает действовать Ганзейская контора, а затем появляются и другие торговые представительства.
Новгород – центр просвещения
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/6(505).jpg
Основой просвещения является письменность. В 1951 г. в культурном слое Новгорода были обнаружены первые 10 берестяных грамот. Сегодня их около 1000. Эти кусочки коры — убедительное свидетельство массовой грамотности населения, готовности его к восприятию не только устного, но и письменного слова.
Начало обучению грамоте положил в Новгороде князь Ярослав Мудрый, создавший при епископском дворе школу. Софийский собор, крупнейшие монастыри — Юрьев, Антониев, Хутынский — были центрами летописания и книжности. Остромирово (1057) и Мстиславово (XII в.) Евангелия, пасхальные таблицы Кирика (XII в.), сборник гражданских и церковных установлений — Кормчая книга (1280), Геннадиевская библия (1499), Четии Минеи архиепископа Макария (XVI в.) — вся эта важная часть культурного наследия России ведет свое происхождение из Новгорода.
Одна из крупнейших библиотек средневековой Руси, насчитывавшая более полутора тысяч рукописных книг, была собрана и хранилась в Новгороде в Софийском соборе. В царствование Петра I, когда начинает бурно развиваться светское образование, в Новгороде просвещение по-прежнему рассматривается через призму православия. В 1706 г. известными греческими просветителями братьями Лихудами на Владычном дворе было открыто первое в городе постоянное учебное заведение, а в 1740 г. на его базе — создана Новгородская духовная семинария, разместившаяся в Антониевом монастыре.
Новгород – выдающийся центр средневековой культуры
Развитые международные связи Новгорода, его положение центра огромной территории, своеобразное сочетание княжеских и демократических традиций в общественной жизни создали предпосылки того уникального явления, которое мы называем художественной культурой средневекового Новгорода. Все, что присуще христианской культуре средневекового мира — каменное зодчество, монументальная и станковая живопись, прикладное и ювелирное искусство — получили блестящее развитие. Более того, Новгород — один из немногих городов, где можно увидеть рядом произведения византийско-киевского круга — Софийский, Николо-Дворищенский и Георгиевский соборы, росписи Феофана Грека — и памятники романского и готических стилей: великолепные Магдебургские врата (XII в.) с XV века украшали западный вход в главный храм города, а резиденция архиепископа имела парадную палату, нервюрные своды которой были спроектированы немецким зодчим.
Новгород, избежавший разорения во времена монголо-татарского нашествия, сохранил величайшие духовные и художественные ценности, востребованные русской культурой в период ее нового подъема в XIV-XV вв. Отсюда происходят самые древние на Руси памятники искусства — иконы "Апостолы Петр и Павел" (XI в.), "Спас на престоле" (XI в.), "Св. Георгий-воин" (XI в.), серебряные сионы и кратиры из Софийского собора, редчайшие образцы золотого шитья.
Расцвет культуры Новгорода, имевшего собственные строительные артели, иконописные, златошвейные и ювелирные мастерские, приходится на XIV-XV века.
Новгород в годы Второй мировой войны
Достаточно взглянуть на картину советских художников Кукрыниксов "Бегство фашистов из Новгорода", чтобы понять, что пережил город в период с августа 1941 по январь 1944 года, оказавшись на линии фронта — руины, остовы зданий, грандиозные пепелища. Казалось, можно поставить точку в истории древнего города, покинуть его и начать обустраиваться на новом месте.
Однако судьбе было угодно дать Новгороду еще один шанс: начались его восстановление и реставрация, медленное возвращение к жизни людей и памятников. Город включили в список наиболее ценных исторических городов России. По рекомендации Правительственной комиссии, состоявшей из выдающихся ученых и архитекторов, были созданы специализированные реставрационные мастерские.
7 ноября 1944 года, когда еще шла война, в кремле был вновь открыт разобранный фашистами памятник "Тысячелетие России".
Современный Новгород
В Новгороде удачно сочетается старое и новое. После Второй мировой войны историческая часть застраивалась так, чтобы средневековые храмы не оказывались в "колодцах" многоэтажных кварталов. Сегодня Новгород, стоящий на трассе Москва-Петербург, имеет хорошие экономические и культурные связи с обеими столицами, Карелией, Прибалтикой, привлекает иностранных инвесторов. Новгород входит в число российских городов, входящих в состав Нового Ганзейского союза.
Город имеет современные средства связи, галереи, училище искусств, два театра, филармонию, балетный коллектив, музыкальные и танцевальные ансамбли. Открыты казино и дискотеки. Выходят несколько газет, есть собственные теле- и радио каналы.
Новгород – это университетский город. Университет имени Ярослава Мудрого является одним из крупнейших научных центров на северо-западе России.
В городе готовят спортсменов высокого класса в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, гребля, плавание, бокс. Современный Новгород является центром российского и международного туризма.
Господин Государь Великий Новгород…
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/5(623).jpg
Так гордо именовали свой город новгородцы во времена расцвета знаменитой республики. Тут нет самовосхваления. Действительно, в средние века Новгород был столицей (или, как говорили в старину, господином и государем) огромной территории, простиравшейся от Кольского полуострова на севере до Торжка на юге.
В летописи первое упоминание о Новгороде, как уже существующем поселении, встречаем под 859 годом. Таким образом, он является самым древним русским городом в Российской Федерации. Однако эта дата не может быть принята как абсолютно точная. Дело в том, что летописи на Руси появляются лишь в XI веке и хронология описанных в них событий предшествующих столетий достаточно приблизительная, основанная на устной дохристианской традиции. Археологические раскопки, уже много десятилетий ведущиеся в Новгороде, пока что позволяют уверенно говорить о существовании городского поселения только с первой половины X века.
Новгород — означает «новый город». До сих пор среди исследователей русского средневековья нет единого мнения, по отношению к какому «старому» городу Новгород стал «новым». В настоящее время наиболее убедительной представляется версия, что исторический предшественник Новгорода — Городище, холм на правом берегу реки Волхов, в двух километрах выше по течению от новгородского Кремля.
Слово «город» в древней Руси означало укрепленное поселение, крепость. Городище же — заброшенный город. Раскопки на Городище показали, что люди здесь жили уже во второй половине IX века. Укрепленное поселение занимало ключевое положение неподалеку от истока Волхова из озера Ильмень и от главного мольбища язычников-славян — Перыни. В X веке деревянная крепость (новый город) строится на левом берегу Волхова, там, где ныне стоит златоглавый Софийский собор.
В начале своего существования Новгород был очень небольшим по нынешним меркам и сплошь деревянным городом. Из брёвен была срублена не только крепость, но и жилища горожан, обнесенные высокими деревянными заборами, хозяйственные постройки, мостовые, первые церкви. Расположенный на обоих берегах Волхова (редчайший случай для средневековья, когда города располагались на одном из берегов реки, более высоком), Новгород имел холмистый рельеф. В городе было много ныне засыпанных речек, ручьев, оврагов, разделявших разбросанные по невысоким холмам поселки первых жителей.
Люди строили дома неподалёку от берега реки. Шло время. К дворам первых поселенцев прибавлялись новые. И перпендикулярно берегу пошли улицы. Люди осваивали территории все дальше и дальше от Волхова. Позднее такие улицы были соединены четырьмя «пробойными», шедшими параллельно реке. Такая планировка существовала много столетий, вплоть до второй половины XVIII века, когда она была заменена регулярной, которую в старой части города мы видим и теперь.
Новгород знаменит тем, что дважды стоял у колыбели русской государственности. Сначала в 882 году, когда во главе с князем Олегом новгородско-варяжское войско совершило поход на юг, по Ловати и Днепру, подчинив Киев и другие восточно-славянские города на великом торговом пути «Из варяг в греки». По воле Олега Киев стал столицей Древнерусского государства — Киевской Руси. Новгород был крупнейшим городом-крепостью на северо-западе Руси. Новгородцы в течение XI-XII веков совершали многочисленные походы на север, в нижнее течение Северной Двины, в Предуралье, на территорию нынешних Финляндии и Эстонии. В 1030 году они вместе с великим князем Ярославом Владимировичем основали город Юрьев (ныне Тарту).
В составе Киевской Руси Новгород пребывал до окончательного распада этого государства. Управлялся он наместниками великого киевского князя, нередко сыновьями главы государства. До вступления на киевский престол новгородскими князьями были, например, такие выдающиеся деятели русской истории, как Владимир Святославич, крестивший Русскую землю, и его сын Ярослав Мудрый.
Однако уже в XI веке новгородцы пытались уменьшить свою зависимость от Киева. Ослабление великокняжеской власти привело к появлению в Новгороде должности выборного посадника. После восстания 1136 года в Новгороде торжествует принцип «вольности в князьях». Новгородские князья приглашаются, а в случае конфликта изгоняются горожанами. С ними заключается договор об условиях княжения.
Постепенно в Новгороде развивались формы демократической государственности. Власть веча — народного собрания — ограничивала княжескую власть. На вече стали избирать высших магистров республики: посадника и тысяцкого. Новгородская республика была федеративным государством. Город представлял собой федерацию пяти районов-концов. На правом берегу Волхова, на Торговой стороне, располагались два конца — Славенский и Плотницкий, на левом, на Софийской стороне, — Людин (Гончарский), Неревский и Загородский. Новгородская земля также делилась на пять частей, которые называли пятинами.У власти в республике находились аристократы-бояре. Только из числа бояр избирало вече посадников. В период расцвета республиканских порядков они были крупными землевладельцами, некоторые владели сотнями сёл. О богатстве и политическом значении некоронованных королей Новгородской республики писал фламандский рыцарь Гильбер де Ланнуа, посетивший Новгород в 1413 году: «Внутри упомянутого города живет много больших сеньоров, которых они называют боярами, и там есть такие горожане, которые владеют землёй в 200 лье длины (около 900 километров), богаты и могущественны удивительно. И не имеют русские великой Руси других властителей, кроме этих бояр, выбираемых по очереди так, как хочет община».
В республике постоянно шла борьба между концами за политическое преобладание. Главным призом в борьбе была должность степенного посадника.
Важную роль в республике играла Церковь. Возглавлял её архиепископ, который, в отличие от епископов в других русских землях, назначавшихся митрополитом, избирался новгородцами на вече. Новгородский владыка фактически был главой государства. Договоры с иными державами Новгород заключал по благословению архиепископа. Не раз во внутриполитических конфликтах главе новгородской церкви, благодаря его высокому авторитету, удавалось мирить враждовавшие стороны.
Православие являлось морально-нравственной основой жизни средневекового общества. От рождения до смерти новгородец находился под неослабным вниманием церкви. В старости многие горожане уходили в монастырь и заканчивали свой жизненный путь в «ангельском чине». Вот почему внутри города и в его окрестностях существовали десятки монашеских обителей. Монастыри основывались богатыми боярами, князьями, архиепископами, жителями улиц и концов. Улицы Новгорода представляли собой самоуправляющиеся общины внутри концов. И каждая улица возводила свою церковь, а иногда и несколько, являясь церковной общиной, приходом.
Новгород, избежавший трагедии татарского разорения, занимает исключительно важное место в истории культуры, поскольку он сохранил многие выдающиеся памятники письменности, архитектуры, живописи, прикладного искусства XI—XIII веков.
Древнейшей русской постройкой на территории России является знаменитый Софийский собор (1045—1050). Это огромный пятинефный, шестиглавый храм с закрытыми галереями-папертями. Строгая простота его архитектурных форм, соединенная с величественной монументальностью, создает незабываемый образ этого памятника. В XI—XII веках Софийский собор был расписан фресками. На южной паперти можно видеть фреску «Константин и Елена», ниже её сохранилась композиция «Деисус»; кроме того, древняя роспись находится в центральном куполе храма. Остальная живопись собора относится к 1890-м годам.
Главный иконостас Софии состоит из икон, написанных в XIV—XVII веках и в основном сложился к 1528 году. Ныне в соборе находится чудотворная икона XII столетия «Знамение Богородицы». Помимо главного, существует ещё иконостас в Рождественском приделе. Большая часть икон Рождественского иконостаса написана одновременно в первой половине XVI века. В придел ведут медные Корсунские врата, являющиеся самым древним памятником прикладного искусства в храме. Они изготовлены византийскими мастерами XI века. Еще одни великолепные врата украшают главный, западный вход в Софийский собор. Это Магдебургские врата. Они отлиты в середине XII столетия немецкими мастерами в Магдебурге.
София несколько десятилетий была единственной каменной постройкой Новгорода. Другие храмы были деревянными и до наших дней не сохранились. В первой четверти XII века в Новгороде появляются собственные каменных дел мастера. Они возводят церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище (1103), Никольский собор на княжеском дворе близ Торга (1113), Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119). Все эти храмы шестистолпные, трехапсидные, значительных размеров, их заказчиками были князья. Одновременно строится собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117), более камерный, на деньги основателя обители св. Антония Римлянина.
Ранние новгородские храмы во многом напоминали киевские постройки того же времени. Однако уже тогда начали проявляться специфические новгородские черты. Церкви имеют весьма стройные пропорции. Стены сложены главным образом из известняковых плит. Кирпич-плинфа применялся в основном при создании сводов, столбов, арок, а также лопаток-пилястр, членивших фасады зданий в полном соответствии с их внутренним делением на нефы.
Во второй половине XII века новгородские зодчие создают и совершенствуют новый тип храма. На этом этапе развития новгородской архитектуры заказчиками выступали уже не князья, а бояре. Единственное исключение — построенная по заказу князя Ярослава Владимировича церковь Спаса Преображения на Нередице (1198), которая, впрочем, по своим формам не отличается от других новгородских церквей того времени.
Безусловно, смена заказчиков повлияла на развитие архитектуры. Храмы стали меньшими по размерам, проще по конструкции, фасады их почти лишены декора. Обычными становятся небольшие четырехстолпные одноглавые церкви с тремя апсидами. В толще западной стены располагалась лестница, ведущая на хоры. К этому типу относятся церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Мячине (1179), Петра и Павла на Си-ничьей горе (1185), Илии Пророка на Славне (1198). Новгородские церкви лишены строгой геометрической правильности линий. Их архитектура мягка и пластична, они как бы вылеплены. Эта особенность новгородских построек объясняется тем, что их стены сложены из известняковых плит. В этом случае строителям трудно добиться идеальной правильности линии. Возводя церкви, зодчие придавали им исключительную выразительность. Следует иметь в виду, что в древности большинство храмов не оштукатуривалось — их облик был весьма живописен.
Несмотря на то, что Новгород не был захвачен и разрушен татарами, татаро-монгольское иго отрицательно сказалось на развитии новгородской архитектуры. В обстановке постоянной военной угрозы с запада и востока каменное строительство в городе замерло более чем на полстолетия и возобновилось только в конце века. В результате развития новгородского зодчества к 60—70-м годам столетия сложился новый тип храма, который практически в неизменном виде просуществовал вплоть до падения государственной самостоятельности Новгорода.
Новый тип выработался на основе прежних достижений местных зодчих. Сохраняется четырехстолпная одноглавая конструкция, фасады членятся лопатками-пилястрами. На смену трехапсидным церквам приходят одноапсидные. Вместо обычного для церквей XI—XII веков позакомарного покрытия появилось трехлопастное завершение с пониженными углами, удешевившее строительство. Таких церквей во второй половине XIV и первой половине XV века — времени расцвета Новгородской республики — было построено довольно много. Самые значительные достижения новгородского зодчества среди них — церкви Феодора Стратилата на Ручью (1360—1361), Спаса Преображения на Ильине (1374), Петра и Павла в Кожевниках (1407).
В отличие от ранних новгородских памятников эти церкви нередко отличались богатым убранством. Особенно выделяется среди сохранившихся до наших дней храмов церковь Спаса Преображения на Ильине. Ее барабан украшен нишами, бегунцом, аркатурным поясом. Фасады богато декорированы разнообразными нишами, крестами, окнами.
Во все века новгородские церкви внутри расписывались фресками. К сожалению, до нас дошли далеко не все древние росписи. Во многих храмах фрески старых мастеров пострадали во время многочисленных пожаров, а кое-где были сбиты или испорчены во время ремонтов зданий в XIX — начале XX века. Особенно много фресок погибло в годы Великой Отечественной войны. Фашистская бомба попала в центральный купол Софии и уничтожила замечательную фреску «Пантократор». Враги варварски разрушили церкви Спаса Преображения на Нередице с уникальной по сохранности росписью конца XII века, Спаса Преображения на Ковалеве, Успения Божией Матери на Волотове и ряд других. Многие фрески утрачены безвозвратно. Благодаря таланту и поистине героическому труду замечательного художника-реставратора Александра Петровича Грекова и его помощников из тысяч кусочков постепенно составляются фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве — шедевра русской живописи XIV столетия.
Мы знаем очень мало имен средневековых живописцев. Свои произведения они, как правило, не подписывали. Однако последние открытия археологов дают надежду, что хотя бы часть замечательных произведений новгородского искусства в будущем перестанет быть анонимной. Академик Валентин Лаврентьевич Янин предположил, что одним из главных мастеров, расписавших знаменитую церковь Спаса Преображения на Нередице, был художник и видный церковный деятель Олисей Гречин, который в конце XII века жил и работал в усадьбе, стоявшей на перекрёстке Пробойной и Черницыной улиц Людина конца. При раскопках этой усадьбы найдены остатки красок, фольги, заготовок для икон, а также берестяные грамоты, адресованные заказчиками икон Олисею Гречину.
Если в первые после принятия христианства столетия новгородские художники создавали произведения в стиле, близком к византийскому (хотя уже тогда стали проявляться местные черты), то примерно с конца XIII века писали иконы и фрески, где от византийских традиций осталась, по существу, только иконографическая схема. Впрочем, новгородцы нередко приглашали для украшения своих храмов художников из Византии.
Яркие, сочные цвета иконы «Св. Никола», написанной в 1294 году Алексой Петровым, патриотизм и мастерство художника, создавшего в XV веке икону «Битва новгородцев с суздальцами», многие другие произведения новгородской станковой живописи и ныне восхищают посетителей Новгородского музея.
Известный художник и видный знаток древнерусского искусства Игорь Эммануилович Грабарь так охарактеризовал искусство Новгорода времени самостоятельности: «Идеал новгородца — сила, и красота его — красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще. Такова же и новгородская живопись — яркая по краскам, сильная, смелая, с мазками, положенными уверенной рукой, с графами, прочерченными без колебаний, решительно и властно».
Средневековые новгородские мастера внесли существенный вклад в развитие русского прикладного искусства. Новгород был одним из главных центров древнерусского ремесла. Археологические раскопки дали богатейший материал по истории различных ремесел. Наиболее распространённым поделочным материалом было дерево. Обычная бытовая вещь — гребень, прялка, навершие палки, чаша, ложка — под руками искусного резчика по дереву превращалась в высокохудожественное произведение. Особенно красивы резные колонны, украшавшие дома новгородцев, детские игрушки, шахматы. Выдающимся памятником резьбы по дереву является Людогощинский крест 1359 года с изображениями святых, изготовленный по заказу жителей Людогощей улицы для уличанского храма Флора и Лавра. Из дерева новгородские мастера создавали музыкальные инструменты. Археологами найдены остатки гуслей, гудков, сопелей. Некоторые древние инструменты удалось воссоздать, и в наше время они вновь зазвучали.
Широко известны изделия резчиков по кости. Костяные рукояти, накладки, пластины украшались изображениями святых, драконов, русалок, птиц, зверей, вырезался затейливый орнамент. Особый вид творчества косторезов — тонкой работы иконки и нательные кресты. Не менее замечательные произведения оставили резчики по камню. В Софийском соборе находится великолепный Алексеевский крест XIV века. Широко распространёнными были каменные иконки с изображениями Богородицы, Иисуса Христа, святых. Новгородцы использовали в быту множество предметов, украшенных с большим вкусом. Так, изделия из кожи — сумки, кошельки, ножны, обувь — украшались тиснёным растительным орнаментом.
Шедеврами новгородского литейного ремесла заслуженно считаются богослужебные предметы, которые ныне можно увидеть в экспозиции Владычной (Грановитой) палаты в Кремле. В XII столетии новгородские мастера Братило (Флор) и Константин изготовили для Софийского собора великолепные серебряные позолоченные кратиры — сосуды для освящения воды. Кратиры украшены чеканными рельефными изображениями святых, богатым орнаментом, имеют весьма изящные формы ручки.
К XII веку относится и большой сион (модель иерусалимского храма Воскресения) из Софийского собора. Колонны серебряного позолоченного сиона украшены черневым орнаментом — стилизованными цветами. Между колоннами — двустворчатые двери с чеканными фигурами апостолов, на увенчанном крестом куполе — деисусный чин. К числу выдающихся произведений литейного ремесла относится изготовленный в 1435 году мастером Иваном серебряный позолоченный панагиар для хранения освященного хлеба. Тарели панагиара поддерживают руками четыре ангела, каждый из которых стоит на спине льва. На внутренней стороне тарелей — гравированные композиции «Троица» и «Знамение», на внешней — «Вознесение». Новгородские ювелиры создали немало великолепных окладов для книг и икон.
Одной из важнейших сторон духовной культуры средневекового Новгорода была письменность. Древнейшей из известных русских книг является Остромирово Евангелие, созданное по заказу новгородского посадника Остромира в 1067 году. Сохранилось несколько книг, переписанных для новгородского Лазарева монастыря на рубеже XI—XII веков. Переписка книг считалась богоугодным делом, вот почему большая часть книг происходит из монастырей и двора новгородских владык. В «Житии» архиепископа Моисея (XIV век) говорится, что Моисей «собра многи писца книжные, паят их переписывати книги святые». Помимо переписки Евангелий и других церковных книг, в Новгороде составлялись летописи, жития святых, «хождения», рассказывавшие о путешествиях любознательных новгородцев в дальние края.
Археологические раскопки ежегодно дают науке все новые и новые берестяные грамоты. В настоящее время их количество превысило 750. Пергамент, тонко выделанная телячья кожа, на котором писали книги в средние века, был чрезвычайно дорогим материалом. Березовая кора, берёста, не стоила ничего. Не нужны были и чернила. Буквы процарапывались на берёсте особым заостренным металлическим либо костяным стержнем — стилем.
Древнейшие берестяные грамоты датируются первой половиной XI века, а самые поздние — серединой XV столетия.
Многообразие берестяных посланий, написанных крестьянами, ремесленниками, купцами, боярами, позволяет сделать важный вывод о широком распространении грамотности среди населения Новгородской земли. Берестяные грамоты — в большинстве своем памятники деловой переписки. В них можно прочесть о денежных операциях, земельных отношениях, судебных исках. Найдены и грамоты, по которым мы можем судить о личных переживаниях авторов, их мироощущении, интересах.
Наряду с берестяными грамотами для переписки использовали восковые таблички, хорошо известные в мировой культуре с античных времен и называвшиеся церами или табулами. В деревянной дощечке делалось углубление, заливался воск, по которому писали стилем. Заострённый с одного конца стиль с противоположной стороны имел лопаточку, при помощи которой стиралось написанное по воску. Послав церу в другой конец города, можно было получить ответ на той же табличке. Найденные в Новгороде церы нередко украшены резьбой.
Во второй половине XV века после долгих столетий политической раздробленности усилился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Ликвидация самостоятельности Великого Новгорода стала важнейшим этапом создания единого Русского государства при московском великом князе Иване III Васильевиче.
Несмотря на сопротивление литовской партии во главе с Марфой Борецкой, пытавшейся передать верховные права над Новгородом литовскому великому князю и польскому королю Казимиру, Иван III одержал победу. В начале 1478 года в результате военного похода великого князя московского Господин Государь Великий Новгород прекратил свое существование в качестве столицы вечевой республики. Великий Новгород и его обширные земли стали составной частью Русского государства. Второй раз в истории город стоял у колыбели России.
Иван III ликвидировал республиканские институты власти (вече, посадников, тысяцких). Архиепископов начали присылать из Москвы. Управлять городом стали великокняжеские наместники: два на Софийской стороне, два — на Торговой. Значительная часть горожан – бояр, «житьих людей», купцов — была выселена из Новгорода, а на их месте были поселены московские служилые люди.
В XVI столетии продолжалось успешное экономическое развитие города. В середине века Новгород был по числу жителей одним из крупнейших городов России: их было около 32 тысяч. В отчете английской торговой экспедиции X.Уиллоу и Р.Ченслера говорится: "После Москвы первое место занимает Hoвгород, хотя и уступает ей в великолепии, но зато превосходит обширностью и составляет как бы рынок целой империи."
Город украшался новыми храмами; на месте старых церквей заново строят хра мы Жён Мироносиц (1529) и св.Проко пия (1516) близ Торга, огромный собор Спаса Преображения в Хутынском монастыре (1515), Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице (1527 -1528), Сретения Господня в Антониеве монастыре (1533—1536), Бориса и Глеба в Плотниках (1536), Никиты Мученика (1557) и другие. Многие из них строятся по заказу торговых людей. Продолжает существовать новгородская иконописная школа. Мастера украшают иконы великолепными лепными басменными окладами.
Московское правительство уделяло много внимания городским укреплениям. В 1484—1499 годах перестраивается древ ний новгородский Кремль, который первоначально был деревянным, а в XIV веке получил первые каменные стены. Внешнее кольцо укреплений — Окольный город, вал и ров которого дошли до наших дней, сооружается во времена рас цвета республики. В 1582—1584 годах вокруг Кремля возводится Земляной го род, представлявший собой земляные ва лы с шестью бастионами, поверх которых острог с восемью деревянными башнями.
Как Кремль и Окольный город, Земляной город был окружен рвом. Укрепления Земляного города были срыты в 1820-х годах, и о нем теперь напоминают только остатки двух его прибрежных бастионов.
В начале 1570 года Новгород был подвергнут, по подозрению в измене, разгрому опричным войском Ивана Грозного во главе с самим царем. Жертвами беспримерной жестокости стали несколько тысяч ни в чем не повинных граждан, были разграблены многие храмы и монастыри, включая Софийский собор.
Но ещё большие несчастья постигли Великий Новгород в эпоху Смуты начала XVII века. В 1611 – 1617 годах город был оккупирован шведами. После ухода неприятеля в Новгороде проживало немногим более восьмисот человек мужского населения и оставалось около пятисот жилых дворов. Постепенно город отстраивался, восстанавливались его укрепления. После захвата шведами берегов Невы Новгород стал в сущности приграничной крепостью России, поэтому городские укрепления поддерживались в надлежащем порядке и неоднократно реконструировались.
Велось гражданское строительство. В 1686 году в юго-западной части Кремля началось возведение Воеводского двора, окруженного каменной стеной (не сохранился). Вслед за строительством Воеводского двора, которым руководил присланный из Москвы Семен Ефимов, напротив Кремля, на Торговой стороне, Гурием Вахромеевым, по-видимому, по проекту Ефимова, возводится Гостиный двор, от которого сохранились аркада и воротная башня.
Из храмов той поры следует выделить строительство большого Знаменского собора в 1682—1688 годах на месте старинной разобранной церкви Знамения Богоматери. Это памятник московского зодчества. Пятиглавый, с открытыми галереями, стены в верхней части расписаны фресками. Сохранилась и роспись 1702 года внутри храма. В пригородном Вяжищском монастыре возводится трапезная церковь Иоанна Богослова, богато украшенная изразцами.
В начале XVIII столетия Петр I уделяет большое внимание укреплению Новгорода, опасаясь похода шведского короля Карла XII. Был перестроен Земляной город, отремонтированы кремлевские башни.
В 1727 году Новгород стал губернским центром и оставался им ровно двести лет. В городе находились военный гарнизон, губернское правление. Через Новгород проходила шоссейная дорога, соединявшая две столицы России, древнюю и новую. Таким образом вплоть до постройки в середине XIX столетия железной дороги Петербург — Москва, прошедшей в стороне от города, почти все знаменитые русские государственные и военные деятели, писатели, художники и композиторы бывали в Новгороде.
Напротив Кремля, рядом с мостом через Волхов, в 1771 году был построен Путевой дворец для отдыха Екатерины II во время поездок. Дворец сохранился в перестроенном виде; руководил работами знаменитый зодчий Василий Стасов. В Кремле возводится огромное здание Присутственных мест, где находились губернские учреждения. В 1778 году был утвержден генеральный план Новгорода, который претворялся в жизнь нескольhttp://www.novgorod.ru/authors/document_edit_editor.phpко десятилетий. На месте средневековой сети узких улиц появилась регулярная планировка с прямоугольными кварталами на Торговой стороне и радиально-кольцевая на Софийской. Проложенная тогда сеть улиц в основных чертах сохранилась до наших дней. После того, как был срыт Земляной город, появился у кремлевских стен городской сад, а также нынешние улицы Волосова, Газон и Розважа.
XVIII век — век просвещения. В Новгороде в 1706 году было открыто первое постоянное учебное заведение — располагавшееся в Кремле греко-славянское училище. В нем преподавали известные просветители Иоанникий и Софроний Лихуды. На базе училища в 1740 году открылась духовная семинария.
К середине XIX века Новгород — небольшой провинциальный город. Отбывавший в нем ссылку Александр Иванович Герцен оставил такое описание: «Бедный и лишённый всяких удобств Новгород невыносимо скучен. Это большая казарма, набитая солдатами, и маленькая канцелярия, набитая чиновниками. Нет общественности, подьячие по-петербургски держат дверь на ключ и не сходятся… каждое неосторожное слово может навлечь бедствия; Петербург научил прежнюю республику наушничать». Население города составляло около 15 тысяч жителей, Новгород был вдвое меньше, чем 300—400 лет назад. Лишь на центральных Большой Санкт-Петербургской, Большой Московской, Большой Михайловской и примыкавшим к ним улицам застройка была из каменных зданий. Большинство же домов были деревянными.
8 сентября 1862 года Новгород был разбужен от векового сна прибытием блестящей петербургской публики. Император, двор, высшее духовенство, гвардия, множество гостей приехали на открытие памятника «Тысячелетие России». Памятник был сооружен в центре Кремля по проекту Михаила Осиповича Микешина. Несколько дней в городе продолжались балы, фейерверки, гуляния.
Октябрьская революция мало изменила сонную жизнь бывшей столицы вечевой республики. Разве что в составе населения резко уменьшился удельный вес духовенства. Все монастыри и большинство церквей закрыли, значительная часть церковных ценностей была конфискована государством. Центральная площадь города из Софийской стала площадью 9 Января, на ней 7 ноября 1926 года был открыт памятник Ленину. Находившийся на площади памятник ополчению 1812 года демонтировали.
В августе 1941 года Новгород был захвачен вражескими войсками. Два с половиной года продолжалась оккупация. Город, всё это время находившийся на линии фронта, был сильно разрушен. Пострадали выдающиеся памятники древнерусской архитектуры. Некоторые из них больше не существуют: церкви Андрея юродивого на Ситке, Михаила Архангела на Сковородке, Флора и Лавра, Мало-Кириллов монастырь и другие.
После войны поистине героическими усилиями жителей Новгород был восстановлен. Реставраторы подняли из руин разрушенные храмы. К сожалению, фресковую живопись, украшавшую до войны стены многих церквей, восстановить исключительно трудно. Тем замечательней пример воссоздания казалось бы навсегда утраченных росписей церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Ведутся работы по восстановлению знаменитых росписей церкви Успения Божией Матери на Волотове.
Новгород превратился в центр радиоэлектронной и химической промышленности. В нем открылся театр. Работает музей-заповедник, в экспозициях которого — замечательные произведения русского искусства, археологические находки. В 1960-е годы началось создание музея деревянного зодчества «Витославлицы» неподалеку от Юрьева монастыря. Сюда привозят со всей области деревянные церкви и гражданские постройки.
В 1991 и последующих годах Русской Православной Церкви возвращены Софийский собор, Вяжищский, Юрьев и Хутынский монастыри, Перынский скит, церкви Покрова Пресвятой Богородицы Зверина монастыря, Бориса и Глеба в Плотниках. В них вновь слышно церковное пение…
Господин Великий Новгород – отец городов русских
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/4(719).jpg
В 2009 году один из старейших русских городов Великий Новгород будет торжественно отмечать свой 1150-летний юбилей. В Москве под председательством вице-премьера А. Жукова прошло первое заседание оргкомитета по проведению этого юбилея и международного форума “Ганзейские дни Нового времени”. Событие выдающееся. Не случайно Президент РФ по предложению Совета Федерации и органов государственной власти Новгородской области весной этого года издал Указ № 84 “О праздновании 1150-летия основания г. Великий Новгород”. Начальные строки указа говорят о важном историческом и культурном значении этого города в истории России. И действительно, значение его велико. Не только потому, что Новгород по первому летописному упоминанию старше Киева, Москвы, Казани, Петербурга, Красноярска, Владивостока и многих других российских городов. Не в возрасте дело.
Господин Великий Новгород — это и есть Русь, причем Русь Древняя, Русь Изначальная. И если Киев — мать городов русских, то Новгород — отец городов русских. Не было тогда ни русских, ни украинцев, ни белорусов. И язык был един. Именно из этих мест происходят такие основополагающие слова, как “Русь”, “руссы”, “русские”. Именно в эти заповедные места был призван скандинавский князь Рюрик с дружиной в 862 году. Впрочем, в исландской саге эта история о приглашении рассказывается по-другому, а главное, правдоподобнее. Бездетный Гостомысл пригласил в Новгород не просто варягов, а троих племянников: его сестра была замужем за варягом. Совсем другое дело. И именно эта дата считается началом всех начал для нашей страны. Отсюда пошла правящая династия великих князей Рюриковичей, которые потом княжили и царили во всех древнерусских городах и землях более 700 лет, вплоть до 1598 года, когда умер последний из них — бездетный царь Федор Иванович, сын Ивана Грозного.
Именно под Новгородом начинался великий торговый путь “из варяг в греки”, который не только способствовал расцвету многих славянских городов, но и позволил впоследствии объединить восточные славянские племена в Киевскую Русь. Сам Новгород стал крупнейшим международным торговым городом. Об этом говорят многочисленные клады, содержащие западноевропейские и восточные монеты, золото и другие цветные металлы, драгоценные ткани, сосуды для вина и оливкового масла из Западной Европы и Византии. Могущественный Ганзейский союз зародился из торговли шведского острова Готланд с Новгородом.
Древний Новгород заложил основы отечественного городского благоустройства. Археологами обнаружены многоярусные деревянные улицы, по которым новгородцы ходили не в лаптях, а в кожаной обуви разнообразного фасона и покроя.
Новгород считается также и родиной средневековой российской демократии. В 1136 году восставшие новгородцы прогнали князя Всеволода Мстиславича, и в Новгороде устанавливается своеобразный политический строй — боярская республика. Верховным органом власти являлось народное собрание новгородцев — вече. Оно разрешало вопросы мира и войны, избирало должностных лиц (посадника, тысяцкого), заключало договоры с князьями, разрешало многие вопросы внутренней политики (утверждало уставы и законы, жаловало грамоты отдельным территориям Новгородской земли).
Вече являлось и верховным судом республики — смертные приговоры приводились в исполнение сразу после их вынесения — преступника сбрасывали в реку Волхов. В то же время в Новгородской судной грамоте говорилось, что запрещается арестовывать кого-либо без суда, а также: “Осудить всех равно, как боярина, так житьяго, так и молодого человека”.
На вече могли присутствовать и говорить взрослые новгородцы-домохозяева, владельцы крупных городских усадеб. Вече сочетало верховную законодательную, исполнительную и судебную власть и было, по сути, органом государственного управления и органом местного самоуправления одновременно. Новгородская республика просуществовала почти до конца XV века.
В 1240 году шведы, оспаривавшие у новгородцев многие земли, вошли в Неву. На борьбу с иноземцами двинулись дружины новгородского князя Александра Ярославича, которому тогда было всего лишь 20 лет. 15 июля 1240 года князь с дружиной нанес шведам поражение. После этой битвы князя Александра стали звать Невским. А 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера он сразился с рыцарями Тевтонского ордена. Это сражение вошло в историю под именем Ледового побоища. Немецкие рыцари были разбиты и отказались от своих завоеваний в русских областях, возвратили пленных.
Но древний Новгород — это не только торговый и военный город. Это еще и выдающийся центр русской культуры, не пострадавший от татаро-монгольского нашествия. Здесь была широко распространена грамотность, причем среди разных слоев населения. Установлено, что средневековые новгородцы писали на бересте религиозные и политические послания, хозяйственные и торговые документы, бытовые и любовные записки. Начало обучению грамоте положил в Новгороде князь Ярослав Мудрый, который создал школу при епископском дворе.
Грамотность сделала возможным появление летописей и первых рукописных книг. Одна из крупнейших библиотек средневековой Руси, где находилось более 1500 рукописных книг, была собрана и хранилась в Новгороде в знаменитом Софийском соборе, построенном в 1045—1050 гг. Остромирово Евангелие (1057 г.), пасхальные таблицы Кирика (XII в.), сборник гражданских и церковных установлений — Кормчая книга (1280 г.), “Великие Минеи-Четьи” архиепископа Макария (XVI в.) — все эти рукописные книги ведут свое происхождение из Великого Новгорода.
Здесь же родились и русская архитектура, и живопись, и прикладное искусство. Свидетельством чего являются древнейшие на Руси памятники искусства — иконы “Апостолы Петр и Павел” (XI в.), “Спас на престоле” (XI в.) и “Св. Георгий-воин” (XI в.), а также выдающиеся фресковые росписи Феофана Грека (XIV в.) в новгородской церкви Спаса на Ильине.
В 1478 году Новгород вошел в состав Русского централизованного государства, оставаясь при этом одним из крупных хозяйственных и торговых центров России. В середине XVI века среди русских городов Новгород занимал 3-е место после Москвы и Пскова по количеству дворов и населения. Но уже в следующем столетии город сильно пострадал от шведской оккупации 1611—1617 годов. А начиная с XVIII века Новгород постепенно теряет свое торгово-экономическое значение из-за бурного развития новой столицы — Санкт-Петербурга.
Но своего культурно-исторического значения Великий Новгород не потеряет никогда. Не случайно, когда в 60-е годы XIX века возникла идея отметить тысячелетие России, взяв в качестве отправной точки призвание Рюрика с дружиной в 862 году, все образованное общество единодушно признало Новгород лучшим местом для проведения торжеств и установки памятника. И 8 сентября 1862 года состоялось торжественное открытие памятника “Тысячелетие России”. На церемонии присутствовали император Александр II с наследником, члены императорского дома, представители Сената и Синода. Автором уникального многофигурного памятника стал молодой, а впоследствии знаменитый скульптор М. О. Микешин.
Многие места на новгородской земле связаны с выдающимися российскими деятелями военного дела, науки и искусства.
Так, недалеко от Новгорода стоит село Кончанское, которое принадлежало семье великого полководца А. В. Суворова. В этом имении генералиссимус, граф А. В. Суворов жил в 1797—1799 годах под присмотром полиции во время своей опалы из-за отказа проводить в армии реформы Павла I. Отсюда же Александр Васильевич отправился в свой последний итало-швейцарский поход в феврале 1799 года.
Знаменитый путешественник и этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай родился в 1846 году в селе Языково-Рождественское Боровичского уезда Новгородской губернии. А великий писатель Ф. М. Достоевский имел дачу в уездном новгородском городке Старая Русса, где подолгу жил с семьей в 1872—1876 годах. Здесь им были написаны главы романов “Подросток”, “Бесы” и “Братья Карамазовы”.
Во время Великой Отечественной войны Новгород был почти полностью разрушен. Гитлеровцы с особой тщательностью уничтожали “русский дух” города. Серьезно пострадала уникальная коллекция древнерусских икон, хранившаяся в музее города. Часть икон была утрачена безвозвратно, часть вывезена в Германию. Лишь немногие из них возвратились после войны на Родину.
Памятник “Тысячелетие России” был разобран фашистами на фрагменты. Демонтированные фигуры и рельефы памятника захватчики собирались отправить в Германию. Вошедшие в город советские войска сорвали эти планы. И 7 ноября 1944 года восстановленный памятник был вновь открыт. С восстановлением города было сложнее. Но, как говорит русская народная поговорка, “нет худа без добра”. Восстановление разрушенного войной города в 50—60-е годы подстегнуло развитие новгородской археологии, что позволило ученым сделать много важнейших исторических открытий.
В 1951 году экспедицией под руководством историка-археолога А. Арциховского в культурном слое Новгорода были обнаружены первые берестяные грамоты XI—XV веков. Теперь же число найденных древнерусских грамот уже более 1000. Продолжил новгородские исследования Арциховского его ученик В. Янин. Сейчас он — известнейший профессор МГУ, знаменитый археолог и исследователь Древней Руси, личность в научном мире легендарная. Не случайно именно В. Янин сопровождал Президента В. Путина во время его последнего визита в Новгород.
В 2000 году произошло событие, поразившее даже видавших виды археологов. Троицкий раскоп, где археологи работают с 1973 года, сделал еще один необыкновенный подарок: в слое рубежа Х—ХI веков под остатками древнего дома была найдена цера — деревянная книга с текстом на воске. После трехлетнего изучения было установлено, что цера содержит 75-й и 76-й псалмы Асафа и несколько стихов из 67-го псалма Давида из Ветхого Завета. Причем, как выяснила экспертиза, текст был написан раньше 1030 года. Таким образом, найденная цера — древнейшая из известных славянских книг!
Но самый последний сюрприз новгородская земля преподнесла археологам совсем недавно — этим летом на раскопках Рюрикова городища в окрестностях города были найдены арабские и византийские монеты, датированные серединой IX века. То есть развитое славянское поселение существовало на территории Великого Новгорода более 1150 лет назад!
Сегодня Новгород — это современный город не только с развитой экономикой, но и с современной инфраструктурой туризма. Ведь Новгород — это богатейший город-музей, имеющий всемирное значение. Поэтому в 1992 году XVI Сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО приняла решение все архитектурные памятники, входящие в состав Новгородского музея-заповедника, включить в Список всемирного культурного наследия.
не стал читать, увидевши с первых строк уже насаженную пропаганду из-торы-и немцами и евреями в 18 столетии
“Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена… В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей”
- ну и куда всунуть настоящую рускую летопись, в которой написано что в начале тысячелетия во время голода за уралом, оттуда вышли вот эти же финноугорские племена, разделившись на три части, одна пошла на север, типа в финляндию, вторая в венгрию, кстати в их летописи даже посылали послов к князю Владимиру о помощи, и он “подарил” свои родовые собственные земли на дунае, а третья часть осталась дома типа башкирами;
а здесь начинают втирать о “коренных” народах, какието раскопки упоминают, уже даже не смешно;
- кстати, предлагали под сотню берестяных грамот с Новгорода, и даже кому-то спихнули;
сам лично заготавливал бересту, даже дёготь гнал, в домашних условиях, один дельный совет, бересту нужно очень беречь, чуть сырости портится, пробовал в цэлофан упаковывать, нельзя, рассыпается в пыль, только сухое помещение, до этого не знал, что сохранить бересту раз в сто сложнее обычной книги
- теперь все эти “находки” берестяных находок с собственной практики считаю подделкой, тем более “выкопанных” с земли, наверно часа за два туда зарытых;
- время такое, всё проверять, но доверчивых много, а то ведь только за прошлый год неофициально продали 56 оригиналов шишкина, картину не укажу, а то расстроятся купившие;
- вот поэтому последующий бред после прокола о вечных уграх – чем то напомнило вечных укров вырывших чёрное море, кстати есть карты где написано что оно руское – смотреть отбило охоту, потянуло падалью
Неужели нет никакой надежды освободиться от столетнего еврейского фашизма?Немцы чуть получше евреев.
Новгородцы почти уничтожены ВОВ, Петербургжцы уничтожены еврейским переворотом 1917 и ВОВ. Русских уничтожены многие десятки миллионов за столетие. Потомки Рюриковичей куда-то подевались давным-давно. Ни Минин с Пожарским, никто иной не освободят нас от еврейского ига. Даже татары говорят о евреях полушопотом. Неужели нет надежды на освобождение?