Радоница

2420 0

http://slavyanskaya-kultura.ru/images/86409871_large_4c6593d76384.gif

Радуница (радоница, радоницы, радавница, радованец, радуниц, радошно воскресенье, родительский понедельник) – один из наиболее важных дней поминовения умерших, приуроченный к Пасхе. В различных регионах Радуница отмечается в разное время в пределах трех дней: чаще всего во вторник, в десятый день после Пасхи; реже в Фомино воскресенье (см. Красная горка) или понедельник (в некоторых местах южной России и Сибири). 

По народной этимологии, название праздника происходит от того, что в этот день мертвые встают из могил, слушают поминальную обедню в церкви за алтарем, разговляются после Великого поста, присутствуя во время поминальной трапезы, и радуются, как Христову дню – Пасхе, так и тому, что их дети помнят о них. В народе верили, что те родители, дети которых не приходили поминать в Радуницу на кладбище, не радовались, а плакали весь праздничный день. Несмотря на поминальный характер, Радуница считалась веселым и радостным праздником: "Веселы песни о масленице, а веселей того – о Радунице", "веселая масленица – бесстыдная горе пьяница, а гульливая Радоница – светлой радости приятельница".

Поминовение умерших весной, перед началом сельскохозяйственных работ, генетически восходит к культу предков и было призвано обеспечить их поддержку и покровительство в крестьянском труде. На Руси Радуница отмечалась с давних пор, хотя еще в сборнике постановлений всецерковного собора 16 в. в "Стоглаве" формы ее празднования осуждалось церковью. В то же время, поминовение считалось богоугодным делом. В народе поговаривали, что, если бы в день Радуниц случился конец света, то вышедшие из могил "родители" вместе с поминавшими их потомками прямо предстали бы перед Господом Богом в раю. Во многих местах крестьяне верили, что раньше Радуницы поминать родителей нельзя, так как именно в этот день они впервые разговляются после Пасхи.

Во вторник Фоминой недели в церквях после литургии совершается вселенская панихида, после которой каждая крестьянская семья с закусками и вином отправлялась на кладбище "угощать родительские душеньки". Угощение, устраиваемое как для живых, так и для умерших – "родителей" называлось "христосованием с родными". Обязательной его частью было одаривание умершего пасхальным яичком, которое закапывали около креста, клали целиком или крошили на могилу для птиц. В народе верили, что птички, отведавшие угощения, заступятся за покойного на том свете перед Богом. В некоторых местах существовала традиция угощать "за помин души" как знакомых, так и незнакомых людей, с которыми встречались на кладбище. После поминовения родных, женщины-старушки отправлялись по могилкам знакомых, а всех, встречавшихся по дороге, чем-нибудь угощали (мучными изделиями, конфетами или рюмкой водки) и говорили: "Помяните моих родителей". Считалось, "сколько помянешь (в данном случае – раздашь), столько и на том свете дадут". Обычно перед трапезой с умершими разговаривали, приглашали их к угощению или рассказывали о своих радостях и бедах. Во многих местах, особенно в южных и северо-восточных губерниях России и в Сибири, в Радуницу женщины причитали и плакали над могилами, призывая умершего родственника выйти на белый свет из "темницы", прося его "подать голос". Подобный обычай назывался "оклички" или "окликание покойников". Плачи и причеты предшествовали веселой пирушке. Крестьянки, расставив угощения, приглашали покойников их отведать, зарывали в могилу яйца, поливали ее брагой или вином, чтобы угостить умерших. В Рязанской губ. пировавшие на кладбище женщины выливали на могилу остатки вина в завершение трапезы, чтобы предохранить умерших от нечистой силы, с этой же целью остатки угощений кидали для кладбищенской нечисти, чтобы злые духи не тревожили умерших.

В некоторых местах крестьяне пировали на могилках с песнями, а иногда и с плясками, до позднего вечера. Веселье, как часть поминовения, восходит к древним похоронным обычаем, в которых обязательным заключительным элементом был смех и шутки, назначением которых было преодоление смерти и утверждение жизни. Но шумное веселье было принято отнюдь не везде, да и церковь относилась к этому отрицательно. В ряде мест считалось, что поминать на кладбище вином или водкой нельзя, иначе, это будут уже не поминки, а гулянье.

На Русском Севере и северо-востоке во вторник Фоминой недели поминальная трапеза проходила в доме. На Урале утром в церкви освящали кутью, которую вместе с другими угощениями выставляли на праздничный стол. Прежде чем приступить к трапезе, хозяева спускали из окна полотенце, по нему души умерших должны были "прийти" пировать, и выходили в соседнюю комнату, заперев за собой дверь, а возвращались и садились за стол лишь через некоторое время. В Архангельской губ., так же как во многих других местах, рано утром перед тем, как отправиться в церковь, для умерших накрывали отдельный стол, на который ставили яйца, шанежки, оладьи. Вернувшись из церкви, ждали, пока "поедят родители", затем со стола все убирали и накрывали его заново для себя. Кое-где накануне праздника для умерших не только накрывали стол, но и топили баню, приносили в нее веник, мыло, шайку и белье.

В русской деревне говорили, что, если не угостишь "родителей" честь почести в Радуницу, самого на том свете никто не помянет, не угостит и не порадует. Крестьяне также верили, что разгневанные "родители" за неуважение к их памяти могли наслать на таких хозяев различные несчастья, падеж скота, пожар и тому подобное. Поэтому не только на Радуницу, но и в течение всей Фоминой недели многие хозяйки на ночь оставляли кушанья на столе, чтобы "покойнички, наголодавшиеся за зиму" отобедали, если вдруг заглянут в дом своих сородичей.

Радоница. Радуница.

Это славянская традиция, воспринятая и поддержанная русской Церковью. В православных Церквях Ближнего Востока и Греции она отсутствует.Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Также можно сказать, что смысл Радоницы в том, чтобы поделиться с мёртвыми радостью Воскресения Христова. 

К этому дню относится пословица: «На Радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут», означающая, что после Пасхи вплотную приступают к сельскохозяйственным работам в поле, что Радуница — это день, когда обязательно ходили на могилы (один из главных Родительских дней), а к вечеру веселились. В этот день детвора «окликала» первый весенний дождь. С самого утра следили за облаками и тучами на небе. Старики утверждали, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло хотя бы одной капельки дождя. При виде облачка ребята выкрикивала:

Дождик, дождик! Снаряжайся на показ.
Дождик, припусти, мы поедем во кусты, во Казань побывать, в Астрахань погулять.
Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лен поливай ведром.
Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!

Если после закличек начинался дождь, то все окликальщики наперебой кидались умываться «небесной водицей», — что, по словам стариков, должно приносить счастье. Если же в этот день ударит первый весенний гром, то молодые женщины и девушки умывались дождём через серебряные и золотые кольца. Считалось, что этим сохраняется красота и молодость[

Блинцами от родительской кормят овец, чтоб ягнились.
Вывози навоз в родительску, хлеб уродится.

«Радуница была Праздником всенародным. Вся деревня выходила на кладбище к могилам своих близких. Женщины на могилах причитали. . . На могилы приносили еду и питье:
кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги) и т. д. Едой делились с покойниками: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли их там. На могилы лили масло, вино, пиво; всё это делалось «мёртвым на еду».
По могиле катали яйца.
Истоки этого праздника находятся в древних представлениях земледельцев о том, что умершие предки, похороненные в земле, связаны с ее богатством и возможностями и могут повлиять на будущий урожай.


В этот день, в празднично украшенном доме, хозяйка готовила кушанья для поминания на кладбище. При этом количество блюд должно было быть нечетным. Все складывалось в большой полотняный платок. Добавлялись свяченые яйца или сыр.

Утром шли в церковь, где поминали близких, а после обеда отправлялись на кладбище, каждая семья — к своим могилам. Женщины голосили, мужчины развязывали платок и, достав свяченое яйцо, катали его на могиле со словами «Христос воскрес». Затем молча рассаживались вокруг могилы, где хозяйка на белой скатерти выставляла многочисленные кушанья.

Торжественная трапеза начиналась с приглашения покойного. Обычно говорили: «Святые родзицели, ходзице к нам хлеба-соли кушаць!». По окончании поминок говорили: «Мои родзицели, выбачай-те, не дзивицесь, чем хата богата, тем и рада». Немного еды и водки оставляли для усопших. Остатки кушанья раздавали нищим, и день оканчивался при корчмах с песнями и плясками.

В этот день нежелательно было что-либо сеять или сажать.

В настоящее время Радуница является официальным нерабочим днем (по календарю православной конфессии). Обычаи во многом остались прежними, хотя церковь отрицательно относится к устройству трапезы на могилах.

"Во многих славянских и германских землях до сих пор сохранились следы праздников в честь мёртвых: в Саксонии, Лаузице, Богемии, Силезии в Польше, во времена язычества народ хаживал на кладбища на 1 марта, в час рассвета и там приносил жертвы усопшим. На кладбищах, которые в Псковской и Тверской губерниях называются буями и буивицами, до ныне в святки делают гадания.
Празднование семика приходилось в тот же день, когда по прежнему обычаю погребали умерших и поминали убогих на скудельницах или убогих домах.

«В Троицкую субботу», как видно из Стоглава «сходились мужи и жены на жальники ( т.е. на кладбища) и плакали на могилах с великим кричанием и, когда станут играть скоморохи-гудошники, то они перестанут плакать, и начнут скакать, плясать и в ладони бить на тех жальниках».

С исключением последнего, подобный обряд соблюдается и до ныне в Смоленской губернии. Олай великий и другие описывают старинные обряды пред наступлением Великаго Поста в Мертвое воскресение изгнание зимы или смерти, кои встречаются у славянских и германских народов, а в Польше известен под именем Моржаны.

В это же время франки совершали подобное же торжество в память усопших, соединённое мимическими представлениями и песнопениями.
Радоницу справляют в России во вторник Фоминой недели, как у Белоруссов так и у Великоруссов. В Рязанской губернии она называется наской и навий день,- что сходно с литовским словом navie – мертвец, так как в этот день собираются на кладбище поминать умерших.
Местом заупокойного пира у Литовцев было или самое кладбище, или дом близ него.

В России, в радоницу приносят на кладбище лепёшек, пирогов, крашеных яиц, вина, и поминают покойников. Простые женщины причитают и плачут. Потом, оставив на могиле в половину очищенных два, три красных яйца и пирога кусок или другого чего-нибудь на долю покойника, уходят. Класть яйца на могилу было в обычае Римлян, у которых было глубокое уважение к памяти усопших.

Сербская Zadusnice (Задушница) вполне соответствует нашей радонице.
В Малороссии радоница (гробки) сопровождается причитанием на могилках, потом пиршеством и катанием яиц; в заключение на могилку льют водку или вино из рюмок. Там радоница называется «гробками» и это могильное торжество происходит с утра понедельника до вечера среды. Катанье яиц там происходит до самого Юрьева дня.

В Галицких местностях и в Тверской губернии в Фомину неделю, называемую Радоницами, гуляет народ после полуночи и до рассвета, распевая под окнами: «Юница, молодица, подай яйцо в перепечу!»
Тогда подают парням вино, пиво, ладышки, а девкам пряники и красные яйца. Этот Юнец или Вьюнец упоминается в 25 вопросе Стоглава: «и на Радонице Вьюнец, и всяко в них бесование».
Присутствующие в Радоницы на могилах скоморохи при поминовении, происходят от скоморов или скомахов народа хищнического и бродяжнического, жившего на нижнем Дунае в V и VI веке, по мнению Шаффарика. Вероятно скоморохи были более ничего, как бездомные бродяги, в роде наших цыган, бродили из села в село, из деревни в деревню, где поплясать, где попеть, где украсть, от чего и получили такое незавидное название.

Радоница, Радуница, в посаде Парфенове, в волостях Ширской, Петрусовской, Салтановской называется Усопшая Радованица.

По утру, подобно русским, пермячки хозяйки красят яйца в радоницу, называемую у них радольницей. Тут же пекут пироги с рыбой, блины, солянки, оладьи, разные мяса и проч. От обедов по праздничному, часть всего приготовленного они приносят в церковь, где служат панихиды, и обедни по умершим родителям и близким родственникам; потом возвращаются домой. В этот день в церковь ходят далеко не из всех домов и только особенно набожные и зажиточные. Принесённые в церковь явства поступают: лучшие церковнослужителям, а прочие – нищим. Кроме поминок у пермяков радольница ничем не отличается от обыкновенного рабочего дня.

В Чухломском и Кологриевском уездах, Костромской губернии Радованицами называется Фомино Воскресение. В этот день окликают молодых новобрачных следующей песней:

О Лелю молодая, о Лелю,
Ты вьюная, о Лелю,
Ты по горнице пройди, о Лелю,
Покажи своё лицо, о Лелю,
Да в окошечко, о Лелю,
Своего-то вьюнца, о Лелю,
Да пожалуй-ка яичко, о Лелю,
Ещё красненькое, о Лелю,
Что на красном блюдце, о Лелю.

Или молодому.

Ты вставай-ка молодец,
Ты вставай-ка наш вьюнец!
Ты расчёсывай кудри
Костяным гребешком,
Уж ты выгляни в окошко
Косящетое!
Тебе песню споём,
Тебе честь создаём,
Награди-ка нас подарком
Сладким пряничком,
Белым сахарным."

Метки: праздники
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)