Краткая история Госбанка СССР и Центробанк РФ, как угроза суверенитета России
Сторонники «рыночных» реформ на разные лады повторяют либеральную мантру насчет того, что Центробанк, де, должен быть «независимым» от государства, только так он может более эффективно выполнять свои функции. Однако под вывеской «независимости» скрывается еще более жесткая подчиненность Банка России Федеральной резервной системе США
В.Ю. Катасонов – проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
Считается, что наш банковский сектор имеет смешанную форму собственности. Давайте разбираться по порядку. Центральный банк Российской Федерации, или Банк России, стал в свое время аналогом Госбанка СССР. До сих пор считается, что это государственный институт. С формально-юридической точки зрения – это действительно государственное учреждение, потому что уставной капитал сформирован государством. Но при этом, как ни странно, Центробанк не относится к категории органов государственного управления. Он не имеет отношения ни к одной из ветвей государственной власти. А в Федеральном законе о ЦБ вообще записано, что Центробанк не отвечает по обязательствам государства, а государство – по обязательствам Центробанка.
Если в СССР монополистом в денежно-кредитной системе страны было государство, то сегодня таким монополистом стала Федеральная резервная система – частная корпорация, принадлежащая небольшой горстке мировых олигархов.
Что касается коммерческих банков, число которых сегодня в России без малого тысяча, то нам говорят: это банки разной формы собственности. Даже встретил такое выражение: «многоукладная банковская система Российской Федерации». Действительно, есть частные банки, на 100% принадлежащие российским инвесторам (акционерам). Каждую неделю узнаем о том, что такой-то российский банк обналичил миллиард рублей, такой-то банк объявил о своем банкротстве, оставив вкладчиков с носом (естественно, банкротство ложное), такой-то банк вывел свои активы за границу и т.п. Частные банки, по определению, представляют собой идеальные машины по деланию денег «из воздуха» и обкрадыванию клиентов. Особенно в «рыночной» среде. Особенно когда их «курирует», а фактически «прикрывает» центральный банк, который развернут не в сторону отечественной экономики, а в сторону Запада. Частные банки нас с вами богаче сделать в любом случае не могут, они могут нас только обокрасть.
Есть у нас и иностранные банки (с разной долей участия в капитале). Между прочим, доля иностранного капитала в совокупном акционерном капитале российских банков приближается к 30%. Это официально. А неофициально, учитывая двойное гражданство некоторых акционеров, подставных лиц и сложные, многоуровневые схемы участия в капитале, она может быть и 50%.
Присутствие иностранного капитала в банковском секторе экономики намного опаснее, чем в любой отрасли экономики. Поскольку любой коммерческий банк является эмиссионным институтом, выпускающим безналичные (кредитные, депозитные) деньги.
Нельзя забывать, что деньги – важнейший атрибут государственной независимости. Если к их выпуску получают доступ иностранцы, возникает угроза суверенитету.
Есть у нас и государственные банки. Среди государственных называют таких российских гигантов, как Сбербанк, Газпромбанк, Внешторгбанк (ВТБ). Во-первых, в этих банках участие государства частичное. Там есть частные акционеры, в том числе иностранные. К тому же сомнительно называть Сбербанк вообще государственным банком, поскольку под «государством» там понимается такой акционер, как Центробанк. Во-вторых, смешанная государственно-частная форма собственности в любой отрасли экономики при нашем коррумпированном правительстве – самая идеальная форма для того, чтобы перекачивать деньги из государственного бюджета и государственного сектора экономики в частные карманы наших клептоманов.
Спрашивается, как же тогда должна выглядеть государственная монополия на банковское дело?
Этот принцип впервые был сформулирован еще до революции В. Ленином. После вооруженного переворота 24 октября 1917 года центральная контора Государственного банка Российской империи была захвачена восставшими. Одним из первых декретов советской власти стал декрет ВЦИК от 27 декабря 1917 года о национализации банков: банковское дело объявлялось государственной монополией. Все частные акционерные банки и банкирские конторы объединялись с Государственным банком, на основе которого учреждался Народный банк РСФСР.
Примечательно, что национализация промышленных предприятий и предприятий иных отраслей экономики большевики стали проводить позднее, причем национализация не была тотальной. Они понимали особую роль банков в экономике страны. На практике слияние частных банков с Народным банком было завершено лишь к концу 1919 г. Правда, в условиях гражданской войны и экономической разрухи государственная банковская система начала разрушаться. Практически банковская система перестала существовать после того, как в январе 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен, а остатки его аппарата перешли под начало Народного Комиссариата Финансов (НКФ). Когда начался НЭП, Народный банк был восстановлен (в октябре 1921 г.) под новой вывеской: «Государственный банк РСФСР». В период НЭПа в банковском секторе кроме чисто государственных (специализированных) банков еще существовали акционерные банки. Также существовало несколько тысяч кредитных кооперативов и товариществ, которые были, по крайней мере формально, негосударственными учреждениями. В феврале 1922 г. был учрежден Покобанк (Банк потребительской кооперации), чуть позднее в том же году появился Торгово-промышленный банк, затем акционерное общество «Электрокредит» (через два года было преобразовано в специальный банк для финансирования электрификации и электропромышленности – «Электробанк»). В 1923 г. был учрежден Всероссийский коммерческий банк для налаживания коммерческих связей с иностранными банками, реорганизованный в следующем году в Банк для внешней торговли (Внешторгбанк)[1].
Декретами 24 января и 20 февраля 1922 г. были признаны кредитные и ссудо-сберегательные товарищества, существовавшие до революции. Потом появились общества сельскохозяйственного кредита. Позднее были признаны общества взаимного кредитования, которые были частными учреждениями. Появились также коммунальные банки. Бум учредительства банков пришелся на 1922 – 1926 гг. На завершающей фазе НЭПа количество банковских и кредитных учреждений было крайне большим (больше, чем до революции). На 1 октября 1929 г. кредитование народного хозяйства осуществляли 1312 кредитных учреждений (многие из них были акционерными банков, участие государства в капитале некоторых банков было символическим) и их филиалов, не считая более 10.000 кредитно-кооперативных обществ.
Но вот началась индустриализация и формирование «сталинской экономики».
В результате кредитной реформы 1930-1932 гг. были окончательно ликвидированы акционерные банки, а затем – кредитные кооперативы. Что касается обществ взаимного кредитования, то они исчезли еще даже до начала реформы.
Реформа началась с Постановления ЦИК СССР и СНК СССР «О кредитной реформе» от 30 января 1930 г. Постановление предусматривало, что Госбанк сосредоточивает в своих руках все краткосрочное кредитование.
Создаются четыре специальных банка долгосрочного кредитования, которые выводятся из-под контроля Госбанка и передаются в ведение Народного комиссариата финансов. Все расчеты, платежи и кассовые операции сосредоточиваются в Госбанке. В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка: (1) плановое кредитование хозяйства, (2) организация денежного обращения и расчетов, (3) кассовое исполнение государственного бюджета и (4) осуществление международных расчетов. Само собой Госбанк стал единым эмиссионным центром советской ДКС.
Общая характеристика советской денежно-кредитной системы, так называемой «сталинской экономики», такова – это была некая система отношений и институтов, тесно между собой связанных и функционирующих по определенным правилам. В рамках этой системы существовали подсистемы, которые были непосредственно связаны с деньгами.
Их можно назвать кредитной, банковской, денежной, финансовой подсистемами. Все подсистемы были органически взаимосвязаны. Фактически они образовывали единую систему, в рамках которой создавались деньги, регулировалось и контролировалось обращение денег в экономике, происходила аккумуляция денег в специальных фондах и их последующее распределение и перераспределение в масштабах всей экономики, осуществлялись расчеты между предприятиями и организациями, регулировались денежные отношения страны с другими странами и т.п.
Для упрощения описания объединим денежную, кредитную и банковские подсистемы в одну, которую назовем денежно-кредитной системой (ДКС). Другой, связанной с деньгами системой была финансовая система, которая включала в себя государственный бюджет, внебюджетные государственные фонды, финансы предприятий, страхование (страховые фонды).
http://communitarian.ru/upload/medialibrary/d39/d39731aeb95cd799a14114b6aaa7f5a3.jpgРассмотрим подробнее ДКС «сталинской экономики». С институциональной точки зрения, она представляет собой систему банков и небанковских кредитных организаций, а также организаций, осуществляющих общее руководство денежно-кредитной системой. С точки зрения функциональной в рамках ДКС осуществлялись такие виды деятельности и операции, как создание и уничтожение денег, кредитование, расчеты и платежи внутри страны, контроль за использованием кредитных ресурсов, регулирование денежной массы и поддержание устойчивости денежной единицы, кассовые операции с наличными деньгами, осуществление международных расчетов. Если судить по названиям институтов (различные банки), а также набору функций, то разницы между ДКС «сталинской экономики» и ДКС капиталистических стран (а также современной России) сразу можно не заметить. Формы похожи, а содержание разное. Вот некоторые важные особенности ДКС:
- государственная монополия на банковское дело;
- государственная монополия на денежную эмиссию;
- высокая централизация управления ДКС;
- сосредоточение всей денежной эмиссии и всего денежного оборота в одном государственном банке;
- централизация кредитных отношений;
- запрет на осуществление кредитных сделок «по горизонтали», т.е. между предприятиями (коммерческий кредит, денежные займы);
- подчинение ДКС решению задач социально-экономического развития СССР, определяемых пятилетними планами;
- планирование денежного обращения;
- контрольная функция ДКС;
- постоянный контроль со стороны банков за текущей финансово-экономической деятельностью предприятий (соблюдение платежной дисциплины, эффективность использования основного и оборотного капитала, обоснованность кредитных заявок, контроль исполнения кредитных договоров и др.);
- государственная валютная монополия;
- использование особых методов поддержания покупательной способности денежной единицы (рубля), обеспеченность денежной эмиссии;
- наращивание государственного золотого запаса как стратегического ресурса;
- независимость внутреннего денежного обращения от золотого запаса;
- опора на внутренние источники финансирования и кредитования народного хозяйства;
- опора на сбережения населения и внутренние займы;
- двухконтурная система денежного обращения.
На протяжении 56 лет (1932 – 1988 гг.) в кредитно-банковской системе СССР существовала государственная монополия. Центральная роль принадлежала Госбанку. Госбанк работал в самой тесной связки с Наркоматом (позднее Министерством) финансов СССР. Госбанк был автономным подразделением финансового ведомства. В период 1932-1988 гг. происходили лишь некоторые корректировки в части набора институтов банковского сектора СССР, их функций и полномочий. Но все они непременно были государственными.
Государственный банк расширял сеть своих территориальных учреждений и расчетно-кассовых центров. Наблюдалась усиление централизации управления ДКС в Государственном банке. Может быть, последний акт централизации произошел в 1959-1960 гг. В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и местных коммунальных банков (все указанные банки были упразднены). Госбанк взял на себя финансирование и кредитование сельского и лесного хозяйства, потребительской кооперации, а также банковское обслуживание населения, которое ранее осуществляли коммунальные банки. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений. В 1962 г. Государственному банку были переданы сберегательные кассы, которые до этого находились в ведении Минфина СССР.
Из банков долгосрочных вложений остался лишь Промбанк (часть функций упраздненных банков были переданы и ему). Он был реорганизован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений и стал называться Стройбанком. Обслуживал капитальное строительство во всех отраслях народного хозяйства. При этом банк был переведен из под-под Минфина СССР под непосредственное кураторство правительства.
Был еще третий государственный банк – Банк для внешней торговли (Внешторгбанк), который занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и другими драгоценными металлами. Внешторгбанк был призван обеспечивать государственную валютную монополию, начало которой положил Декрет СНК РСФСР от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли».
Государственная монополия начала размываться в ходе «перестройки», когда были приняты законы, легализующие частную форму собственности в банковском секторе.
В 1988 году в Советском Союзе зарегистрированы первые частные коммерческие банки. Нескольких специализированных государственных банков (самый крупный из них – Промстройбанк) были акционированы и приватизированы. Накануне развала СССР их число составляло несколько сотен.
Думаю, что никаких дополнительных доказательств и фактов не надо приводить для того, чтобы читатель мог почувствовать разницу между государственной банковской монополией, которая работала на укрепление экономики страны, и нынешней «многоукладной» банковской системой РФ, которая работает на чужую экономику, разрушая свою собственную.
___________________
[1] который, впрочем, имел весьма своеобразную историю создания. Мы уже говорили о том, что в 1912 года под патронажем представителя крупнейшего клана банкиров, будущего члена совета Рейсхбанка и главы IG Farben Макса Варбурга в Стокгольме создается «Nya Banken» (Новый банк) под управлением Олофа Ашберга, через который позже пойдут деньги большевикам, но не только деньги от немецкого правительства и американских банкиров.
(Напомним, что семейка Варбургов происходит из итальянской династии еврейских ростовщиков, которые стали «Варбургами» в XVI, приехав в вестфальский городок Варбург из Болоньи (в которую перебрались из Венеции). В 1798 году, братья Моисей-Марк и Герсон Варбурги основали в Гамбурге банк «M. M. Warburg & Co.», по сей день крупнейший частный финансовый институт Германии. Его брат был первым главой ФРС США. Семья до сих пор владеет крупнейшими американскими банками, являясь родственниками Ротшильдов, Лёбов, Шиффов, Леманов и др. «видных представителей финансового кагала. Именно к ним до сих пор льнёт и мерзкий предатель Горбачёв)
К этому времени Абрам Животовский - крупнейший банкир России, а по совместительству дядя (и тесть!) Лейбы Бронштейна-Троцкого, он же компаньон чиновника Минфина (родственника заводчика) А.Путилова и акционер «Русско-Азиатского банка», входит в тесный контакт с управляющим «отмывочного» «Ниа-банка» Ашбергом и создает с ним «Шведско-Русско-Азиатскую компанию». Через этот же отмывочный банк «интернационала», от имени министра финансов РИ П.Л. Барка в 1916 году пойдут и официальные закупки оружия в США для российской армии, на что моргановский Guaranty Trust выделяет 50 млн кредита. В том же 1916 году Ашберг в Петрограде уже вместе с представителями Guaranty Trust и National City Bank занимается организацией займов в рублях для консорциума Моргана – Ротшильда, собрав им… 150 млн. рублей. Т.е. финолигархия получает деньги от процентов за кредит, взамен обеспечивая себе гарантию его возврата. До конца Первой Мировой через Nia Banken прошло около 800 военных контрактов на сумму $500 млн. При этом часть денег (более 8 млн. руб.), выделенных из русских фондов, оседает на счете М. Козловского – адвоката РСДРП(б).
После переворота 1917 года банк открывает контору в «революционном Петрограде». В совете директоров банка входят:
- Яков Ганецкий-Фюрстенберг - будущий член коллегии наркомфина Совнаркома, доверенное лицо Ленина, через которого Германия финансировала большевистскую партию. В 1915–1917 годах он вместе с Парвусом возглавлял подставную фирму, через которую Германия финансировала партию большевиков, а летом — осенью 1917 года вместе с Лениным, Троцким и др. проходил по делу о «большевиках — агентах германского Генерального штаба» – дело вел следователь Павел Александров, позднее расстрелянный НКВД;
- Лев Красин - по совместительству матерый немецкий агент, поставлявший оружие через представительство Simens;
– пресловутый Парвус-Гельфанд, русофоб, агент немецкой разведки и организатор возвращения Ленина из эмиграции через территорию Германии.
Компанию им в банке составили:
- Михаил (Моше) Грузенберг – официальный главный агент «интернационалистов» в Скандинавии, кузен(?) интернационалиста С.Зорина (Александра Гомберга) - главы ревтрибунала, «министра иностранных дел», бывшего литературного агента Троцкого в Нью-Йорке, а затем переводчика «гаитянской армии» миссии Красного Креста. Он же являлся доверенным советником банка «Чейз Нэшнл Бэнк» в Нью-Йорке, позже становится организатором Гоминьдана в Китае. О его двойной игре знали все, а его история – показательна для «истории болезни интернационализма»;
- Михаил «Митька» Рубинштейн, – масон, банкир-аферист, крутившийся вокруг Распутина, арестованный в 1916 за государственную измену (сотрудничество с немцами) и финансовые махинации, после залпа «Авроры» освобожденный «интернационалистами» из тюрьмы и направленный в Швецию в качестве финансового агента;
- Абрам Животовский (дядя и тесть Лейбы Бронштейна) – уютно обосновывается в Стокгольме[31], где вместе с Ашбергом занимается реализацией награбленных режимом «племяннико-зятем» ценностей. В 1923 Животовский оказывается в Париже, где проворачивает аферу с одним из банков, пытаясь получить концессию на Криворожские заводы. Это была попытка подмять под себя еще один европейский банк, «для каковой цели большевики согласились ассигновать 25 млн. франков. Инициаторами этого дела в Париже были евреи: Высоцкий, Златопольский, Добрый, Цейтлин, братья Животовские, Лесин и другие…».
После того, как в 1918 г. вскрывается история с финансированием большевиков со стороны Германии и скандала с документами Сиссона, «Nya Banken» заносится в черные списки банков США и Антанты, поэтому он реструктуризируется в Svenska Economibolage. 18 августа 1922 года при содействии советского правительства «большевистский банкир» Ашберг создает и возглавляет «Российский коммерческий банк». Учредителем числится Svenska Economibolaget, директором иностранного отдела становится президент моргановского Guaranty Trust Макс Мэй, лондонским агентом - Эрл Грей, бывший коллега Сесила Родса. Ныне банк нам известен как «Внешэкономбанк».
Т.е. с поражением Германии (и публичного – отвлекающего? – скандала), контроль над валютными запасами большевиков переходит от «германо-американской» ветви ротшильдовского кагала к «чистой» «англо-американской» ветви – пока от этого крана их не оторвал «кровавый тиран Сталин» (см. подробнее – К. Мямлин, «Бнай-Брит и проект «интернационал». Часть III. Искусство стричь купоны с «русского» бунта, «бессмысленного» и беспощадного» и след. части, Институт Высокого Коммунитаризма).
Катасонов явно болен психически….
Статья интересная, но не со всеми выводами можно согласиться.
До октябрьской революции 1917 года в стране была сложная ситуация в банковской и кредитной системах. Фактически, ростовщический капитал опутал всю страну. Не это ли явилось причиной, что богатое государство – Российская Империя, не имело денег, для нормального функционирования государства и происходил рост нищеты в стране? Это привело к политическому кризису и смене формы государственного управления. На смену монархии пришёл буржуазный парламентаризм, но так как он не внёс ни каких изменений в финансово-банковскую систему, то и его участь была решена в октябре 1917 года.
Это очень напоминает Россию с конца 80-х годов, когда богатый СССР позволил создавать коммерческие банки при резком обнищании основной численности населения. И здесь, в результате выпуска из под контроля государства этой системы, произошла смена Советской власти на буржуазно-финансовый парламентаризм. То есть, история повторилась, но на другом уровне. Если в октябре 1917 перешли от частной формы собственности к государственной, то в 1991-93 от государственной к частной.
Вызывает сомнение обоснованность упрёков в адрес В.И.Ленина. Именно он подготовил первые декреты Советской власти, которые были направлены на создание единой банковской и финансовой системы в России в интересах государства и общества, а не частных структур или западного капитала.
Те, кто изучал работы В.И.Ленина, знают, он не скрывал, что ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ для него имели приоритет над частными. Поэтому он шёл на сотрудничество с самыми различными силами, чтобы в России возникло Социалистическое государство. Если бы он был зависимым от западных и американских банков, от немцев, которые его ,якобы, завербовали, то первыми в России оказались бы эти банки и ни о какой национализации банковской системы не могло быть и речи. Не было бы и Брестского мира, а просто на всех фронтах сложили бы оружие, а он подписал бы акт о безоговорочной капитуляции. Мудрость и последовательность В.И.Ленина в том и заключалась, что он видел, как должна развиваться наша страна и весь Мир.
Посмотрите по времени, когда в РСФСР банки и другие кредитные организации стали набирать силу? В 1922 году, за год до кончины В.И.Ленина, когда на политику государства оказывали огромное влияние такие деятели как Троцкий, Бухарин и те, кто реально были зависимы от западного капитала. Фактически И.В.Сталин сделал то, что начал делать В.И.Ленин. И Сталин И.В. это постоянно подчёркивал.
Ненависть, с которой нынешние “либералы” и их западные вдохновители обрушиваются на В.И.Ленина и И.В.Сталина, только подтверждают, что они не были ни чьими прислугами, а стремились к самостоятельности и независимости нашей страны. Это очень не нравится тем, кто стремится превратить Россию в “сырьевой источник и место для свалки”, а нас в “бессловестное быдло”. Поэтому, они прилагают огромные усилия, чтобы исказить наше прошлое, тем самым, лишив будущего.
Если внимательно читать материал В.Ю.Катасонова с учётом времени и политиков, при которых всё это происходило, можно увидеть много того, что сейчас стремятся исказить.