Как одевались наши земляки 150 лет назад…
«Швейный мир Царицына» – так называется выставка, открывшаяся в Волгоградском областном краеведческом музее
http://img.4aoc.ru/http://gg34.ru/images/SSHSJS.jpghttp://img.4aoc.ru/http://gg34.ru/images/DKDLFD.jpg
Открываешь дверь, а затем и рот… от удивления и красоты, домашнего уюта и массы информации о том, как жили и во что одевались наши земляки сто пятьдесят лет назад, и накануне политических преобразований России. На небольшой сцене – условном ателье – мы видим двух барышень-белошвеек: обворожительных, таинственных, чуть томных и игривых. Они, кажется, представляют купеческое сословие, но ту её часть, которой интересны и последние сплетни уездного городка, и культурные новости, и моделирование новых фасонов, как и шитьё на только что приобретенной машинке известной фирмы «Зингер». Впрочем, и на них самих мы видим красивые, нежных тонов платья, пошитые собственными руками. По положению, они могли бы заказать их в ателье или привести из заморских стран, но предпочитают собственно ручные наряды. Тут же мы видим швейные машинки других, не менее авторитетных фирм – «Найман», «Анкер», «Кехнер», «Пфафф». За одной из них сидит молоденькая девочка и шьет, наверное, себе, свадебное платье. Дама постарше заканчивает отделку мужских брюк. Действо происходит в одном из городских ателье, где всё подчинено одной цели: созданию одежды на все случаи жизни для всех сословий и возрастов. В основном зале мы видим всевозможные модели машинок названных фирм, принадлежности к ним, и даже ткани, из которых создавались красивые мужские рубашки, женские платья и нижнее белье. Они и сегодня, даже за стеклом, смотрятся модно, – бери и одевай да выходи на Аллею героев – пусть завидуют создатели нынешнего ширпотреба. – Почему мне нравятся эти вещи, пошитые моими земляками? – размышляет директор музея, кандидат исторических наук Александр Материкин, - Да потому что машинка, как постоянная помощница хозяйки, через ручной труд приобщала человека к созданию самобытных образов, неповторимости. А сегодня посмотрите, появились новые модели машинок с программным обеспечением – без них не обойтись. Но эти машинки поставили производство одежды на поток. А индивидуальный пошив не всякому по карману. И лишь настоящие рукодельницы используют старый способ создания платья. – Да и я, пусть и имею более современную машинку «Веритас», предпочитаю старушку «Зингер», – подхватывает мысли директора научный сотрудник музея Галина Завгороднева. - На них можно, меняя лапки, и нежный батист с марлей прострочить, и брезент с кожей. http://img.4aoc.ru/http://gg34.ru/images/FGFJFG.jpg К слову сказать, эта музейная работница – страстный поклонник именно старинных машинок и принадлежностей к ним. Временами кажется, что она готова сутками удивлять нас возможностями раритетов. Большая коллекция игл, пуговиц, катушек, ножниц – это её богатство, доставшееся от прабабушек и прадедушек, сохраненное для нас, причём в хорошем виде и рабочем состоянии. На открытии выставки присутствовали и другие подвижники культуры, бережно сохранившие и безвозмездно передавшие в музей редкие и дорогие вещи. Даже специалистов удивила, выставленная на обозрение чугунная машинка «Принцесса», непонятным образом попавшая в наш город из Симбирска, от учителя Ленина Кабанова. А вот два портрета на основании машинки – муж и жена, одели свадебные платья в день юбилея. Удивляет высокое качество изображения, изящно выписанные лица, инкрустированные перламутром. Это был особый и дорогой заказ в фирме «Найман». – Швейная машинка – изобретение Исаака Зингера, – заметила Ирина Талдыкина, заведующая историческим отделом музея, – вначале была принята прохладно. Во второй половине девятнадцатого века шили одежду в основном вручную, и новизна пугала народ. Первый экземпляр был продан всего за 100 долларов. Но сообразительный предприниматель первым из конкурентов организовал их продажу в рассрочку с гарантийным обслуживанием, на театральных программках и на листочках церковных проповедей написал рекламу – и дело пошло. Вскоре Зингер превратился в богатейшего жителя планеты.