Каспийский вызов Западу

461 5

К концу 2023 года российские порты Каспийского бассейна обеспечили рекордный объем перевозок внешнеторговых и транзитных грузов. За 10 месяцев с.г. этот показатель возрос более чем на 40%. Причем всё большее число стран используют эти порты и примыкающие к ним магистрали для торговых связей с Россией и другими странами Евразийского союза. Тем самым, транспортный комплекс Каспийского региона РФ обретает решающую позицию в Восточной внешнеэкономической стратегии России.

Как отмечает вице-премьер России Александр Новак, привлекательность каспийских портов РФ и связанных с ними артерий для зарубежья обусловлена тем, что «доставка грузов из Санкт-Петербурга, скажем, через Каспий и Иран в индийский порт Мумбаи занимает немногим больше 10 суток. В то время, как в обход России – через Средиземное море-Суэцкий канал – маршрут занимает не менее 30-ти суток».

По данным правительства Астраханской области и минтранса РФ, столь высокие показатели грузовой работы каспийских портов стали возможны благодаря увеличению их мощностей за последние четыре года. В приоритете на ближайшее время – ускоренное развитие мощностей и дальнейшее расширение специализации портов региона по разным видам грузов. Речь идет о портах Астрахань, Оля, Солянка (Астраханская область) и Махачкала (Дагестан).

Кроме того, в 2024-27 годах планируется создание новых портов в регионе: это Каспийск (Дагестан) и Лагань (Калмыкия). Внешнеторговые и транзитные грузопотоки там растут ускоренными темпами.

Хотя Запад пугает введением санкций против государств и бизнес-структур, сотрудничающих с Россией, всё большее число стран игнорируют эти риски. По имеющимся данным, к концу текущего года каспийские порты России, как и связанные с ними железные дороги и транскаспийские паромы, регулярно станут использовать более 30 стран.

Это Индия и Пакистан, Иран и Ирак, Таиланд и Вьетнам, Китай и Мьянму, страны Аравийского полуострова, Закавказья, почти все страны Центральной Азии.

https://www.stoletie.ru/upload/medialibrary/42b/ohdfi4s1x9so71jn9pt29sa2o1712q2d/porty-i-osnovnye-arterii-v-Kaspiyskom-basseyne.jpg

Обусловлено это сравнительно невысокими транзитными расценками в российской части Каспийского бассейна, разветвленной железнодорожной сетью между Прикаспийским и Черноморским регионами/портами РФ, а также внедрением электронного документооборота в таможенной сфере, ускоряющего процедуры. Что, в свою очередь, заметно сокращает простои грузовых поездов на пограничных пунктах и в портах.

По мнению министра дорог и городского развития Ирана Мехрдада Базарбаша, всё более тесное сотрудничество с Россией по развитию транскаспийских маршрутов и их эксплуатационные возможности «способствуют тому, что всё большее число стран Азии используют эти маршруты для торговли не только с Россией».

В качестве примера министр называет коридор от иранских портов на побережье Индийского океана (Бендер-Аббас, Чабехар) – через Иран и Каспийское море – до российских портов в этом бассейне. Причем «это только один из многих вариантов сотрудничества в Каспийском регионе с такой большой страной, как Россия».

Нелишне напомнить, что для развития торговых связей Европы с Ираном и Южной Азией Прикаспийский регион используется, можно сказать, с незапамятных времён. Именно здесь был когда-то центральный участок международного торгового пути «Из варяг – в персы». А с созданием российско-иранской железной дороги в начале XX века каспийские порты России стали главными перевалочными пунктами в торговых связях Южной Азии с Европой.

Этот коридор в советский период бесперебойно работал до конца 1980-х. Армяно-азербайджанский конфликт заблокировал его почти на 20 лет. Но в начале 2000-х Россия, Азербайджан и Иран стали активно развивать транскаспийский маршрут – то есть, географически отдалённый от конфликтных Нагорного Карабаха и примыкающих к нему районов. В результате, к концу 2023-го доля российских портов на Каспии и связанного с ними коридора через Иран превысила 60% в торговле РФ с Индией, Пакистаном, Шри Ланкой, Ираком, странами Аравийского полуострова.

Подтверждает значимость каспийских портов РФ и всего транскаспийского маршрута и то, что к нему в текущем году подключились, несмотря на угрозы коллективного Запада ввести санкции против этих стран, порты и судоходные компании Объединенных арабских эмиратов, Саудовской Аравии, Бангладеш, Мьянмы и Шри Ланки.

Тем временем антироссийские санкции оборачиваются бумерангом теперь не только для Евросоюза. Прекращение торговых связей ЕС со странами Южной Азии и, в целом, бассейна Индийского океана через каспийские порты РФ и Ирана привело к тому, что эти связи обходятся теперь по транспортным затратам вдвое дороже.

Ибо приходится использовать сверхдальний маршрут – через Средиземное море и Суэцкий канал. А для Великобритании, Норвегии и Исландии отказ от транзита через РФ-Иран обернулся удорожанием перевозок в «Индийский» бассейн и обратно почти втрое.

Многие западные аналитики всерьез озабочены сложившейся ситуацией. Например, датский экономист Кнууд Ларсен считает, что «замораживание» транзита в Азию через черноморские и каспийские порты России «ущербно для Скандинавии и всего ЕС, но не только из-за затратности пути в обход РФ». А еще и потому, что теперь основной маршрут – через Суэцкий канал и далее Красное море – «буквально напичкан пиратскими флотилиями, что делает этот обходной путь ещё и опасным для международной торговли».

Словом, Каспийский регион России и примыкающие к нему артерии становятся основным комплексным звеном во внешнеэкономических связях не только РФ, но и –многих других стран. Пресловутые же санкции Запада бессильны против этой стратегической тенденции.

Специально для «Столетия»

Алексей Чичкин

Комментарий редакции

Основные тезисы статьи:

1. К концу 2023 года российские порты Каспийского бассейна достигли рекордных показателей по перевалке внешнеторговых и транзитных грузов – рост более 40% за 10 месяцев.

2. Растущая привлекательность каспийских портов РФ для зарубежных стран обусловлена более быстрыми и дешевыми маршрутами по сравнению с обходными путями.

3. К концу 2023 года каспийские порты России регулярно используют более 30 стран, несмотря на угрозы санкций.

4. Для Европы отказ от транзита через Россию в обход через Суэцкий канал оборачивается существенным удорожанием логистики.

5. Каспийский регион РФ становится ключевым звеном во внешнеэкономических связях России и других стран, несмотря на санкции Запада.

Вывод: Каспийский регион России благодаря своему выгодному географическому положению и развитию инфраструктуры становится важнейшим транспортно-логистическим узлом в торговых связях Евразии, что позволяет России наращивать экономическое сотрудничество со странами Востока вопреки санкциям Запада.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
5 Комментариев » Оставить комментарий
  • 13148 10256

    Ну, вот он и выход. Объединиться всем кого загнали в угол.
    Вольга, Вольга, мать родная…..
    Когда будет этот последний бросок на юг в полной мере, тогда и Европа ляжет к ногам России.
    Это пока у них “мотор втрое”
    “копытин, миленький, не отставай !!!
    Давай, Володенька, жми родимый, не время сейчас, после поговорим.

  • 32764 27894

    Чужой радуется,как будто бы Россия автор Плана перевода бизнеса мировых акул в регионы Азии и вообще Востока.Россия часть плана ,оставления обкромсанного США ,когда-то в 14-15веках некто из Англии так же насильно переселял Ирландию,Испанию,Африку на свободный и полный ресурсов континент .Теперь иной путь делания денег -мы ресурс,Китай фабрика -Азия и Индия -потребители.Китай делают с 70гг20 века..Именно поэтому КонгресС принял бюджет, где нет два гос-ва ,которые мнят себя спасителями мира (израиль и хохлы)..Ермак (серый кардинал у зели наркоши,как волошин в Семье когда-то )едет пустой домой,а впереди зима.А что же привыкшие жить на подачки единокровцев ,как им жить с их то миссионерской мечтой:
    “И еще один вопрос.Конгресс не выделяет денег ни бандеровцам,ни Израилю.Сколько Израиль может вести войну без дотаций.Сколько может выдержать экономика Израиля,когда 300 тыс.человек не ходят на работу.Медленная агония?

    потому и не выделяют денег на войну, что волна ужесточения на главном уровне финансовой политики завершается, и пора перед выборами-2024 переходить к такому же временному и медленному восстановлению (чтобы лет через пять плюсминус снова прикрутить гайки)

    хотя для перехода к частичному восстановлению нужно зафиксировать достигнутые позиции и договориться о “водяном перемирии” из-за финансовой, продовольственной и энергетической засухи (о чем и поехал Си перетирать с Байденом)

    Израиль затеял войнушку именно потому, что он и без войны не мог существовать без дотаций, а спонсор к нему охладел и как Паратов хотел передать бесприданницу на поруки саудитам

    и тут пролондонский Хамас, тоже под угрозой лишиться спонсорства, со своим выстрелом — так не доставайся никому

    а иначе да, была бы медленная и мучительная агония Израиля при тактике тысячи порезов от арабов, но теперь цахаловцы и хамасовцы вместе перевели хронический кризис в острую фазу и вынуждают потенциальных спонсоров таки договориться (ну или сыграть в орлянку)

    п.с. турция,иран,индия всегда под колпаком англии все века,а с РИ “дружат семьями”,давая царей,,вождей,банкиров ,обучая герценов и сталиных..История непрерывна ,но сегодня у России неплохая роль ,хотя и хорошей (будут черпать ,все что в земле )особо не назовешь,но жить будем..пока
    п.с. там Кемерона назначили на МИД Англии ,что-то серьезное задумали ,более менее сэр…
    так почем там в Питере камбала ??может повезем нашу по 3 “озерную?-на чем -то нужно делать деньги же,молочку засветили..

  • 32764 27894

    И,насчет Европы,её периодически насилуют,крадут ,а потом нечто новое из неё кроят..Вот черный Обама в 2012 же сказал -”фсё ,новые гос-ва и языки и погнали черных из африки ,а потом укров .Будут ли членить Германию -основа Ес (деньги ) и как..По их плану ,весь это СЭВ опять под зонтик РФ загнать хотят ,а где ж еще сохранились АЭС ,земля.Нынче войны все гибридные, кроме как у древнеукров, пышащихся своим неандертальством

    гибридная война на уровне европейских элит уже давно в разгаре с интервенцией наглосаксов, один подрыв СП чего стоит, но не только..(смешно,назвали полковника Хохла виновником ,-нырнул и взорвал ,а че ?!игореши обоснуют и это )

    Центробежные силы в Германии при сохранении демилитаризации, евро и институтов ЕС ведут, скорее, к ползучей конфедерализации, когда западные земли ФРГ останутся в сократившейся зоне евро, а “осси” войдут в зону цифровой “переводной” валюты Восточной Европы (причем вместе с российским Калининградом тоже со статусом особой зоны для взаимодействия с нью-СЭВ)

    формальное изменение границ возможно, но маловероятно (кроме распада Б/У).Этот процесс долгий конечно,но зоны определены.Вся эта королевская кровь габсубргов,ротшильдов ,датские и норвежские принцы сохранят свою грязную,но увы голубую кровь..Славян и испортившихся к РФ под зонтик.Только вот кто руководители или элита(теперь для меня грязное ,ругательное слово),т.е. владельцы активов -русские???Отнюдь и это навсегда..Радостно ли мне ,что хохлы обделались ,самоубились и исчезли млны ?-хотелось бы ,но что -то не получается испытывать ничего,кроме горечи ,жуткой горечи -как вы могли ,зачем ,что взамен??Говорил же вам ,предупреждал же вас Тарас Бульба.Но они вчера уже последний памятник Пушкину отыскали у себя в каком -то городе и снесли его белорусским трактором..И никуда ведь не деться от этого-серые схемы,серые люди,серые мысли ..Но я купила на скидке себе немного новых цветов и кустиков и сделала новый небольшой цветничек и еще есть задумки по саду…
    -черный трусливый доктор ,сбегающий с сайта на момент бесед с представителями кошерных и провоцирующий ответственных за розжиг и недопущение акторов проводить чистку от неугодных и помеченных,-забыл?,что теперь уже нигде нет во власти на самом верху иных камеронов ,кроме как ихних,а в европке особенно-у нас еще психа,хохла,гомика или наркошу или девку допустят для смеха ,ради прикола -там уже это само собой разумеющееся.Успел ли ты обрезаться?? или трусы теперь нигде не снимешь в бане,сауне??

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)