Пригульный Андрей Геннадьевич: конвергенция научных знаний и технологий в эпоху постиндустриализма

127 0

В статье обращено внимание, что экономика инноваций отражает потребность в новом уровне коммуникаций, порождающих новые виды технологий, которые в свою очередь открывают новые возможности инновационных изменений в социуме. Формируются условия, при которых знания начинают выполнять для современного общества конституирующую роль, определяя приоритеты развития, его цели и ценности. Происходит становление более совершенного социума относительно парадигм прошлых эпох. Смена парадигмы заключается в том, что знания становятся важнейшим фактором экономической, социальной и политической организации, а постиндустриализм развивается в направлении приоритетов научного знания. Это, тем не менее, не опровергает положение о том, что движущими силами развития экономики остаются технические и технологические инновации, но этого недостаточно для того, чтобы инновации приобрели системный характер. Технические и технологические нововведения должны быть поддержаны социальными изменениями, модернизацией базовых отраслей экономики и развитием технологий будущих производств.

 

Система экономических понятий за последние несколько десятков лет значительно обогатилась. Все увереннее используется термин «экономика знания» , введенный в научный оборот для характеристики процессов развития «информационной экономики», сформировавшейся под влиянием кибернетики. Появление этих понятий без всякого преувеличения связано с утверждением новых условий общественного развития. Так, «…капитал и труд как главные элементы индустриального социума сменяются знаниями, лежащими в основе общества постиндустриального».

Содержание понятия «знания» интерпретируется представителями различных отраслей науки, научных школ и исследовательских программ далеко не однозначно. Типичный подход к обобщению трактовок понятия «знания» предполагает наличие в его содержании осмысленных и классифицированных фактов, данных, теоретических концепций, принципов и процедур получения сведений, их обработки, хранения, передачи и использования информации в практической деятельности. Знания могут храниться и передаваться в виде инструкций, распоряжений, традиций и структурированной различными способами информации.

Философские представления о том, что в знаниях накоплена и закодирована общественная сила человека, разрабатывались Ф. Бэконом, И. Кантом, Г. Гегелем и др. В экономической науке значение проблем производства полезного знания связано с именем А. Смита. Ему принадлежат первые положения о производстве экономически полезного знания в контексте разработки проблем экономической свободы и невмешательства государства в процессы функционирования свободной экономики.

Знания как один из наиболее необходимых факторов осуществления предпринимательской деятельности и производства изменений, зреющих со всей очевидностью в обществе, рассматривал А. Маршал.

 

В его работах мы находим положения, раскрывающие значение изобретений, технических и технологических усовершенствований для развития производства и роста его эффективности. А. Маршал интерпретировал знания как необходимый фактор осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающий ускорение изменений, конструктивно созревающих в обществе, показал значение технологических усовершенствований и новых изобретений для расширения и повышения эффективности производства. Важнейшее место в динамике экономических процессов Й. Шумпетер отводит предпринимательству, которому в первую очередь свойственно новаторство и изобретательность в ведении дела. Одно из базовых положений шумпетерианства заключается в том, что без инноваций, основывающихся на использовании современных знаний, дающих импульс для новшеств в сфере производства материальных благ, предприниматель не сможет устоять в конкурентной борьбе и обеспечить экономическое развитие. Согласно Й. Шумпетеру, движущая сила процветания — инвестиции в основной капитал, которые служат воплощению инноваций.

Позднее Н. Д. Кондратьев обосновал теорию больших циклов конъюнктуры, связывая переход к новому циклу с волной изобретений и нововведений [7]. Наложение волн конъюнктуры на стадии развития общества (см. табл. 1) подтверждает конституирующую роль знания в развитии экономики инноваций и позволяет выдвинуть предположение о пороге возникновения условий для кардинальной модернизации социально-экономической системы.

«Экономика знания» должна быть адаптирована к социализации достижений науки в виде различных новшеств и формирующемуся на них спросу. Это условие необходимо, на наш взгляд, как для роста концентрации накопленного знания, так и для его новых комбинаций. Несколько отраслей научного знания, накопленного и сконцентрированного в технических, технологических и социальных областях, способны обеспечить конвергенцию научных знаний в технологии «прорывного потока» и создание новой конкурентоспособной экономики. Роль такого потока в современных условиях могут выполнить конвергентные науки и технологии (NBIC-технологии).

В новой экономике (экономике инноваций) производительность во все большей степени определяется использованием достижений науки и техники, а также качеством информации. Внимание производителей и потребителей все больше смещается от материального производства в сторону информационной деятельности. Одновременно происходит глубокая трансформация общественного производства, переход от стандартов массового производства к удовлетворению спроса на индивидуальные качественные товары и услуги, от вертикально интегрированных организаций к горизонтальным сетевым взаимодействиям. Технологические изменения, основанные на информационных технологиях и расширении спроса на знания, носят революционный характер. Постепенно осуществляются преобразования в материальной сфере ведения национального хозяйства, обуславливающие снижение роли материальных факторов общественного производства и возникновение экономики инноваций.

Динамика и структура технологических изменений, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к качеству нематериальных активов, представляющих, по сути своей, квинтэссенцию знания, накопленного поколениями людей. Производство, распределение и использование знания составляют основу новой экономики, а ее инфраструктурой становится всемирная информационная среда. В этом заключается смена парадигмы экономического развития.

Общественный прогресс сегодня в значительной степени определяется успехами в области накопления и использования знания, а «научное знание» становится движущей силой экономики инноваций. Благодаря росту масштабов научного знания, его конституирующей роли в общественном прогрессе, возникли предпосылки и произошли промышленная революция в XVIII в. (в результате перехода к фабричному производству в Великобритании), технологическая революция XIX–XX вв. (промышленное применение пара, электричества, нефти, а позднее и атомной энергии) и нанотехнологическая революция XX–XXI вв.

 

(на основе конвергенции нанотехнологий, биотехнологий, технологий информационных и когнитивных). Явление конвергенции нанотехнологий, биотехнологий, информационных и когнитивных технологий получило название NBIC-конвергенции (по первым буквам названий областей: N — нано-; B — био-; I — инфо-; C — когно-).1 Особенностью нанотехнологической революции является все более тесное взаимодействие информации и конструктивного научного знания и технологий. Этот процесс проявляется в меж- и трансдисциплинарности, т. е. одновременном использовании знания, интегрированного не-сколькими (несопряженными) научными дисциплинами. К примеру, расширение степени применения математики и компьютерной техники усилило взаимное влияние естественных наук, информатики, психологии на развитие нанотехнологий. Выражением подобных тенденций и стала конвергенция технологий. Есть основания ожидать, что основной вклад в появление новых видов материалов и технологий, пред-назначенных для различных отраслей и производств, будет сделан нанотехнологиями. Вместе с тем разработка этих прикладных технологий невозможна без использования вычислительных систем для анализа структуры и свойств новых материалов, а также моделирования сложных молекулярных структур. При создании новейших материалов предполагается использование управляемых биологических процессов. В то же время фундаментальные знания о происходящих на молекулярном уровне процессах, влияющих на метаболизм и рост живых клеток, могут быть использованы и для создания неорганических структур. Таким образом, общество вскоре сможет увидеть результат конвергенции фундаментальных знаний и инструментов, относящихся к нано-, био- и информационным технологиям.

Другим направлением трансдисциплинарности и конвергенции технологий является управление биотехнологическими процессами и составными элементами живой клетки. Такие технологии предназначены для управления клеткой на элементарном, наноуровне организации биологических систем. Они могут быть применены в микроэлектронике для создания так называемых нанобиопроцессоров, которые станут основой для разработки новой техники, в частности квантовых компьютеров, по своей эффективности на порядки превосходящей существующие вычислительные устройства.

Таким образом, конвергенция наук и технологий представляет собой принципиально новый этап научно-технического прогресса. По своим возможным последствиям NBIC-конвергенция является важнейшим эволюционным фактором, знаменующим начало преобразований, когда даже эволюция человека, очевидно, перейдет под его собственный разумный контроль.

Нанотехнологии представляют собой трансдисциплинарную область науки и технологий, где сходятся интересы химии, физики и биологии. Возможно, главная миссия нанотехнологий заключается в том, чтобы объединить естественные науки, что позволит создать целостную картину мира.

Эти факты наглядно иллюстрируют процессы возникновения и развития современной волны развития постиндустриального общества, возможного перехода от отдельных новшеств к когнитивному знанию и системным инновациям, смене парадигмы общественного развития и дематериализации экономики. На наш взгляд, есть основания полагать, что для большинства стран Европы, США и Японии эта волна развития цивилизации станет шестой по счету (после доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной, информационной и знаний).

Кардинальные отличия экономики научного знания и инноваций скрыты в способе производства материальной жизни. Сравнивая ее, например, с ранним индустриализмом, мы отмечаем, что индустриальный способ производства предполагает товарную форму обмена материальными благами, созданными в процессе преобразования природных ресурсов в предметы потребления. Такой тип производства характеризуется локальной концентрацией производства и механизацией труда. Поэтому исследователями раннего индустриализма подчеркивалась решающая роль техники в эволюции общества и экономики.

По мере формирования и развития сферы услуг роль технического прогресса как движущей силы преобразования социума сохраняется, хотя процессы создания ценностей постепенно смещаются в область культуры, образования и науки. Поскольку технические инновации имеют базовый характер, они являются первопричиной циклической формы развития общественного производства, обусловливая темпы экономического подъема и глубину спада [12]. Однако на различных этапах циклического развития общества базовыми могут быть инновации, примененные в различных сферах. Полагаем, что в современных условиях к ним относится меж- и трансдисциплинарность научного знания. Возрастание роли знания выражается в стимулировании очередного этапа развития производительных сил, предполагающего применение новых методов и инструментов управления производством, новых видов конвергентных технологий и наноматериалов.

Не менее значительное отличие экономики инноваций заключается в том, что основные условия воспроизводства социума непосредственно зависят от со-держания научного знания, которое становится важнейшим источником общепризнанного знания и инноваций. Это не означает, что сходит на нет роль других его источников (мудрость и опыт авторитетных людей, знания религиозных деятелей, следование интуиции и традициям и т. д.) Но, на наш взгляд, решающим для перехода к экономике инноваций является то обстоятельство, что научные знания предполагают активное участие в обеспечении качества важнейших ресурсов развития общества — инновационных видов техники и технологии, организации и управления производством, науки, образования и культуры. Научные знания, обладающие такими свойствами, как системность и доказательность, в большей степени, чем иные формы знания, способствуют тому, что покорение природы человеком и трансформация ее богатств становится процессом, который контролируется обществом.

Научные знания являются общественным благом, к которому имеют доступ все члены общества. Знания перманентно создают новые возможности для действия, формируя основу прогрессивных изменений. На первый взгляд, положение, согласно которому наука, создавая научные знания, одновременно воспроизводит его дефицит, направляя усилия ученых в новые сферы знания, тем самым воспроизводя свою способность к саморазвитию и совершенствованию, может показаться парадоксальным. В этом, очевидно, и заключается диалектика науки. Дефицит научного знания создает импульс для новых исследований в малоизученных сферах природы и жизни человека.

Воспроизводя дефицит знания, наука предполагает совершение действия по отношению к своим результатам. Тем самым, естественные научные знания трансформируются в новые образцы техники и технологии, что означает рационализацию отношения общества к природе. Гуманитарные научные знания преобразуются в действие в контексте принятия решений, рационализируя систему управления и организации общественного производства, культуру общества и т. д. В результате общество развивается на основе широкого использования принципов знания. Одновременно усиливается общественная потребность в приращении новых знаний. В этих условиях приоритетное значение приобретают теоретические знания. Теоретические основы «экономики инноваций» в значительной степени продолжают основные положения постиндустриальной и информационной концепций современного общества. Анализируя сущность «экономики инноваций», полагаем целесообразным использование не столько количественных, сколько качественных ее признаков. Такие параметры, как рост количества технических и технологических инноваций, экономической эффективности информационных технологий, масштабов распространения информационных сетей, количества занятых в сферах сбора и обработки информации, существенно обогащают представление об «экономике инноваций». Но они не позволяют получить представление о социальных изменениях и появлении характеристик нового аспекта развития экономики и общества.

Такими качественными характеристиками нового общества и свойственной ему экономики, на наш взгляд, могут быть:

1) неизмеримо более важное значение теоретического знания для общественного развития и экономики инноваций, существенно расширившее рамки теории общества информации и знания. Д. Белл отмечает роль теоретического знания как направляющей силы социальных изменений, которая характерна для любого общества. Но только в середине XX в. произошло слияние науки и инженерии, изменившее самую сущность технологии» [13]. Особую роль теоретического знания отмечает и Ф. Уэбстер, рассуждающий о том, что знания представляют собой нечто гораздо большее, чем биты информации [14];

2) экономика инноваций подразумевает не только достижения в сфере науки и техники, но и экономические, социальные, политические, культурологические и иные характеристики. Информация — лишь условие для получения нового знания и введения инноваций. Кроме того, информационный аспект развития общества нельзя сводить лишь к развитию системы информационных технологий. Рост информации не приводит автоматически к появлению общества знания и экономики инноваций;

3) знания — это не просто информация, а основной мотив к действиям по реализации и проверке идей и гипотез. Знания, расширяющие общественную способность к действиям, потенциально скрывают риски саморазрушения систем, что открывает диалектику новых возможностей общественного развития. Потенциал саморазрушения наращивается с каждым шагом, сделанным на пути к вершине знания. Невозможно до бесконечности наращивать производительность, ресурсы, капитал и т.п. Экономика инноваций — один из аспектов общества нового уровня сложности коммуникативных процессов и управляющих систем, учитывающих неопределенность будущего, новые риски и возможности. Расширение сферы знания увеличивает площадь соприкосновения с бесконечностью неведомого [15];

4) знания предполагают возможность интеллектуальных действий, тогда как информация представлена пассивной формализацией данными. Исходя из стоимости производства информации и знания, стоимость первого фактора близка к стоимости ее носителя, а интерпретация и репродуцирование знания оказывается гораздо более сложной и дорогой. Результаты исследования отличий общества знания и свойственной ему экономики инноваций от иных форм функционирования социума обусловлены проникновением знания во все сферы общественной жизни (прежде всего в экономику), профессионализацией и конвергенцией научного знания, ростом его влияния на экономику и политику, развитием фундаментального знания под влиянием экономических интересов и стимулов. Это соответствует положению о том, что наука развивается как непосредственная производительная сила, принципиально меняющая характер труда и процесс воспроизводства в целом.

Вместе с тем, экономика инноваций, функционируя как экономика знания, отражает потребность в новом уровне эффективности коммуникаций, порождающих современные технологии, определяющие образ будущего социума. Трансформации, происходящие в различных подсистемах общества, связаны со структурной реорганизацией в производственных и социальных отношениях. В этом контексте пересматриваются основные установки, создается новый образ будущего общества и новой экономики инноваций.

Открывающаяся сегодня возможность инновационного изменения социальной реальности может рассматриваться и как потенциальная угроза, и как шанс на осуществление позитивных изменений. Знания начинают выполнять конституирующую роль, определяя приоритеты развития современного общества, его цели и ценности. В то же время у нас нет оснований для утверждений о становлении общества, кото-рое по своим основным параметрам заведомо более совершенно, чем парадигмы прошлых эпох. Мы можем говорить лишь о новом спектре возможностей и угроз, о шансе для субъектов социального действия, приобретающих в обществе знания и экономике ин-новаций новый статус.

Изучение особенностей экономики инноваций позволяет сделать вывод, что знания становятся важнейшим фактором социальной и экономической организации, а постиндустриальное общество развивается в направлении приоритетов знания. Несмотря на то что движущими силами перехода к экономике инноваций остаются технические инновации и дифференциация знания, обеспечение технико-экономического роста в информационном секторе должно быть поддержано социальными изменениями. Например, признанием возрастающего значения не только естественных, технических, технологических, но и общественных наук. Мы видим необходимость акцентировать внимание на элементах методологического свойства, которыми обладает постиндустриализм — теория формирования и развития современного социума во всех формах своего проявления, от раннего индустриализма до общества знания с присущей ему экономикой инноваций. При всей недостаточной методологической и теоретической разработанности, а также некоторой противоречивости концепция экономики инноваций выводит нас на новый уровень понимания основных системообразующих экономических процессов. Во-первых, теория постиндустриального общества исходит из признания того факта, что источником общественного прогресса выступает совершенствование форм и методов производства, эволюционировавшего от приоритета материального к преимуществам его нематериальной формы. Такое утверждение стало возможным на определенной стадии развития общественного производства, благодаря широкому применению современных для каждого исторического этапа видов энергии, форм производственного процесса и социальной структуры. Именно эти факторы являются движущими силами общественного прогресса.

Во-вторых, индустриализм опирается на методологический принцип «волновой» истории цивилизации, основанной на оценке форм и методов общественного производства в каждом конкретном социуме. В соответствии с эти принципом постиндустриалисты выделяют три «волны» развития: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Четкие хронологические границы каждой отдельно взятой «волны» не выделены. Каждая новая фаза исторического развития не отрицает и не замещает предшествующую, а является базисом для последующих измерений результатов прогресса.

В-третьих, переход от одного этапа индустриального общества к другому носит характер революционных изменений. При этом переход к индустриальному обществу представлял собой длительный процесс, который был революционным более по сути, чем по характеру. Постиндустриальная стадия рассматривается нами как результат революционных перемен, радикально изменивших социум и преобразовавших основы общественного производства.

В-четвертых, постиндустриальное общество основано на высоких технологиях, широком использовании информации и знаний. Это общество свободной индивидуальности, в котором ничем не ограничено ни развитие способностей человека и коммуникаций, ни проявления его творческой активности.

Теория постиндустриального общества представляет собой весьма серьезную и глубокую междисциплинарную доктрину, характеризующуюся продолжительной историей и глубоко разработанными методологическими основами, что обуславливает возможность ее использования как конструктивного средства социально-экономического прогнозирования в XXI в.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru