Международный терроризм: история и современность
Закончились Олимпиада и Паралимпиада в Токио. По мнению многих, эти игры запомнятся как самые странные и скандальные, благодаря событиям, которые происходили вокруг этих соревнований. Но в истории современного олимпийского движения были и более страшные страницы, которые не идут ни в какое сравнение с нынешней ситуацией. В частности, хотелось бы сегодня вспомнить о теракте на Олимпийских играх в Мюнхене, который произошел 5-6 сентября 1972 года. Данный теракт не только испортил праздник спорта для миллионов людей, но и незаметно для многих перевел мир в новую реальность, в которой главной угрозой для каждого человека стал международный терроризм.
Конечно же, терроризм, как способ достижения своих целей насильственным путем, существовал всегда. Но до второй половины ХХ века террор чаще всего был индивидуальным, персональным. Направлений деятельности подобных террористов-одиночек или незначительных групп было два: физическое устранение политических противников (или просто видных политиков) или дестабилизация путем провокации ситуации (в основном в интересах внешних сил) в той или иной стране. Таких террористов-одиночек был множество как в России, так и в других странах. В настоящее время этот вид террора никуда не делся, не перестал существовать, но в 1972 году появился и новый вид терроризма - международный. Акты международного терроризма являются наиболее массовыми. Они являются непредсказуемыми по локации и "слепыми" в отношении выбора жертв. Каждый человек в современном мире может стать жертвой теракта в любой стране. Массовость и жестокость международных актов терроризма растут постоянно.
Теракт на Олимпиаде 1972 года стал, на мой взгляд, отправной точкой отсчета истории международного терроризма. 5 сентября 8 членов террористической палестинской организации "Черный сентябрь" захватили в заложники 11 членов израильской олимпийской сборной. 6 сентября все заложники, 5 террористов и один немецкий полицейский были мертвы. Конечно же, в то время не существовало серьезных систем охраны и методов борьбы с террористами и освобождения заложников. Конкретно та Олимпиада проводилась в подчеркнуто открытой и дружественной атмосфере. На территорию олимпийской деревни мог проникнуть кто угодно. Именно этим и воспользовались палестинцы. Палестинцы воспользовались этими пробелами в безопасности, чтобы заявить о себе, своем движении, своих целях на весь мир. Чтобы угрозы и требования палестинцев выглядели более серьезно, реально, подверглись угрозе жизни ни в чем не повинных людей. В итоге, спортсмены погибли, Олимпиада была омрачена кровопролитием, а о палестинских террористах узнал весь мир. Ясир Арафат, который являлся очень харизматичным лидером и высококлассным организатором (на достижение каких целей он пустил свои способности - это другой вопрос), выжал из этого теракта максимальную выгоду для себя и своего движения.
Из этой ситуации было сделано международным сообществом два главных вывода. Во-первых, стало очевидно, что необходимо разрабатывать систему безопасности, которая позволит избежать хотя бы части подобных терактов. На этом направлении специалисты продвинулись далеко вперед. Второй вывод, который был сделан, заключается в том, что с помощью подобных актов международного терроризма можно оказывать очень сильное влияние на международные процессы в современном мире.
Такой вывод сделали только США после теракта в Мюнхене. Они не просто захотели использовать международный терроризм в своих целях. Они захотели создать подконтрольные лично американцам террористические организации, которые, существуя на спонсорские деньги, будут менять политическую реальность в выгодную для США строну. Так появился бен Ладен, "Аль-Каида", ИГИЛ и т.д. До определенного времени США удавалось использовать террористов в своих целях: сначала против СССР в Афганистане, потом против России в Чечне, позже на Ближнем Востоке для оправдания своего военного вторжения.
Но постепенно террористические организации набирали силу, у них появлялись собственные лидеры. В итоге США окончательно утратили над ними контроль. События нынешнего августа в Афганистане стали просто апофеозом бессилия американцев в вопросе управления террористами. Можно сколько угодно тешить себя надеждами на то, что у Байдена есть хитрый план как не допустить расползания террористов из Афганистана по всему миру. Но нет, у Байдена нет никакого плана на этот счет. Просто США стало слишком дорого и опасно находиться в Афганистане. И был выбран политический самоубийца Байден, который подписал указ о выводе американских войск. В историю он войдет как президент, который вместо того, чтобы направить военных на борьбу с вышедшими из-под контроля террористами, разрешил военным убежать домой, побросав союзников, оружие и служебных собак. Бегство США из Афганистана - это апофеоз развития международного терроризма.
За время, прошедшее с момента теракта в Мюнхене, антитеррористические подразделения всех стран мира, конечно, добились серьезного увеличения своей эффективности. Но стоит признать, что после бегства США из Афганистана угроза терактов по всему миру выросла.