Совсем короткая история страны

742 11

На фото: первая партия тракторов, сошедшая с конвейера Сталинградского тракторного завода имени Ф. Э. Дзержинского, восстановленного после немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны. Точная дата съемки не установлена.

 " Он пережил Сталинградскую битву, надеюсь, переживёт и ЭТО… "

В Чикаго имеется музей, повествующий о США, через историю «Макдональдса». А мы попробуем через Волгоградский тракторный завод

Летом 1926 года в 14 километрах от центра Сталинграда, на арбузном поле появляется камень с надписью: «Здесь будет мощный индустриальный центр, здесь мы начнем догонять заграницу».

Всё в полном соответствии с планом об ускоренной индустриализации СССР. Вклад американцев не будем недооценивать, впрочем, и переоценивать тоже. Проектирование осуществляло бюро знаменитого архитектора Альберта Кана, монтаж и оборудование — Джон Калдер. Но не только: «кузню» сопровождал инженер Смит; «литейную» — фирма «Франк Чейс»; за «холодную штамповку» отвечали «Ниагара» и «Блисс». Всего несколько десятков заокеанских компаний поработали на создание будущего советского гиганта.

Задолго до дипломатических отношений между Советским Союзом и США (1933 год), началось взаимовыгодное сотрудничество между двумя странами. Без всякой «сверки часов», «соглашений о разногласиях» и «президентских саммитов».

Подарков никто никому не делал — в США наблюдался экономических спад, предтеча Депрессии, и теснота местных рынков побуждала к внешнему расширению. Тот же Форд в 1928 году вынужден был закрыть тракторное производство в Америке совсем. А фирма Альберта Кана получала за свои «типовые разработки» совсем не типовые гонорары, заработать которые в США на тот момент, он точно бы не смог.

Ещё для понимания: у себя на родине Штатный работяга на конвейере имел около $ 140 в месяц. За тоже самое в Сталинграде ему гарантировали $ 250 в месяц ($ 150 на счет в американском банке, $ 100 на руки). Не считая, бесплатного жилья и увеличенного оплачиваемого отпуска.

Керенский из-за границы издевался: «Только действительно безумец и идиот может шапками бахвальства закидать подлинно металлическую Америку, сидя в избяной и на три четверти соломенной России».

Сомневались и американские специалисты, вот мнение инженера Купера: «Запустить завод, а тем более освоить его технику вы не сможете».

17 июня 1930 года с конвейера Сталинградского тракторного завода имени Ф. Э. Дзержинского (СТЗ) сходит первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с. Копия — «Интернешнл Мак-Кормик Диринг», гордость фирмы International Harvester.

Любопытна её дальнейшая судьба: российским любителям «бонусов» и «золотых парашютов» читать внимательно. В 1979 году, протестуя против полузаконной премии президенту кампании в $ 1,8 млн. (сверх всяких тогда «приличий») рабочие устроили полугодовую забастовку. От такого удара, предприятие не оправилось — банкротство и продажа по частям.

Однако вернёмся в отечественные широты с их непредсказуемой погодой и огромными расстояниями, к которым импортные трактора, рассчитанные на средние фермерские хозяйства и мягкий климат, оказались явно не готовы. Именно это «несоответствие» и двинуло вперёд советскую инженерную мысль при полном понимании и поддержке государства.

В июле 1937 года, Сталинградский завод переходит на сугубо отечественные разработки — гусеничные трактора АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3), мощностью 52 л.с. Никто не догадался придумать термин «импортозамещение», но по факту оно случилось. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже АСХТЗ-НАТИ отмечается высшей наградой — «Гран-При». Впрочем, чего там заграничный приз, ведь потом на базе этого трактора, появится тягач, куда установят гвардейский реактивный миномёт БМ13−16 («Катюша»).

В 1939 году на Сталинградском тракторном запускается первая в СССР автоматическая станочная линия. Через год приступают к реализации плана по созданию современных вооружений. С нападением Германии из-за разрыва с эвакуированными поставщиками, комплектующие детали завод выпускает самостоятельно. Всю войну массово производит и ремонтирует танки Т-34−76, танковые двигатели (включая карбюраторные моторы) и артиллерийские тягачи, являясь основным поставщиком фронта.

Лишь на Сталинградскую битву случился перерыв, да и то первую попытку вермахта захватить город лихим наскоком в августе 1942 года с севера отбивало ополчение из рабочих, после чего они возвращались в цеха. А в сентябре бои разгорелись уже прямо на территории завода. В 1944, несмотря на разрушения под корень, предприятие перезапускается и опять становится в строй.

В 1949 году без остановки производства Сталинградский завод переходит на выпуск дизельных ДТ-54, пожалуй, одного из самых массовых и успешных советских тракторов. Даже средненький тракторист на этом «орудии производства» одолевал 2 тысячи гектаров. С ДТ-54 открылась тракторная индустрия Китая — китайцы получили и документацию, и оборудование, и специалистов, наладив выпуск у себя. Так же, как и мы, в своё время у американцев. Так же, как и американцы у своих заклятых когда-то противников — англичан. Иначе откуда бы взялись на другом континенте, например, паровозы? Многие в США искренне полагают — их изобрел Джон Фитч из Филадельфии, а вовсе не Ричард Тревитик и Джордж Стефенсон из Великобритании. Но не станем «уезжать» далеко от Сталинградского тракторного, переименованного после 1961 года в Волгоградский.

За последующие десятилетия «линейка» производства расширялась и качественно, и количественно. Появлялись новые военные машины (плавающие танки, БМД, БТР), не забывались и трактора — в 1970 году сошёл с конвейера миллионный экземпляр.

Через 13 лет — двухмиллионный, то есть в среднем не менее 75 тысяч тракторов в год! Конечно, не только «под СССР», но и на экспорт, около 40 стран мира записывались в очередь. Для сравнения: в Российской Федерации тракторов выпускается едва ли 8 тысяч ежегодно, причём половина — чистые «иностранцы» отвёрточной сборки.

В 1992 году Волгоградский тракторный завод становится «Акционерным обществом». В конце 1990-х тракторов выпускается в шесть раз менее, чем в начале 1930-х.

В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод признан банкротом. 26 ноября 2015 года там собрали последний трактор.

Бывший советский флагман давно «разрезан» на несколько частей — большинство цехов снесено, сохранившиеся помещения сдаются в наём, остальное выглядит, как после немецкой бомбёжки. Остатки (останки?) военной площадки вошли в госкорпорацию «Ростех» и потихоньку выпускают бронетехнику в малых количествах.

Ворота проходной с орденами Ленина, Отечественной войны и Трудового Красного Знамени, по сути, никуда не ведут — эдакий инфернальный коридор на мёртвую планету. Памятник Дзержинскому стоит по-прежнему. Он пережил Сталинградскую битву, надеюсь, переживёт и ЭТО…

 

К 30-летию антисоветской власти

 

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
11 Комментариев » Оставить комментарий
  • 945 673
  • 24368 19280

    Получается трактора нужны. https://74.ru/text/business/2021/03/16/69812345/ Только не такой хлам и не в таком количестве как выпускались на ВТЗ.

    • 6754 5562

      Отличный пример преемственности!
      Вот еще оттуда же https://74.ru/text/gorod/2020/09/11/69462691/
      Тем более такие Учителя!https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F
      PS: кстати, какой “ТАКОЙ”?

      • 24368 19280

        “Такой” это вечно ломающийся и неремонтнопригодный. Не зря же променяли новый советский автопром на б/у зарубежный. Ну а с Каслинским литьём знаком не понаслышке, и не через интернет. А там где бутылки валяются раньше минометы делали, продукт в самом миролюбивом государстве явно пользовавшийся спросом.

        • 6754 5562

          Б/у зарубежный, конечно, более ремонтопригоден! Правда, только при помощи зарубежных же запчастей…
          Это называется “посадить на комплектующие”. В СССР худо-бедно все было самодостаточно и взаимозаменяемо.
          А пример каслинских умельцев переносить на всю страну – это и есть мечта о ксероксе для золота.
          Ключевое понятие у вас – “променяли”. Как туземцы – золотой песок на бусы.

          • 24368 19280

            Очевидно Вы не сталкивались с дефицитом запчастей на российские изделия, я с этим прекрасно знаком, когда дизель из за копеечной запчасти отправляли на капремонт, потому что не было лимитов, а после капиталки тот же дизель работал не более полугода. На зато все были при деле, а трактора списывали через пару лет. Но зато можно было со списанных доноров снимать запчасти, это сейчас весь советский тракторопром сдали на металлолом, а лет тридцать назад эти трактора стройными рядами ржавели под забором. Я привел только один пример, рядом в Еманжелинске так же делают трактора, правда мощностью поменьше. А насчёт запчастей для иномарок нет ничего проще, заказываешь платишь деньги и нужная запчасть через пару дней у тебя. В СССР иногда приходилось ехать на завод изготовитель за пару тысяч километров и всеми правдами и неправдами добывать эту запчасть, в 90м сам ездил в Москву за парой подшипников, но тогда уже лимитов как таковых не было. А насчёт “променяли” так шоколадка лучше чем отечественная какашка, хотя по цвету похожи.

  • 6754 5562

    А насчёт запчастей для иномарок нет ничего проще, заказываешь платишь деньги и нужная запчасть через пару дней у тебя.
    А деньги берешь из тумбочки…
    А как же насчет санкций там всяких и импортозамещения, прости господи!
    PS: К слову…Я 15 лет отработал начальником ОМТС, так что насчет пары дней – это другим бейцы крути, ок?

    • 24368 19280

      Ну тогда о чем с Вами разговаривать если Вы будучи начальником ОМТС не смогли наладить работу своего отдела, но запоздалые поставки беда больше не поставщиков а заказчика который не знает и не понимает номинклатуры изделий, так что и в данный момент ничего не изменилось. И санкции здесь совершенно ни при чем, потому как рынок диктует все действия, не будет запчастей, тогда кто же это старье повезет в Россию, да и производство запчастей на все виды техники прекрасно китайцы освоили, правда качество у них ни айс. Кстати на большинство иномарок запчасти не намного дороже чем на российский автопром. Да и производством запчастей довольно много занимается фирм напрямую не связанных с изготовителем.

  • 4506 3054

    Надо же, европейские иномарки так хороши, не то что наше “металлолом”, но в деле победили почему-то очень плохие Т-34 и тракторного завода СССР. Не подскажете, в чём здесь дело?
    И наш человек первым покорил космическое пространство, а после полной разрухи и дети ещё не выросли, как же так? И С-400 наши весь мир покупает, даже теперь. Неужели металлолом берут из экономии?
    Непонятно как-то. Прям колдовство какое-то везде, когда дело касается “русских”.

    Я вот в Украине. А почему это С-400 у меня “наши”? Да потому что это С-300, к которым приложили руки именно мои коллеги, там и мой вклад имеется, хотя и очень маленький.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru