Войну проигрывает русский учитель? Что нам готовит дистант
Детский психолог Ирина Яковлевна Медведева приняла участие в круглом столе, прошедшем в Новосибирске 28 февраля на тему «Гуманистические аспекты и социальные последствия внедрения „Цифровой образовательной среды“ и дистанционного обучения».
Она рассказала, каких важных инструментов формирования личности лишаются современные школьники, находящиеся на дистанционном обучении, а также о том, как это может повлиять на будущую обороноспособность страны.
https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/2789523/2789523_600.jpg
Знаете, какие неожиданные признания делают родители, которые были вынуждены «нависать» над детьми, находящимися на удаленном обучении? Многие матери говорили, что дети начали их раздражать, а некоторые даже, по их собственным словам, возненавидели ребенка.
Ничего удивительного! Родители — это современные молодые люди. Они воспитаны в новой реальности, в которой поощрялся эгоизм. И к тому же им раньше не приходилось столь длительное время выполнять работу учителей, заставлять детей учиться почти целый день.
Так что учтите: введение карантина далеко не всегда сближает родителей и детей. Воспитанные, как я сказала, в эгоизме родители, находясь «нос к носу» с собственными детьми, могут испытывать недовольство, раздражение, поскольку дети, тоже получившие отнюдь не традиционное воспитание, не подчиняются взрослым, капризничают. К тому же приходится тратить на них много личного времени.
Что касается психологических аспектов введения дистанта — это катастрофа. Я уже давно расстраиваюсь из-за того, что современные дети не играют во дворе.
Двор для ребенка— это не только радость, но и площадка, на которой происходит уникальная репетиция взрослой жизни, потому что именно во дворах ребенок вступает в разные системы связей: он то водит, то прячется; то командует, то подчиняется; он то в одной команде, то в другой; то выигрывает, то проигрывает.
Двор — это уникальная возможность социализации, которой детей в последнее время лишили. Поэтому пребывание в школе для ребят чрезвычайно важно, так как в семье у них более или менее нормальные отношения, а если и есть трудности, то они привычны. Дома ребенок знает, с кем как нужно общаться, не говоря уж о том, что в семье его любят.
А в школе далеко не только друзья: там есть и враги, есть и те, кто относится к нему нейтрально (то есть не замечают), есть доносчики, есть те, кто высмеивает, есть хулиганы, которых он боится, потому что они могут избить или какую-то гадость сделать.
К общению с разными людьми необходимо приучать с детства, так как иначе, когда ребенок (особенно с тонкой психикой) выходит из уютного социума семьи в социум более широкий, где его будут ждать совсем другие отношения, у не прошедшего школьный «тренинг» ребенка такая резкая смена психологического климата может привести даже к психическому слому.
Особенно если он привык к тому, что в семье потворствуют его капризам, прихотям, выполняют все его желания.
Школа при отсутствии дворового времяпрепровождения — последняя территория, где у ребенка развивается функция общения. Он общается не только со сверстниками, но и с учителями, то есть с разными по характеру взрослыми людьми. И у них может быть разное настроение, поскольку это живые люди со своими личными трудностями, несчастьями и тому подобным. Ребенок в школе учится взаимодействовать со всеми. Поэтому цифровизацию образования можно допустить только в том объеме, который полезен ребенку и учителю.
Дистанционка не только отнимает у школьников необходимую любому человеку социализацию, но и создает дополнительные проблемы со здоровьем.
Дети будут каждый день проводить у экрана компьютера по 5–6 уроков. Уже самые разные медики-специалисты рассказали, как это вредно: от такого длительного пребывания у экрана портится зрение и возникает зависимость даже у тех, у кого ее не было. Наносится огромный ущерб интеллекту, дефектность которого уже имеет устойчивое название «цифровой идиотизм».
Экранная зависимость губительна и для психики, и для соматики, потому что даже гормон надпочечников работает неправильно у компьютерных наркоманов! Плюс, в домашних условиях у ребенка меньше физических нагрузок, что замедляет развитие мышечной системы, снижает координацию движений и скорость физических реакций.
Все это может привести к гормональным изменениям, в частности — к ожирению. В школе же худо-бедно есть уроки физкультуры, да и на каждой переменке дети прыгают, бегают, дерутся, то есть двигаются, а когда тепло — они даже могут на большой перемене порезвиться в школьном дворе.
Дружба в предподростковом, подростковом и юношеском возрасте очень важна. Детям необходимо личное общение со сверстниками, общением в чатах его не заменить. Я анализировала эти чаты и пришла в ужас от того, насколько такое общение убого и по смыслу, и по лексике. Поэтому детям необходимо общаться лично хотя бы в школе. Это совершенно необходимо для полноценного психологического созревания. При переходе на дистант дружбы не будет.
Кроме того, подобный формат не позволяет сформировать дисциплинарный «корсет», который совершенно необходим для будущей жизни. В школе хочешь-не хочешь, а приходится учиться. Мы знаем, что большинство детей учиться не хотят, а хотят играть или просто бездельничать. Особенно ярко такое стремление выражено у хулиганистых детей.
Они учатся из страха, и в этом нет ничего хорошего, но лучше из страха, чем никак. Страх наказания заставляет ребенка терпеть, даже когда ему трудно, скучно, очень хочется пойти на улицу, поиграть, побегать, уткнуться в интернет. Через эту «вынужденность» формируется воля, а она совершенно необходима! Школа приучает к тому, что в жизни будет много скучного и трудного, а не только интересное и развлекательное.
На дистанционное обучение можно посмотреть не только с точки зрения вреда для детей, родителей и детско-родительских отношений, но и с точки зрения обороноспособности страны. Ведь сегодняшние дети, особенно старшеклассники, — это завтрашние воины. Учитывая более чем тревожную ситуацию в мире, России нужна боевая армия.
Причем боевитость армии сейчас связана отнюдь не только со способностью быть пехотинцем или десантником, но и со способностью работать головой. Когда я бываю на границе нашей страны, скажем, в областях, расположенных рядом с Китаем, мне приходится разговаривать с военными. И эти военные должны работать головой: заниматься радиоперехватом, спутниковым слежением и так далее.
Значит, после дистанта в армию придут юноши с социопатией (то есть не умеющие общаться, а в замкнутом мужском коллективе такое умение особенно важно!), с «цифровым слабоумием», сниженным зрением, неразвитыми мышцами, без дисциплинарно-волевых навыков.
Так что давайте зададимся вопросом: с точки зрения обороноспособности страны, что это будут за воины, выращенные на «дистанте»? Увы, ответ однозначен. Но нам — обществу и государству — нужен другой ответ. Как сказал Бисмарк после победы немецкой армии в битве с австрийцами: «Войну выиграл прусский учитель».
Школу и школьного учителя мы обязаны сохранить!
***
Источник.
.
Ирина Медведева – очень тонкий детский психолог, большой профессионал. Но не только. Она разумный человек с большим кругозором, патриотка и, наконец, просто добрая женщина с большим сердцем. Люблю слушать ее лекции по разным вопросам.
Что касается данной статьи, то это хорошо и правильно, что Ирина Яковлевна заговорила об обороноспособности страны, которую дистанционное обучение убивает. Может, хоть это повлияет на руководителей, потому что разговоры о вреде, наносимом здоровью детей “дистанционкой”, их, похоже, не очень волнует. Обороноспособность – это не хухры-мухры.