Две оскверненные могилы и мечты о сносе памятника советским солдатам: эстонская историческая резолюция в действии
Год назад эстонский парламент принял резолюцию «Об исторической памяти и фальсификации истории». Авторы документа осудили позицию России в отношении Второй мировой войны и обвинили Советский Союз в развязывании глобального конфликта и последующей «оккупации» территории государства. Сегодня самое время подвести итоги и посмотреть, что же изменилось за год, прошедший с момента этого «исторического» голосования.
Логично было бы предположить, что, в соответствии с принятой программой, власти республики должны были бы как-то бороться с искажением исторических фактов. Наверное, можно было бы инициировать какие-то научно-исследовательские программы, направленные на установление истинных фактов, раз уж у руководства страны возникли сомнения в верности выводов Нюрнбергского трибунала.
Напомним, основной посыл резолюции заключался в том, что СССР якобы развязал Вторую мировую войну вместе с Германией, заключив «преступный», как здесь выражаются, договор о ненападении, известный также как пакт Молотова-Риббентропа. По мнению эстонских политиков (впрочем, не только их, аналогичную позицию занимают также власти Литвы, Латвии и Польши, а с недавних пор – еще и Украины), война стала неизбежной после того, как Москва и Берлин договорились, что не будут участвовать в войне друг против друга, а также, согласно секретному протоколу, договорились о сферах влияния, и, в частности, поделили на них Польшу (благодаря чему, кстати, в 1939 году Советскому Союзу удалось защитить от нацистов часть земель население Восточной Польши).
В связи с этим можно было бы ожидать появления каких-либо новых научных работ, раскрывающих геополитическую ситуацию предвоенной Европы. Правда, тогда мог бы «всплыть» один неприятный момент – даже в открытых источниках можно найти информацию о том, что Сталин был одним из последних лидеров европейского континента, о чем-либо договорившийся с Гитлером. До него это сделали (в хронологическом порядке): Великобритания, Франция, Италия, Польша, Великобритания еще раз, Япония, вновь Великобритания, Румыния, второй раз Франция, Литва, Дания, Эстония и Латвия. И, как ни странно, каждый договор помимо открытой части содержал секретные клаузулы наподобие той, что была в пакте Германии и Советского Союза. Резонный вопрос – тогда почему именно СССР, а не, скажем, Великобритания, которая в этом списке отметилась целых три раза – остается без ответа.
Вероятно, именно по этой причине власти Эстонии не пошли таким путем. За целый год эстонскими историками в научный оборот не было введено ни одного документа, не написано ни одной монографии, более того, в то время, как различные российские ведомства открывали свои ранее секретные архивы, эстонское научное сообщество не проявило к ним ни малейшего интереса. При этом в политической повестке страны тема истории Второй мировой войны присутствовала постоянно. Точнее, не столько сама эта тема, сколько обвинения России в неверной трактовке хода тех событий.
Поэтому единственным итогом года «борьбы с фальсификацией истории» Таллина является дискуссия о необходимости сноса (ввиду отсутствия средств на реставрацию) мемориального комплекса на холме Маарьямяги, где уже несколько лет в плачевном состоянии находится захоронение советских и немецких солдат и безнаказанность вандалов, осенью прошлого года осквернивших могилы красноармейцев на гарнизонном (военном) кладбище в Таллине на улице Фильтри теэ.