Мюнхенский сговор: позор, чтобы получить войну
30 сентября 1938 года Германией, Францией, Англией и Италией был подписан документ, который сегодня всячески стараются «забыть» на Западе. Это Мюнхенское соглашение или, как его еще называют историки – Мюнхенский сговор. Между тем, этот договор имеет огромное историческое значение. Если отбросить западную политическую предвзятость, можно говорить, что именно он, а вовсе не пакт Молотова-Риббентропа сделал мировую войну неизбежной.
Основной смысл этого документа заключался в «умиротворении» Гитлера за счет Чехословакии. Фюрер желал забрать себе Судетскую область, где проживало большое количество этнических немцев, приглашенных сюда чешскими королями еще в XIII веке. Для создания соответствующего настроения среди населения Гитлер в открытую поддерживал местные партии фашистского и нацистского типов.
Одна из них – партия Генлейна - в результате победила на парламентских выборах. Ее участники принялись устраивать провокации и накалять обстановку в Судетах. Несмотря на значительные уступки со стороны правительства Чехословакии, Генлейн потребовал автономии региона. В это же время немецкие войска расположились на границе Чехословакии якобы в поддержку населения Судет. На случай явной агрессии со стороны Германии правительство страны заручилось поддержкой СССР и Франции и ввело войска в Судеты.
Гитлер, в свою очередь, объявил, что, если Прага не пойдет на уступки, он «будет вынужден» начать войну. Англия и Франция забеспокоились, что война перекинется в Европу и приняли решение «умиротворить» фюрера. В результате в Мюнхене был заключен договор, по которому Лондон и Париж признавали право Берлина на Судеты, Богемию, Моравию, при этом французы снимали с себя ответственность за данные ранее гарантии чехам. Москва попыталась оказать Праге помощь, однако Варшава отказалась пропустить через свою территорию войска Красной армии и в итоге Германия аннексировала Судеты. Кстати, позже, хотя это и не было оговорено в Мюнхенском соглашении, Польша «под шумок» забрала себе Тешинскую область Чехословакии (об этом Варшава и Берлин договорились еще раньше).
Англия и Франция рассчитывали, что, отдав Чехословакию на откуп Гитлеру, им удалось сдержать его агрессию в Европе. При этом обе страны прекрасно понимали, что теперь практически неизбежным становится нападение Германии на Советский Союз. Французский посол того времени в Москве Робер Кулондр отмечал: «Мюнхенское соглашение особенно сильно угрожает Советскому Союзу. После нейтрализации Чехословакии Германии открыт путь на юго-восток». Однако судьба Москвы мало кого волновала.
Расчеты Лондона и Парижа, что после того, как они фактически выразили лояльность захватнической немецкой политике, не оправдались. То, как быстро они согласились на невыгодные условия, навязанные Берлином в Мюнхенском соглашении, показало Гитлеру лишь то, что Европу не стоит принимать всерьез - она не способна противостоять его натиску. Именно поэтому прежде, чем напасть на СССР, Гитлер вихрем прошелся по Европе и оккупировал большую ее часть. Позже премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль скажет о Мюнхенском сговоре: «Англия должна была выбирать между войной и позором. Её министры выбрали позор, чтобы затем получить и войну».