Море стало красным от крови: дерзкий рейд русской эскадры уничтожил целый флот в крупнейшем сражении (ФОТО)
Чесменское сражение 1770 года — морское сражение в Эгейском море у западного побережья Турции между русским и турецким флотами.
Является одним из крупнейших сражений эпохи парусного флота.
Оно делится на два этапа:
1) бой в Хиосском проливе 24 июня (5 июля);
2) уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте в ночь на 26 июня (7 июля).
Подробности в материале НИИ военной истории академии Генштаба Вооруженных Сил России.
https://rusvesna.su/sites/default/files/1_vid_chesmenskoy_pristani.jpg
Вид Чесменской пристани с изображением истребления оттоманского флота эскадрой российской под предводительством генерала графа Орлова в ночь на 7 июля 1770 года
После начала Русско-турецкой войны 1768–1774 годов Россия решила отправить несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание турок от действий на Черном море. В 1769 году из Кронштадта в Средиземное море были направлены две эскадры адмирала Г.А. Спиридова и контр-адмирала Д. Эльфинстона. Все морские и десантные силы в Средиземном море возглавлял граф А.Г. Орлов.
В конце июня 1770 года объединенная русская эскадра обнаружила турецкий флот на рейде Чесменской бухты. В ее составе было девять линейных кораблей, три фрегата, один бомбардирский корабль, а также 17 других судов и транспортов с общим вооружением около 740 орудий.
https://rusvesna.su/sites/default/files/1_graf_aleksey_grigorevich_orlov-chesmenskiy.jpg
Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Художник В. Эриксен
Турецкий флот, которым командовал капудан-паша Ибрагим Хусамеддин-паша, насчитывал 16 линейных кораблей, шесть фрегатов и около 50 вспомогательных судов с 1430 орудиями. Таким образом, неприятельский флот имел двойное численное превосходство в силах.
Турецкие корабли были построены в две дугообразные линии. В первой находилось десять линейных кораблей, во второй — шесть линейных кораблей и шесть фрегатов. Вспомогательные суда стояли за второй линией. Построение флота было чрезвычайно тесным, полностью могли использовать свою артиллерию только суда первой линии.
Правильно оценив обстановку и слабые стороны боевого построения турецкого флота, адмирал Спиридов предложил следующий план атаки: линейные корабли, построенные в строй кильватера, пользуясь наветренным положением, должны были под прямым углом подойти к противнику и нанести удар по авангарду и части центра первой линии.
https://rusvesna.su/sites/default/files/1_admiral_g.a._spiridov.jpg
Адмирал Г.А. Спиридов. Неизвестный художник. Первая половина XIX в.
После уничтожения кораблей первой линии удар предназначался по кораблям второй линии. В этом проявилось новаторство Спиридова как флотоводца, нарушившего правила линейной тактики, согласно которой требовалось вначале выстроить линию, параллельную противнику.
Такое построение было связано с риском, т. к. русские, сближаясь с противником, подвергались продольному огню артиллерии турецких кораблей. Расчет Спиридова был построен на быстроте сближения.
Утром 24 июня (5 июля по новому стилю) русская эскадра вошла в Хиосский пролив и по сигналу главнокомандующего Алексея Орлова, находившегося на линейном корабле «Три Иерарха», построилась в кильватерную колонну. Головным шел корабль «Европа», за ним — «Евстафий», на котором держал свой флаг командующий авангардом адмирал Спиридов. Около 11 часов русская эскадра в соответствии с ранее разработанным планом атаки повернула влево и почти под прямым углом начала спускаться на противника. Чтобы ускорить выход на дистанцию артиллерийского залпа и развертывание сил для атаки, русские корабли шли в сомкнутом строю.
https://rusvesna.su/sites/default/files/1_boy_v_hiosskom_prolive.jpg
Бой в Хиосском проливе. Фрагмент. Художник П. -Ж. Волэр
Около полудня турецкие корабли открыли огонь по русским кораблям. Спиридов приказал атаковать флагманский корабль турок «Реал-Мустафа». Во время абордажного боя команд «Евстафия» и «Реал-Мустафы» турецкий корабль загорелся, пламя перекинулось на русский корабль, и оба они взорвались. Адмирал Спиридов успел до взрыва покинуть «Евстафий».
С гибелью турецкого флагманского корабля управление неприятельским флотом было нарушено. Вот что записано в журнале флагманского корабля «Три иерарха»:
«Проходя мы близко неприятельского флота, стали палить по нем из пушек с ядрами, что происходило и с прочих нашего флота кораблей; и оное сражение происходило до исхода 2 часа, а в исходе 2 часа весь турецкий флот снялся с якоря и пошел в местечко Чесма, и стал там на якорь. В 2 часа поворотили мы через оверштаг».
Под сильным артиллерийским огнем кораблей эскадры Спиридова турецкий флот в беспорядке отступил в Чесменскую бухту. Таким образом, в результате первого этапа сражения, продолжавшегося около двух часов, погибло по одному кораблю с каждой стороны, а инициатива полностью перешла к русским.
https://rusvesna.su/sites/default/files/1_shema_morskogo_srazheniya_v_chesmenskom_zalive.jpg
Схема морского сражения в Чесменском заливе. 6/7 июля 1770 г.
В сражении русские матросы проявили исключительный героизм и мужество. Так, например, во время абордажного боя «Евстафия» и «Реал-Мустафы» один из матросов хотел захватить турецкий флаг, но ему при этом прострелило руку, когда же он протянул другую руку, то ему была нанесена рана клинком. Тогда он вцепился зубами в полотнище флага.
На следующий день был созван военный совет под председательством главнокомандующего А.Г. Орлова, в котором участвовали Г.А. Спиридов, С.К. Грейг, Д. Эльфинстон, Ю.В. Долгоруков, И.А. Ганнибал и другие командиры.
Орловым и Спиридовым было решено, используя ночной бриз, дувший с моря на берег, сжечь турецкий флот в Чесменской бухте.
В воспоминаниях Г. А. Спиридова об этом сказано так:
Итак, не мешкая нисколько, согласно с графом Алексеем Григорьевичем, так и с другими флагманами, с которыми со всеми и всегда согласно действовал, дал диспозицию для сожжения всего турецкого флота.
Был создан специальный отряд под командованием младшего флагмана С.К. Грейга в составе четырех линейных кораблей, двух фрегатов и бомбардирского корабля «Гром». Орлов приказал Грейгу немедленно направить «Гром» к Чесменской бухте и, пока турки находились в замешательстве, непрерывно метать бомбы в турецкие корабли, что и было исполнено. Одновременно начали готовить четыре брандера.
https://rusvesna.su/sites/default/files/1_epizod_morskogo_boya.jpg
Эпизод морского боя. Художник Якоб Филипп Гелерт. Картина написана художником в 1771 году как часть общей работы, посвященной Чесменскому сражению
В ночь на 26 июня (7 июля) отряд Грейга вошел в бухту. Линейные корабли «Европа», «Ростислав» и «Не тронь меня» образовали линию с севера на юг, вступили в бой c турецкими кораблями. 66-пушечный «Саратов» стоял в резерве, а «Гром» и фрегат «Африка» атаковали батареи на западном берегу.
Вскоре взорвался первый турецкий корабль. Горящие обломки от этого взрыва забросали другие корабли в бухте. После взрыва второго турецкого корабля российские корабли прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры.
Три брандера по различным причинам не достигли поставленной цели и только один под командованием лейтенанта Д.С. Ильина выполнил поставленную задачу. Под огнем противника он подошел к 84-пушечному турецкому кораблю и поджег его. Команда брандера вместе с лейтенантом Ильиным села в шлюпку и покинула горящий брандер. Вскоре на турецком корабле произошел взрыв. Множество горящих обломков разлетелись по всей Чесменской бухте, распространив пожар почти на все корабли турецкого флота.
К утру было сожжено и потоплено 15 турецких линейных кораблей, шесть фрегатов и свыше 40 вспомогательных судов; лишь один линейный корабль «Родос» с пятью галерами захвачен в плен; погибло 10–11 тыс. человек. Русский флот потерь в кораблях не имел; погибло 11 человек.
Участник событий князь Ю. Долгоруков писал впоследствии:
«Вода, смешанная с кровью и золою, получила прескверный вид. Трупы людей обгорелые плавали по волнам, и так ими порт наполнился, что с трудом можно было в шлюпках разъезжать».
Весть о славной победе флота Российского вскоре достигла Петербурга. Екатерина II писала графу Орлову:
«Европа вся дивится великому нашему подвигу и с любопытством обращает теперь на вас, исполнителя оного, свои взоры; безпристрастные все радуются успехам нашим и желают оным распространения и прочности; напротив того, державы, славе и возвышению империи нашей завиствующие, и на нас за то злобствующие, раздражаясь от часу более в неистовой своей ненависти, усугубляют, вопреки, коварства и ухищрения свои».
Императрица щедро наградила всех отличившихся: адмирал Спиридов был пожалован орденом Св. Андрея Первозванного, граф Федор Орлов и командор Грейг получили орден Св. Георгия 2-й степени, 3-й степени ордена Св. Георгия были удостоены капитаны Федот Клокачев и Степан Хметевский, ряд офицеров, в том числе и командиры всех брандеров, получили крест ордена Св. Георгия 4-й степени.
Главнокомандующий всеми русскими силами на Средиземном море Алексей Орлов с этого момента получил почетную прибавку к фамилии — «Чесменский».
А за «храброе и разумное предводительство флотом и одержание знаменитой на берегах Ассийских над турецким флотом победы и совсем оный истребивший» он был пожалован высшей степенью ордена Св. Георгия. Кроме того, графу был присвоен чин генерал-аншефа, даровано право поднимать кайзер-флаг и внести его в герб.
Чесменский бой имел важное военно-политическое значение. Турция, лишившись флота, вынуждена была отказаться от наступательных действий против русских в Архипелаге, сосредоточив свои силы на обороне пролива Дарданелл и приморских крепостей. Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Сражение явилось свидетельством дальнейшего роста морского могущества России.
https://rusvesna.su/sites/default/files/1_medal_v_pamyat_sozhzheniya_pri_chesme_tureckogo_flota.jpg
Медаль «В память сожжения при Чесме турецкого флота». 1770 г.
По распоряжению Екатерины II для прославления победы была воздвигнуты Чесменская колонна в Царском Селе (1778), а также построены Чесменский дворец (1774–1777) и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи (1777–1780) в Санкт-Петербурге. В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Имя «Чесма» носил эскадренный броненосец российского военного флота.
В июле 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах России», которые дополняют перечень дней воинской славы датой 7 июля — Днём победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.
https://rusvesna.su/sites/default/files/1_chesmenskaya_kolonna_v_ekaterininskom.jpg
Чесменская колонна в Екатерининском парке Царского Села. Установлена в 1776 г. по проекту архитектора Антонио Ринальди.
Читайте также: В Абхазии резко ответили на предложение партии Прилепина о присоединении к России
Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
В наше время неплохо бы дать имя кораблям ВМФ
“Адмирал Г. Спиридов” и “Чесма”.
Виват, Россия!
До революции было два корабля “Адмирал Спиридов”:
- броненосный фрегат;
- крейсер типа “Светлана”, после революции достроен как как танкер с другим названием.
Если бы продолжали “дореволюционную адмиральскую” серию фрегатов проекта 11356 (“Адм. Григорович”), дошла бы очередь и до “Адм. Спиридова”. Сейчас строится “советская адмиральская” серия фрегатов проекта 22350 (“Адм. Горшков”), которая начиная с 6-го (“Адм. Чичагов”) снова уходит на “дореволюционных” адмиралов. Возможно, очередь дойдёт.
“Чесмой” назывался эскадренный броненосец ЧФ. Здесь также нужна однотипная серия в честь сражений.
Главное, чтобы корабли строились большими сериями, тогда будет, кому давать имя.
“Фидматик” молодец, по сравнению с пцбликацией про Выборгское сражение прогресс значительный: есть схемы и хорошие иллюстрации.
Но хотелось бы систематизировать “записи на схожую тему”: “вооружённый силы”/”история”/”СРАЖЕНИЯ НА МОРЕ”. “Мировоззрение”, как мне представляется, тут не в тему.