Кто и зачем придумывал древних славянских богов?
Кабинетная мифология.
В XVIII веке, когда российские историки и литераторы почувствовали себя равноправными участниками европейской истории, им захотелось переписать историю России по европейскому образцу. Молодой империи нужна была прежде всего своя античность: легендарные правители, эпос и мифологический пантеон. Славянское язычество не успело развиться до уровня античного: не было ни сонма богов, ни устойчивых мифов об их иерархии, о деяниях и родственных отношениях. Но историкам XVIII века казалось, что можно и важно доказать, что все это было. Они по крупицам собирали сведения, и там, где оставались белые пятна, не стеснялись додумывать. «И не лучше ли Фидасова Венера с подделанными во вкусе сего знаменитаго древняго мастера руками и ногами, нежели когда б осталось одно только ея туловище, и то, может быть, местами еще выбитое?» — писал в 1804 году в предисловии к своему мифологическому словарю поэт, прозаик и переводчик Григорий Глинка.
Так появилась русская «кабинетная мифология» — калейдоскоп никогда не существовавших или до неузнаваемости искаженных божеств, которых скроили по гомеровским фасонам за письменным столом.
Первые книги, посвященные российскому и славянскому язычеству, составляли писатели и историки-публицисты. В 1767 году выходит «Краткий мифологический лексикон» Михаила Чулкова, в 1768-м — «Описание древнего славянского языческого баснословия, собранного из разных писателей, и снабденного примечаниями» Михаила Попова. В 1804 году публикует «Древнюю религию славян» Григорий Глинка, в том же году выходит «Славянская и российская мифология» филолога и поборника отмены крепостного права Андрея Кайсарова. Все они представляют собой словари, где в алфавитном порядке собраны все сведения о языческих божествах, которые удалось почерпнуть из источников: трудов Татищева и Ломоносова, нескольких летописей, латинских хронистов и византийских географов, а также живого фольклора. Баба-яга превратилась под их пером в «адскую богиню», требующую кровавых жертвоприношений для своих внучек, а домовые и лешие стали «мечтательными полубогами». В один ряд встали божества западных славян, описанные в средневековых источниках, киевские кумиры, масленичные чучела, Боян из «Слова о полку Игореве», волхв из поддельной Иоакимовской летописи и плоды бесчисленных ошибок историков. Вместе они заселили русский Олимп, сошли с него в литературу и идеологию, и многие живы до сих пор. Вот некоторые из них.
Услад.
Так описывает Услада Григорий Глинка: «Радость на челе, румянец на щеках, уста улыбающиеся, увенчанный цветами, одетый нерадиво в легкую ризу, играющий в кобзу
Барон Сигизмунд фон Герберштейн. Роспись Юрия Шубица на потолке Национального музея Словении. 1885 год© Wikimedia Commons
История происхождения славянского Диониса такова. Летопись Повести временных лет рассказывает о первой религиозной реформе князя Владимира Святославича — попытке упорядочить и централизовать верования подданных (первая реформа не удалась, и второй стало принятие христианства). Летописец перечисляет кумиров, установленных Владимиром на берегу Днепра, и первым называет «Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат». В XVI веке один из списков Повести временных лет попал в руки барона Сигизмунда фон Герберштейна, дипломата, путешественника и автора «Записок о московитских делах». Герберштейн не говорил по-русски, но владел словенским, однако этого оказалось недостаточно, чтобы разобрать пассаж из Повести временных лет: в его описании пантеона Владимира «ус злат» Перуна превратился в отдельное божество — Услада. Так выдуманное австрийским дипломатом имя попало к русским писателям, и уже они сочинили ему биографию покровителя наслаждений.
Зимцерла.
Впервые Зимцерла упоминается в переводе труда далматинского историка XVII века Мауро Орбини; в России он был известен как Мавроурбин, и его «Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского» попала к российскому читателю в 1722 году. Орбини тоже излагает сюжет Повести временных лет о кумирах на берегу Днепра — скорее всего, он переписывает Герберштейна, потому что в его списке богов есть Услад. Следующего за ним Семаргла Орбини записывает как Simaergla. Но тут делает ошибку переводчик: видимо, вместо первой «а» он видит «с», а «g» убирает ради благозвучия. Так на славянском Олимпе появляется Зимцерла.
В 1768 году Михаил Попов, автор одного из мифологических словарей, пишет о Зимцерле: «Богиня Киевская; какия ей качества приписывались, о том ничево неизвестно; разве изломанное ея название произвесть от имени «зима» и глагола «стерть», так назовется она Зимстерлою и будет походить на Аврору или Флору, богиню цветов».
Александр Бестужев-Марлинский. Гравюра Георгия Грачева с оригинальной акварели, подаренной редактору «Русской старины» Михаилу Семевскому. 1889 год
С этого момента начинается триумфальное шествие прекрасной богини по русской литературе: у Гавриила Каменева она «цветет, как румяная роза» («Громвал», 1804), у Николая Полевого «на небосклоне горит Зимцерла блеском золотым» («Стенька Разин», 1832), у Василия Нарежного «Зимцерла раскинула багряный шатер свой по небу голубому» («Славенские вечера», 1809), Гаврила Державин уподобляет ей императрицу («Явление Аполлона и Дафны на невском берегу», 1801), у Александра Радищева Зимцерла запрягает лошадей в коляску Знича, бога огня, света и тепла, и сама она — «перстоалая», точь‑в‑точь как гомеровская «розовоперстая» Эос («Бова», 1799–1802). А поэт‑романтик и будущий декабрист Александр Бестужев-Марлинский решает назвать «Зимцерлой» свой альманах — в 1818 году, когда Пушкин пишет «К Чаадаеву» и рассветные «звезды пленительного счастья» смотрят на многих русских вольнодумцев. Разрешение на публикацию альманаха Бестужев не получил.
Лель.
Лель, которого мифологи XVIII века окрестили «божком воспаления любовного», встречается в пушкинской поэме «Руслан и Людмила»: на княжеском пиру «…славит сладостный певец / Людмилу-прелесть, и Руслана, / И Лелем свитый им венец». Но лучшая его роль сыграна в пьесе Александра Островского «Снегурочка», где златокудрый славянский Эрот проявляет всю свою дерзость.
Появился же Лель из свадебных песен: в их припевах повторяются «лель-полель», «ой-люли-лель» и тому подобные сочетания, исследователи возводят их к восклицанию «аллилуйя» (например, Никита Толстой в статье «Аллилуйя» в словаре «Славянские древности»). Первые упоминания о божестве Леле содержатся в трудах польских историографов XV–XVI веков, в том числе Яна Длугоша и Матея Стрыйковского. Из припевов народной поэзии они вычитали целое семейство: известного нам бога любви Леля, его брата и покровителя брака Полеля (потому что за любовью следует брак) и их мать Ладу. Уже в XVIII веке российские историки решили, что польские фантомные боги достойны войти и в русский мифологический пантеон.
Ярило.
В пьесе Александра Островского «Снегурочка» Ярило — «палящий бог ленивых берендеев», всеведущий и гневный. После гибели Снегурочки и восстановления мирового порядка в день своего чествования Ярило на посвященной ему горе является людям в образе «молодого парня в белой одежде, в правой руке светящаяся голова человечья, в левой — ржаной сноп».
В реальности Ярило (или Ярила) — олицетворение летнего праздника урожая, встречающееся в фольклорной традиции некоторых, преимущественно южных регионов России. Так называли чучело, такое же как Масленица, Кострома, Кострубонька и прочие. Куклы изготавливали к празднику, их украшали, придавали им половые признаки, проносили с песнями по деревне, а потом хоронили или сжигали. В этом ритуале писатели XVIII–XIX веков угадали признаки солярного божества и домыслили всю его атрибутику. Таким он продолжает видеться современным неоязычникам.
Радегаст.
В конце XVIII — начале XIX века активно обсуждается происхождение славян, существование славянских рун и мифического города Ретра. В центре обсуждения — прильвицкие кумиры, бронзовые статуэтки, замеченные в 1768 году доктором в доме своей пациентки в деревне Прильвиц в немецком Мекленбурге. Сын пациентки рассказал, что славянских богов, испещренных руническим письмом, его дед откопал в саду, пытаясь посадить грушу. Среди статуэток было изображение Радегаста — божества, известного по свидетельствам средневековых хронистов: его грудь покрывает подобие щита с бычьей головой, на шлеме — изображение птицы. Находки были описаны, по их мотивам выполнены гравюры. Радегаст попал не только в мифологические словари, но и, например, в оперу-балет Николая Римского-Корсакова «Млада».
Статуэтки, конечно, довольно быстро были признаны подделкой. Кроме того, современная наука сомневается, что Радегаст когда-либо существовал: есть версия, что источник мифа о нем — текст немецкого хрониста XI века Титмара, в котором говорится о городе Радогоще в земле славянского племени редарей, где поклоняются божеству Сварожичу. Постфикс -гост/-гощ действительно характерен для славянских топонимов, а Сварожич — подтвержденное многими источниками божество (Сварог в Повести временных лет). В сочинениях поздних историков этот отрывок был искажен настолько, что Сварожич пропал, название города превратилось в имя бога, а племени — в мифический город Ретра.
У тебя с головой и психикой всё в порядке? То славян с дepьмом мешаешь, а то об их Богах вспоминаешь…
Кот сделал сепуку?
О! И тебя зелёная плесень возненавидела…
НАДО УЛЫБАТСА, НО НЕ ПРЕКРАЩАТЬ ДРАТЬСА ,ТАК МНЕ НРАВИТСА , КОГДА ВЫ РУГАТСА, ТОГДА И ФОРУМ ОЖИВЛЯТСА, А ВРАГИ ВАШИ НЕ БОЯТСА- КОКОЙ ВОСТОРГ,А?
СЛАВЯНСКИЙ БОЖЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК СПРАВЕДЛИВО НАКАЗАЛ ПРЕСТУПНИКА- ПОДДЕРЖИТЕ ГЕРОЯ , МИЛЫЕ РУССКИЕ БРАТЯ !!
Мужчине, убившему педофила, грозит 15 лет тюрьмы
https://fishki.net/3222648-muzhchine-ubivshemu-pedofila-grozit-15-let-tjurymy.html
33-летний автомеханик из Уфы, спасший подростка от угрожавшего ему топором педофила, обвиняется в убийстве и может быть осужден на 15 лет заключения. Пока Владимир Санкин в ожидании суда находится под домашним арестом
Источник: https://fishki.net/3222648-muzhchine-ubivshemu-pedofila-grozit-15-let-tjurymy.html © Fishki.net
Просто пуку
Аффтар, молись своему обожаемому племенному еврейскому божку ЙАХВЭЭЭЭ и не суй свой пятак в то тчто выше твоего ущербного понимания.
Это – какой-то двуликий анус… Сегодня он одно воркует, завтра уже – противоположное..
Анус – божественно
Таким – хоть сцы в глаза…
Интересно что будут писать “ученые” когда христианство признают Мракобесием и Мороком, когда Россией станет управлять не Эти Воры, а настоящий великий посвященный. Они , ученые, хвостики подожмут, как провинившаяся собака и станут писать что Христиане выдумали все свои артефакты и самого Иисуса.Это ж продажные шкуры!
А ведь Папик Римский до Нового года уже сказал всем , что христианского мира – нет. И надо возвращаться к истокам. Типа: “Вышли мы все из евреев, дети семьи трудовой..”
Так и сейчас пишут что христианство ВЫДУМАНО и что?
Но секте прихода “великого посвящённого” какая разница?
Почитайте мои диалоги с крикуномолег. Может прозреете.
Сейчас вот народ всё забросит и будет с воодушевлением читать диалог двух чокнутых…
Вы решили за нее? А имели ли право?
Ты не замечаешь, какое у большинства мнение о тебе уже сложилось после того твоего “опуса”? А теперь, как ни в чём не бывало, воркуешь о тех кого так хаял…
Я прекрасно все вижу.
И как Вы и компания пытаетесь выставить меня в удобном для Вас свете.
И как у Вас раз за разом ломается мой образ на ЯП.
Образ балабола, с непомерно раздутым самолюбованием… Эдакий нарцисс…
Решать Вам.
Ваш светлый образ ломается только под влиянием внутренних разнонаправленных сил. Его просто коержит. Так и до нервного срыва недалече )))
ЕЙ, , ЧТО ТАКОЙ КОПРИНОЛОКУМ ?
Ето ты новые слова даеш на Руси , а дорогой ?
Вот я шляпа, не знала.Телевизор не смотрю.От “новостей” в интернете прямо физиономию сквашивает..Сижу себе в книжульках. Там хоть выбор есть что читать..
Дана информация к размышлению.
Анализируйте а не выдумывайте.
Пока же, читая комментарии, вижу одни эмоции и безрассудные выводы на них.
Жаль.
Совести у тебя нет… Это – главный вывод…
Для Вас – да.
Но для меня нет идолов.
Тем я от Вас и отличаюсь.
Ты же славян грязью облил, чего ты опять о них взялся писать?
Славян ли?
Я ведь недаром статьи эти публикую.
Как раз для того, чтобы Вы проявили свою сущность истинную.
И Вы это сделали, пытаясь сейчас повесить на меня ярлык ненавистника славян.
На деле же статья о том, что нас где то обманывают.
Вы и не подумали сказать об этом, значит Вы так же заинтересованы в обмане.
По статье есть чем апеллировать и подкреплять логикой?
Вячеслав , вы токой обидчевой, ,не надо дратса ,а надо улыбатса
Наши Волхвы и Боги учат другому:
Слово мудрости волхва Велимудра:
«Во всех деяниях своих, великих и малых, и во всех отношениях между Родичами своими или Общинниками других Родов – Совесть и Правда наша Копная должны быть мерилом всего. В отношении ко всем язычникам должно исполнять Заповедь Перунову: “Какие деяния творят Вам люди, такие же и Вы сотворяше им, ибо каждое деяние своей мерою мерится».
«Непозволительно прощать того, кто умышленно совершает зло, ибо зло, оставшееся без наказания, умножается, а вина за приумноженное зло лежит на том, кто оставил совершившего зло ненаказанным и не привёл его на правый Божий суд» (Заповеди Одина).
АБСОЛЮТНО ВЕРНО, И НАДОБНО ОТВЕЧАТЬ НАГЛЕЦАМ КАЖДЫЙ РАЗ !
На болгарском звучит так:
Око за око , зъб за зъб !
Каквото повикало-такова се обадило (как аукнеш-так и откликнется )
Каквото търсил-това намерил- (то что искал- нашел )
Не буди лихо,пока лихо спит !
У нас – тоже…
Есть такое явление, “поп Гапон” называется…
Эти комментарии – заслуженная оценка действиям пострелу, который пытается везде поспеть
Это из области “Слышал звон, но не знаю где он.”
Про Ярило все верно написано,ну а скаклам-продажным шкурам и пиндосказки про выкопанное море сойдут,им без разници подо что прыгать.)))