План США по использованию смерти Сталина в психологических операциях в различных странах мира (2)
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
13 марта 1953 г.
Меморандум для комитета психологической стратегии
ТЕМА: План психологического использования смерти Сталина
https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/2245233/2245233_300.jpgСообщаемое здесь представляет собой переработанный текст проекта, связанного со смертью Сталина, и подготовленного для рассмотрения на запланированной на 18 марта встрече Комитета.
Согласно полученным инструкциям, я объединил в этой переработке письменные и устные комментарии. Поскольку редактирование не было разрешено, в статье остались расплывчатости и некоторые расхождения, связанные со срочностью подготовки.
Я хотел бы особенно подчеркнуть важность предположения 3 d на странице 2. Группа подготовки проекта посчитала, что основное значение предлагаемой в пункте речи заключается в том, чтобы служить поворотным пунктом при ее включении в новую политическую инициативу, отличающуюся от подхода, основанного на действующей политике.
Видимо, только наиболее тщательные меры предосторожности в этом отношении, могут предотвратить новые шаги от восприятия их в качестве «психологической войны».
Исполняющий обязанности
[цензура]
Приложение
План психологического использования смерти Сталина
…Часть II. План психологических операций
1. Общие вопросы
a. Важность психологического давления в настоящей ситуации заключается в наличии удобного момента не только для концентрации всех наших психологических средств на заявленных целях, но и для решительного развития более широких и более эффективных возможностей. Не исключено, что еще более важным является решимость захватить и согласованно поддерживать инициативу путем психологических операций — творчески продуманных, и впечатляюще исполненных. До того, как мы завоюем сердца или получим влияние на интеллект наших мишеней, психологическая стратегия Соединенных Штатов должна захватить их воображение.
b. Основная надежда в достижении целей данного плана лежит в реальных действиях правительства, имеющих психологическую важность. Речь президента, предполагавшаяся в Части I, параграфе 3 d, является краеугольным камнем, на котором основана представленная психологическая стратегия. Эта предполагаемая речь, и различные официальные шаги, которые будут произрастать непосредственно из нее, должны, однако, быть дополнены рядом важных психологически действий [в Части III приведен список предлагаемых возможных действий с их психологическим значением].
Все, кроме некоторых открытых и тайных психологических программ, предложенных в следующих параграфах данной части, предназначены, в основном, для использования, продления и усиления психологического влияния различных политических, экономических и военных действий [сравнимых по своему эффекту с теми, которые предполагаются или предлагаются в плане]. (Должно быть удалено, если будет удалена Часть III)
с. По административным соображениям, представлений план просто подводит в общих чертах итог усилиям, востребованных в области тайных операций, но он предполагает, что такие усилия будут адекватны в их материальном воплощении, и что они будут эффективными и оригинальным в применении, чтобы оправдать серьезное доверие, возлагаемое на секретное подразделение в достижении целей плана — эти операции являются вторичными только по отношению к официальным действиям.
Что касается общего направления, то тайные усилия будут направляться следующими общими соображениями:
В тайных операциях в области пропаганды мы должны руководствоваться, в основном, обеспечением правдоподобия. В рамках этих ограничений допускается широкая свобода действий и самостоятельности.
В области политических действий мы должны, как обычно, руководствоваться национальными целями и необходимостью избегать провокаций до такой степени, которая может вызвать укрепление режима Советов, или их силовую реакцию.
Наша тайная пропаганда не должна беспокоиться о логичности, как с точки зрения тематики, или отношений регионов, так и до тех пор, пока не возникнет необходимость избежать действий, которые могут быть взаимно исключающими, или которые могут подорвать или заметно дискредитировать операции, проводимые открыто.
Тайные информационные операции должны развивать правдоподобный материал, получаемый из открытых информационных источников.
Тайная деятельность должна направляться на давление во многих точках путем вызывания беспокойства, и распространения сомнения, замешательства и подозрительности. Признано, что наибольший эффект такие операции дают в следующих областях:
(1) стимулирование перебежчиков среди официальных представителей Советов и стран-сателлитов за счет скрытого давления на них;
(2) распространение сомнения и неопределенности в рядах коммунистических партий в странах-сателлитах, и в странах свободного мира.
Подразделение Правительства, выполняющее тайные операции, тем не менее, должно, быть восприимчивым к появлению любых возможностей воздействия на руководящие группы в самом СССР и создания подозрения, неопределенности и давления.
d. Хотя возможности для быстрого роста средств и эффективности наших открытых информационных программ ограничены — масштаб сегодняшних усилий уже и так впечатляет — эти программы тоже призваны сыграть важную роль в реализации плана и обеспечении потребности максимальной энергии, инициативы и изобретательности в разработке широкого набора задач, перечисленных ниже. Они не менее важны для этого, чем тайные операции.
В ситуации, к которой относится настоящий документ, можно предположить, что все правительства и люди во всем мире глубоко заинтересованы, во-первых, в точном информировании и интерпретации о событиях в Советском Союзе и об их последствиях. Во-вторых, им интересно отношение Соединенных Штатов к ситуации, их намерения и действия в этой связи.
Следовательно, на официальные средства массовой информации падает основная ответственность по распространению фактов и надежных комментариев о развитии ситуации, получаемых от оригинальных и релевантных источников, включая и заявления Президента, формулирующие позицию Соединенных Штатов. Это является важной основой, на которую опирается эффективная пропаганда.
Успешное применение открытых средств информации в психологических операциях требует тщательной координации всех моментов. Очень важным будут координация публичных заявлений, поскольку такие заявления являются наиболее эффективным оружием для открытого использования.
Наблюдательный комитет, предусмотренный настоящим планом, должен специально осведомлять средства массовой информации о предстоящих действиях и их значимости. (Например, если публичное заявление публикуется в качестве «пробного шара», то средствам массовой информации должно быть рекомендовано обеспечить его максимальное распространение.)
e. Наша тайная, равно, как и открытая пропаганда, действующая во многих областях, должна учитывать тот факт, что система Советов испытала невосполнимую потерю из-за смерти Сталина, и что настало время целенаправленных, решительных и совместных действий со стороны Запада.
f. При смене режима перебежчики заслуживают высокого приоритета в тайных и открытых средствах информации. Принципиальная роль открытых средств информации, при этом, заключается, конечно, не в непосредственном стимулировании перебежчиков, но в косвенной их поддержке за счет публикации информации о происходящих случаях такого рода.
g. Руководители Конгресса и средств массовой информации должны принять участие в операции мирного наступления при настоятельной необходимости поддерживать наше стремление к построению защиты.
h. Этот план подлежит постоянному пересмотру в свете изменения ситуации.
2. Действия средств массовой информации по направлениям
[цензура]
a. По отношению к Советскому Союзу.
Помимо стандартных тем, официальные средства массовой информации должны пытаться выполнить следующие задачи:
(1) Вызывать сомнение в стабильности верхушки нового режима. В этой связи будет полезным цитировать историю, и современных экспертов по делам Советов, таких как Тито и бывшие коммунисты, и публиковать отчеты бывших беженцев, которые участвовали в работе в коммунистического аппарата, сообщающих о заговорах друг против друга между четырьмя основными кремлевскими руководителями.
Целью является демонстрация того, что деспотизм требует деспота, это приведет к предположению о том, что Маленков не контролирует всех факторов власти, и о том, что новая организация не работает, а, следовательно, борьба за власть вместе с новыми чистками, неизбежны.
(2) Давать полезные рекомендации советским гражданам по выживанию в это опасное и беспокойное время, осторожно внедряя в психологию отдельного человека представление об ослаблении эффективности системы.
(3) Использовать тот факт, что реорганизация советского правительства и коммунистической партии весьма напоминает происходившее в годы Второй мировой войны, и задавать вопросы о том, насколько эта реорганизация необходима в свете заявления Советов о том, что их поддерживает подавляющее большинство советских людей. Эта тема никаким образом не должна использовать предположения об опасности скорого развязывания новой войны.
[цензура]
(4) Передавать ощущение, что позиция Правительства Соединенных Штатов относится к «наблюдательной», и вызывать осознание того, что ситуация содержит новые элементы опасности, которые, если они материализуются, мы встретим твердо, и что могут появиться новые элементы надежды, оправдывая осторожные изменения политики Соединенных Штатов.
(5) Когда обращение к Правительству Советов со стороны Правительства Соединенных Штатов осуществляется публично, следует интенсивно использовать его для изображения важных стремлений, вызвавших это действие, с целью достижения ослабления международной напряженности. В случае если это не приносит успеха, следует возлагать всю ответственность непосредственно на СССР,
(6) Использовать факт, что имели место явные усилия части нового режима Советов по подкупу военных путём увеличения их представительства во власти, и подвергать сомнению успешность этих усилий,
(7) Использовать основанные на фактах предположения, высказанные американскими и западными военными и другими известными лицами (но не высшими руководителями), имевших опыт общения с военными Советов, о том, что, возможно, легче прийти к разумным соглашениями с режимом, в котором такие люди имеют власть и влияние. (Такие предположения могли бы быть организованы тайно.)
[цензура]
(8) Усиливать акцент на роли Соединенных Штатов и других стран свободного мира в обеспечении для беженцев от тирании советских коммунистов убежища и новой жизни, полной возможностей и свободы. Идея, что настоящее время предоставляет лучшие возможности для бегства, должна быть адресована, в частности, русскоговорящей аудитории в Восточной Германии и представителям Советов за рубежом. Следует быть готовым к немедленным публикациям в драматически экстенсивных терминах любых побегов военнослужащих Красной Армии и членов коммунистической партии, и широко освещать их бегство за границу, с фотографиями и интервью.
(9) Внедрять сомнения в лояльности лидеров стран-сателлитов к новому режиму Москвы,
(10) Сообщать о любых, основанных на фактах, признаках разногласий в политике и интересах между странами-сателлитами или коммунистическими партиями других стран и Советским Союзом. (Такие признаки могут быть результатом тайных операций, при условии, что эти операции порождают правдоподобные признаки.)
(11) Подчеркивать явное персональное охлаждение отношений между Маленковым и Мао в таком ключе, чтобы создать предположение об их сильной неприязни друг к другу, из-за которой эти два лидера не желают встречаться.
[цензура]
(12) Предоставлять обновленные свидетельства мирных намерений стран свободного мира, используя при этом выражения дружбы к советским людям, и такие предложения, которые могут быть сделаны для мирного урегулирования основных различий.
b. По отношению к странам-сателлитам в Восточной Европе
В свете фактических отчетов и надежной интерпретации событий в СССР и их влияний на весь мир, официальные средства массовой информации должны решать по отношению к странам-сателлитам Восточной Европы следующие задачи:
(1) Поддерживать и вдохновлять углубление национальных, в том числе и религиозных, настроений, появление которых было стимулировано событиями в СССР.
(2) Детально напоминать об унижениях и эксплуатации, которым были подвергнуты люди этих стран в результате их подчинения интересам Кремля, вместе с поощрением уверенности в том, что их судьба при новом, неопытном и неуверенном режиме, скорее ухудшится, чем улучшиться.
(3) Изображать Соединенные Штаты как сильную, надежную власть, официальные заявления которой должны восприниматься, как серьезные, взвешенные предложения для продвижения свободы без развязывания мировой войны.
(4) Поддерживать в представлении лидеров стран-сателлитов, что все они являются в той или иной степени протеже мертвого тирана, и укреплять сомнения в их отношениях с новыми хозяевами Кремля. Одновременно поощрять предположения, что их выживание может зависеть от нового отношения к приобретающим популярность националистическим чувствам,
(5) Напоминать об удачном отделении Тито, об успешном сотрудничестве Югославии в качестве независимого государства с Грецией и Турцией, а также со странами Запада, и о политической важности балканского партнерства.
(6) Высказывать предположения, что руководители, не входящие в высшее звено власти, скоро могут получить возможность достижения своих личных амбиций за счет их руководителей.
(7) Напоминать, что Соединенные Штаты не возвращают беженцев в страны, находящихся за Железным занавесом.
(8) Осуждать непомерные надежды и вызванные ими необдуманные действия части населения, могущие вызвать жестокие репрессии патриотически настроенных граждан со стороны обеспокоенных лидеров,
(9) Давить на достоинство действующих лидеров СССР и стран-сателлитов на почве того, что роль ведущего теоретика и революционного лидера международного коммунизма в настоящее время начинает занимать Мао.
c. По отношению к коммунистическому Китаю
В дополнении к стандартным темам, средства массовой информации должны выполнять следующие задачи:
(1) Содействовать трениям на всех уровнях и, в конечном счете, расколу между лидерами коммунистов Китая и Советов, подчеркивая, среди прочего, то, что китайские коммунисты являются орудием Кремля.
(2) Целенаправленно содействовать соперничеству и трению межу аппаратами китайской и советской коммунистической партии в Юго-Восточной и Южной Азии.
(3) Для стимулирования разобщенности между Москвой и Пекином в отношении войны в Корее, изображать растущую решимость Соединенных Штатов положить конец этой войне, применив, при необходимости, силу. Это следует делать, сея сомнения в том, сможет ли режим Советов в то время, когда он пытается укрепить собственную власть, оказать поддержку китайским коммунистам в случае, если Соединенные Штаты прибегнут к силовым действиям для прекращения войны в Корее. Также необходимо сеять сомнения в стабильности нового режима Советов, и в частности, в способности Маленкова собрать все факторы власти под своим контролем, и осуществлять идеологическое руководство.
(4) Использовать идеологические разногласия между Мао и Москвой.
(5) Играть на представлениях Мао о Маленкове, как о идеологической посредственности, и представлять Мао в качестве единственного полноправного наследника Ленина.
(6) Создавать сомнения в обоснованности соглашений и обязательств со стороны Сталина к Мао, особенно в отношении помощи в корейской войне, которые основывались на теории, что Мао был человеком Сталина.
(7) Поощрять убежденность в том, что Советский Союз придерживает материальную помощь, чтобы сохранить военную и экономическую зависимость Китая.
d. По отношению к Югославии
В свете отношений Тито с режимом Советов, его отступничеством в 1948 году, и его непримиримой враждебности не просто к мертвому тирану, но и ко всей системе, олицетворяемой Кремлем и Коминтерном, потребность для официальных средств массовой информации в вещании на Югославию с целью прояснения важности событий в СССР, невелика.
В то же время, пример и текущее положение Югославии крайне важны, особенно для стран-сателлитов Восточной Европы, а также, хотя и в меньшей степени, для коммунистического Китая.
При этом могут применяться напоминания об успешном отделении, укреплении сотрудничества со странами свободного мира на основе взаимного уважения и независимости, а также о потенциале балканского партнерства. По отношению к самой Югославии официальные средства массовой информации должны выполнять следующие задачи:
(1) Поощрять гордость Югославии тем фактом, что они ушли из-под влияния Кремля и не согласны с возможными последствиями сегодняшних событий в СССР.
(2) Напоминать о взаимных выгодах недавнего сотрудничества с Соединенными Штатами и другими странами свободного мира, а также развивать уверенность в безопасности, получаемой от аналогичного сотрудничества в будущем.
(3) Развивать уверенность в силе, надежности и серьезности Соединенных Штатов, как лидера свободного мира в создавшейся ситуации.
e. По отношению к Западной Европе (включая Германию)
Средства массовой информации в основном должны выполнять следующие задачи:
(1) Подчеркивать, что угроза свободному миру не уменьшилась.
(2) Педалировать важность быстрой ратификации договора о европейской защите (EDC) и других целей по продвижению НАТО.
(3) Указывать на [возможную опасность] слабости в ситуации, когда Маленков не имеет политического опыта Сталина, его идеологического лидерства или авторитета и контроля в партии и в стране. Даже если он уже является, или станет политическим руководителем, он не станет «первосвященником». (Осторожно, не следует намекать, что это чревато опасностью войны.)
(4) Поднимать вопросы, касающиеся стабильности нового режима.
(5) Стимулировать уверенность в стабильности и надежности Соединенных Штатов в их роли лидера свободного мира.
(6) Интересоваться, должны ли теперь коммунистические партии во всех вопросах обращать взоры к Москве. Маленков является продуктом советской бюрократии, имеющий недостаточные знания о зарубежных странах, и не интересующийся судьбой коммунистов в них.
(7) Интересоваться, кто является сегодня более выдающимся теоретиком и выразителем мирового коммунизма — Мао или Маленков.
(8) Упоминать угасание искусства, науки и культуры в СССР в то время, когда Маленков шел к власти.
f. По отношению к Ближнему и Среднему Востоку
В виду отсутствия общего превалирования в этом регионе обеспокоенности об угрозе советского коммунизма, официальные средства массовой информации должны в арабских странах выполнять следующие задачи:
(1) Подчеркивать то, что хотя тиран и ушел, тирания с ее имперскими амбициями осталась.
(2) Демонстрировать, что даже если и будет иметь место прекращение давления со стороны СССР, это не будет способствовать национальным стремлениям стран в этом регионе. Таким стремлениям может помочь только прекращение споров в регионе, устранение источников внутреннего напряжения, согласование разногласий с Западом и построение адекватных сил обороны.
(3) Использовать замешательство и неопределенность, с которыми могут столкнуться коммунистические, и связанные с ними организации в этом регионе.
(4) Использовать каждую возможность для усиления репутации и позиции Соединенных Штатов в регионе и, если удается, их союзников.
(5) Публиковать информацию о действиях Советов в направлении национальных меньшинств, включая и фактический материал о репрессиях в отношении мусульман в 30-е годы.
g. По отношению к странам свободной Азии (Индия, Пакистан, Цейлон, Бирма, Индонезия, Малайя, Индокитай, Корея, Формоза (Тайвань) и Япония)
До той степени, в которой в свободной Азии распространяется уверенность в том, что условия внутри СССР [могут вызвать ослабление его давления до определенного предела, и] могут снизить его агрессивность, поддержка может ослабить меры, требуемые для [уголовного преследования конфликтов] борьбы с коммунистами в Корее, Индокитае и Малайе.
Особенная проблема может возникнуть в отношении этнических китайцев, живущих за границей вне Формозы, которых можно убедить в том, что изменения в СССР ослабляют связи с коммунистическим режимом Китая, в результате чего они могут начать более благоприятно воспринимать Мао, как национального лидера, а не как [одного из партнеров глобального коммунистического заговора,] инструмент Москвы.
Другая специальная проблема может возникнуть в связи с коммунистическими партиями и связанными с ними организациями в этом регионе. Распространяя сомнения и замешательство среди них, необходимо прилагать осторожность, чтобы избежать создания [появления — перечёркнуто] других сомнений, которые [воспринимаемые в качестве «бумажных тигров»] приведут к восприятию коммунистической угрозы в меньшей степени, чем она есть.
Следовательно, официальные средства массовой информации в этом регионе должны выполнять следующие задачи:
(1) Подчеркивать, что изменение руководства в СССР не включат в себя изменение характера, возможностей или намерений режима.
(2) Подчеркивать, что хотя [роль] положение Мао может измениться в связи с событиями в СССР, доказательства этого должны быть продемонстрированы не на словах, а на деле, в Корее, Индокитае и повсюду, включая сам коммунистический Китай.
(3) Подчеркивать, что национальные интересы в регионе могут быть достигнуты не в результате неожиданных событий в других местах, а только путем тяжелых, энергичных усилий каждой нации в регионе, и отдельных людей в этих странах.
h. По отношению к Латинской Америке
В Латинской Америке свидетельства сомнений, замешательства и недоверия, вызванные событиями в СССР, и в коммунистических партиях по всему миру, могут быть использованы для противодействия коммунистическим партиям и их сторонникам в этом регионе. Следовательно, официальные средства массовой информации должны выполнять следующие задачи:
(1) Подчеркивать непрерывность характера советского режима, не зависящего от его руководства, особенно его жажду власти, его игнорирование мира, его унижение культуры, его извращение образования, его презрение к религии, и его использование антисемитизма.
(2) Акцентировать внимание на коммунистах и их сторонниках, часто посещающих Москву.
(3) Демонстрировать факты раболепия перед Кремлем, высказываемого частью культурных, профессиональных и профсоюзных организаций, особенно международного типа.
(4) Идентифицировать и демонстрировать раболепие перед Кремлем политических лидеров.
(5) Предлагать оппозиционным партиям, не относящимся к коммунистам, или к крайне левым, встряхнуться, и проявить энергичность в связи с возможным замешательством высшего командования местных коммунистов.
(6) Предлагать не коммунистическим и не крайне левым режимам, некоторые из которых могут занимать осторожную позицию, продемонстрировать силу против коммунистов, приняв меры, которые они могли опасаться принимать до смерти Сталина.
(7) Поощрять сомнения среди коммунистов и левых групп в прочности существующего коммунистического режима (Маленков может быть политическим боссом, но он не «первосвященник», и коммунистические ячейки находятся далеко от России или ее союзников. Их сила зависела в такой же мере от загадочности Сталина, сколько и от всего остального, и теперь эта загадочность ушла).
(8) Поощрять и создавать комфортные условия для христиан, для законопослушных, желающих мира людей.
[цензура — страница № 24 изъята]
1. Операции, включающие политику национальной безопасности
Вероятно, наибольшее психологическое воздействие которое мы можем произвести на режим Советов, это то, которое вытекает из подготовленности Соединенных Штатов.
Явное ускорение нашего военного строительства, повышение напряженности программ подготовки, более крупные полевые учения, неофициальные заявления, высказывающие гордость нашей военной готовностью, и переназначение военных единиц, демонстрирующее готовность к движению — все это должно убедить режим Советов в нашей твердости и опасности «безрассудной» политики с их стороны. Чтобы не вызывать беспокойства такими заявлениями и действиями у наших союзников, они должны быть направлены на ограниченные регионы и не быть откровенно агрессивными.
2. Операции, включающие военные связи с союзниками и дружественными странами
a. Будучи вторичными лишь по решениям и действиям в отношении вооруженных сил Соединенных Штатов, совместные с нашими союзниками решения и действия, направленные на усиление нашей готовности встретить любую опасность, будут иметь глубокое психологическое влияние на советский режим. Новые переговоры с Югославией, Грецией и Турцией, увеличенные поставок в НАТО, и т.п. – все это потребует внимательного рассмотрения в Кремле.
b. Визиты флота и демонстрации авиации в ближайшем будущем на Ближнем и Среднем Востоке также будут иметь психологическое воздействие. Конкретно, морские силы Соединенных Штатов могут пройти через Суэцкий канал, и нанести визит вежливости таким людям, как президент Египта Мохаммед Нагиб. Флот мог бы наносить аналогичные визиты в Средиземном море, в Красном море и в Персидском заливе.
c. Также рассматривалось направление вооруженных сил в символических количествах на Ближний и Средний Восток, что, если оно будет иметь положительное психологическое влияние в самом региона, также представит определенную проблему для советского режима.
3. Операции, включающие действия ООН в Корее
a. Значительное давление можно было бы оказать на Кремль, и на китайско-советские отношения, если Соединенные Штаты полностью не будут иметь явного отношения к:
(1) Побуждению развития движения среди военнопленных в Корее, по вступлению в ассоциацию с Корпусом свободы военнопленных, с целью борьбы против тирании в их стране, и которое приведет к подаче петиции военному командующему ООН на получении разрешения присоединения к силам Чан Кайши или войскам ООН.
(2) Созданию непосредственного предложения от Чан Кайши по набору добровольцев среди военнопленных для присоединения к вооруженным силам на Формозе.
(3) Расширению явной подготовки наступления в Корее в течении ближайших месяцев за счет открытых действий, таких как увеличение тренировок, усиление провокаций, сообщение о передвижениях войск, если это возможно, явное расширение логистики поставок в Корею, усиление морских сил в местных водах, и дальнейшее публичное обсуждение расширяющихся военных действий.
Данная концепция действий не предполагает, что они могут быть реализованы только в смысле усиления войны в Корее. Они также задуманы в качестве методов предположения или осуществления давления на орбиту Советов в Корее, и предназначены для увеличения путаницы, перегрузки и торможения политической машины в Кремле и Китае.
b. Также следует иметь ввиду давление на советское и китайское судоходство. Наложение ареста на лендлизовские корабли, занятые в перевозках в дальневосточные порты, когда они находятся в нейтральных портах, будет увеличивать нагрузку на режим
4. Операции, включающие политические соображения
a. Создание добровольных Корпусов Свободы, ряды которых открыты для всех противников тирании, и согласных принять руководство свободного мира в определении того, когда и какие силы требуются, может создать еще одну проблему.
b. Высшее командование союзными силами Европы могло бы предложить создание международного фонда, образованного из вкладов военнослужащих и направленного на возведение соответствующего мемориала в память о погибших с обеих сторон во Второй мировой войне, который будет установлен в месте подписания договоров о прекращения огня в Париже или в Берлине.
Такой мемориал можно было бы представить как храм мира, и его спонсорами были бы те, кто имеет главные причины желать мира — военные. Следовало бы пригласить Советы участвовать в этом мероприятии путем прямого обращения старших офицеров Соединенных Штатов к их коллегам в Советской Армии, и когда мемориал будет возведен, их следовало бы пригласить на открытие.
Если это предложение будет принято, то Соединенные Штаты получат возможность захватить инициативу в кампании за мир, а при отказе Советы будут выглядеть не очень хорошо в мировом восприятии.
c. Делегация Соединенных Штатов в ООН могла бы убедить директоров и руководителей специальных агентств, особенно ЮНЕСКО, ВОЗ и ФАО, подать апелляции по возвращению активного участия Советского Союза в эти гуманитарные и миротворческие организации. Руководителей этих организаций можно было бы с этой целью попытаться уговорить посетить Москву. Соединенные Штаты также могли бы рассмотреть вопрос о поддержке резолюции такого рода на Генеральной Ассамблеи.
d. Соединенные Штаты могли убедить Неру направить представителей высокого уровня в Пекин — или, может быть, даже поехать туда самому — для изучения возможности урегулирования противостояния в Корее. Кроме того Соединенные Штаты могли бы убедить кого-либо нейтрального политика, такого как Неру, предложить новое прекращение огня в Корее, на земле, на море и в воздухе, и проведение новой конференции, на которой Соединенные Штаты могли бы быстро отреагировать и выразить желание сделать это.
5. Операции, включающие дипломатическую активность с режимом Советов
a. Соединенные Штаты могли бы предложить, возможно, при назначении нового посла, чтобы обе страны сняли свои ограничения на поездки дипломатического персонала.
b. В интересах создания возможностей для компрометации дипломатического персонала, количество приглашений на официальные и неофициальные социальные встречи определенных избранных представителей можно было бы увеличить.
Усилия такого типа можно распространить и на другие области, например, на личную переписку выдающихся личностей свободного мира с новыми советским структурами с целью обновления старых связей или, предположительно, передачи приглашений на визиты и т.п. Например, генерал Брэдли мог бы пригласить генерала Жукова, а мистер Стассен мог бы направить письмо Микояну.
c. Снова можно было бы уделить внимание психологическому потенциалу, активно пытаясь, по возможности, обеспечить переход на свою сторону тщательно отобранного дипломатического или официального персонала. Если это сделать не удастся, можно пытаться скомпрометировать таких лиц, а если и это не удастся, то, воспользоваться существующими нормами в качестве основания для объявления их персонами нон грата.
Такая программа должна восприниматься только в качестве целенаправленной программы дискредитации.
d. Соединенные Штаты могли бы инспирировать совместно с лидерами католиков, протестантов, иудеев и, возможно, мусульман, проведение в Европе всемирной религиозной конференции с целью развития религиозной солидарности. Такая программы могла бы быть прямо направлена против угрозы религии, представляемой коммунизмом.
e. В будущем, Государственный секретарь мог бы предложить проведение в Берлине встречи между Берией и заместителем Государственного секретаря, с целью организации безопасного и упорядоченного прохождения тех, кто хотел бы покинуть Советский Союз и перебраться на Запад, и там стать участником программы по экономической адаптации беженцев.
Уход Берии из центра власти, и даже мысль об этом увеличили бы беспокойство и подозрение, и в то же время в странах свободного мира все еще очевиден гуманитарный интерес к беженцам с их специальным обращением ко многим группам.
6. Экономические операции
a. Соединенные Штаты могли бы предложить экономическую помощь для ряда стан Среднего Востока.
Комментарий от [цензура]
Экономическая война заслуживает высокого приоритета как в открытом, так и в тайном виде. Существует множество вещей, которые могут и должны быть сделаны.
***
Источник: https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP80R0173
.