Европейский подарок народам планеты: крепкие алкогольные напитки

1027 8

Предлагаем вашему вниманию начало статьи В. Мединского „Водка — не русский напиток!”.

***

https://imgprx.livejournal.net/dcfc0eb90bd7467399e9c7a721f91fb17761590a/8A2aiGg4VD2ID3N8BzCzJBP-w82SYjPrhRul5Kio_eeo4x-MGtkHW8WNV51uCn86reE4RrS2L_zdkkxMbBulDzocfpCvJgR0do9v5lcBU3i9rk_EpenBDvOo1reYGfRiСвязь России и водки «очевидна» для многих современных людей, как в самой России, так и за её пределами. И я опасаюсь, что не все поверят: не только вино, но и виноградный, и пшеничный спирты были изобретены вовсе не на Руси.

Спирт из выжимки был известен в Галлии со времён Римской эпохи. Существует также версия, что технологию дистилляции, которая позволила выделить из вина «воду вина», передали европейцам через Испанию арабы.

Арабские слова «спирт», «аламбик» (перегонный аппарат), «алхимия» «обогатили» европейские языки. Если желание выпить было источником происхождения вин, то источником происхождения спирта было желание нравиться.

В самом деле, арабы разводили некий чёрный порошок, кипятили полученную жидкость и конденсировали затем пар, который, концентрируясь, загустевал. Они получали таким образом краску Кхоль, с помощью которой арабские женщины подводили глаза.

Примерно в 800 году н.э. арабские алхимики научились получать спиртовой дистиллят с помощью возгонки и последующего охлаждением паров этилового спирта.

Это открытие дало возможность производить алкоголь практически в неограниченном количестве, используя в качестве сырья разнообразные пищевые продукты, а не только виноград.

Научившись выделять спирт, арабы дали полученному продукту то же название, что и косметическая краска («Аль-кхоль»), поскольку он производился тем же самым способом.

Интересно, что перегонку на спирт риса и овощей изобрели и в Китае, независимо от арабов. Но китайская местная водка была слабой, 12-20 градусов. И японский сакэ — тоже слабенький напиток, порядка 20 градусов. Как-то не разошлись, не разгулялись ни арабы, ни жители Востока.

А вот в Европе — опять в Европе! — придумали делать крепкие напитки на основе винного спирта, разбавленного наполовину водой. Виски — 40-45%, джин — до 70%, коньяк — 45%.

Винному спирту придавали большое значение, и даже название его на латинском языке звучит как «вода жизни» — aqua vitae. Современные названия популярных спиртных напитков — шотландское виски, польское оковита и французское о-де-ви имеют одно происхождение (этимологию) — аква вита.

В XIII веке Арно де Вильнов, алхимик Арагонского короля, писал в своём «Трактате о сохранении молодости» по поводу этой «воды жизни»: «Некоторые называют её водой жизни, и это название ей соответствует, поскольку она даёт долголетие». По мнению де Вильнов, спирт был искомой с давних времён панацеей, эликсиром жизни, старой мечтой алхимиков.

Из-за её загадочного происхождения, водке приписывали магические свойства и использовали в лечебных целях. Плоды и растения, которые добавляли в водку, якобы усиливали её медицинское воздействие, а не только улучшали вкус.

Проводились эксперименты с различными растениями для улучшения вкуса. Упорно трудясь в тиши своих монастырей и лабораторий в поисках «эликсира долголетия», монахи и алхимики в начале XIV века открыли секрет производства первых ликёров.

Неустанно исследуя процесс дистилляции и настаивая на водке различные растения и фрукты, монахи получили большое количество эликсиров и ликёров, секретные формулы которых передавались через века от поколения к поколению. XVIII век ознаменовал новый этап в производстве ликёров. В Европу с Антильских островов был завезён тростниковый сахар, а с островов Океании — специи, которые изменили вкус и аромат ликёров.

В начале XIX века М. Адам изобрёл настолько совершенный дистилляционный аппарат, что он позволил устранить неприятный привкус спирта и получить, благодаря умело дозированным смесям зерна и трав, «спиртовые растворы», являющиеся и поныне основой для изготовления ликёров.

Приключения водки на Руси

Во всём укладе жизни, в культуре русского народа водке не было места. Завезённая же водка не пришлась по вкусу.

В XIV веке генуэзские купцы впервые привозят виноградный спирт (аква виту) в Россию, и удивляются более чем нейтральному отношению к популярнейшему в Европе напитку. Чужеземную диковину признали чрезвычайно крепкой и возможной для употребления лишь как лекарство, причём желательно разбавленной водой.

Настырные иностранцы не оставляют попыток и вновь привозят водку в Московию почти через полвека, ко двору юного Василия II. Но вновь русские оценили напиток лишь как полезное с медицинской точки зрения изобретение! Откровенная «отсталость» московитов, их неготовность слиться в алкогольном экстазе с европейской цивилизацией удивительна, конечно, но по-человечески очень понятна. Некогда, гости дорогие, ну, совершенно «не момент».

Центростремительные силы и роль личности в истории формируют Московскую Русь. Земли, ранее центральные, «столичные» низводятся до положения окраин со всеми последствиями, вытекающими для жителей. Большой передел в рядах местной аристократии. Войны с Тверью, Рязанью, беспокойства в Новгороде. Поражения от Орды и эпохальная победа над Ордою — Куликовская битва. События в Литве, ливонские немцы под Псковом…

Вот когда вся земля участвовала в переменах, засучив рукава. Вряд ли кому-либо удалось остаться сторонним наблюдателем, ничего не потерять и не приобрести на сломе времён. События исторического масштаба были буднями на протяжении целых 50 лет. А вы, господа, лезете со своей «мальвазией» и откровенной борьбой за новые рынки сбыта!

Княжение Василия II во многом стало переломным моментом в истории России. На фоне продолжающихся усобиц между честолюбивыми родственниками происходит очевидное укрепление централизованной власти, продолжается весьма деликатная дипломатия с Ордой — «восток — дело тонкое!», укрепляется Москва.

После всех предыдущих недоразумений налаживаются отношения с Тверью и Рязанью, духовенство становится своеобразным третейским судьёй в вопросах власти и народной нравственности, Псков опять отбивается от немцев и примкнувшим к ним шведам… События в Литве, события в Польше…

У самого Василия Васильевича было о чём болеть голове. Даже весьма далёкие от истории люди слышали про «Шемякин суд». Происходит это название от имени одного из конкурентов на московский престол Шемякина. Шемякинские заговорщики захватили Москву, ослепили законного великого князя Василия…

Но потратили столько средств, что пришлось любой ценой сколачивать состояние. В том числе путём неправого, «шемякиного» суда. И зрячему-то человеку справиться с агрессивными и неразборчивыми в средствах конкурентами в борьбе за «стол» весьма и весьма непросто, а уж слепому!..

Очевидно, что вопросы дегустации экзотических напитков занимали страну в последнюю очередь. Полтора столетия с начала ввоза в Россию спирта и столетие со времени изобретения его перегонки из хлебного сырья, упоминаний о пьянстве на Руси не было, хотя спирт из отечественного (ржаного) сырья впервые на Руси выгнали в середине XV века по причине истощения лесного мёда.

До этого времени национальными напитками были медовуха или, как говорили — «пили мёд», и хмельной квас (пиво). Ну, пили и пили себе по праздникам, не делая из этого ни проблемы, ни события. А в другое время не пили, поскольку «веселие быти» — это и есть хоть редкий, но праздничный день.

В этом же контексте русская пословица «делу время — потехе час» никаких нареканий не вызывает, напротив. Только уважение можно испытывать к людям, которые для «веселия» определяют час, остальное время отводят для дела.

Уже к XV веку Россия оформилась как сильное государство, которое «могло обещать себе славное долголетие». Европа также уже несколько веков была обновлённой. «На развалинах владычества римского основалось в Европе владычество народов германских. Рим, некогда сильный доблестью, ослабел в неге и пал, сокрушённый мышцею варваров северных. В сию новую, общую систему вошла и Россия. Европа устремила глаза на Россию в надежде обратить её силы к обузданию ужасной Турецкой империи, Польши, Швеции».

Устремлённый на Россию взгляд и интерес не был однозначно дружелюбным. Можно использовать Россию, но позволить укорениться её величию нельзя. Во время княжения Ивана III Московия, как её называют соседи, производит сильное впечатление. Вполне оформилось представление о централизованной власти, праве её наследственной передачи.

Надо сказать, что для подавляющего большинства такое упорядочение «в верхах» было несомненным благом. Постепенно отошли в прошлое истории княжеских междоусобиц в борьбе за главный «стол».

Смирившиеся получили достойный, но подчинённый статус, не смирившиеся разбежались, благо было куда. Польша и Литва нередко становились прибежищем московских горячих голов. Уже прозвучало впервые, пока тихо, правда, слово «царь». Идея божественного происхождения верховной власти была не чужда и предкам Ивана III, но никто из них не выражал этой идеи так твёрдо, как он, когда представлялся к тому случай.

В 1486 году некий немецкий рыцарь Поппель, странствуя по малоизвестным в Европе отдалённым краям, попал в Москву. Вид столицы неведомого Московского государства поразил его как политическое и географическое открытие.

На католическом Западе знали преимущественно Русь Польско-Литовскую, и многие даже не подозревали существования Руси Московской. Воротясь домой, Поппель рассказывал германскому императору Фридриху III, что за Польско-Литовской Русью есть ещё другая Русь, Московская, не зависимая ни от Польши, ни от татар, государь которой будет, пожалуй, посильнее и побогаче самого короля польского.

Удивлённый таким неожиданным известием, император послал Поппеля в Москву просить у Ивана руки одной из его дочерей для своего племянника и в вознаграждение за это предложить московскому князю королевский титул.

Иван поблагодарил за любезное предложение, но в ответ на него велел сказать послу: «А что ты нам говорил о королевстве, то мы Божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы. Молим Бога, чтобы нам и детям нашим дал до века так быть, как мы теперь государи на своей земле, а поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим».

Подобно деду, царь Иван в беседе с польско-литовскими послами, жалуясь на то, что король Сигизмунд-Август не признаёт его титулов и прав, ими выражаемых, говорил, что эти права даны ему Богом и ни в чьём признании не нуждаются. Общественная жизнь руководствуется нравственными наставлениями церкви и государственными законами, которые вполне эффективно работают.

Посол германского императора Герберштейн, собиравший свои наблюдения и сведения о России много лет, с большой похвалой отзывается о благовоспитанных и человечных правах псковичей, новгородцев и торговых людей московских.

Вероятно, поводов для «веселия» стало немного больше, но сразу вслед за первой выгонкой спирта великим князем Иваном III была введена первая в истории России монополия на все спиртные напитки. В том числе на мёд и пиво, ранее никогда не подвергавшиеся налогообложению. Производство алкоголя с XV века становится государственной прерогативой. На потребление введены довольно жёсткие запреты.

Герберштейн, наблюдавший Москву при сыне Ивана Василии, замечает, что этот великий князь завершил то, что начал его отец. Властью своею над подданными Василий превосходит едва ли не всех монархов на свете. В Москве про великого князя говорили: «Воля государева — Божия воля, государь — исполнитель воли Божией». Когда москвичей спрашивали о каком-нибудь неизвестном им или сомнительном деле, они отвечали: «Мы того не знаем, знает то Бог да великий государь».

По словам Герберштейна, москвичи величали своего государя «ключником и постельничим Божиим». Ко времени Василиева, преемника Ивана III, в Москве был готов тот кодекс политических, нравственных и экономических понятий, которым так долго жила потом Московская Русь.

Иван Грозный — это сложнейший характер, его эпоха — сложнейшее время для России, поэтому нельзя однобоко воспринимать ни личность Ивана, ни его время.

После переезда в Александровскую слободу, царь в Москву стал приезжать «не на великое время». Так возникла среди глухих лесов новая резиденция — опричная столица с дворцом, окружённым рвом и валом, со сторожевыми заставами по дорогам.

В этой «берлоге» царь устроил дикую пародию монастыря, подобрал три сотни самых отъявленных опричников, которые составили братию, сам принял звание игумена, а князя Вяземского облёк в сан келаря, покрыл этих штатных разбойников монашескими скуфейками, чёрными рясами, сочинил для них общежительный устав, сам с царевичами по утрам лазил на колокольню звонить к заутрене, в церкви читал и пел на клиросе и клал такие земные поклоны, что со лба его не сходили кровоподтёки.

После обедни за трапезой, когда весёлая братия объедалась и опивалась, царь за аналоем читал поучения отцов церкви о посте и воздержании, потом одиноко обедал сам, после обеда любил говорить о законе, дремал или шёл в застенок присутствовать при пытке заподозренных. Не согрешишь, знаете ли, не покаешься!

Впрочем, общество в целом экзотический царственный досуг с казнями и пирами не разделяло. «…Завоевание царств Казанского и Астраханского открыло русскому земледельческому труду обширные пространства дикого поля, невозделанного степного чернозёма по верхней Оке, верхнему Дону и по обе стороны средней Волги.

На отодвигавшихся всё далее окраинах строились новые укреплённые черты, куда переводились служилые люди из внутренних городов и где они получали поместья.

Для заселения своих пустынных степных дач они искали крестьян-съёмщиков и рабочих. Навстречу этим поискам из старых центральных областей шло усиленное переселенческое движение крестьян, искавших чернозёмной нови».[147]

В XVI веке нередко крестьянин обязывался давать за землю вместо оброка долю урожая, пятый, четвертый или третий сноп. Из остатка он должен был выделить семена для посева, обновить свой живой и мёртвый инвентарь, платить казённые подати и кормить себя с семьёй.

Трудно уяснить себе, как он изворачивался со своими нуждами, особенно при господстве незначительных наделов.

Тяжесть повинностей и недостаток средств отнимали у крестьянина охоту и возможность расширять свой скудный окладной участок; но он искал подспорья в ускользавших от тяглового обложения угодьях и промыслах, какие доставляло обилие вод, леса и перелога.

Попробуйте из любопытства, выпейте без меры посреди всех этих забот да ещё получите удовольствие.

Рождение образа вечно пьяного врага

https://imgprx.livejournal.net/71254a5a337d1422b68bd2b5f864765bce626a26/8A2aiGg4VD2ID3N8BzCzJBP-w82SYjPrhRul5Kio_eeo4x-MGtkHW8WNV51uCn86reE4RrS2L_zdkkxMbBulD1yjaNaM7n6LPHR4QIKGPpeV9p0wPChnYPeS9fhgwWoHРоссия становится объектом пристального и, как правило, недоброжелательного внимания со стороны разнообразных путешественников. Страна, во многом решившая свои внутренние проблемы «приросшими землями», воспринимается Европой как потенциальный и опасный конкурент.

Как правило, с конкурентами и противниками начинают сначала идеологическую борьбу. Пока дело не дошло до драки, необходимо опорочить потенциального врага, лишив его уважения, человеческого достоинства, поставить на нём постыдное и унизительное клеймо.

Ассоциаций никаких не вызывает?

Вот и записки европейских путешественников того времени отличаются крайне высокомерным отношением к соседям. Как правило, не европейцы представлены как дикие и грязные народы. В этом заключался идеологический, говоря современным языком, замысел.

Подчинение дикого и деморализованного противника куда как легче, чем сильного духом. Редкий путешественник обходил стороной описание винопития в России, но ни в одном описании читатель не найдёт совершенно однозначного и категоричного утверждения о пьянстве в России.

В одном описании, но на разных страницах говорится и о традиции выпивать, и о том, что в России существуют ограничения, связанные с пьянством. Например, Дж. Теральди, С. Герберштейн и М. Литвин, описывая это состояние, упоминали также об ограничении производства и потребления вина в России первой половины XVI века. «Русским за исключением нескольких дней в году запрещено пить мёд и пиво», — говорил Сигизмунд Герберштейн (1517-1527 гг.). «В Московии же нигде нет кабаков», — утверждал Михалон Литвин (1550 г.).

Вы подумайте только — нет кабаков! Вот вам и европейские чемпионы по пьянству.

Однако с XVI века в России стало распространяться привозимое из Европы хлебное вино (как тогда называли водку).

При царе Иване III (1440-1505 гг.) право изготовлять алкогольные напитки принадлежало казне, которая организовала новые питейные учреждения — корчмы. Содержание корчмы также являлось предметом вознаграждения царских вельмож, которые назначались в города в качестве воевод «в кормление с корчмами».

С этого и зародилось на Руси пьянство. Получается, спаивать народ начало собственное правительство!


В. Мединский


***


Источник.
.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
8 Комментариев » Оставить комментарий
  • 15014 1188

    Не при царе Иване а при царе Петре.
    Врёт Мединский.
    И Русь это одно а Московия другое.
    На Руси в Тернополе всё было не так как в Ордынской Москве.
    И про “водочные бунты” ни слова.
    Овно статейка.
    Пустая не информативная
    И корчма там на Руси в Тернополе при царе Иване а КАБАКИ уже в Московии и при Петре.

  • 14748 9318

    Питиё алкоголя, барматухи и прочего зелья подарили планете не европейцы, а еврейцы. Достаточно вспомнить алкаша Ноя.

  • 38849 34181

    Водка – лечебные настои на травах. Настаивались на родниковой воде, откуда и название. Сейчас под водкой понимается совсем другой напиток, который ведёт к деградации и вымиранию народов… Многим нашим словам – таким, как скамарох, урод, баба-яга и др., попы придали негативный смысл… Не минула сия чаша и нашу водку…

    • 15014 1188

      А Ваши это кто?
      Вместе с католическими монахами технология дистилляции постепенно появляется на польской территории и примерно на рубеже XV века стало появляться на территории Руси.
      Интересен исторический путь и самого названия. Впервые этим словом были названы крепкие алкогольные напитки в Польше
      ь вплоть до Февральской революции Смирновская водка, поставляемая двору Николая II, называлась «Столовое вино №21»
      Окончательно название закрепилось законодательно за традиционным русским напитком в 1936 году Источник: © http://luxgradus.ru/kto-izobrel-vodku.html

  • 10969 8659

    Мединский может писать Что Угодно.Бумага Все стерпит. В.В.Похлебкин в своей монографии Водка Доказал и даже международный арбитражный суд признал изобретение ВОДКИ на Руси, в частности в Московском княжестве.Когда шустрые полячишки решили бренд Водка себе присвоить, и вся Академия Наук СССР не нашла доказательств происхождения Водки на Руси, тогда было дано задание Похлебкину и он нашёл все, что надо.
    Кстати и название водка-это номенатив, как мамака, папка..эти слова сейчас не используются, а Термин остался.

  • 13186 12184

    Вот вам господа и очередное фуфло,способное громить мифы о водке.Оказывается арабы создатели. А какие-то басурмане в Россию завезли. Во как.И В России не было водки,изначально.Ее завезли какие-то гоблины с другого света. Вот так.
    Интересно,аффтор вот за такую фуфло-статью много получил? Сытое корыто себе сделал? Видимо да,потому что подобная галиматья против России хорошо финансируется.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)