Карпатская Русь и Пряшевская Русь
В контексте темы Закарпатская Русь рассматривается и Прешевская (Пряшевская) Русь.
https://imgprx.livejournal.net/fb42912536c30707b6d894470adf241d65a4d852/cXy2I5thzj_8FtGA9cJlPZuHfurIIaDMhthDQcGWaQxLuFL5a_mMyHOjx24SiqCNWpx9fTpclRI3565_BHOboejzDJ8bWizEFFGptI-0-OU
Историческая Карпатская Русь занимает территорию комитатов Шарош, Берег, Угоча, Унг, частности, включает Прешовскую Русь на территории нынешней Словакии, и область Марамуреш..
Итак, откуда произошла эта Русь?
В силу библейского повествования [Откуда сила, брат? – Прим. ss69100.] славяне происходят от колена Иафета сына Ноя, спасшегося от всемирного потопа.
Славянские разнородные племена размножились и заселили довольно широкое пространство Европейского континента от земель современной Германии до Уральских гор, от Северного моря и Прибалтики до Черного моря, от Балканского полуострова до устья реки Волги, конечно же не цельным монолитом, где-то локально небольшим поселением, а где и широким географическим этническим ареалом.
Как свидетельствует исследователь-ученый И.С. Орлай, наши давние предки Русы (русь, россы, руги, роги) были одним из самых известных племен Европы со времен античности.
А в летописи Нестора о расселении народов после потопа, Русь стоит в одном ряду со Свевами, Готами, Англами, Галичанами, Венедами и другими яфетическим племенами. Cловене упоминаются в одном контексте с Иллюриком (иллирийцами) и Лухитией (ляхами). Римляне подчинили Иллирию и, включив в состав империи, разбили на отдельные области: Рецию, Норик, Мезию и Дакию.
Жителей Норика античные авторы связывали историю с восточными племенами тавров. Плиний Секунд (23-79 н.е.), например, утверждает, что «Норийцами прослыли те, которые прежде назывались таврийцими (taurici)».
Летописец Нестор упоминает жителей Норика наряду с древними славянами. В самом начале «Повести временных лет», где речь идет о расселении «колена Иафетова», он пишет: «Нарци еже суть Словяне».
Славяне пришли на Дунай до кельтов (волохов), болгар, угров, авар, тюрков и др. Именно здесь, в речных долинах Восточных Альп, была одна из прародин наших пращуров, которые прежде назывались другими именами. В этом контексте можно говорить о Праруси и о прарусских заселявшие эти территории.
В начале 1 тысячелетия от Р. Х. на территории южной Руси (современной Украины) расселились племена антов. Историк готского происхождения Иордан (VI в.) относил их к «многолюдному племени венетов».
Мавро Орбини, автор знаменитого сочинения о происхождении славян (XVII в.), сам хорват из Далмации, считал, что “вандалы и славяне были одним народом”.
Ругов вспоминает Тацит (I в.) В сочинении «Германия», и отмечает, что они живут на побережье Балтики на восток от Ютландского полуострова, рядом с готами и лемовиямы.
Клавдий Птолемей (II в.) Вспоминал о ругов, живших на Балтике, где-то между Вислой и Одером. Готский историк Иордан (V в.) Отмечал, что руги жили по обе стороны океана, то есть Балтийского моря.
Уже в 307г. н.э. племя Руги как славянское племя были юридически обозначены в составе Римской Империи.
Упоминаются они и в «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского, датируемый начале ХII века.
В начале раздела 54 читаем: «Между тем, как упоминается в римской истории, Юлию Цезарю после покорения Галлии довелось побывать на побережье рутенов. Рассмотрев оттуда Британию … ». Король Артур позвал «с галльских земель – рутенов, портивенив, еструзенив, ценоманив, андекавив, пиктавив …» (раздел 162).
Именно это пространство северной части древней Илларии заселяли первославянские племена, в состав которых и входили руги, русы. Говоря о руссах Закарпатья они как раз селились полосой в северной части этой области, что соответствует от Хорватии до Буковины (область Украины).
В этом контексте можно говорить о первом заселении эти земель славянами-руссами и о появлении Закарпатской Руси и Дунайской Руси еще до появления Киевской Руси, куда эти земли природно вместе с славяно-русским населением впоследствии вошли в ее состав. Но это пространство Закарпатской Руси заселяли несколько раз не только славяно-русские племена, но и другие.
Об этом поподробнее.
О втором переселении в закарпатскую Русь руссов связано с миграцией плени Угров (Венгров) IX «двинулись под предводительством Алма (Алмоша) в 884г. н.э. » об этом нам говорит Иван Орлай, которые пришли из Уральских гор.
К ним по пути присоединились узомадьяры и хозары, там, где р.Тобол впадает в р.Иртыш и перешли через речку Дон, дошли к речкам Днепр, Днестр, Прут, Буг. При этом пути они вели кровавые войны с кочевыми племенами.
После Алма эти объединенные племена возглавил его сын Арпад, своим станом они остановились в г.Киев в 888г., на горе, которая и по ныне называется Угорскою. Киевляне, видя безуспешность с ними войны, заключили с ними союз.
К ним там присоединились племя Куманы (угорского происхождения) и Дулебы (русские славяне), а также россы – ряд воевод и местного населения округи Киева. Славяне предложили им заселится в лучших землях, в житницы Рима – Панонии. И вместе двинулись на Волынь, а потом вступили в пределы Галичи, а оттуда вступили в горы Говош именуемые, т.е. Карпатские горы.
Где и остановились. Арпад видя совместный успех из-за союза с русскими, взял в жены дочь знатного русского воеводы. Сын Арпада Золтан перевел все население русское жить в долине – Мошонское поле, где был выстроен замок так и именуем – Оросс-вар, т.е Русский Замок на языке угров.
(Поселение русинов)
Третье поселение русских в Закарпатскую Русь связано в XII. Около 1113г. в Венгрии правил Коломан и при нем началось переселяться множество россиян. Король построил для них город под названием Оросс-Фалвы (Русское село).
Постановив закон: «все русские россияне пользуясь, всеми правами свободы, охраняли сами ворота оного и собственные свои жилища от всякого нападения».
Четвертое переселение русских было в царствовании короля Владислава. В 1285 г. он пошел войной против татаров и куманов, чтобы отомстить за их набеги на угорскую землю. С успешного похода возвращался через Киев.
И с согласия местного князя, что бы наполнить свои земли после опустошения взял множество люду с собой. Сего российского народа часть поселилась в Мармаруском, Бережском, Ужанском, Землинском, Абановогородском, Сарошском и Спешском графствах, что у подошвы Карпадских гор. Король Владислав пожаловал земли Сарошского графства магистру Фоме Толпошу в 1286г. в управлении которого входили как равноправные граждане русские.
К этому времени относится начало Герцогства Русского Мукачевского. Владислав даже подарил замок Берегсаг русскому князю. К сожалению, имя этого князя не сохранилось в истории. Интересно, что во многих угорских летописях того времени Карпатские горы, так же называются – Русские горы.
Пятое заселение русскими Закарпатскую Русь произошло в XIV веке и связано с именем князя Федором Кориятовичем до 1388 г. князь подольский из династии литовских князей Гедиминовичей.
(Князь Федор Кориятович)
Он был наследником после короля Казимира (у него не было наследника мужского рода) и мог стать королем польским, но не хотел менять веру православную на католическую, а ведь это было одно из условий занять польский престол.
Феодор имел вражду со своим дядей Литовским князем Ольгердом Гедеминовичем, видя неравенство, решил переселиться. В 1339г. собрав свои сокровища, имущество со множеством народа русского перешел через Карпатские горы в Венгрию.
Где в Мукачево построил замок и окружил его рвом. Венгерский король Карл I приписал ему множество сел, известно, что к Мукачевскому замку было приписано уже 400 сел. Князь был весьма благочестивым и приверженцем веры греческой (православной) учреждал в округе храмы и монастыри для российских монахов.
(Фото Мукачевского замка)
По смерти этого князя от венгров стали быть русские притесняемы. Так что даже отобрано было у них замки в казну, земли от монастырей отобраны как и сами монастыри, а вера русская в поношении была.
Только после смерти вдовы Федора Кориатовича Ольги в 1418 году Закарпатье вновь вошло в состав Венгрии, которая, в свою очередь, позднее вошла в состав империи Габсбургов (с1867 года — Австро-Венгрии). После Первой мировой войны по Сен-Жерменскому (1919) и Трианонскому (1920) мирным договорам была включена в состав Чехословакии.
Условно можно говорить и о шестой миграции русских в Карпатскую Русь, это период послереволюционный (1918г.) в России, когда некоторая часть русской интеллигенции и белогвардейцев переселились в Закарпатье. Говорить о современных исторических реалий Прикарпатской Руси это уже другая глобальная тема.
Часть русинов компактно проживает сейчас и в современной Словакии от них и происходит название Пряшевская Русь, (от названия города Прешов (Пряшев)), который с начала XIXв. являлся центром греко-католической епархии и культурным центром русинов Лемковщины, но в настоящее время не является цельной частью русинской этнолингвистической территории.
В настоящее время административно эта территория входит в Прешовский край Словакии. Хотя следует заметить, что там не как в Украине, права как отдельного этноса русинов соблюдены.
Пряшевская Русь в прошлом была в составе Подкарпадской Руси и простирается на запад до деревни Остурня у предгорья Татр на севере Словакии. К этому региону относится около трёхсот деревень. Он относится к Прешовской епархии Православной церкви Чешских земель и Словакии. Большинство пряшевских русинов – греко-католики, наибольшее число православных – 29 % населения, наблюдается в районе Медзилаборце.
Термин «Пряшевская Русь» начал использоваться русинскими активистами в начале 1920-х годов, когда русины, проживающие на юге Карпат, на территории новообразованного государства Чехословакия, оказались разделены административными границами.
Он означал земли русинов, проживающих под административным управлением Словакии, в отличие от автономной Подкарпатской Руси. Словацкие же политические и культурные активисты возражали против использования этого термина.
Русины в Словакии не считали себя украинцами, и их дети частично обучались в школах на карпаторусском языке, начальных школ с "народным русинским языком" насчитывалось всего 95 в 1924 году и 111 в 1933 году, подавляющее большинство учеников училось в словацких школах. Но в 1950-е годы власти ЧССР провели украинизацию этих школ.
В результате из 275 русских (карпаторусских) школ в 1948 г., к 1955 г. в Восточной Словакии осталось 245 украинских, а к 1966 только 68. Не считая себя украинцами, родители учеников, как правило, выступали за переход обучения на словацком языке. «Украинцев» Словакии объединял Культурный союз украинских трудящихся, в 1990-е годы эта организация, финансируемая Украиной, трансформировалась в Союз русинов-украинцев Словацкой Республики (СРУСР).
Начиная с 1997/1998 учебного года русинский язык стал изучаться в шести школах Пряшевщины, в апреле 1999 года при Институте национальных меньшинств Пряшевского Университета было открыто Отделение русинского языка и культуры. В Пряшеве на русинском языке издаётся еженедельная газета «Народны новинкы» и журнал «Русин».
(Русины)
Но несмотря того, что Закарпатская Русь и Пряшевская Русь была как остров среди иноплеменников и стесняема на государственном уровне как в внутри, так и от соседних государств по окатоличеванию или принятии унии, они сохранили массово свои православные корни и русинскую как русскую самоидентификацию.
Тесно связывают свое крещение с крещением Киевской Руси, хотя эти земли епархии входили в Сербский патриархат.
Вот как о них еще в 19 веке говорит Иван Семенович Орлай (1770-1829): «Сии карпаторусские жители, несмотря на древность своего переселения, удержали доселе имя русских, или русинов, древнейшее название русского народа, как сие явствует из летописи Нестора и из договора Олега с греками, равно как и из Русской Правды Ярослава, где вместо новомодного названия – россиян, употребляется имя – русин; а угры, как уже выше сказано, называют их – оросами, так как и всю Россию называют они и по днесь – Орос Биродалом, то есть Русская Держава.
Сии карпаторусские жители, находящиеся в продолжении многих веков под угорским правлением, сохранили и доныне приверженность к православной греко-кафолической вере и язык – русский; что весьма удивительно с таким наречием, которое гораздо чище нынешнего киевского».
***
Источник.
.
Муть