Кавказ ушел в отказ?
Череда провокаций на Кавказе, Ближнем Востоке и в странах Африки — это продолжение «оранжевых» событий Украины, Грузии, Киргизии и Узбекистана. Собственно, в момент ослабления России в 90-х США смогли создать серьезные проблемы Кавказу и Закавказью умело ведя пропаганду и выделяя огромные деньги, что привело многочисленным межнациональным и религиозным конфликтам. Разделяй и властвуй – таков лозунг прозападных оппозиционеров, умело замаскированных под борцов за свободу. Но как все это можно обстряпать в современных реалиях при сильном федеральном центре? На этот вопрос довольно доходчиво писали еще в октябре 2012 г., когда Институт стратегических исследований армии США выпустил любопытное издание, посвященное Северному Кавказу. Это научное исследование, вышедшее под редакцией Стефана Бланка. Оно носит название Russia's Homegrown Insurgency: Jihad in the North Caucasus, и включает в себя работы трех авторов из разных стран.
Гордон Хан (Gordon M. Hahn), представляющий Центр стратегических и международных исследований в Вашингтоне, специалист по вопросам терроризма и консультант по России, в своей статье отмечает несколько аспектов, связанных с черкесской тематикой. Во-первых, это региональный фактор, в котором немаловажную роль сыграла Грузия. Он пишет, что после августа 2008 г. Грузия начала спекулировать на ситуации в регионе, в особенности по вопросу так называемого черкесского геноцида и подготовке Олимпиады в Сочи. Из конкретных действий: было открыто телевидение и радио компании, которые целенаправленно занимались пропагандой в регионе; отменены визы для жителей Северного Кавказа; принята парламентская резолюция, призывающая к бойкоту Олимпиады в Сочи и России в целом, а также международному признанию вины России за частичное изгнание черкесов в 1860-х годах и определение этого действия в качестве геноцида.
В частности, бывший госслужащий и аналитик Республиканского Комитета по внешней политике Сената США Джеймс Джордж Джатрас утверждает, что в декабре 2009 года, в Тбилиси состоялась тайная встреча с «представителями многочисленных групп джихада из различных исламских и европейских стран с целью координации своей деятельность на южном фланге России». Особое внимание было уделено идеологической войне, сегментом которой и стал запуск телеканала на русском языке «Первый Кавказский».
В отношении действий Грузии Хан утверждает, что подобная политика Тбилиси может привести к радикализации некоторых черкесов и тем самым улучшить перспективы для вербовки так называемых «Объединенного Вилаята Кабарды Балкарии и Карачая» и «Вилаята Ногайская Степь» «Кавказского Эмирата» (т.е. условных административных единиц, оформленных экстремистами в соответствии со своими идеями).
Чтобы подавить экстремизм авторы предлагают усилить на Кавказе либеральные и демократические движения, но легко можно догадаться, что их главная цель – вызвать протестные настроения и разделить народы, но пока их усилия безуспешны и Кавказ медленно, но верно становится спокойным местом.