«Создавая основу будущей России»: какой вклад в отечественную историю внёс Василий III
Василий III — сын великого князя Московского Ивана III и отец первого русского царя Ивана Грозного — родился 25 марта 1479 года в Москве. При рождении его шансы на великокняжеский престол казались невелики, так как новым главой государства должен был стать старший сын Ивана III — Иван Иванович Молодой. Но судьба распорядилась иначе.
Борьба за престол
«Детям Ивана III было заведомо сложно сравниться со своим отцом. Тот был мощной политической фигурой, добившейся независимости Руси от Орды», — рассказал в интервью RT профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Перевезенцев.
Первой женой Ивана III была тверская княжна Мария Борисовна. В 1458 году у них родился первенец — Иван Иванович, получивший затем прозвище Молодой. Девять лет спустя Мария умерла. По слухам, она была отравлена. Князю в это время было 37 лет, и он решил жениться снова. Иван III остановил свой выбор на воспитывавшейся в Риме племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Ватикан планировал при помощи греческой принцессы, считавшейся сторонницей Флорентийской унии, нарастить влияние католицизма на Руси. Но Софья, покинув Рим, вернулась к православной вере предков. В браке с Иваном III у неё родились 12 детей. Старшим среди сыновей оказался Василий.
По одним данным в 1470 году, по другим — в 1477 году Иван III объявил сына от первого брака соправителем и стал оставлять его руководить Москвой во время своих военных походов. В 1483 году Иван Молодой вступил в брак с дочерью молдавского господаря Стефана III Еленой, которую на Руси прозвали Волошанкой. У них родился сын Дмитрий. Через два года после свадьбы Иван Молодой был провозглашён князем Тверским. Однако в 1490 году Иван заболел «ломотой в ногах» и быстро умер. Согласно некоторым предположениям, его могла отравить Софья, расчищавшая дорогу к престолу своим детям, однако это ничем не подтверждено.
«Вокруг трона развернулась жестокая борьба, — рассказал Сергей Перевезенцев. — На политическую ситуацию того времени ощутимое влияние оказало распространение на Руси ереси жидовствующих. Считается, что Елена Волошанка была одной из сторонниц данной секты».
В то время московская знать разделилась на две партии: представители одной видели будущим великим князем Дмитрия и группировались вокруг Елены Волошанки, сторонники другой ставили на сына Софьи — Василия.
По словам эксперта, распространение ереси было связано с тем, что 1492 год по старому христианскому исчислению считался 7000-м от сотворения мира. Ходили слухи о приближении конца света, однако никаких признаков апокалипсиса заметно не было.
На духовных метаниях народа сыграли сторонники иудейского летоисчисления, согласно которому в это время только начиналось шестое тысячелетие существования мира. В дальнейшем они сформировали секту, подвергающую жёсткой критике основы христианского вероучения и православную церковь. Сторонников ереси оказалось много среди богатых и влиятельных жителей Новгорода и Москвы. Их тайно поддерживали часть чиновников и духовенства. Лидером секты в Москве стал думный дьяк (чиновник, ведавший делопроизводством Боярской думы) Фёдор Курицын, который, как считается, и привлёк на свою сторону Елену Волошанку.
В 1497 году представителей окружения Василия и Софьи уличили в подготовке заговора с целью убийства Дмитрия и захвата государственной казны. Софья оказалась в опале у собственного мужа, а Василий — под домашним арестом. А в начале 1498 года Иван III сделал своего внука Дмитрия официальным соправителем. Это время стало периодом наивысшего могущества сторонников ереси жидовствующих.
Две жены
В 1503 году скончалась Софья. После её смерти Иван III сильно заболел. Жену он пережил всего на два года. Так Василий стал единоличным правителем Русского государства.
«Василий III, судя по всему, эффективно сыграл на противоречиях между сторонниками ереси и её противниками. Прекращение духовного противоборства на Руси стало его победой. История не терпит сослагательного наклонения, но если бы ересь сохранилась, то могли бы возникнуть проблемы даже с самим существованием независимого Русского государства. Примерно в то же самое время раскол католической церкви погрузил Европу на столетие в кровопролитные войны, унёсшие сотни тысяч жизней. В аналогичной ситуации единое суверенное Русское государство могло бы не сохраниться», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.
Невесту Василию начал искать ещё его отец — сначала среди европейских принцесс, а затем среди знатных соотечественниц. Ко двору пригласили сотни девиц, из которых в жёны князю выбрали Соломонию из боярского рода Сабуровых.
В 1505 году Василий и Соломония заключили брак, в котором прожили двадцать лет. Однако за эти годы жена так и не родила великому князю наследника, и это ставило под угрозу преемственность власти в стране. В 1525 году Василий III, посовещавшись с боярской думой, принял решение о разводе. Соломонию отправили в монастырь. В Москве ходили слухи о том, что уже после пострига в московском Богородице-Рождественском монастыре она якобы родила сына по имени Георгий. Согласно легенде, мальчик стал знаменитым разбойником Кудеяром, однако никаких прямых подтверждений эта версия не нашла.
Уже в 1526 году Василий III женился снова, теперь — на дочери литовского князя Василия Глинского Елене.
«На второй брак великого князя многие смотрели косо. И из-за развода, и из-за того, что Василий в угоду молодой жене сбрил бороду, что на Руси считалось неестественным поступком», — рассказал Сергей Перевезенцев.
У Василия и Елены родились двое сыновей: Иван (будущий царь Иван Грозный) и Юрий (князь Углицкий).
Собиратель земель русских
Василий III был сторонником абсолютной власти великого князя и продолжил политику собирания русских земель, начатую его отцом Иваном III. В 1510 году по решению вече Псковская республика вошла в состав Русского государства. В 1517 году Василий III по обвинению в сепаратных переговорах с крымским ханом взял под стражу рязанского князя Ивана Ивановича и присоединил его удел к своим землям. В дальнейшем были включены в состав Русского государства Стародубское и Новгород-Северское княжества.
В 1507—1508 и 1512—1522 годах Василий III провёл две успешные войны против Великого княжества Литовского и Польского королевства, приведших к воссоединению с Россией пограничных земель, ранее захваченных литовцами. «Великой победой стало возвращение России Смоленска», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.
В начале XVI века испортились отношения Москвы с Крымским ханством. В 1521 году представители Крыма организовали свержение в Казани дружественного русским Шах-Али хана. Вскоре после этого крымский хан Мехмед Гирей во главе войска численностью от 30 до 100 тыс. человек совершил набег на Русь. Татары победили русские войска в битве на Оке, но были разбиты под Рязанью благодаря грамотным действиям местных артиллеристов. В дальнейшем на южных рубежах Русского государства началось массовое возведение укреплений. В 1523—1524 годах войска Василия III совершили два успешных похода в Казанское ханство, а в 1527-м разгромили крымские войска на реке Осётр.
Эпоху Василия III историки называют временем активного строительства. Именно при нём были возведены здания, считающиеся сегодня архитектурными шедеврами, — например, Архангельский собор в Москве и церковь Вознесения в Коломенском. Массово основывались новые крепости и поселения, а вокруг ранее существовавших городов возводились фортификационные сооружения.
3 декабря 1533 года Василий III скончался от заражения крови из-за образовавшегося у него нарыва. Перед смертью он попросил бояр и митрополита Даниила признать наследником его старшего сына — Ивана Васильевича.
«При Василии III Русское государство переживало экономический расцвет, хотя во многом это было отсроченным эффектом реформ, проведённых ещё его отцом — Иваном III», — рассказал в беседе с RT кандидат исторических наук, доцент МГПУ, писатель Игорь Андреев.
Кроме того, по словам эксперта, во время правления Василия III завершилось объединение ядра великорусских земель вокруг Москвы.
«Отец и сын Василия — Иван III и Иван IV — были настолько яркими личностями, что затмили его самого, однако Василий всё равно оставил серьёзный след в истории. Его эпоха — это время выработки идеологем, ставших базовыми не только для Русского государства, но и для Российской империи. Они создавали основу будущей России», — подытожил Сергей Перевезенцев.
Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.