Поиск и разведка нефтегазовых месторождений на Крайнем Севере
ПАО «ГЕОТЕК Сейсморазведка» — одна из крупнейших геологоразведочных компаний в мире. Она ведет историю от предприятий Министерства геологии и Министерства нефтяной промышленности СССР, занимавшихся поиском и разведкой полезных ископаемых. Сейсмопартии работают в основных нефтегазоносных провинциях России, в том числе в Ямало-Ненецком автономном округе, пишет https://gelio.livejournal.com/profilegelio.
Ямальская земля — зона вечной мерзлоты. Летом это на 80% заболоченная и заозёренная тундра со сложным рельефом, поэтому работы по поиску и разведке месторождений ограничены коротким сезоном с декабря по апрель, когда всё покрыто снегом, часто бушует пурга, а температура может опускаться до –50 °C.
1. Ямало-Ненецкий автономный округ занимает первое место в России по запасам природного горючего газа и второе — по запасам нефти. Поиск новых месторождений ведётся с помощью сейсморазведки — геофизического метода, который позволяет заглянуть в глубь земной коры и получить данные о глубине залегания и форме геологических структур потенциально перспективных месторождений углеводородов.
Сейсморазведочная партия №20 филиала ПАО «ГЕОТЕК Сейсморазведка» – «Ямалгеофизика-Восток» выполняет работы инновационным низкочастотным широкополосным методом на Среднемессояхской площади по заказу ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». За полевой сезон 2018-2019 годов специалистам предстоит исследовать 600 квадратных километров — это более 40 тысяч физических наблюдений.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12550191/12550191_1000.jpg
2. КПП у въезда на зимник Пякяхинского месторождения. Это единственная дорога, которая связывает сейсмопартию с цивилизацией — посёлком Газ-Сале, расположенным в 6–7 часах езды от Нового Уренгоя. По зимнику везут оборудование, продовольствие и другие материалы, необходимые для жизнедеятельности в полевых условиях.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12550560/12550560_1000.jpg
3. Зимник проливают водой, чтобы укрепить дорожное полотно. Снежная дорога прокладывается прямо по снегу с помощью грейдеров и может эксплуатироваться только при минусовой температуре. Протяжённость зимника от Газ-Сале до сейсморазведочной партии составляет 114 километров. Чтобы преодолеть это расстояние нужно около 8 часов.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12550806/12550806_1000.jpg
4. Снегоболотоход «ТРЭКОЛ». Регистрировать данные приходится в труднопроходимой местности, поэтому работники передвигаются на вездеходах.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12551087/12551087_1000.jpg
5. Река Индикьяха. На снегоболотоходе сотрудники выполняют разведку местности, чтобы оценить, можно ли вести работы.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12551178/12551178_1000.jpg
6.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12551453/12551453_1000.jpg
7. Полевой лагерь сейсмопартии.
Он состоит из жилых вагончиков, бытовых помещений и производственных территорий, на которых обслуживается техника и хранится оборудование.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12551736/12551736_1000.jpg
8. В качестве жилых помещений «ГЕОТЕК» использует вагон-дома. В них люди чувствуют себя комфортно даже при температуре -50°C.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12552017/12552017_1000.jpg
9. Вечерняя планёрка в офисе начальника партии.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12552409/12552409_1000.jpg
10. Уточненная карта-схема по результатам полевой съёмки. На ней отображается расположение коммуникаций и охранных зон, орогидрографии (участки сложного рельефа, реки, озёра, болота, маршруты объездов).
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12552534/12552534_1000.jpg
11. Гусеничный вездеход ГАЗ возвращается с топографических работ.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12552911/12552911_1000.jpg
12. Водитель вездехода и геодезист.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12553193/12553193_1000.jpg
13. Съемка начинается с выноса в натуру пунктов географических наблюдений, закрепляемых вехами.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12553271/12553271_1000.jpg
14. С помощью специального оборудования геодезист определяет точные координаты и высотные отметки пунктов географических наблюдений.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12553569/12553569_1000.jpg
15.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12553800/12553800_1000.jpg
16. Процесс загрузки геофизического оборудования в вездеход МТЛБу. Для регистрации сейсморазведочных данных используется современная наземная система Sercel 428XL.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12554010/12554010_1000.jpg
17. Перед доставкой цифровых сейсмических кабелей – разбухтовывают.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12554262/12554262_1000.jpg
18. Кабель нужен для передачи на большие расстояния громадных массивов сейсморазведочных данных.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12554675/12554675_1000.jpg
19.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12554786/12554786_1000.jpg
20. Установка сейсмооборудования вешками профиля. Гусеничный вездеход движется вдоль размеченного пикетами профиля, а рабочие сбрасывают кабель.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12555124/12555124_1000.jpg
21. Параллельно разматывают группы геофонов — приборы для регистрации упругих волн. Они преобразовывают колебания почвы в электрический сигнал.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12555348/12555348_1000.jpg
22. Геофон вручную устанавливают в снег. Из-за цвета и формы сейсморазведчики называют его «морковкой».
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12555577/12555577_1000.jpg
23.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12555947/12555947_1000.jpg
24. Размотка телеметрической «косы» и выгрузка группы геофонов.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12556099/12556099_original.jpg
25. Бригадир сейсмобригады и водитель смоточного вездехода МТЛБу.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12556329/12556329_900.jpg
26. Работы по размотке продолжаются на закате.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12556693/12556693_900.jpg
27. Установка групп геофонов на профиле.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12556867/12556867_900.jpg
28. Диспетчер в процессе работы. Она выдаёт задания водителям, ведёт табели и путевые листы, а также считает расход ГСМ.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12557301/12557301_900.jpg
29. Вибрационная установка XVib PLS-362 на гусеничном ходу.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12557343/12557343_900.jpg
30. Вес установки — почти 40 тонн, максимальная скорость — 19,3 км/час. Махина с дизельным двигателем Detroit мощностью 475 лошадиных сил.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12557798/12557798_900.jpg
31. Вибрационная сейсмическая установка XVib в работе. Такая установка заменяет взрывы в скважинах. Она тоже создает упругие колебания, которые проходят через толщу пород, отражаются от границ между пластами и возвращаются к поверхности, где регистрируются геофонами.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12557964/12557964_900.jpg
32. На проекте используются 10 вибрационных установок — 8 в работе и 2 запасных.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12558133/12558133_900.jpg
33. Для повышения производительности применяется система Flip-Flop. Две группы вибраторов работают поочредно: пока одна из групп вибрирует, другая перемещается на следующий пикет.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12558668/12558668_900.jpg
34. Для синхронной работы вибраторов и сейсмостанций используются системы управления вибрационными установками Vib Pro.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12558924/12558924_900.jpg
35. Запуск свип-cигнала. Его параметры изменяются во времени.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12559329/12559329_900.jpg
36. Опорная плита вибрационной установки XVib. Тяжёлая плита плотно прижимается к поверхности и возбуждает упругие колебания.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12559604/12559604_900.jpg
37. Группа вибраторов в работе на профиле. Всего в рамках проекта нужно отработать более 40 000 физических наблюдений.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12559685/12559685_900.jpg
38. Сейсмоприемники расставляются по 24 приемным профилям, на каждом из них по 144 канала. Расстояние между приемными профилями составляет 300 метров, между группами — 50 метров. Такое же расстояние между профилями и пунктами возбуждения.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12560124/12560124_900.jpg
39. Вагон-офис топогеодезического отряда. Здесь оперативно обрабатывается материал полевых наблюдений.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12560304/12560304_900.jpg
40. Геофизик-оператор за работой. После каждого возбуждения все вибрационные установки передают на сейсмостанцию графические и табличные данные о качестве работы PSS (Post Sweep Service). На дисплее отображается информация о пиковых и средних значениях фазы, величине усилий и искажениях.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12560400/12560400_900.jpg
41. Фрагмент монитора сейсмостанции во время наблюдения шумов профиля.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12560740/12560740_900.jpg
42. Фрагмент сейсмограммы.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12561063/12561063_900.jpg
43. Геофизик контроля качества за обработкой полученных данных. Специалисты подрядчика совместно с представителями заказчика осуществляют первичную оценку качества полевых материалов, делают отбраковку и принимают решение о том, нужно ли продублировать геодезические или сейсмические наблюдения.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12561173/12561173_900.jpg
44. Территория полевого лагеря разделена на жилую и производственную зоны. В жилой располагаются вагон-дома для персонала, две столовых и медпункт, где фельдшер может оказать первую помощь. Для работы инженерно-технического персонала организованы офисы. На производственной территории оборудуются площадки для стоянки и ремонта техники, хранения ГСМ, а также мастерские и дизельные электростанции.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12561607/12561607_900.jpg
45. В вахтовом городке проживают 180 человек.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12561739/12561739_900.jpg
46. Персонал сейсмопартии обеспечивают спецодеждой, постельными принадлежностями и трёхразовым питанием. На территории постоянно функционируют душевая и прачечная. Бытовой мусор собирают в отведённом для этого месте и затем сжигают специальной установкой.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12562087/12562087_900.jpg
47. Для связи бригад с отрядами, отрядов — с базой партии, подразделений подрядчика — с заказчиком организуется система радиосвязи. Ещё здесь есть круглосуточная телефонная связь, высокоскоростной интернет, а также телевидение Триколор.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12562238/12562238_900.jpg
48. Жилые вагон-дома.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12562510/12562510_900.jpg
49. Транспортировка вагон-домов на площадь работ.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12562857/12562857_900.jpg
50. Мобилизация сейсморазведочной партии — сложный и многоэтапный процесс. Всё начинается с отвода участка земли под зимник, затем нужно откопать от снега всё имущество и подготовить дома к переезду. Дальше следуют рекогносцировка и строительство временной зимней дороги и только после этого — переезд.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12563109/12563109_900.jpg
51.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12563369/12563369_900.jpg
52. Заправка вездехода дизельным топливом.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12563646/12563646_900.jpg
53. Вездеход КТМ выезжает за оборудованием.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12563877/12563877_900.jpg
54. Экипаж вездехода КТМ.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12564098/12564098_900.jpg
55. Приборная панель вездехода КТМ.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12564383/12564383_900.jpg
56.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12564728/12564728_900.jpg
57. Наладчик геофизической аппаратуры на снегоходе «Буран». Эти универсальные снегоходы используют чтобы быстро устранить неисправности на приёмных линиях.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12564819/12564819_900.jpg
58. Выезд наладчиков на профиль.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12565150/12565150_900.jpg
59. Вездеход «ТРЭКОЛ».
Он может передвигаться по снежному и заболоченному бездорожью, по грунтам со слабой несущей поверхностью — песку, глине, торфу, а также преодолевать небольшие водные преграды. Такие вездеходы часто используются для эвакуации и транспортировки пострадавших в тех местах, которые недоступны другим транспортным средствам.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12565354/12565354_900.jpg
60. «ТРЭКОЛ» на заправке арктическим дизельным топливом. Оно предназначено для экстремально низких температур (до –50°С).
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12565566/12565566_900.jpg
61. Арктическое дизтопиво содержит повышенный процент веществ, снижающих вязкость и понижающих температуру замерзания.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12565928/12565928_900.jpg
62.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12566037/12566037_900.jpg
63. В суровых погодных условиях тундры выживают только самые неприхотливые растения, в основном мхи, лишайники, травы и карликовые кустарники. Встречаются багульник, брусника, чёрная и красная смородина.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12566323/12566323_900.jpg
64. Типичный обитатель Ямала — северный олень. Региону принадлежит мировой рекорд по величине поголовья этих домашних животных — более 600 тысяч голов. В Ямало-Ненецком автономном округе официально зарегистрировано 3 тысячи оленеводческих бригад, а пастбищами служат тундровые просторы площадью 47 миллионов гектаров.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12566536/12566536_900.jpg
65. Местное население. На территории ЯНАО проживают представители коренных народов — ненцы, ханты и коми-зыряне.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12566869/12566869_900.jpg
66.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12567286/12567286_900.jpg
67.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12567360/12567360_900.jpg
68.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12567641/12567641_900.jpg
Сразу видно Россия часть глобальной экономики, сырьевой придаток.
И техника по большей части – импортная
Да. вся спецтехника для сейсморазведки – импортная,наше только вагончики и вездеходы.
итог – абрамовичи фридманы дерипаски забирают почти ВСЮ прибыль, Русы получают разрушенную экосистему, бюджет – крошки бумаги, которую присвоили монополию печатать “ФРС”.
гораздо выгоднее было бы восстановить суверенное право печатать собственные деньги. Природа была бы целее.
Верно, и это ещё раз доказывает что в будущем эти скоты оставят и будут хорошо обеспечивать только тех, кто им нужен для окончательного разграбления страны с дальнейшим превращением её в мировую помойку. Всех остальных уже потихоньку утилизируют. Жуть…
Многие в Ванкоре и Новом Уренгое работают вахтовым методом из Красноярского края, а в городах и поселках края безработица и деградация, например в Канске.
Может специально закрывают там заводы и фабрики, чтобы люди на север ехали?